Сравнение исходной и современной версии звукового USB интерфейса MOTU M4
Из нашего обзора четырехканального USB интерфейса MOTU M4 читатели уже знают, что это отличный продукт, который представляет собой расширенную версию бестселлера MOTU M2. В отличие от младшей модели, в M4 имеются не два, а четыре входа и выхода. И, что особенно важно для качественных оцифровок, дополнительные линейные входы являются выделенными, то есть сигнал не проходит через предусилитель, в отличие от первых двух каналов. Также как расширенное количество выходов, с двух до четырёх, повышают гибкость подключения. При этом, расширение числа каналов происходит без снижения их качества. Все выходы, включая выход на наушники, обслуживает качественный ЦАП ESS.
Из-за дефицита комплектующих, производитель решил поменять начинку в новых версиях MOTU M2 и MOTU M4. Про обновленную модель MOTU M2 и её отличия от исходной версии мы уже писали в нашей статье Сравнение исходной и современной версии звукового USB интерфейса MOTU M2. Если коротко излагать суть, то микроконтроллеры XMOS и конвертеры AKM были заменены на ARM процессоры и конвертеры ESS. К счастью, эти изменения не вызвали сколь-нибудь заметной разницы во внешнем виде, в звуке или измерениях. Перед нами по-прежнему те самые прекрасные продукты американских инженеров. Можно смело покупать и не задумываться.
Сегодня мы займёмся аналогичным сравнением для четырёхканальной версии MOTU M4. К нам на тест поступил обычный серийный образец, взятый из розничного магазина. Исходная версия карты у нас есть в личном пользовании, так что мы можем напрямую сравнить один интерфейс с другим.
Внешний вид обновлённых MOTU M4 абсолютно не отличим. Здесь имеется тот же самый крепкий металлический корпус из алюминиевого профиля. Те же самые фирменные разъёмы Amphenol, те же самые цифровые энкодеры для гейна, мастер-регулятора и наушников. Ручки регуляторов крутятся абсолютно одинаково, с небольшим приятным усилием. Качество покраски и нанесения надписей одинаково высокое. Коробка абсолютно та же самая, комплектация не поменялась. В целом, мы не нашли никакой внешней разницы, о чём стоило бы беспокоиться пользователю.
Технические характеристики MOTU M2/M4
Микрофонные входы | |
Разъем |
XLR / TRS комбинированный |
XLR | |
Импеданс | 2.65 кОм |
Фантомное питание | +48 В |
EIN | -129.5 dBu максимальный гейн, 150Ω, A взвешенное |
Динамическй дипазон | 115 дБА |
Кг+шум | < 0.0014% |
АЧХ | +0 -0.1 дБ |
Максимальный уровень входа | +10 dBu в минимальном положении гейна |
Диапазон гейна | 0 .. +60 дБ |
TRS | |
Разъём | Балансный или небалансный, для линии или гитары |
Импеданс | 1 МОм |
Фантомное питание | отсутствует |
Динамическй дипазон | 114 дБА |
Кг+шум | < 0.0015% |
АЧХ | ± 0.15 дБ |
Максимальный уровень входа | +16 dBu, в минимальном положении гейна |
Дипазон гейна |
0 .. +57 дБ |
Линейный вход на задней панели (только для M4) |
|
Разъём | Балансный или небалансный, только линия |
Фантомное питание | отсутствует |
Динамическй дипазон | 115 дБА |
Кг+шум | < 0.0005% |
Максимальный уровень входа | +18 dBu, в минимальном положении гейна |
АЧХ | ± 0.07 дБ |
Линейный выход TRS | |
Разъём |
1/4” TRS, балансный |
Импеданс | 100 Ом |
Динамическй дипазон | 120 дБА |
Кг+шум | < 0.00032% |
АЧХ | +0, -0.1 дБ |
Максимальный уровень выхода | +16 dBu |
Линейный выход RCA | |
Разъём | RCA |
Динамическй дипазон | 119 дБА |
Кг+шум | < 0.00039% |
Максимальный уровень выхода | +16 dBu |
Наушниковый выход | |
Разъём | 1/4” TRS |
Динамическй дипазон | 115 дБА |
Кг+шум | < 0.0003% |
Максимальный уровень выхода | +12.5 dBu |
Несмотря на обновление начинки, все паспортные параметры интерфейсов MOTU M2/M4 остались теми же самыми. То есть по техническим характеристикам новые и старые интерфейсы не отличаются.
Паспортные технические характеристики выходов и выходов, а также уровень сигнала производитель свёл в отдельную табличку.
Разъем | Динамический диапазон | Кг+шум | Уровень сигнала | |
---|---|---|---|---|
Линейные выходы | 1/4" TRS, балансный | 120 дБА | -110 дБ | +16dBu |
Линейные входы | 1/4" TRS, балансный | 115 дБА | -106 дБ | +18dBu |
Микрофонные входы | XLR, балансный | 115 дБА | -129dBu EIN | +10dBu |
Выход для наушников | 1/4", TRS стерео | 115 дБА | -110 дБ | +12.5dBu |
В электронной начинке различия между двумя версиями MOTU M4 полностью аналогичны отличиям между версиями MOTU M2, исходной и обновлённой.
Внутри микроконтроллер XMOS заменён на 32-битный ARM процессор Cortex-M7 ATSAMS70N20, который мы уже видели в MOTU UltraLite MK5. Также как и раньше, протокол обмена остаётся USB2.0.
Если раньше стоял очень хороший 8-канальный ЦАП ES9016S (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ), то производитель и его тоже обновил на 8-канальный ЦАП ES9026PRO (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ), просто потому, что ES9016S уже не выпускается. Оба они полностью аналогичны по всем параметрам. При этом по паспорту у обоих поколений заявлено 120 дБА динамического диапазона на выходе.
Вместо прежнего 4-канального АЦП AK5554 (динамический диапазон 115 дБА, Кг+шум -106 дБ), применён 4-канальный АЦП ESS ES9840Q (динамический диапазон 116 дБА, Кг+шум -108 дБ). Как видим, по цифрам он чуточку лучше.
Как мы уже сказали, в обоих поколениях используется проверенный временем американский интегрированный чип THAT 6263 с цифровым управлением, который объединяет в себе микрофонный предусилитель, контроллер и буфер АЦП. Диапазон гейна от -8 до +34 дБ.
Выход на наушники обслуживает тот же самый ОУ OPA1688A. Он выдаёт по паспорту 50 мВт 32 Ом при низких искажениях. Хотя кажется, что такие цифры слабоваты для усилителя, в некоторых бюджетных интерфейсах производители умудряются сделать мощность ещё в 10 раз ниже. Здесь же даже на высокоомных наушниках громкости вполне хватает. Размах сигнала 3.3Vrms даёт довольно неплохой звук даже в Beyerdynamic 990 PRO, без слышимых проблем. Но если кто-то ждёт от этого интерфейса такого же звука, как от стационарного усилителя для наушников, то здесь такого не будет. Впрочем, производитель никогда этой функционального не заявлял. Достаточно уже того, что в устройстве имеется прекрасные АЦП и ЦАП.
Обновленные карты MOTU M2/M4 можно сразу же распознать по версии прошивки в панели карты. Она имеет номер 2.X, тогда как все старые карты выдают 1.X.
Драйвера для карт не изменились. Обе карты прекрасно работают одновременно в одной системе с одним и тем же драйвером. Панель управления тоже одинаковая, для пользователя при этом никаких отличий нет. Количество программных входов и выходов не поменялось. Стабильность работы как у всех устройств MOTU высокая, без каких-либо особенностей.
В панели карты имеется полезная галка Use lowest latency, которая позволяет включать и отключать дополнительный буфер, повышая либо скорость прохождения сигнала, либо стабильность.
С этой опцией RTL задержка при буфере 64 семпла составляет всего 6.2 мс.
Напомним, что небольшой буфер и быстрая скорость прохождения сигнала важны для обработки сигнала в реальном времени, например, при игре на MIDI-клавиатуре или обработке звука гитары.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 8
Output channels: 4
Input latency: 539
Output latency: 747
Min buffer size: 16
Max buffer size: 4096
Preferred buffer size: 512
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (In 1) - Int32LSB
channel: 1 (In 2) - Int32LSB
channel: 2 (In 3) - Int32LSB
channel: 3 (In 4) - Int32LSB
channel: 4 (Loopback 1) - Int32LSB
channel: 5 (Loopback 2) - Int32LSB
channel: 6 (Loopback Mix 1) - Int32LSB
channel: 7 (Loopback Mix 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Out 1) - Int32LSB
channel: 1 (Out 2) - Int32LSB
channel: 2 (Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (Out 4) - Int32LSB
Наиболее интересные функции ASIO драйвера - это каналы Loopback и Loopback Mix. Это виртуальные каналы, которые нужны для трансляций всех звуков со входов и выходов в интернет.
Измерения в RMAA PRO
Мы приводим измерения, соединив выходы TRS и входы карты. Для измерений только выходов можно посмотреть нашу предыдущую статью Сравнение исходной и современной версии звукового USB интерфейса MOTU M2.
Тестируемое устройство | MOTU M4 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -3.1 dB / -3.1 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.02, -0.17 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -114.2 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 114.1 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00016 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -100.2 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00157 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -115.0 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00074 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Измерения новой версии MOTU M4 в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Из-за разницы в уровнях выхода и входа в 3 дБ у новых MOTU M4 в тесте Loopback не получилось рекордного динамического диапазона. Но здесь гораздо важнее, что спектр шума очень ровный, без наводок, несмотря на питание от шины USB.
Отличный результат по искажениям, их всего 0.00016%, как у топовых продуктов. Спектр гармоник также благоприятный.
В эксплуатации мы не отметили никаких изменений. Все ручки у MOTU M4 по-прежнему, цифровые, с фиксированным шагом 1 дБ. Это очень удобно, так как шкала является линейной человеческому восприятию громкости. А цифровые энкодеры явно более долговечны, чем переменные резисторы, где неизбежный перекос по выходным каналам и со временем добавляются шорохи. Сами цифровые регуляторы имеют упоры и риску текущего положения. Плюс такого решения - можно в точности установить равный уровень как всех входных, так и выходных каналов. Также только в старшей модели MOTU M4 есть регулятор баланса между входами и выходами при прямом мониторинге сигнала. Этот регулятор удобен при записи голоса или инструмента с фонограммой.
Пикметры так же как и ранее выводят только уровень цифрового сигнала до регулятора, то есть никак не зависят от текущего положения ручек линейного выхода. Было бы хорошо иметь, например, разметку в дБ рядом с ручками регуляторов, как в недорогих микшерных пультах.
В интерфейсах нет никакой обработки, ни low cut фильтров, ни эквалайзера. Всё рассчитано на последующую программную обработку средствами DAW. Облегченные версии ПО MOTU Performer и Ableton Live идут в комплекте, также как набор звуков и эффектов.
Мы произвели тестовую запись голоса на оба интерфейса через микрофон Neumann TLM103. В обоих случаях получился прекрасный результат. Оригинальная версия MOTU M4 с АЦП AKM даёт чуть-чуть теплее оттенок голоса, обновлённая MOTU M4 с АЦП ESS даёт чуть-чуть больше деталей. Но разница совсем небольшая, так как микрофонный предусилитель внутри абсолютно одинаковый. Если сравнить любую версию MOTU M4 с конкурентами, там различий на порядок больше.
По качеству звучания с линейного выхода, оба интерфейса при быстром переключении с одного на другой не отличаются. Послушав продолжительное время, мы отдаём чуть большее предпочтение обновлённой версии MOTU M4. Ещё раз отметим, что продукт получился очень уданым, звук то, что нужно в студии и с TSR выходов, и с RCA. Высокая детальность, широкая панорама, не слышно тембральных и прочих искажений. Конечно, чудес не бывает - здесь нет DSP эффектов, микшера, даже панель очень скудная, довольно средний по громкости выход на наушники, но зато весь упор сделан на звук входов и выходов. По качеству звук явно лучше, чем в типичном продукте за те же деньги.
Выводы
Мы можем смело рекомендовать современную версию MOTU M4 для покупки. Пользователям старых версий расстраиваться не стоит, их карта не превратилась в тыкву и продолжает оставаться одним из лучших продуктов на рынке. Пользователи новых версий могут быть уверены, что их ни в чём не ущемили, начинка и звук не стали хуже, а может смена комплектующих даже в чём-то улучшила и без того прекрасный продукт.
Если вам не нужны дополнительные линейные выходы и чистые линейные входы для оцифровки, то вполне может хватить и младшей модели MOTU M2. Если же основное назначение интерфейса - это профессиональная работа, если нужна рекорндо низкая задержка, DSP с эффектами, возможность расширения числа каналов, то стоит посмотреть на более дорогие интерфейсы MOTU.