MOTU UltraLite MK5 – профессиональный звуковой интерфейс с двумя предусилителями, микшером и аппаратным DSP
Максим Лядов
Американцы MOTU не прекращают радовать нас новыми интересными продуктами. MOTU UltraLite MK5 на сегодня самый перспективный интерфейс средней ценовой категории. Он обладает значительно улучшенной электронной начинкой, аппаратным микшером с DSP эффектами.
Внешне UltraLite MK5 сразу выделяется отличным большим OLED экранчиком, который пришел на смену ЖК в прошлых моделях. В остальном мы видим привычные 2 микрофонных предусилителя спереди и большое количество входов-выходов сзади. Линейных аналоговых входов 8 штук, а выходов целых 10.
Естественно, корпус такой же как у всех моделей интерфейсов MOTU - крепкий, полностью металлический, с возможностью опциональной установки в рэковую стойку.
Технические характеристики MOTU UltraLite MK5
- Рабочие частоты: 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192
- микрофонные входы: 2 x XLR/TRS (линейный/микрофонный/гитарный )
- гитарный вход импеданс 1 МОм
- линейные входы: 6 TRS балансные
- линейные выходы: 10 TRS балансные
- цифровые входы/выходы: ADAT, RCA SPDIF
- USB разъём: USB-C 2.0, совместим с iOS
- всего каналов: 18 входов / 22 выхода в режиме 44/48
- MIDI вход/выход: имеется
- наушниковый выход: 1
- габариты: 220 x 175 x 45 мм
- вес 1.31 кг
- ОС: macOS 10.11 и выше, Windows 10 и выше
- ПО в комплекте: панель CueMix 5, MOTU Performer Lite, 6GB лупов и звуков Big Fish Audio, LucidSamples, Loopmasters и MOTU
Несмотря на небольшой корпус, производитель смог разместить не только большое число аналоговых разъёмов, но и кучу цифровых: ADAT, SPDIF, MIDI. Подключение к компьютеру возможно к любому разъёму USB. Внутри используется USB2.0, но традиционно для MOTU задержка сигнала очень низкая.
Учитывая, что начинка на очень высоком уровне, модель смело можно ставить против любых студийных топов, а конкурентам стоит начать переживать за свои продукты.
Паспортные характеристики входов и выходов
Разъем | Динамический диапазон | Кг+шум (невзвешенный) | Уровень | |
---|---|---|---|---|
Лин. входы | 1/4" TRS, балансный | 120 дБ | -114 дБ (0.0002%) | 24 dBu |
Лин. выходы | 1/4" TRS, балансный | 125 дБ | -114 дБ (0.0002%) | 21 dBu |
Микрофон. вход |
XLR, балансный | 115 дБ | Кг+шум: -113 дБ EIN: -129 dBu | макс: 0 dBu гейн: +74 dB |
Наушниковый выход |
1/4" TRS стерео | 118 дБ | -110 дБ (0.0003%) | макс: 14 dBu импеданс : <1 Ом |
Все входы и выходы обладают превосходными характеристиками. Практический смысл в таких высоких цифрах для студийных задач очень даже имеется. Можно оцифровывать сигналы не только максимальной амплитуды, но и иметь большой запас (хедрум) по перегрузке. Для выходов высокие параметры означают, что при регулировке не будет слышно никакого фонового шума даже при существенном снижении уровня мониторинга в цифровом виде в аппаратном микшере. Также такие цифры говорят о высоком классе начинке и о том, что инженеры хорошо потрудились.
Контроллер шины USB это 32-битный ARM процессор ATSAMS70N20.
Далее в цифровой начинке идут аппаратный DSP Analog Devices и FPGA Altera MAX10, в которых реализован аппаратный микшер с эффектами обработки.
Микрофонные предусилители PGA2500 с цифровым управлением не стали большим сюрпризом. Такие применяются повсеместно практически во всех профессиональных студийных рэковых интерфейсах MOTU.
А вот ЦАП ESS Sabre 32 ES9026PRO мы до этого не видели в начинке у американцев. Обычно стоял ES9016S, теперь же поставили 8-канальную модель нового поколения.
АЦП поставили не менее новый и интересный. Это 8-канальный AK5578 из новой 55-й серии преобразователей, который ставят в топ-сегмент студийной аппаратуры.
Усилитель для наушников OPA1688 мы уже видели в MOTU M2/M4. Не самый плохой вариант. Для типичных 32-омных студийных наушников его вполне хватает.
Операционные усилители вполне приличные, LM49724 на входах, OPA1678 на выходах.
Управление стало проще, чем в предыдущих поколениях интерфейсов MOTU. Теперь экранчик устройства служит только для отображения пикметров. Все настройки вынесены в панель карты, которая существует для ПК и Mac.
На главном экране показаны настройки микрофонных входов и выходов на мониторы и наушники.
Аппаратные настройки позволяют, помимо прочего, выбрать размер буфера.
Отдельная вкладка посвящена входам. В случае подключения TRS джека в комбинированный разъём спереди, вход автоматически переходит в режим линейного. Опция Pre Fx позволяет направить сигнал на запись в чистом виде, до наложения DSP эффектов.
Отдельная вкладка посвящена выходам. Main Out регулировку цифровой ручкой спереди интерфейса можно связать с любым физическим выходом или с несколькими.
Аппаратный микшер с эффектами позволяет создать 6 сабмиксов на отдельных вкладках.
Из эффектов есть полезные гейт и компрессор, с графической иллюстрацией.
4-полосный графический эквалайзер выглядит довольно продвинутым.
Ревербератор представляет собой один общий эффект на отдельной шине, куда можно посылать каналы микшера. Немного приноровившись, можно добиться неплохого ревера, не уступающего бюджетным аппаратным микшерам.
Задержка ожидаемо низкая, 6 мс при буфере 64 семпла в режиме 44 кГц. Производитель рекламирует гораздо более головокружительные цифры, всего 2.4 мс при 96 кГц и буфере 32 семпла. Без нужды такой буфер ставить смысла не имеет.
Features:
Input channels: 20
Output channels: 22
Input latency: 91
Output latency: 203
Min buffer size: 64
Max buffer size: 64
Preferred buffer size: 64
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Mic/Line/Inst In 1) - Int32LSB
channel: 1 (Mic/Line/Inst In 2) - Int32LSB
channel: 2 (Line In 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line In 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line In 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line In 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line In 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line In 8) - Int32LSB
channel: 8 (Loopback In 1) - Int32LSB
channel: 9 (Loopback In 2) - Int32LSB
channel: 10 (S/PDIF In 1) - Int32LSB
channel: 11 (S/PDIF In 2) - Int32LSB
channel: 12 (Optical In 1) - Int32LSB
channel: 13 (Optical In 2) - Int32LSB
channel: 14 (Optical In 3) - Int32LSB
channel: 15 (Optical In 4) - Int32LSB
channel: 16 (Optical In 5) - Int32LSB
channel: 17 (Optical In 6) - Int32LSB
channel: 18 (Optical In 7) - Int32LSB
channel: 19 (Optical In 8) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Main Out 1) - Int32LSB
channel: 1 (Main Out 2) - Int32LSB
channel: 2 (Line Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line Out 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line Out 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line Out 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line Out 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line Out 8) - Int32LSB
channel: 8 (Line Out 9) - Int32LSB
channel: 9 (Line Out 10) - Int32LSB
channel: 10 (Phones Out 1) - Int32LSB
channel: 11 (Phones Out 2) - Int32LSB
channel: 12 (S/PDIF Out 1) - Int32LSB
channel: 13 (S/PDIF Out 2) - Int32LSB
channel: 14 (Optical Out 1) - Int32LSB
channel: 15 (Optical Out 2) - Int32LSB
channel: 16 (Optical Out 3) - Int32LSB
channel: 17 (Optical Out 4) - Int32LSB
channel: 18 (Optical Out 5) - Int32LSB
channel: 19 (Optical Out 6) - Int32LSB
channel: 20 (Optical Out 7) - Int32LSB
channel: 21 (Optical Out 8) - Int32LSB
Имеется поддержка всех частот до 192 кГц. Выход на наушники - не зависит от линейных выходов. Имеются Loopback каналы для стриминга.
Тестирование в RMAA
Тестируемое устройство | [ASIO] MOTU UltraLite-mk5 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | 0.5 дБ / 0.5 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.05, -0.62 |
Хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -118.1 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 118.0 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00016 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -108.0 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00053 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -117.5 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00055 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Тесты подтверждают высокие паспортные данные интерфейса.
На спектре очень мало гармоник и отсутствуют наводки. Всё соответствует высокому классу студийной аппаратуры. Результат намного лучше, чем у предыдущих моделей MOTU серии UltraLite.
Мы записали звук с микрофонного входа на микрофон Neumann TLM102 и сравнили запись на MOTU UltraLite MK5 против более бюджетного интерфейса MOTU M2. Тестирование показало немного разный характер звука, из-за того, что в интерфейсах полностью отличаются предусилители и АЦП. Оба результата понравились, запись MOTU UltraLite MK5 звучит чуть более благородно.
Качество воспроизведения также оказалось лучше у интерфейса MOTU UltraLite MK5. В принципе, разница небольшая, но слышна. Звук MOTU M2 более жесткий, так как начинка там стоит попроще. Для тех, кто хотел сделать апгрейд с недорогих интерфейсов, так, чтобы точно почувствовать разницу, MOTU UltraLite MK5 выглядит подходящим вариантом.
Выводы
Интерфейс MOTU UltraLite MK5 нам очень понравился. Он относится к средней ценовой категории, но по возможностям и качеству звука вполне может потягаться со многими устройствами топ-сегмента. Большое количество входов и выходов, сабмиксы, аппаратный DSP делает устройство применимым для репетиций и записи небольших коллективов либо для посыла сигнала на внешнюю обработку. Качественный звук даёт обновлённая электронная начинка. Отметим простоту управления и понятность всех настроек, разобраться можно без руководства.