ADAM A77X — двух с половиной полосные активные мониторы
Максим Лядов
Хотя ADAM A77X были впервые объявлены в 2011 году на выставке Musikmesse, мониторы и сегодня не потеряли актуальности. Так, ADAM A77X получили в 2016 году престижную награду Sound On Sound в номинации Best Monitors 2016. До этого, в 2013 году мониторы получили TEC Award.
Возможно, модель просто затерялась на фоне бестселлеров A5X, A7X, A8X, и до неё только сейчас у многих дошли руки. Между тем, если говорить о профессиональном продакшне, то в помещении студии очень востребованы модели ближне-среднего поля, 2-3 метра. Обычно на такую роль стараются взять что-то помощнее, чем 2-полосные мониторы начального уровня. И здесь у ADAM есть что предложить - A77X и S3X-H. Это схожие модели, рассчитанные на разные бюджеты. A77X всё ещё доступна по цене домашним и проектным студиям, тогда как S3X-H могут себе позволить лишь высококлассные коммерческие студии звукозаписи. A77X меняет более старую и дорогую модель S3A, которая в своё время успешна протоптала дорожку на очень дорогие студии.
Основатель компании, Клаус Хайнц, поясняет, что A77X можно рассматривать как A7X плюс правильно отстроенный сабвуфер (до 38 Гц), который не мешает играть средние частоты второму динамику. Казалось бы, модель просто должна играть громче. Но разница по СЧ и НЧ диапазону с A7X драматическая. В первую очередь по динамике НЧ диапазона - он прослушивается намного лучше и не бубнит.
Хотя модель A77X во многом похожа на A7X по характеру звука, но совсем не пересекается с ней по применению. В-первых, A77X требует совсем другой расстановки - более широкой, и подальше от слушателя. Также A77X обеспечивает совсем другое звуковое давление. Если A7X с запасом хватит в незаглушенной комнате, для работы в ближней зоне, то A77X уже можно поставить с заглушенную студию в среднюю зону - и модель сразу даст фору двухполосным собратьям. Ситуация со средними и низкими частотами в A77X также нам понравилась намного больше. Хотя это не совсем замена A8X, в мониторах успешно озвучивается весь частотный диапазон и практически без бубнения на НЧ. A77X также накладывают повышенное требования к помещению и к расстановке.
Динамические головки 7" той же самой серии и того же немецкого производителя, как и во всех моделях AX серии. 2 отдельных усилителя мощности на каждый НЧ динамик используют PWM усиление, для достижения высокго КПД, а твиттер подключен к третьему усилителю в классе AB.
В очередной раз мы восхищаемся работой ВЧ-динамиков X-ART. От приставки X твитеры очень сильно выиграли, решение подключить их к полнодиапазонному усилителю было очень верным.
Технические характеристики ADAM A77X
НЧ-динамик | |
Количество | 2 |
Диаметр корзины | 7" (175 мм) |
Диаметр катушки | 1.5" (38 мм) |
Материал диффузора | Carbon / rohacell / glass |
ВЧ-динамик | |
Количество | 1 |
Тип излучателя | X-ART |
Площадь излучателя | 4 кв.дюймов (2420 кв.мм) |
Эквивалетный диаметр | 2" (56 мм) |
Коэффициент преобразования | 4:1 |
Вес излучателя | 0.17 г |
Встроенные усилители | |
НЧ-динамик | 2 |
Тип | PWM |
Мощность долговременная / кратковременная | 100 Вт / 150 Вт |
ВЧ-динамик | 1 |
Тип | A/B |
Мощность долговременная / кратковременная | 50 Вт / 75 Вт |
Панель регулировок | |
Чувствительность входа (грубая) | -∞ .. +14 дБ |
High Shelf EQ > 4 kГц | ±6 дБ |
Low Shelf EQ < 300 Гц | ±6 дБ |
Усиление твитера | ±4 дБ |
Разъёмы | |
Аналоговые | XLR / RCA |
Общие данные | |
Диапазон частот | 38 Гц - 50 кГц |
Кг 90 дБ / 1 м > 100 Гц | ≤0.5 % |
Максимальный уровень звукового давления (SPL) синус 100 Гц .. 3 кГц с 1 м | ≥114 дБ |
Максимальный уровень звукового давления SPL пара мониторов с 1 м | ≥122 дБ |
Частоты среза фильтров кроссоверов | 400 / 3000 Гц |
Вес | 12,8 кг |
Магнитное экранирование | Нет |
Ширина x Высота x Глубина | 235 мм x 530 мм x 280 мм |
Гарантия | 5 лет |
Были ли у нас условия для прослушивания? Да, вполне. Последние годы мы снимаем для работы студию 50 кв метров с потолками около 4 метров. В помещении деревянный пол, подвесной потолок с минеральной плиткой, практически нет мебели, кроме открытых стелажей, стены из гипсокартона с покрытием. Мониторы подключались по аналоговому балансному соединению к студийному интерфейсу Lynx Studio Aurora 8 и TASCAM UH-7000. В нулевом положении регуляторов звук показался нам басовитым и глуховатым. Небольшая подстройка регуляторами на задней панели полностью решили проблему.
Мониторы можно с комфортом эксплуатировать на средней и низкой громкости - всё хорошо прослушивается. Главный вопрос, который нас волновал - есть ли толк от разделения НЧ на 2 полосы. Безусловно. Выделенный динамик с плавным спадом низких частот гораздо лучше сравился со средними и дал хорошие тембры вокала, которые не режутся в середине диапазона кроссовером. В отличие от обычных двухполосных мониторов, выделенный динамик озвучивает эту проблемную зону, где особенно желательно проконтролировать вокал и солирующие инструменты. Низкие частоты тоже прослушиваются гораздо лучше от этого разделения, они слитные и не бубнят. Хотя, для композиций с глубоким басом уже хочется работы 10" динамиков сабвуфера. Но для создания музыки в традиционных жанрах баса будет достаточно.
Конечно, в мониторах более высокого класса S3X-H средние частоты ещё более детальные из-за отдельного 6" динамика (по подвесу 4"), а низкие озвучиваются 9" динамиками. Поэтому, если ваш бюджет неограничен, понятно, на какие мониторы следует обратить особое внимание. Однако, надо быть готовым к тому, что за любые, даже самые минимальные улучшения требуется платить высокую цену.
Мы провели множество измерений ADAM A77X и получили семейство кривых, обусловленных изменением АЧХ от точки измерения. Это абсолютно нормально для многополосной системы. Однако, ухо человека не является мембраной, повёрнутой строго на мониторы. Слух человека осредняет множество приходящих к ушной раковине волн, включая АЧХ поздних отражений. Измерения АЧХ микрофоном, даже очень дорогим и точным, никогда не смогут передать реальное ощущение слушателя. Мы подтверждаем паспортные параметры и, в среднем, ровную АЧХ мониторов.
Выводы
Главное достоинство ADAM A77X - возможность мониторинга не только в ближней зоне, но и в ближне средней, на повышенной громкости. Поэтому мониторы хорошо подойдут в профессиональную звукозаписывающую студию. Зачем нужна повышенная громкость? Она особенна нужна в помещении контрольной комнаты студии, которое имеет акустическую обработку - басовые ловушки, звукопоглощение на стенах. В таком случае половина звуковой энергии уходит в поглощающие материалы, чтобы исключить ранние и поздние отражения. Таким образом, запас по громкости обязателен.
С другой стороны, мониторы не рассчитаны быть заменой громкого звука и не рассчитаны на озвучивание помещения. Нормальный звук получится только в не очень большой зоне sweet spot, где сидит один слушатель. Мониторы обладают высокой детальностью и на обычной для двухполосных моделей громкости. В большинстве случаев сабвуфер не потребуется, за исключением некоторых жанров музыки.
По сути, ADAM демпингует, выпуская замену S3A в серии AX. Мы уже отмечали, что точно так же A8X является полноценной заменой старых S2.5A. Таким образом, модель становится очень даже интересной для профессионалов, а цена на неё перестаёт казаться завышенной. Скорее, цена заниженная.
официальными представителями ADAM Audio в России
дистрибьюторским центром PROAUDIO.RU