Apogee BOOM — портативный USB интерфейс от топового бренда по доступной цене
Максим Лядов
Apogee BOOM — это первый массовый интерфейс звукозаписи, созданный для музыкантов и блоггеров. Выпуском нового интерфейса Apogee продолжает развивать свою линейку продуктов с аппаратной DSP обработкой на борту, что резко отличает BOOM от конкурентов. Разработчики постарались сделать цену ещё более доступной. По сравнению с Apogee Duet 3 и Symphony Desktop новый интерфейс BOOM стоит гораздо дешевле. При этом, нам обещают то же высокое качество оцифровки и воспроизведения, к которому мы все привыкли ожидать от американцев из Apogee.
Официальный видеоролик раскрывает главные особенности интерфейса, из которых внимание привлекает аппаратная обработка Symphony ECS Channel Strip FX от легендарного звукорежиссера Bob Clearmountain.
Технические характеристики Apogee BOOM
- Микрофонный вход, уровень шума EIN: 128 дБ @ 150 Ом
- Максимальный гейн 62 дБ
- Максимальный уровень входа: +18dBu
- Гитарный вход 1 МОм, макс. +14 dBu
- Кг+шум входа: -101 дБ
- Динамический диапазон входа: 122 дБА
- Максимальный уровень выхода: +15dBu
- Кг+шум выхода: -107dB
- Динамический диапазон выхода: 114 дБА
- Мощность выхода на наушники: 240 мВт при 32 Ом
- Импеданс выхода на наушники: 0.5 Ом
- Вес: 0.95 кг
- Габариты: 164 x 117 x 51 мм
Как видим из заявленных характеристик, приоритетом у производителя становится качество оцифровки. Воспроизведение по цифрам тоже довольно приличное, лучше чем у многих конкурентов моделей, но пониже, чем 124 дБА у Duet 3. А вот мощность усилителя для наушников 240 мВт и импеданс менее 1 Ом вызывает всяческое одобрение!
Корпус состоит из двух толстых алюминиевых пластин, так что никаких ограничений для мобильного использования тут ясно нет. Корпус весит почти 1 кг и прочно стоит на двух больших резиновых плоскостях. Просвет между металлическим основанием и корпусом не имеет функционального назначения и является сугубо элементом дизайна.
Apogee BOOM питается по USB, и благодаря необычной форме устойчив даже на неровных поверхностях, что делает его удобным для использования в качестве мобильного интерфейса.
На чём производитель сэкономил? У интерфейса BOOM передняя и задняя накладные панели сделаны из пластика и нет никаких экранчиков с пикметрами, только светодиоды. Управление аппаратными эффектами предполагается из контрольной панели Apogee Control 2 для ПК и Mac, и из одноименного приложения для iOS устройств.
Все входы устройства находятся спереди. По традиции применён комбинированный разъём XLR/TRS, с важной возможностью работы в режиме либо гитарного, либо чистого линейного входа. Рядом с ним TRS с точно такими же продвинутыми функциями. Из панели выбирается режим работы входа из списка: -10 dBV, +4 dBu, instrument. Также у микрофонного входа XLR имеется функция PAD -10 дБ, инверсия фазы и включение +48В питания для конденсаторных микрофонов.
Сзади находятся все входы устройства: наушниковый полноразмерный TRS и линейные выходы на активные мониторы. Немного странно, что надписи L и R сделаны не краской, как на передней панели, а только тиснением в пластике, и их поэтому сложно увидеть даже на свету. Для выходов можно выбрать фиксированный уровень: -10 dBV, +4 dBu или изменяемый с помощью ручки громкости. При вращении ручки индикатор уровня показывает примерно текущее значение громкости выхода с помощью цифрового кода, описанного в руководстве.
Нажатие на ручку меняет режим её работы, о чём нам говорит синий светодиод. Так что одной ручкой можно с комфортом изменять и гейн входов, и громкость выхода. Это весьма удобно. Отдельные индикаторы показывают включенную обработку FX1 и FX2.
Питание интерфейса осуществляется только от шины USB, в комплекте идёт интересный кабель с USB-C на обоих концах и переходником на обычный USB.
Панель управления Apogee Control 2 является унифицированной для всех последних продуктов Apogee. У нас возникло только одно замечание: почему панель и её надписи не масштабируются? Также странно, что её нельзя раздвинуть пошире, и внизу всегда присутствует едва заметная полоса горизонтальной прокрутки каналов. Все текстовые надписи очень мелкие и малоконтрастные. Установки масштаба в операционной системе никак не влияют на панель. Такое было нормально ещё сколько-то лет назад, но сейчас у всех Hi-DPI мониторы и не хочется ломать глаза о шрифты, размером в 4 пикселя высотой. Надеемся, что этот момент разработчики вскоре учтут и поправят. К самим возможностям управления у нас нет никаких нареканий. Здесь всё по делу, и много полезного. А самое важное, что оставлены практически все те возможности, что мы видели в Apogee Duet 3 и Symphony Desktop. Можно вывести аппаратный микс, можно в обход микшера послушать только каналы воспроизведения DAW, можно послать обработанный сигнал с микшера на запись в DAW. Единственное, мы заметили отсутствие лимитеров с мягким порогом срабатывания, которые есть у старших интерфейсов. Вместо кнопки SL (soft limiter) просто ничего нет, пустое место.
Обработка ничем не отличается от других моделей Apogee. В комплекте поставляется аппаратный плагин Symphony ECS Channel Strip от знаменитого звукорежиссера Bob Clearmountain, обладателя Гремми, который работал с топ-артистами Роллинг Стоунз, Брюс Спрингстин, Бон Джови, Брайан Адамс, Девид Боуи, Пол Маккартни. Вот что рассказывает сам маэстро в ролике:
Плагин состоит из фильтра low cut, параметрического эквалайзера, компрессора с возможностью параллельной компрессии, утепление сигнала (drive). Из плюсов — это простой в использовании и довольно деликатный эффект, который не портит звук. При этом вся обработка идёт в реальном времени и не вносит никакой задержки в сигнал, как если бы это был внешний аппаратный прибор обработки. Для использования того же эффекта в DAW во время сведения, можно купить точно такой же программный плагин на сайте Apogee.
Что касается других плагинов, их стоит искать на специальной странице FX Plugins на сайте Apogee. Аппаратные плагины для DSP имеют пометку FX Rack, а их вариант в виде AU/VST/AAX — пометку Native. Чаще всего у плагина имеется оба таких значка. Можно загрузить триальные версии, купить плагины или взять в аренду на время работы над проектом. Мы не нашли пока ни одного аппаратного ревера или дилея, но производитель обещает постоянно пополнять этот список.
Помимо панели управления есть ещё стандартная утилитка, где можно посмотреть текущий статус работы устройства и детализировано размеры ASIO буферов.
Задержка при буфере 64 семпла и частоте 44 кГц составляет 6.8 мс. Это типичное значение для звуковых интерфейсов USB2.0 и выглядит вполне нормально.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 2
Output channels: 4
Input latency: 578
Output latency: 595
Min buffer size: 64
Max buffer size: 1024
Preferred buffer size: 512
Granularity: -1
ASIOOutputReady — not supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported
352800 Hz — not supported
384000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (IN 1) — Int32LSB
channel: 1 (IN 2) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (OUT 1) — Int32LSB
channel: 1 (OUT 2) — Int32LSB
channel: 2 (OUT 3) — Int32LSB
channel: 3 (OUT 4) — Int32LSB
Возможности драйвера полностью повторяют Duet 3. Тут имеется 2 входа и 4 выхода. Поддерживаются частоты вплоть до 192 кГц. Интересно, что для частоты 96 кГц минимальный буфер составляет 128 семплов, а для 192 кГц доступны минимум 256 семплов. Это сделано для защиты записи от треска.
Насколько нам известно, в интернете никто не смог разобрать Apogee BOOM и сфотографировать начинку. Мы первые даём эту информацию читателям:
Как мы видим, внутри находится очень высокотехнологичная плата с миниатюрными SMD компонентами. Причём, схемотехника и компонентная база во всех устройствах Apogee всегда уникальная. То есть видно постоянное совершенствование инженеров и наработка всё новых технических решений. Это, конечно, резко выделяет американцев среди множества конкурентов, зачастую с довольно заурядными типовыми продуктами.
ARM процессор NXP MIMXRT1051DVL6B частотой 600 МГц — довольно свежий и интересный чип, который мы пока нигде ещё не видели. Здесь он выполняет роль USB контроллера и аппаратного DSP.
Оба входа выполнены на высококачественном звуковом ОУ серии TI SoundPlus OPA1656. По паспорту Кг+шум 0.000029%, уровень шума 4.3 нВ/Гц^1/2.
Для управления гейном используется цифровой логарифмический регулятор DS1882.
Также новый интересный чип АЦП TI TLV320ADC6120 с паспортными параметрами: динамический диапазон 123 дБА, Кг+шум -95 дБ.
В качестве чипа ЦАП используется необычное решение, ESS Sabre ES9010K2M с характеристиками 116 дБ динамический диапазон, Кг+шум –106 дБ.
Мощный усилитель для наушников получается от двух параллельно работающих интегрированных чипа TI OPA1688.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Мы измерили отдельно выходы и отдельно входы Apogee BOOM, так как входы по характеристикам чуть получше, и у входов и выходов сильно не совпадают уровни. То есть записывать вход на выход здесь смысла не имеет, лучше протестировать их по-отдельности.
Тестируемое устройство | [ASIO] Apogee USB ASIO Driver |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Маршрут сигнала | Линейный вход |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -4.5 дБ / -4.5 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.04, -0.05 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -118.0 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 118.0 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00066 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -99.1 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00115 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -118.6 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00114 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты измерений линейного входа Apogee BOOM в режиме 24 бит 44 кГц
Тестируемое устройство | [ASIO] Apogee USB ASIO Driver |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Маршрут сигнала | Линейный выход |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | 0.0 дБ / 0.0 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.01, -0.10 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -114.6 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 114.5 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00047 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -102.8 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00070 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -88.7 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00066 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты измерений линейного выхода Apogee BOOM в режиме 24 бит 44 кГц
Все результаты в тестах только "Отлично", а цифры в целом подтвердили заявленные производителем параметры. Для Apogee Duet 3 и паспортные данные, и наши измерения были ещё выше.
Мы подключили профессиональный студийный микрофон Neumann TLM 103 и попробовали записать звук с включенной и выключенной обработкой. Мы сразу же отметили очень большой запас по гейну. Как видно на скриншоте, для записи голоса нам хватило всего лишь половины шкалы, тогда как на обычных бюджетных интерфейсах мы выкручивали более 90% ручки гейна. При этом запись получается очень чистая и приятная по тембру даже без всяких обработок.
Сравнивая обработанный сигнал и не обработанный, мы воспользовались готовым пресетом Male Vocal, немного изменив его предустановки под себя. Звук хорошо уплотняется, что подойдёт, например, для трансляций в сеть голоса, вокала и акустической гитары.
Также мы провели прямое сравнение с конкурентом, интерфейсом MOTU линейки M. Так как в обоих интерфейсах стоит очень качественная начинка, результат практически не отличался и находился на высоком профессиональном уровне. Разница сугубо вкусовая, и здесь мы отдаём очень предпочтение Apogee BOOM, как более интересной трактовке материала. Это наше субъективное мнение, наша оценка, у других она может быть своя. Кстати, на сайте производителя имеется огромное количество примеров записи на Apogee BOOM необработанного голоса и инструментов, так что каждый пользователь может послушать и составить своё собственное мнение о звуке.
Когда статья уже была готова, нам стало интересно, что другие обзорщики пишут об этом интерфейсе. Авторитетный английский журнал Sound On Sound также склоняется в выводах к мысли, что в первую очередь это очень качественный микрофонный преамп, а потом уже всё остальное. К сожалению, прочие блоггеры и обзорщики в основном напирают на низкую цену и говорят о том, что начинка скорее всего соответствует более дорогим моделям Apogee, но что конкретно стоит внутри, никто не знает. О звуке они часто не в состоянии сказать ничего определённого. В общем, адекватная взвешенная экспертная оценка, как и всегда, представляет особую ценность и является редкостью.
Выводы
По результатам нашего тестирования Apogee BOOM показал себя новаторским устройством, устанавливающим новый ориентир для всей категории недорогих интерфейсов. Он необычно выглядит, имеет оригинальную электронную начинку, а по функциям практически соответствует вдвое более дорогому интерфейсу Duet 3. Тут практически все те же возможности аппаратной обработки эффектами в реальном времени, продвинутый микшер и качество оцифровки высокого уровня. Также нам понравился громкий выход на наушники.
Стоимость Apogee BOOM на текущий момент составляет 27 тыс. руб. В этой средне-низкой ценовой категории развернулась довольно острая конкуренция за кошелёк пользователя. И тут Apogee BOOM выглядит весьма грозным соперником. Особенно если пользователю требуется вещание в интернет и нужно прямо на лету наложить аппаратную эквализацию и компрессию — к вашим услугам очень интересный встроенный channel strip.
Из минусов можно назвать простоватый внешний вид и пластиковые панельки. Но не забываем, что у производителя есть ещё Аpogee Duet 3, который по контрасту поражает всех изяществом форм и, по нашему мнению, намного больше вписывается в дизайн техники от Apple, если кто-то покупает технику по дизайну. Если же необходим качественный звук и полезные функции, то любая модель от Аpogee, на наш взгляд, полностью стоит тех денег, что за неё просят.
официальным представителем Apogee в России Окно Аудио