Neumann TLM 103 – студийный конденсаторный микрофон

Если для процессоров и смартфонов справедливо утверждение "чем новее продукт, тем он лучше", то для студийных микрофонов всё не так однозначно. По мнению профессионального сообщества, классические микрофоны Neumann до сих пор являются ориентиром по звуку для всех производителей. Когда выходит какая-то новинка, обязательно будет сказано, что это современная реплика такой то культовой модели Neumann 70-х, или что она базируется на классическом капсюле Neumann 60-х. Конечно, даже сам немецкий производитель просит не идеализировать материалы и технологии тех лет, потому что и толщина мембран была выше, и точность изготовления ниже, и доступность элементной базы была более скудной. Прогресс в технике всё-таки неумолим, ведь появляются новые варианты технических решений, потенциально дающие более высокое качество звука. Так что глупо это игнорировать и продолжать топтаться на одном месте. Однако профессионалы и музыканты просят немецких инженеров тщательно оберегать тот самый полюбившийся им звук и не пытаться улучшить то, что, по их мнению, не нуждается в улучшении. Поэтому у производителя нет никакого другого выхода, как называть обновленную модель любого микрофона совершенно новым именем, продолжая выпускать неизменными те модели, что и так имеют устойчивый спрос. Здесь интересно то, что каждую инновацию обязательно воспринимают с недоверием. Так было при переходе с лампы на транзистор. Так было при отказе от трансформатора в схеме. Но по прошествии 20-30 лет любая такая модель неизбежно превращается в неувядаемую классику. Как говорит один известный персонаж: "Ощущаете драматургию?"

Так произошло и с Neumann TLM 103. Этот конденсаторный икрофон был создан в 1997 году, как последователь классической модели U 87, и с тех пор TLM 103 сам стал современной классикой. TLM 103 представляет собой транзисторный бестрансформаторный микрофон, произведенный на современном технологическим уровне, с более точным и нейтральным звучанием, без подкрашивания звука. В нем используется капсюль с большой мембраной K 103, продолжающий традиции и берущий лучшее от легендарных капсюлей K 67 / K 87. Исходная задача производителя была в том, чтобы облегчить микрофон U 87 и сделать его более простым и доступным, для конкуренции с другими производителями на массовом рынке, в ценой в районе $1000. И результат превзошел все ожидания, модель стала бестселлером и завоевала множество наград.

В микрофоне TLM 103 нет трансформатора и нет выбора диаграммы направленности, нет переключателя PAD, ФВЧ фильтра, а следовательно и внутренняя схема стала вполовину менее дорогой и сложной, что положительно сказалось на цене. Если у первых версий можно было выбрать диаграмму переключателем на плате, то у современных TLM 103 всегда жёстко задана кардиоида. К счастью, в студиях звукозаписи именно такая диаграмма используется в 99% случаев.

Характерными особенностями звучания микрофона TLM 103 является утонченная ноймановская середина, хорошо проработанный нижний регистр и небольшой подъем на высоких частотах. Среди других его достоинств следует также выделить рекордно низкий уровень шума и высокую чувствительность. Микрофон TLM 103 хорошо подойдет для записи вокала и самых разнообразных инструментов, которые благодаря яркому звучанию будут хорошо читаться в миксе.

Микрофон TLM 103, как и все бестрансформаторные модели Neumann линейки TLM, имеет довольно небольшую длину корпуса. Более компактной является только младшая модель линейки, о которой мы уже писали в нашем обзоре Neumann TLM 102. И если TLM 102 предназначен для вещателей и домашних студий, то TLM 103 – это абсолютно профессиональный микрофон в коммерческую студию звукозаписи. Он не уступит по звуку прочим моделям линейки, но гораздо привлекательнее по цене.

Технические характеристики Neumann TLM-103

Тип конденсаторный
Капсюль K 103
Диаграмма фиксированная кардиоида
Диапазон частот 20 Гц – 20 кГц
Чувствительность -32,5 dBV (23 mV/Pa)
Номинальное сопротивление

50 Ом

Номинальное сопротивление нагрузки 1 кОм
Эквивалентный уровень шума, CCIR 17,5 дБ
Эквивалентный уровнь шума, А-взвешенный 7,5 дБA
Максимальный уровень звукового давления 138 дБ
Сигнал/шум 87 дБА, 76,5 дБ (CCIR)
Максимальное выходное напряжение 13 dBu
Динамический диапазон 48 В, ± 4 В
Потребляемый ток (P48, IEC 61938) 3 мА
Разъем для подключения XLR 3 F
Габариты 60 х 132 мм
Вес 450г

Микрофон TLM 103 в продаже доступен в двух цветовых решениях, черном и серебристом, и в разных комплектациях, от простых и наиболее недорогих с жестким креплением на стойку до подобранной стереопары с пауками и металлическим кейсом в комплекте.

Мы рекомендуем выбирать сразу комплектацию с пауком, так как найти совместимый с микрофоном паук крайне сложно. Да и заказать впоследствии отдельно фирменный подвес – это не нужная трата нервов, времени и денег.

К нам на тестирование поступил именно такой вариант TLM 103 Studio Set, с подвесом типа паук в комплекте.

По словам производителя, микрофон TLM-103 чувствителен к низкочастотным вибрациям, передающимся от корпуса. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать подвес. Кроме этого, никакой дополнительной защиты от задувания и попадания на мембрану пыли, грязи, слюны в микрофоне не предусмотрено. Использование поп-фильтра в этом случае обязательно, так как позволит не только сделать запись без дефектов, но и убережет мембрану микрофона от деградации. Крепкие металлические кейсы – также не прихоть производителя, а наиболее надежный способ хранения микрофона в перерывах экспуатации (обычно в студии целый парк разных моделей на разные случаи).

В микрофоне используется капсюль K103 с большой мембраной. Для защиты от проникновения на запись механических шумов от корпуса и вибраций капсюль установлен на резиновую стойку. Максимальный уровень звукового давления микрофона TLM 103 составляет 138 дБ. Но важнее то, что модель TLM 103 обладает самой высокой чувствительностью и самым низким уровнем собственного шума среди всех микрофонов немецкого производителя. Это следствие более современного капсюля и обновленной электронной начинки.

Ниже мы приводим паспортные данные АЧХ микрофона и его характеристику направленности на разных частотах.

На АЧХ можно видеть очень ровный среднечастотный диапазон и небольшой подъем на 4 дБ в высокочастотной области, выше 5 кГц. В теории подчеркнутый презенс при записи голоса позволяет обойтись вообще без эквализации. Однако, в современном мире сложно себе представить музыкальный продакшн совсем без обработки. Таким образом, мы бы не стали акцентировать внимание на графиках, а лучше сконцентировались на практике реального применения.

В интернете можно найти огромное количество роликов и примеров записи, подтверждающих высокое качество микрофона TLM 103. Также очевидно, что марка Neumann не нуждается в чьём-то персональном одобрении. Однако личный опыт нельзя ничем заменить, и живое знакомство с легендой – это всегда интересно и вызывает много эмоций.

Для тестирования записи микрофона мы привлекли профессиональную вокалистку с богатым опытом сценической и студийной работы. Запись производилась в акустически-подготовленном помещении с фирменным поп-фильтром Neumann PS15. Записанный пример представлен без обработки, чтобы честнее показать все возможности микрофона (любой желающий может скачать этот файл, наложить эквалайзер, компрессор, реверберацию).

Результатом работы микрофона мы остались более чем довольны. Запись голоса на микрофон TLM 103 получается просто великолепно и без каких-либо усилий. Особенно нам понравилась высокая детализация и проработка во всем диапазоне частот. Бестрансформаторная схема микрофона не вносит в сигнал никакой окраски и при этом прекрасно передает всю полноту тембра голоса. Он не обеднен и передается очень естественным и натуральным. Микрофон записывает голос с сохранением всех нюансов и мельчайших деталей. Запись получается очень качественной, с большим запасом для любой последующей обработки. Кроме голоса у нас была возможность также проверить как записывает микрофон духовые инструменты, в частности альт-саксофон и трубу. Микрофон прекрасно справился и с этой задачей. Однако, на наш взгляд, наилучшим образом возможности микрофона раскрывает именно запись голоса.

Выводы

Микрофон Neumann TLM 103 относится к такому типу устройств, когда не хватет эпитетов чтобы полностью описать всю палитру положительных эмоций от общения с ним. Поэтому лучше всего послушать и опробовать его в деле самостоятельно. Но мы всё же попробуем обобщить выводы словами. На наш взгляд, TLM 103 великолепный микрофон, который подходит для решения самых серьезных и ответственных задач в любой студии звукозаписи. Учитывая имеющиеся возможности и более чем доступную цену, мы не считаем минусом отсутствие переключения диаграмм направленности или переключателя чувствительности. На практике гораздо важнее, что у модели TLM 103 рекордная чувствительность и самые низкие собственные шумы среди всех микрофонов Neumann.

Конечно, в хорошей студии всегда есть выбор из множества микрофонов, под разные тембры голоса и разные сценарии записи. Если стоит задача получить аутентичный звук трансформаторного U 87 или лампового U 67, то любой профессионал выберет неувядающую классику. Но тем, кто ещё не попробовал во многом более иновационную модель TLM 103, не стоит сбрасывать её со счетов. Мы лично убедились, что иногда прогресс в микрофонах дает прекрасный результат. Особенно когда за дело берётся легендарный немецкий производитель.