Вся правда о мониторах ADAM Audio, Берлин

Максим Лядов

Перед тем, как переходить к мониторам ADAM, давайте порассуждаем на самые важные и волнующие всех темы. Сколько денег нужно на хорошие профессиональные мониторы? Существуют ли самые лучшие в мире активные мониторы? Чем отличаются недорогие модели и дорогие? И как можно выбрать для себя такую модель, которая бы полностью вас устраивала?

Давайте разбираться. Мониторы, как все знают, делятся на ближнего поля, среднего и дальнего поля. Почему именно так и в чём тут практический смысл? Самые дорогие в мире – это мейн-мониторы дальнего поля. Однако наиболее популярные, таких 90% – мониторы именно ближнего поля. Это понятие означает простую вещь: мониторы расположены на таком расстоянии от слушателя, что энергия прямого излучения многократно выше, чем энергия отражённых волн. Таким образом, влияние помещения и его негативных свойств многократно снижается. Также снижаются затраты на акустическую отделку, тогда как в профессиональных студиях само помещение – это основная стоимость вложений, в десятки раз превышающая цену мониторов. Минус у мониторов ближнего поля только один – на них сложно проконтролировать низкие частоты. Длина волны у низкочастотного диапазона такая, что близкое расположение мониторов к слушателю уже не играет роли и не спасает. Ниже 100 Гц начинается гудение помещения. Кроме того, небольшой 5-7" вуфер не может правильно воспроизводить нижний диапазон и ему помогает порт фазоинвертора, который использует обратную сторону дифффузора для получения достаточного звукового давления на НЧ, с перекрученной фазой на 270 градусов и медленным гулким басом. Поэтому, при создании музыки нельзя никак хитрым образом уйти от студии звукозаписи и студии мастеринга, где есть возможность послушать финальный микс на полночастотных 4-5 полосных мониторах в подготовленной контрольной комнате. Никакие самые дорогие 2-полоски полностью не заменят студию, физику не обманешь. Зато 90% основной и самой важной работы над музыкой спокойно ведётся на мониторах ближнего поля и никаких проблем это не вызывает. Подтверждением служит работа в студиях на 2-полосных моделях самых выскококлассных специалистов и музыкантов, к качеству фонограмм которых вопросов нет ни у слушателей, ни у коллег по цеху. Вывод простой. Если у вас обычное помещение, не топ-студия, скорее всего вам совсем не нужны и даже будут вредны самые дорогие в мире многополосные мониторы. Они не раскроются в вашем помещении. Это будет пустая трата денег. Например, мы попробовали эксплуатировать 5-полосные мониторы ADAM мастерингового уровня в большом свободном от мебели помещении 50 кв метров с потолками 5 метров, с фальшстенами и фальшпотолком. Ближе 3 метров на таких мониторах звуковая картинка разваливается, найти точку прослушивания нельзя. То есть смысла в дорогих больших моделях нет, кроме как в топ-студии, где работают профессионалы с 20-летным стажем. В прочих ситуация хватит 2-полосных мониторов, вполне доступных по цене. Сюда и нужно смотреть. Если есть бюджет и подготовленное помещение для среднего поля, то можно выбрать 3-полосные мониторы.

Если рассматривать массовые модели мониторов, то как ни странно, компания ADAM производит одни из самых недорогих среди брендовых моделей, выпускающихся в Европе. Сравнить можно с британскими или любыми другими конкурентами из про сферы, где ценник может быть до 10 раз выше. Конечно, можно пойти в другую крайность и поискать какие-нибудь китайские (во всех смыслах этого слова) мониторы начального уровня, но уровень их звука редко можно назвать приемлемым. То есть для работы с музыкой и для прослушивания музыки самые дешевые модели не желательны. Профессионального там только балансный вход, всё прочее скорее пародирует настоящую аппаратуру. В основном сверхбюджет с ценой 10-15 тыс руб за 1 монитор из профессионалов берут вещатели и обработчики видео, там где звук слушать тоже нужно, но работа ограничивается редактированием, изменением уровня громкости и наложением шумодава. И даже для таких целей имеет смысл посмотреть на ADAM серии T, где цена вполне сравнима с бюджетными марками, а по звуку всё очень хорошо. Также колонки ADAM T5V можно купить к ПК обычным пользователям или блоггерам, и последние чаще остаются довольны.

К большому сожалению, классно выглядящие универсальные мониторы ADAM серии ARTist были сняты с производства, как слишком дорогие. Автор является фанатом именно этой серии и успел приобрести пару моделей в своё время. Щелевые фазонверторы, 100% аналоговые усилители в классе AB и лакированные корпуса - модели просто разрывают любых конкурентов за свою цену. Надеемся, что когда-нибудь руководство ADAM пересмотрит своё решение и их производство будет в каком-то виде возобновлено, даже если цена станет выше. Очень большая потеря для рынка, ведь этот продукт был уникальным и востребованным.

Конечно, если речь уже идёт о более серьёзных задачах, надо смотреть на линейку ADAM A5X/A7X/A8X. Это переходный вариант между бюджетными T и дорогими профессиональными мониторами S. Серия AX пришла на смену самым первым мониторам серии А, где большие нарекания вызывало отсутствие баса и акустические шумы фазоинвертора на высокой громкости. В моделях AX производитель решил дать пользователю басов с большим запасом и исправил конструкцию корпусов. Тут же начались нарекания, что баса слишком много, хотя на задней стенке имеются регуляторы для компенсации низких частот под помещение. Например, если в помещении нет басовых ловушек и мониторы ещё и стоят на столе, то басы будут задраны минимум на +6 дБ просто от неудачной акустики помещения. В этом случае, нужно не поленится отрегулировать баланс частот сзади. Это не вкусовая эквализация! Это рум-коррекция, и выполняется она 1 раз под ваше помещение, переменными резисторами под плоскую отвёртку. То же самое с высокими частотами. Если помещение чрезмерно заглушено, то высоких в прямых и отражённых волнах будет на 3 дБ меньше, чем прочего диапазона. Надо добавить ВЧ регулятором. Жаловаться на производителя, что мониторы из коробки играют не так, как вам хочется - всё равно что жаловаться на дорогой фотоаппарат, что он снимает плохо, потому что вы сделали случайные настройки экспозиции и виноваты не кривые руки, а производитель техники. В фото в большинстве случаев решает автоматика, потому что цифровой процессор там имеет мощность настольного и в исследования этой сфере были вложены миллиарды за десятки лет. В звук вкладывают пока что меньше и прогресс идёт медленнее. Поэтому, пока в студийных монитрах не будут повсеместно внедрены системы автоматической рум-коррекции, некоторую работу по настройке должен выполнять пользователь, тем более что сделать это 1 раз не так сложно.

Давайте теперь поговорим о том, чем интересны мониторы ADAM AX серии, как самой массовой и известной. Вопреки тому, что цена на них остаётся весьма доступной, мониторы ADAM производятся в Германии, Берлине, только из брендовых комплектующих. То есть AMT твитеры собираются вручную на своём заводе, в сети много видео и есть наша статья ADAM Audio — секрет студийных мониторов. Вуферы ETON производятся в Германии и стоят при покупке отдельно безумных денег, в десятки раз дороже аналогичных по характеристикам китайских динамиков. Усилители делают датчане, B&O ICE Power. Если вычесть из конечной цены налоги, логистику, интерес дистрибуторов и дилеров, то скорее возникает вопрос, каким чудом компания до сих пор успешно выпускает такие прекрасные устройства?

Если же для вас сумма на A5X или A7X до сих пор кажется неподъёмной, а например, айфон за 100 тыс это оптимально, ведь там 3 камеры со спичечную головку и датчик различных частей тела, то напомним, что мониторы - это не смартфон. Мониторы не устаревают морально, там нет умирающего за 1 год несъёмного аккумулятора, там не бъётся экран при любом неловком двжении, их не заливает вода. Многие мониторы служат по 20 лет без ремонта, при цене гораздо ниже, чем за средний смартфон. Поэтому так важен факт сборки ADAM именно в Германии, опытными квалифицированными специалистами и долговременная гарантия производителя. Даже если возникает постгарантийный ремонт, найти запчасти вполне реально, ведь модели и запчасти к ним выпускают до сих пор, а ремонт обойдётся во вполне приемлемую цену. Если же скупать все выходящие новые айфоны, чем грезят все модные молодые люди, за 10 лет можно накопить не то, что на любые самые дорогие в мире мониторы, но и на приличный автомобиль или жильё. Весь вопрос заключается в приоритетах и моде в обществе. Если музыка для человека ничего не значит в жизни, если за 10 лет можно выделить только 2 тыс руб на блутуснутые наушники, иначе в близком окружении не поймут, вопросов нет. Другое сравнение. Сколько стоит профессиональный музыкальный инструмент промышленного изготовления, даже не кастом серии? Конечно, существенно дороже, чем любые мониторы. Но этот вопрос почему-то не вызывает противоречий у людей из музыкальной тусовки. Таким образом, для автора очевидно, что цена студийных мониторов в настоящее время очень мала и хорошая брендовая модель сейчас доступна каждому. Тем более, что если аккуратно эксплуатировать аппаратуру, не допускать царапин и сколов корпуса, на вторичном рынке ADAM быстро уходят за хорошую цену. Если скинуть половину, то уходят за пару дней, потому что такие объявления люди регулярно мониторят. Автор сам без проблем и за хорошую цену продал три б/у модели мониторов ADAM, невзирая на то, что они уже были сняты с производства. Моральное старение мониторам не грозит.

AMT твиттер при его выходе на рынок вызвал горячие споры. Так как большинство профессионалов - публика консервативная, сидящая на своих мониторах Yamaha, Dynaudio, Mackie и Genelec по 20 лет, под лозунгом "я всем полностью доволен", все иновации всегда подвергаются обструкции. Независимо от марки аппаратуры, всегда есть мнение, что "раньше было лучше". Когда мониторы ADAM ещё никто в глаза не видел, первые комментарии были такие: "ART твитеры имеют жёлтый цвет, как там вообще может быть хороший звук?" Или такие: "Судя по фотографии, звук будет окрашен, а диаграмма слишком узкая, как и в любых ленточниках". Но AMT - это не ленточная пищалка. Это сложенный в гармошку аэрокосмический полимер (каптон) с нанесённой плоской алюминиевой катушкой. Колебания возбуждает не сама мембрана, а воздух в её складках, по принципу нагнетания воздуха мехов той самой гармошки. Поэтому линейному смещению диафрагмы соответствует в 4 раза более быстрое смещение объёма воздуха. Принцип напоминает излучатель из индуктора и объёма воздуха как рабочего тела. А так как AMT излучатель намного более линеен, чем традиционные катушки с проводом, то получается целый ряд технических преимуществ. Впервые данные по ADAM ART твитерам были опубликованы в докладе Клауса Хайнца и Роланда Штенца в 1999 году на конвенции AES 106 в Мюнхене. По какой-то причине, этот документ удалён с сайта ADAM, хотя там очень интересные технические подробности. Мы этот документ сохранили у себя на сайте. Интересно, что АЧХ, ФЧХ и импеданс ART твитера представляет собой абсолютно ровную линию. АЧХ идеальная до 50 кГц. Переходная характеристика кумулятивного спектра заканчивается менее чем за 1 мс. Резонансная частота 1.5 кГц твитера не должна сильно волновать, так как в кроссовере стоят активные фильтры 4 порядка, которые убирают эти неприятности задолго до данной частоты. Гармонические искажения, особенно 3-я гармоника всего 0.03% при гораздо более высоких мощностях и звуковом давлении, чем у купольных пищалок. В результате, профессиональное сообщество потихоньку распробовала новые мониторы ADAM и из заявлений "как там вообще может быть звук?" большинство непримиримых критиков спустя пару лет резко переобулось и заявило о "легендарном немецком инженерном гении и непререкаемо высоком качестве AMT изучателей". Сегодня, когда патент ADAM закончил защиту производителя, десятки ведущих компаний производят прекрасные мониторы с AMT излучателями. В самом последнем поколении ADAM S серии использованы усовершенствованные S-ART твитеры, где сделан рупор и увеличен диапазон работы излучателя.

Кстати, и эта информация неизвестна большинству, очень большую заслугу в детальности звука мониторов ADAM как ни странно сыграла высокая частота раздела динамиков. Инженерам ADAM пришлось отвергнуть все стандартные решения, которые были у конкурентов, и найти такие вуферы, которые абсолютно линейно играют частоты до 8 кГц в поршневом режиме, без окраса. На такое были способны только дорогущие композитные диффузоры hexacon немецкого производителя ETON. Благодаря этому, весь СЧ диапазон воспроизводился у ADAM очень слитно, без перехода женского вокала и солирующих инструментов на ВЧ динамик. По факту, это были монторы с ШП вуферами и 50 кГц супертвиттерами. Специально было так сделано или нарочно? Уже никто не скажет. Однако именно высочайшая чистота и детальность звука сразила нас наповал при прослушивании и мы сделали свой осознанный выбор в пользу ADAM! То есть мониторы у ADAM получились абсолютно линейными, по уровню звука на голову выше конкурентов. Что касается критиков НЧ диапазона, для 2-полосных недорогих мониторов вполнее допустимо было бы даже его полное отсутствие, например, как в культовых Yamaha NS10M Studio. Однако у двухполосок ADAM бас имеется с избытком и, после настройки рум-коррекции средствами монитора, выполняет свою работу весьма уверенно. А в удачной модели A8X ещё и даст фору многим 8-дюймовым конкурентам.

Ситуация с нами, кто не раздумывая купил себе в пользование S и A серию, была примерно такой, как чуть позже со знаменитым британским DJ и музыкантом Carl Cox. Это, возможно, самый успешный и востребованный артист своего жанра. Когда он как-то пришёл в магазин аппаратуры, он услышал как играют ADAM S3X-H. По его рассказу, он буквально вцепился в эти мониторы и сказал, что его не волнует что это за бренд, какая цена или какие-то там оптимальные варианты от других производителей. Он понял за 3 секунды, что это его звук. Всё. Без мониторов ADAM он из магазина не уйдёт в любом случае. До сих пор Carl Cox сидит на ADAM, теперь уже последней модели S3H в своей новой студии, и охотно позирует на их фоне. Это и есть лучшее признание и лучшая реклама. Если кто-то думает, что ADAM может купить мнение Carl Cox, то скорее наоборот. Впрочем, своего ночного клуба и звукозаписывающего лейбла ему пока хватает. Ещё более забавно, что его друг и звукорежиссёр прикупил самые дешевые ADAM T5V, чтобы работать с серединкой в ближнем поле, когда не надо включать громкий звук.

А вот мейн-мониторы ADAM с уникальными AMT СЧ-динамиками можно было недавно видеть на Netflix в фильме про Blackpink, они стоят в студии очень успешной продюсерской компании YG Entertainment, чьи клипы имеют более миллиарда просмотров на Youtube, а годовой доход оценивается в 500 млн долларов. Люди могут позволить себе ЛЮБУЮ аппаратуру, но выбрали ADAM.

Это были примеры громких публичных артистов. Есть ещё куча студий и звукорежиссеров, обладателей престижной премии Grammy, которые скорее известны в узких кругах. Список артистов, публично признающихся в любви к продукции ADAM есть на официальном сайте. В их числе и Владимир Осинский, работавший с Басковым, Земфирой, Биланом, Шафутинским, Орбакайте и другими популярыми исполниителями.

Если же какой-то очередной крупный интернет-эксперт заявляет, что мониторы ADAM с их AMT излучателями его совсем не впечатлили, то можно ответить словами Фаины Раневской. Когда какой-то критик сказал, что картина "Джоконда" Леонардо да Винчи его не впечатлила, Раневская заметила: "Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление". Таким образом, с 2000 года мониторы ADAM прочно вошли в историю музыкальной индустрии наравне с другими знаковыми вещами и давно не нуждаются в чьём-то одобрении.

Автор материала в разное время с 2005 года по 2021 год являлся владельцем 5 разных моделей мониторов ADAM, купленных за свои личные средства, имел опыт с абсолютно всеми моделями линейки ADAM, а также сравнивал их с 50 разными моделями мониторов других производителей, так что выбор мониторов был не случайным и не из-за модного шилдика.

Подробнее о конкретных моделях ADAM можно прочесть в обзорах:

 

 


Официальный представитель ADAM Audio в России
дистрибьюторский центр PROAUDIO.RU