MOTU M6 – звуковой USB интерфейc c 4 микрофонными входами

Выпуском MOTU M6 американский производитель продолжает развивать успех своих самых доступных по цене USB интерфейсов M серии. Младшие модели M2 и M4 продолжают быть бестселлерами, однако они не обладают никакими возможностями нарастить число каналов. Таким образом, если вам нужно записывать более двух каналов, приходится сразу же смотреть на дорогие продвинутые старшие модели. Чтобы заполнить этот разрыв, была разработана шестиканальная модель M6, в которой имеется четыре независимых микрофонных плюс два линейных входа.

Начинка и оснащение M6 во многом аналогично младшим моделям. То есть перед нами те же самые отличные преампы, АЦП и ЦАП, которые уже зарекомендовали себя в интерфейсах M2 и M4. Как и прежде, значение полной задержки (Round Trip Latency) по паспорту составляет 2.5 мс при буфере 32 семпла на частоте 96 кГц. Питание от шины USB всё ещё возможно, но только при подключении к современному USB порту с достаточным током. В других случаях необходимо будет воспользоваться небольшим блоком питания на 15Вт, идущим в комплекте.

И всё же MOTU M6 чуть больше, чем просто версия M2/M4 с увеличенным числом входов. Во-первых, производитель отказался от RCA разъёмов, тем самым намекая, что это устройство сугубо для профессионалов. Во-вторых, добавлена новая возможность переключения между двумя парами мониторов, нажатием на кнопку A/B. В-третьих, имеется два независимых выхода на наушники, в которые можно подать разные фонограммы, в один выход с каналов 1/2, в другой с каналов 3/4.

Эти, казалось бы, несущественные мелочи могут сильно облегчить жизнь и сыграть в пользу выбора именно модели MOTU M6. Конечно, у производителя имеются ещё более профессиональные компактные интерфейсы MOTU Ultralite MK5 и MOTU 624, где есть аппаратный микшер и эффект-процессор. Линейка M всё же не про максимум встроенных функций, а про доступность и в то же время высокое качество звука. Тем не менее, как мы видим, производитель решил нафаршировать интерфейс M6 ещё чуть большим числом возможностей.

Корпус M6 увеличился в размерах не только по сравнению с M2/M4, но даже и со старшими моделями Ultralite и 624. Производитель мог всё сделать намного компактнее, но решил не мельчить и накинул несколько сантиметров по бокам. Это типично для американцев, они во всём любят крупные формы. Конечно, такой подход идёт на пользу повседневному использованию. Становится удобно подключить разъёмы сзади и оставить больше места для пальцев при регулировке уровней ручками — намного меньше шансов задеть гейн соседнего канала. Как и прежде, все ручки цифровые, с шагом 1 дБ, а значит левый и правый каналы всегда выровнены. Ручки крутятся с небольшим приятным усилием и не люфтят.

Надо сказать, что качество изготовления MOTU как всегда на высоте. Очень крепкий полностью металлический корпус, окрашенный порошковой краской. Высококачественные разъёмы Amphenol. Даже отсутствие волшебной надписи Made in USA или Assembled in USA в последних ревизиях никак не сказывается на качестве деталей и на звуке, о чём мы проводили специальное исследование. Читайте наши материалы Сравнение исходной и современной версии звукового USB интерфейса MOTU M2, а также Сравнение исходной и современной версии звукового USB интерфейса MOTU M4.

Технические характеристики MOTU M6

Микрофонные входы  
Разъем
XLR / TRS комбинированный
XLR  
Импеданс 2.65 кОм
Фантомное питание +48 В
EIN -129 dBu
Динамический диапазон 115 дБА
Кг+шум -97 дБ
Максимальный уровень входа +10 dBu
Диапазон гейна 0 .. +60 дБ
TRS в комбо-разъёме  
Разъём Балансный или небалансный,
для линии или гитары
Импеданс 1 МОм для гитары
2 МОм для линии
Динамический дипазон 115 дБА
Кг+шум -100 дБ
Максимальный уровень входа +16 dBu
Диапазон гейна
0 .. +57 дБ
Линейный вход TRS 5/6  
Разъём 1/4” TRS, балансный
Динамический дипазон 115 дБА
Кг+шум -106 дБ
Максимальный уровень выхода +18 dBu
Линейный выход TRS  
Разъём 1/4” TRS, балансный
Импеданс 100 Ом
Динамический диапазон 120 дБА
Кг+шум -110 дБ
Максимальный уровень выхода +16 dBu
Наушниковый выход  
Разъём 1/4” TRS
Динамический диапазон 115 дБА
Кг+шум -110 дБ
Максимальный уровень выхода +12.5 dBu

Полные технические характеристики в данный момент можно найти только в обновлённой инструкции для всей линейки карт M2/M4/M6. Они совпадают для всех моделей, так что стоит делать выбор только по тем функциям, что реально нужны пользователю.

Характеристики выходов и выходов, а также уровень сигнала производитель свёл в отдельную табличку.

Разъем Динамический диапазон Кг+шум Уровень сигнала
Линейные выходы 1/4" TRS, балансный 120 дБА -110 дБ +16dBu
Линейные входы 1/4" TRS, балансный 115 дБА -107 дБ +18dBu
Микрофонные входы XLR, балансный 115 дБА -129dBu EIN +10dBu
Выход для наушников 1/4", TRS стерео 115 дБА -110 дБ +12.5dBu

Внутренняя электронная начинка ожидаемо полностью соответствует младшим моделям.

Внутри установлен 32-битный ARM процессор Cortex-M7 ATSAMS70N20, как и в остальных моделях серии M.

Единственный 8-канальный ЦАП ES9026PRO (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ) работает на все 4 аналоговых канала карты.

Для 6 каналов оцифровки применены сразу два чипа АЦП. 2-канальный АЦП ESS ES9820Q и 4-канальный ESS ES9840Q. Характеристики у них одинаковы, динамический диапазон 116 дБА, Кг+шум -108 дБ.

Как и в других моделях, здесь применён низкошумящий интегрированный предусилитель THAT 6263 с цифровым управлением.

Каждый выход на наушники обслуживает свой интегрированный усилитель OPA1688A, выдающий напряжение 3.3 Vrms при низких искажениях.

Мы тестировали M6 с прошивкой 2.01 от ноября 2022 года. Как видим, в панели к M2 и M4 было добавлено фото и M6. При этом, драйвера те же самые универсальные для всего семейства. Никаких панелей с регуляторами нет. Всё управление осуществляется только аппаратными ручками и кнопками на корпусе M6.

В плеере foobar 2000 при использовании ASIO всё так же присутствует небольшой глюк с переключением частот файлов, смена частоты происходит только при повторном запуске файла. Это присутствует во всех моделях данной линейки, возможно это особенность драйвера.

С опцией lowest lantency RTL задержка при буфере 64 семпла и частоте 44.1 кГц составляет всего 6 мс.

В рекламе производитель говорит о задержке 2.5 мс при буфере 64 семпла и частоте 96 кГц.

Наши измерения подтверждают эти заявления. Однако при таком маленьком размере буфера 32 семпла многократно увеличивается шанс получить треск в звуке из-за опустошения буфера. Для USB устройств стоит выбирать реалистичные значения задержки от 4 до 8 мс, что обеспечит повышенную стабильность работы звуковых приложений.

Напомним, что небольшой буфер и быстрая скорость прохождения сигнала важны для обработки сигнала в реальном времени, например, при игре на MIDI-клавиатуре или обработке звука гитары/вокала программными эффектами.

Диагностика ASIO

Device: MOTU M Series

Features:
Input channels: 10
Output channels: 4
Input latency: 91
Output latency: 235
Min buffer size: 16
Max buffer size: 4096
Preferred buffer size: 64
Granularity: -1
ASIOOutputReady — not supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported

352800 Hz — not supported
384000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (In 1) — Int32LSB
channel: 1 (In 2) — Int32LSB
channel: 2 (In 3) — Int32LSB
channel: 3 (In 4) — Int32LSB
channel: 4 (In 5) — Int32LSB
channel: 5 (In 6) — Int32LSB
channel: 6 (Loopback 1) — Int32LSB
channel: 7 (Loopback 2) — Int32LSB
channel: 8 (Loopback Mix 1) — Int32LSB
channel: 9 (Loopback Mix 2) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Out 1) — Int32LSB
channel: 1 (Out 2) — Int32LSB
channel: 2 (Out 3) — Int32LSB
channel: 3 (Out 4) — Int32LSB

Несмотря на цифру 6 в названии модели M6, выходных каналов всего 4, как и в интерфейсе MOTU M4. А вот со входами всё в порядке, их 6 физических и 4 виртуальных. Каналы Loopback и Loopback Mix нужны для трансляций в интернет звуков со всех входов и выходов одновременно.

Измерения в RMAA PRO

Мы приводим измерения, соединив выходы TRS и входы карты.

Тестируемое устройство MOTU M4
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out — line-in)
Версия RMAA 6.4.5 PRO
Фильтр 20 Гц — 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -2.6 dB / -2.6 dB
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
+0.02, -0.17
Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-114.4
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
114.5
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00016
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-104.5
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00076
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-114.7
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00073
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Измерения MOTU M6 в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.

Из-за разницы в уровнях выхода и входа в 3 дБ в тесте Loopback не получилось рекордного динамического диапазона. Но здесь гораздо важнее, что спектр шума очень ровный, без наводок, несмотря на питание от шины USB.

Отличный результат по искажениям, их всего 0.00016%, как у топовых продуктов. Спектр гармоник также благоприятный.

Интерфейс M6 можно запитать полностью от современного порта USB-C, а можно вообще к любому порту USB, даже самому допотопному, если подключить идущий в комплекте 15 Вт блок питания. При этом мы не нашли никакой разницы по качеству звука.

Пикметры показывают уровни входов и выходов независимо от положения ручек уровня. То есть они воспроизводят сигнал в цифровой форме и служат только для индикации того, что данные поступают на вход или на выход. В интерфейсах серии M нет никакой обработки, ни low cut фильтров, ни эквалайзера. Всё рассчитано на последующую программную обработку средствами DAW. Облегченные версии ПО MOTU Performer и Ableton Live идут в комплекте, также как набор звуков и эффектов.

Мы произвели тестовую запись голоса на интерфейс MOTU M6 через микрофон Neumann TLM103 и сравнили результат с отдельным преампом и АЦП более высокой ценовой категории. MOTU M6 демонстрирует закономерно прекрасный результат, натуральную передачу тембра и высокую детальность, при отсутствии какого-либо намёка на окрас звука. Для столь компактного устройства с питанием от разъёма USB запись можно считать образцовой.

Качество линейного выхода также высокое. Мы подключали активные мониторы ADAM и отдельный балансный усилитель с пассивными колонками. Качество находится на высоком профессиональном уровне, что позволяет решать любые стоящие задачи или даже просто с комфортом прослушивать музыку. Выход на наушники — это не самая сильная сторона интерфейсов серии M, однако он лучше, чем зачастую можно встретить в данном классе устройств. Запаса по громкости точно хватит для любых массовых моделей наушников.

Выводы

MOTU M6 является логичным продуктом серии M, предлагая 4 микрофонных и 2 чистых линейных входа, с тем же качеством, к которому мы привыкли в моделях M2 и M4. С одной стороны, жаль, что в интерфейсе MOTU M6 та же самая электронная начинка, и поэтому нам было немного скучно его тестировать. С другой стороны, производитель ничего не испортил, а даже привнёс в M6 дополнительный выход на наушники, назначаемый на каналы 3/4, а также оснастил новинку функциями мониторного контроллера, чтобы быстро переключаться между парами мониторов.

Кому не нужны новые функции, тот смело выбирает младшие модели MOTU M2 и M4. Если же основное назначение интерфейса — это профессиональная работа в студии, если нужна рекордно низкая задержка, DSP с эффектами, возможность расширения числа каналов, то стоит посмотреть на более дорогие интерфейсы MOTU Ultralite и MOTU 624.

 

MOTU M6 предоставлен на тестирование
дистрибуторским центром MPC DISTRIBUTION