Сравнение исходной и современной версии звукового USB интерфейса MOTU M2

Мы уже делали свой обзор на двухканальный USB интерфейс MOTU M2. Это прекрасный образец уникального в своем роде продукта от американских инженеров, который сразу же стал хитом продаж. От прочих звуковых интерфейсов MOTU M2 выгодно отличается очень хорошей электронной начинкой и красивыми пикметрами на цветном экранчике. В связи с глобальным дефицитом комплектующих, а конкретно микроконтроллеров XMOS и конвертеров AKM, производителю пришлось поменять поставщиков. Поэтому все современные экземпляры MOTU M2 основаны на ARM процессоре и конвертерах ESS. Все эти изменения вызвали обеспокоенность покупателей - не стало ли от этого хуже? У нас появилась возможность сравнить исходную и обновлённую версию, чем мы сегодня и займёмся в нашем обзоре.

Сначала поговорим о внешнем виде. Скрупулёзный анализ корпуса, ручек и разъёмов не выявил никаких отличий. Всё в точности совпадает. Тот же самый крепкий металлический корпус из алюминиевого профиля. Те же самые фирменные разъёмы Amphenol, те же самые цифровые энкодеры для гейна, мастер-регулятора и наушников. Немного другой оттенок у цветного LCD экранчика. У исходной модели он немного отдавал в синеву, а в новой версии был более белый. Возможно, это особенность нашего экземпляра. Ручки регуляторов крутятся абсолютно одинаково, с небольшим приятным усилием. Качество покраски и нанесения надписей одинаково высокое. Коробка абсолютно та же самая, комплектация не поменялась. В целом, мы не нашли никакой внешней разницы, о чём стоило бы беспокоиться пользователю.

Технические характеристики MOTU M2/M4

Микрофонные входы  
Разъем
XLR / TRS комбинированный
XLR  
Импеданс 2.65 кОм
Фантомное питание +48 В
EIN -129.5 dBu
максимальный гейн, 150Ω, A взвешенное
Динамическй дипазон 115 дБА
Кг+шум < 0.0014%
АЧХ +0 -0.1 дБ
Максимальный уровень входа +10 dBu
в минимальном положении гейна
Диапазон гейна 0 .. +60 дБ
TRS  
Разъём Балансный или небалансный,
для линии или гитары
Импеданс 1 МОм
Фантомное питание отсутствует
Динамическй дипазон 114 дБА
Кг+шум < 0.0015%
АЧХ ± 0.15 дБ
Максимальный уровень входа +16 dBu, в минимальном положении гейна
Дипазон гейна
0 .. +57 дБ
Линейный вход
на задней панели
(только для M4)
 
Разъём Балансный или небалансный, только линия
Фантомное питание отсутствует
Динамическй дипазон 115 дБА
Кг+шум < 0.0005%
Максимальный уровень входа +18 dBu, в минимальном положении гейна
АЧХ ± 0.07 дБ
Линейный выход TRS  

Разъём
1/4” TRS, балансный
Импеданс 100 Ом
Динамическй дипазон 120 дБА
Кг+шум < 0.00032%
АЧХ +0, -0.1 дБ
Максимальный уровень выхода +16 dBu
Линейный выход RCA  
Разъём RCA
Динамическй дипазон 119 дБА
Кг+шум < 0.00039%
Максимальный уровень выхода +16 dBu
Наушниковый выход  
Разъём 1/4” TRS
Динамическй дипазон 115 дБА
Кг+шум < 0.0003%
Максимальный уровень выхода +12.5 dBu

Несмотря на обновление начинки, паспортные параметры интерфейсов MOTU M2/M4 остались теми же самыми. И это хорошая новость.

Разумеется, именно в электронной начинке имеются существенные различия между двумя версиями.

Внутри микроконтроллер XMOS заменён на 32-битный ARM процессор Cortex-M7 ATSAMS70N20, который мы уже видели в MOTU UltraLite MK5. Также как и раньше, протокол обмена остаётся USB2.0.

Если раньше стоял очень хороший 8-канальный ЦАП ES9016S (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ), то производитель и его тоже обновил на 8-канальный ЦАП ES9026PRO (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ), просто потому, что ES9016S уже не выпускается. Оба они полностью аналогичны по всем параметрам. При этом по паспорту у обоих поколений MOTU M2 заявлено 120 дБА динамического диапазона на выходе.

Вместо прежнего 2-канального АЦП AK5552 (динамический диапазон 115 дБА, Кг+шум -106 дБ), применён 2-канальный АЦП ESS ES9820Q (динамический диапазон 116 дБА, Кг+шум -108 дБ). Как видим, хуже точно не стало. По нашим измерениям, обе модели обеспечивают по входам в точности 115 дБА динамического диапазона. Искажения TRS входов также одинаковы и определяются не АЦП, а предусилителем, который остался неизменным. Единственное небольшое отличие в АЧХ. Если у старой MOTU M2 на 20 Гц спад составляет -0.1 дБ, то у новой -0.6 дБ. Это работает обязательный в любой схеме фильтр, который необходим для исключения постоянной составляющей на входе АЦП.

Как мы уже сказали, в обоих поколениях MOTU M2 используется проверенный временем американский интегрированный чип THAT 6263 с цифровым управлением, который объединяет в себе микрофонный предусилитель, контроллер и буфер АЦП. Диапазон гейна от -8 до +34 дБ.

Выход на наушники обслуживает тот же самый ОУ OPA1688. Он выдаёт по паспорту 50 мВт 32 Ом при низких искажениях. Хотя кажется, что такие цифры слабоваты для усилителя, в некоторых бюджетных интерфейсах производители умудряются сделать мощность ещё в 10 раз ниже. Здесь же даже на высокоомных наушниках громкости вполне хватает. Размах сигнала 3.3Vrms даёт довольно неплохой звук даже в Beyerdynamic 990 PRO, без слышимых проблем.

Драйвера для карт не изменились. Обе карты прекрасно работают одновременно в одной системе с одним и тем же драйвером. Панель тоже одинаковая. Прошивки у карт, разумеется, разные, но для пользователя при этом никаких отличий нет. Количество программных входов и выходов не поменялось. Стабильность работы как у всех устройств MOTU высокая, без каких-либо особенностей.

В панели карты имеется полезная галка Use lowest latency, которая позволяет включать и отключать дополнительный буфер, повышая либо скорость прохождения сигнала, либо стабильность.

С этой опцией RTL задержка при буфере 64 семпла составляет 6.2 мс, что очень неплохо.

Напомним, что небольшой буфер и быстрая скорость прохождения сигнала важны для обработки сигнала в реальном времени, например, при игре на MIDI-клавиатуре или обработке звука гитары.

Диагностика ASIO

Device: MOTU M Series
Features:
Input channels: 6
Output channels: 2
Input latency: 283
Output latency: 459
Min buffer size: 256
Max buffer size: 256
Preferred buffer size: 256
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported

352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (In 1) - Int32LSB
channel: 1 (In 2) - Int32LSB
channel: 2 (Loopback 1) - Int32LSB
channel: 3 (Loopback 2) - Int32LSB
channel: 4 (Loopback Mix 1) - Int32LSB
channel: 5 (Loopback Mix 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Out 1) - Int32LSB
channel: 1 (Out 2) - Int32LSB

Наиболее интересные функции ASIO драйвера - это каналы Loopback и Loopback Mix. Это виртуальные каналы, которые нужны для трансляций всех звуков со входов и выходов в интернет.

Измерения в RMAA PRO

Измерения обеих карт проводились в одинаковых условиях. Карты одновременно были подключены к одному и тому же ноутбуку и USB разъёму. Питание осуществлялось от батареи. Мы приводим измерения только для линейных RCA выходов карты, но для TRS балансных выходов цифры очень похожи.

Тестируемое устройство MOTU M2 RCA OUTPUT
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала Line-out
Версия RMAA 6.4.5 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня 0.0 dB / 0.0 dB
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Модель MOTU M2
старая
новая
 
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.00, -0.10
+0.02, -0.13
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-120.0
-120.0
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
119.6
119.9
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00037
0.00025
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-104.6
-102.1
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00077
0.00125
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-102.3
-99.2
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00123
0.00076
Отлично
Общая оценка
 
 
Отлично

Измерения новой версии MOTU M2 в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.

Разница между цифрами измерений исчеающе мала. Отличный результат в каждом тесте!

Посмотрим на отдельные графики тестов. Для удобства старая и новая версия MOTU M2 совмещены:

Графики АЧХ не отличаются.

Графики шума не отличаются.

Графики теста динамического диапазона не отличаются.

Гармонических искажений чуть-чуть меньше в новой версии.

Интермодуляционных искажений в тесте SMPTE чуть-чуть меньше в новой версии.

Интермодуляционных искажений в тесте CCIF чуть-чуть меньше в новой версии.

В эксплуатации мы не отметили никаких изменений. Все ручки у M2 по-прежнему, цифровые, с фиксированным шагом 1 дБ. Это очень удобно, так как шкала является линейной человеческому восприятию громкости. А цифровые энкодеры явно более долговечны, чем переменные резисторы, где неизбежный перекос по выходным каналам и со временем добавляются шорохи. Сами цифровые регуляторы имеют упоры и риску текущего положения. Плюс такого решения - можно в точности установить равный уровень как всех входных, так и выходных каналов.

Пикметры так же как и ранее выводят только уровень цифрового сигнала до регулятора, то есть никак не зависят от текущего положения ручек линейного выхода. Было бы хорошо иметь, например, разметку в дБ рядом с ручками регуляторов, как в недорогих микшерных пультах.

В интерфейсах нет никакой обработки, ни low cut фильтров, ни эквалайзера. Всё рассчитано на последующую программную обработку средствами DAW. Облегченные версии ПО MOTU Performer и Ableton Live идут в комплекте, также как набор звуков и эффектов.

Мы произвели тестовую запись голоса на оба интерфейса через микрофон Neumann TLM103. В обоих случаях получился прекрасный результат. Оригинальная версия MOTU M2 с АЦП AKM даёт чуть-чуть теплее оттенок голоса, обновлённая MOTU M2 с АЦП ESS даёт чуть-чуть больше деталей. Но разница микроскопическая, так как микрофонный предусилитель внутри абсолютно одинаковый. Если сравнить любую версию MOTU M2 с конкурентами, там различий на порядок больше.

По качеству звучания с линейного выхода, оба интерфейса при быстром переключении с одного на другой не отличаются. Послушав продолжительное время, мы отдаём чуть большее предпочтение обновлённой версии MOTU M2. Ещё раз отметим, что продукт получился очень уданым, звук то, что нужно в студии и с TSR выходов, и с RCA. Высокая детальность, широкая панорама, не слышно тембральных и прочих искажений. Конечно, чудес не бывает - здесь нет DSP эффектов, микшера, даже панель очень скудная, довольно средний по громкости выход на наушники, но зато весь упор сделан на звук входов и выходов. По качеству звук явно лучше, чем в типичном продукте за те же деньги.

Выводы

Обновлённая версия MOTU M2 нас не разочаровала. Американцы блестяще справились с кризисом комплектующих и в те же деньги нашли альтернативу не хуже. Пользователям старых версий расстраиваться и бежать в магазин менять карту нет никакого смысла, по сути вообще нет отличий. Пользователи новых версий могут быть спокойны, что у них продукт точно не хуже, а может быть и чуть-чуть получше.

Для тех, кому нужны дополнительные чистые линейные входы для оцифровки стоит обратить внимания на интерфейс MOTU M4. Там выходы и микрофонные входы абсолютно те же, даже печатная плата выглядит как точная копия. Также только в M4 есть регулятор баланса между входами и выходами при прямом мониторинге сигнала. Этот регулятор нужен только при записи голоса или инструмента с фонограммой. Если вас интересуют преимущественно выходы, то можно смело брать более дешевую модель M2.

Если же основное назначение интерфейса - это профессиональная работа, если нужна рекорндо низкая задержка, DSP с эффектами, возможность расширения числа каналов, то стоит посмотреть на более дорогие интерфейсы MOTU.

 

MOTU M2 предоставлен на тестирование
дистрибуторским центром MPC DISTRIBUTION