MOTU 624 — USB3.0 Thunderbolt интерфейс, больше, чем половинка от 1248
При написании обзора MOTU 1248 мы сделали вывод, что если бы вышла "половинка" от этого интерфейса, то она бы пользовалась огромной популярностью. Вероятно, это было не только наше мнение, поэтому производитель так и поступил. MOTU выпускает целую серию продуктов полурекового размера, с вдвое меньшим числом каналов. Поддержка стандарта AVB позволяет выбирать только те входы и выходы, которые действительно нужны и не переплачивать за лишние каналы. То есть все интерфейсы масштабируются - их можно докупать объединить в единую сеть, через AVB роутер, и подключать к компьютеру Mac, где они будут видится как единое устройство. На платформе Windows пока такой возможности не предусмотрено, только подключение одного интерфейса к компьютеру по USB2/0/3.0 или Thunderbolt 1-2-3.
Вот как об этом нам рассказал Джим Купер, директор по маркетингу американской компании MOTU, на выставке Frankfurt Pro Light + Sound / Musikmesse 2017.
Теперь мы поговорим непосредственно о MOTU 624. Интерфейс поставляется в большой коробке, в комплекте БП и USB3.0 кабель.
Технические характеристики MOTU 624
Частоты | 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц |
Микрофонные | два XLR микрофонных входа аналоговый гейн: 0 to +63 дБ (цифровое управление) |
Аналоговые входы | два 1/4" гитарных входы четыре 1/4" TRS линейных входа (балансный/небалансный) +24 dBu (-96 ... +22) |
Аналоговые выходы | шесть 1/4" TRS линейных выходов (балансные) +20 dBu (-4 ... +20) один 1/4" TRS наушниковый выход |
Цифровые входы/выходы | ADAT оптический режим стерео TOSLink |
Всего входов/выходов | 16 входов / 16 выходов на частоте 44/48 12 входов / 12 выходов на частоте 88/96 8 входов / 8 выходов на частоте 176/192 |
Разъемы подключения к ПК | Thunderbolt 1 (Mac и Windows) совместимо с разъемом Thunderbolt 2 & 3 USB 3.0 (Mac и Windows) совместимо с USB 2.0 и iOS compatible AVB/TSN Ethernet (только Mac) OS X 10.11 или старше |
Цифровые каналы | Thunderbolt (44.1 .. 96 kHz): 128 Thunderbolt (176.4 to 192 kHz): 64 USB 3.0 (44.1 to 96 kHz): 128 USB 3.0 (176.4 to 192 kHz): 64 AVB/TSN Ethernet: 16 ... 128 |
Наушниковый выход | 1/4" TRS |
Фантомное питание | +48В, два индивидуально включаемых входа |
Передняя панель | 1/4" TRS наушниковый выход два TRS гитарных входы цифровой регулятор: громкость main/наушников два гейна гитарных входов два гейна микрофонных преампов две кнопки Pad, две +48В фантомное питание 160 x 128 цветной ЖК |
Power | Внешний БП 12-18В постоянного тока 1.0A |
Габариты и вес | 22 x 17.75 x 4.5 см 1.0 кг |
Характеристики аналоговых входов/выходов MOTU 624
Тип разъема | Динамический дипазон | Кг+шум (THD+N) |
Макс уровень | Диапазон гейна (с шагом 1 дБ) |
|
---|---|---|---|---|---|
Линейные выходы | 1/4" TRS, балансный | 123 дБА | -110 дБ | +20 dBu | 24 дБ (-4 to +20) |
Линейные входы | 1/4" TRS, балансный/небалансный | 117 дБА | -110 дБ | +24 dBu | 118 dBu (-96 to +22) |
Микрофонны вход | XLR, balanced, pin 2 hot | 118 дБА | -110 дБ | +24 dBu (pad) |
63 дБ |
Наушниковый выход | 1/4", TRS stereo | 108 дБА | -100 дБ | 80 мВт | 128 дБ |
Внутренний цифровой процессор и вся электронная начинка полностью совпадает со старшей, более дорогой моделью 1248 с точностью до маркировки применённых ЦАП, АЦП и ОУ. Никаких упрощений!
Цифры измеряемых параметров также совпадают. Особенно поражают низкие искажения -110 дБ эквивалентно 0.0003% для параметра THD+N, шум+искажения. Для обычного THD получается ещё ниже.
Так что же, MOTU 624 - это просто половинка от 1248? На самом деле это даже лучше, чем половинка от 1248. Так как MOTU 624 - более новая разработка, то здесь есть цветной экранчик и USB3.0 интерфейс. Шина USB3.0 актуальна как для PC, так и для Mac, ведь все современные компьютеры и ноутбуки уже оснащены именно этой шиной. При этом USB3.0 порт в устройстве полностью совместим с USB2.0 компьютерами. Есть небольшая неприятность для пользователей старых компьютеров. Если в чипсете не имеется родных USB3.0 портов Intel, а только USB2.0 плюс внешний контроллер (NEC, Etron), лучше подключить именно к USB2.0. Иначе, скорее всего, будут проблемы с совместимостью. Особенно это касается Windows 7, где полноценной поддержки USB3.0 внутри ОС так и не сделали, сняв её с продаж и поддержки. Таким образом, если вам нужно именно USB3.0 подключение, то лучшим вариантом для платформы ПК будет современный компьютер с Windows 10. Если речь идёт о профессиональной работе, то это не является нерешаемой проблемой.
Интерфейсы MOTU также могут работать вообще без компьютера, как чистые конверторы аналог-ADAT, ADAT-аналог или как цифровой микшер с управлением через веб-интерфейс. Переключение между режимами осуществляется в веб-интерфейсе. Помимо Thunderbolt, Ethernet подключения и USB, для расширения каналов имеются оптические входы и выходы ADAT.
Для iPad имеется специальное приложение MOTU AVB Discovery, которое находит устройства AVB в локальной сети и позволяет по Wi-Fi всё то же, что и в веб-интерфейс. Кстати, в нашем форуме был вопрос: какой интерфейс позволяет удалённо из другой комнаты управлять всеми настройками? Как раз для такой задачи идеально подойдёт любой интерфейс MOTU серии AVB. Абсолютно все настройки видны на iPad или на ноутбуке, который подключен в локальную сеть по Wi-Fi. Причем, удалённо видны не только все настройки, но и пикметры. Также возможно создание любых сабмиксов на имеющиеся шины, либо их можно использовать для подключения внешних эффектов как INSERT так и SEND, если хватит каналов подключения. Есть и аппаратные эффекты внутри набортного DSP, это эквализация, компрессия, ревер.
Эквалайзером хорошо управлять с экрана iPad пальцем, при этом ПО отзывчивое, не тормозит. Всё работает независимо от ПК и в реальном времени, без задержки.
Ещё раз о преимуществах интерфейсов MOTU AVB:
- Высочайшее качество звука — все балансные TRS выходы 123 дБ динамический диапазон и -110 dB THD+N (0.0003%) при -1 dBFS, невзвешенный, 1 кГц
- Подключение — Thunderbolt или USB 2.0 / USB 3.0. Есть режим class-compliant и драйвера ASIO
- Аппаратный DSP с микшером и эффект-процессором — 48-канальный микшер с моделированием больших аппаратных консолей, 12 стерео шин и DSP эффекты, такие как ревер, 4-полосный EQ, гейт, компрессор, low cut
- 32-битная обработка с плавающей точкой — бесконечный запас на перегрузку
- Моделирование винтажных эффектов — классический ревербератор. Компрессор моделирует легендарный LA-2A. Эквалайзер моделирует большие консоли
- Расширение и сетевые возможности — простое добавление второго интерфейса (1248, 8M или 16A) обычным Ethernet кабелем, категории Cat-5e. До 5 интерфейсов MOTU вместе при использовании опционального MOTU AVB коммутатора. Сотни метров соединения компьютеров и интерфейсов станадартными AVB коммутаторами и сетевым кабелем, с передачей сотен звуковых каналов с низкой задержкой.
- Матрица коммутации и разветвление (routing, splitting) — гибкое назначение аналоговых, компьютерных и цифровых каналов через понятную матрицу коммутации на другие компьютеры и устройства сети. Разветвление сигнала с любого входа на неограниченное число выходов.
- 256 каналов I/O с одного компьютера — запись и мониторинг до 128 входов и выходов, одновременно, через Thunderbolt подключение
- Управление через браузер — управление параметрами DSP, микшера, настройками, коммутацией через браузер на ноутбуке, планшете, смартфоне по проводам или Wi-Fi
- Автономное микширование с беспроводным управлением — через Wi-Fi маршрутизатор для живых концертов
- ADAT I/O — подключение внешних процессоров, цифровых микшеров и прочего оборудования. 16 каналов 44.1/48 кГц или 8 каналов 88.2/96 кГц
- Полная индикация уровней всех каналов — большой ЖК экран с пик-метрами всех аналоговых и цифровых каналов. Управление аппаратными настройками со встроенного экранчика.
Начинка интерфейсов во всех моделях очень интересная. Цифровая часть, USB и аналоговая часть разположены физически на разных платах. В модели 624 блок питания вынесен из корпуса, что даёт возможность запитать интерфейс от ноутбучной батарейки 12-18В. Её хватит не очень надолго, но бывают и такие ситуации, когда нужно что-то записать вдали от сети питания 220В.
Цифровая часть одна и та же, на базе FPGA Xilinx Spartan, как во всех крутых профессиональных интерфейсах, даёт возможность сделать микшер с нулевой задержкой и с аппаратным DSP.
Микрофонные предусилители. PGA2500 - это аналоговые микрофонные предусилители с цифровым управлением уровня входа с шагом 1 дБ. EIN собственный уровень шума −128dBu. THD+N при усилении 30 дБ всего 0.0004%.
Важнейшая особенность схемотехники - аналоговый регулятор громкости входов с цифровым управлением CS3318. Параметры регулировки громкости просто отличные: -112 дБ THD+N, 127 дБ динамический диапазон. В качестве ОУ используются JRC4580 (входы) и L49724 (выходы). Выход на наушники - ОУ ST 922i, рассчитанный на 32 Ом нагрузку.
ЦАП ESS Sabre 32 ES9016, каждый из 8 его выходных каналов используется как отдельный выход. Несмотря на то, что каналы не счетверённые, как в аудиофильских устройствах, звучание этого ЦАП на поверку прекрасное. Качественный АЦП CS5381, знакомый нам по другой профессиональной аппаратуре.
Официально, по данным MOTU, подключение Thunderbolt даёт RTL задержку (то есть полную задержку вход+выход) всего лишь 1.6 мс. Для USB подключения 1.9 мс. Эти цифры получены установкой буфера 32 семпла и режима 96 кГц.
Шина Thunderbolt, упрощенно говоря, является внешним разъёмом внутренней быстрой шины PCI Express (также может передавать несколько каналов DisplayPort). Скорость передачи достигает 10 Гбит/c, что вдвое выше, чем у USB3.0. Основной минус Thunderbolt подключения для пользователя - это кабель подключения. Вот минусы кабеля: 1) дорогой ($50) 2) короткий (либо 0.5 м либо 2.0 м) 3) не идёт в комплекте ни с какими с Thunderbolt устройствами. Шина Thunderbolt либо имеется в компьютере, либо её нет. Включить какую-то плату расширения или переходник с этим интерфейсом нельзя. По потребительским свойствам USB3.0 выигрывает. Дырок таких в компьюетер достаточное количество, кабели дешевые и идут в комплекте, а разница в задержке сигнала с Thunderbolt несущественная. Кроме того, Thunderbolt наплодили стандартов 1, 2, 3, и необходимы недешевые переходники. Впрочем, кое-где уже появляются и не менее страшные новые разъёмы USB 3.1 gen 2 с удвоенной скоростью и с разъёмом USB-C. Свистопляска стандартов грозит пользователям очередной головной болью с нулевым полезным эффектом. Порадуемся шине USB2.0, которая с нами уже 18 лет, и у которой нет таких проблем..
Мы тестировали задержку по USB2.0 и USB3.0 подключению на компьютере с Windows 7 в режиме 44,1 кГц и получили задержку чуть менее 4 мс, что согласуется с официальными данными 2 мс для 96 кГц. Таким образом, задержка "только для выхода" в режиме 44,1 кГц составит примерно 2 мс. Прекрасный результат!
Важный вопрос: можно ли в реальности работать с такой задержкой в профессиональных приложениях? Не будет ли щелчков на записи и при воспроизведении? Стабильная работа без щелчков при буфере 2 мс возможна только на очень быстрых настольных компьютерах, с хорошо оптимизированной операционной системой. В нашем случае, на двух мощных, но не самых современных компьютерах с 4-ядерным Core i7, стабильная работа была возможна только при буфере 64 семпла и выше. 16 семплов - постоянный треск. 32 семпла - щелчок раз в несколько секунд. 64 семпла - проблем нет. Если вам не нужно играть на MIDI клавиатуре или мониторить гитару с виртуальными обработками, не стоит гнаться за низким размером буфера. Лучше поставить 128 или 256 семплов и не иметь никогда никаких проблем с щелчками. Рекордно низкая задержка в 1 мс - это, скорее, неотъемлемая черта дорогих звуковых карт на FPGA, где рассинхрон видео и звука недопустим, и при этом нужно обязательно создавать миксы и сабмиксы из 128 каналов и отправлять их на другие 128 каналов. Задача сугубо профессиональная, сугубо вещательная. Тот, кто с этим сталкивается по работе, всё про это знает. Кто не сталкивается - не морочьте себе голову. Задержка менее 10 мс не ощутима на слух. Задержка в 1 мс соответствует удалению от источника звука всего лишь на 0,34 метра. Задержка менее 10 мс считается комфортной для игры на музыкальных инструментах. У типичных USB2.0 интерфейсов задержка RTL составляет около 10 мс RTL, что при игре на инструментах даст вдвое меньшее значение 5 мс. То есть даже старая шина USB2.0 позволяет нормально играть на виртуальных инструментах или на гитаре с обработками. При звукозаписи никаких задержек нет, так как значение буфера передаётся в программу через опрос ASIO драйвера и она уже совмещает записанные треки идеально с остальной фонограммой, какой бы буфер вы не поставили, хоть 2048 семплов. Опрос ASIO драйвера в качестве примера можно увидеть в разделе нашей статьи "Диагностика ASIO", чуть ниже.
Все эти пояснения даны для начинающих пользователей, которых все эти форумные баталии о задержке у интерфейсов вгоняют в ступор. Что за "задержка", им непонятно, но, судя по интернет-экспертам, явно что-то очень страшное. Поэтому задержка становится чуть ли не главным критерием при выборе звукового интерфейса.
Зачем тогда вообще интерфейсам MOTU нужна низкая задержка? Дело в том, что он может работать в качестве автономного микшерного пульта с аппаратными эффектами. Тогда возможность очень быстро обрабатывать звук пригодится при живых выступлениях и в вещании, а создаваемые сабмиксы можно подать в мониторы исполнителям через аналоговые выходы.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 16
Output channels: 16
Input latency: 272
Output latency: 768
Min buffer size: 256
Max buffer size: 256
Preferred buffer size: 256
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Analog 1) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 2) - Int32LSB
channel: 2 (Input 3) - Int32LSB
channel: 3 (Input 4) - Int32LSB
channel: 4 (Input 5) - Int32LSB
channel: 5 (Input 6) - Int32LSB
channel: 6 (Analog 3) - Int32LSB
channel: 7 (Analog 4) - Int32LSB
channel: 8 (ADAT 1) - Int32LSB
channel: 9 (ADAT 2) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT 3) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT 4) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT 5) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT 6) - Int32LSB
channel: 14 (ADAT 7) - Int32LSB
channel: 15 (ADAT 8) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Out (Multiple destinations) 1) - Int32LSB
channel: 1 (Out (Multiple destinations) 2) - Int32LSB
channel: 2 (Analog 1) - Int32LSB
channel: 3 (Analog 2) - Int32LSB
channel: 4 (Analog 3) - Int32LSB
channel: 5 (Analog 4) - Int32LSB
channel: 6 (ADAT 1) - Int32LSB
channel: 7 (ADAT 2) - Int32LSB
channel: 8 (ADAT 3) - Int32LSB
channel: 9 (ADAT 4) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT 5) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT 6) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT 7) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT 8) - Int32LSB
channel: 14 (Output 15) - Int32LSB
channel: 15 (Output 16) - Int32LSB
Измерения в RMAA PRO
Тестируемое устройство | MOTU 624 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.2 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -1.4 dB / -1.4 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.02, -0.11 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -117.6 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 117.4 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0002 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -108.7 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0005 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -116.9 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0007 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Напомним результаты тестирования для старшего интерфейса 1248:
Тестируемое устройство | MOTU 1248 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -1.4 dB / -1.4 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.02, -0.11 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -117.1 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 117.1 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0002 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -108.1 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0005 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -116.7 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0006 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Результаты одинаковые, с поправкой на разброс параметров конкретных экземпляров интерфейса. Давайте полюбуемся на отличные графики низких шумов и искажений:
Измерения подтверждают паспортные параметры производителя. Как видим мы упёрлись в линейный вход, который по паспорту в точности 117 дБ сигнал/шум. Зато параметры искажений отличные!
Мы подключали к интерфейсу MOTU 624 имеющиеся у нас мониторы, наушники и микрофон. Как и в случае с MOTU 1248, звук тестируемого интерфейса нам очень понравился. Чистый, детальный, с хорошей атакой и стереопанорамой. Переход на MOTU 624 даст качественный скачок от уровня студийной аппаратуры прошлых годов или от начальной аппаратуры текущего уровня. Очень ждём, что остальные производители подтянутся, и мы увидим не хуже качество звука во всех новых интерфейсах.
Мы послушали аппаратную обработку, подключив микрофон Neumann TLM. Действительно, эффекты эмулируют аналоговую аппаратуру. Впрочем, они больше актуальны для использования интерфейса в качестве микшерного пульта. Никто не заставляет их использовать при записи. Можно из панели сразу послать сигнал в компьютер, полностью минуя микшер. Хотя это может пригодится для мониторинга голоса в наушниках с небольшим наложенным ревером, что иногда делают для большей уверенности вокалиста.
Также мы попробовали управлять интерфейсом с iPad. В отличие от компьютерной панели, на iPad нельзя вывести одновременно все секции эффектов. В остальном никакой разницы. На компьютере интерфейс панели управления в браузере легко и корректно масштабируется стандартными кнопками Ctrl+/Ctrl-. На нашем 27" мониторе без проблем размещались все каналы микшера. Мы сделали пробную многоканальную запись в секвенсоре Cubase (лицензионная полная версия) и не встретили никаких проблем в работе. Впрочем, производитель предлагает даже своё ПО для записи, микширования и мастеринга — полную версию AudioDesk 4.0.
В конце особенно отметим весьма конкурентоспособную цену интерфейсов MOTU AVB. Учитывая прекрасный звук, уникальные возможности и удобство управления, перед нами явный лидер рынка.