ADAM S5X-H четырёхполосные активные мейн-мониторы
Максим Лядов
Нашим читателям хорошо знакомы немецкая компания ADAM Audio и её основатель Клаус Хайнц. Мы публиковали интервью с господином Хайнцем с выставки во Франкфурте.
Когда нам предложили протестировать четырёхполосные мейн-мониторы ADAM мы сразу же согласились. И дело не в том, что мы сторонники мониторов ADAM Audio с момента их появления и сами купили для работы три разных модели.
Дело в другом. Из нашего интервью вы можете узнать, что только в старших моделях мониторов ADAM используется уникальный среднечастотный динамик, созданный по технологии X-ART, которого нет ни у одного производителя! Один такой динамик стоит как целый двухполосный монитор серии SX. И, хотя, один монитор ADAM S5X-H в упаковке пришлось доставать из машины впятером (упаковка практически в рост человека), но это того стоило. Мы получили незабываемые впечатления, и спешим поделиться с вами.
Очевидные для всех плюсы мейн-мониторов или мониторов дальнего поля:
1) полночастотный мониторинг 20 Гц - 20 кГц
2) полноценный (не ухающий, не резонансный) бас, слитное звучание всех полос
3) воспроизведение на высокой громкости без искажений.
Минусы мейн-мониторов связаны, в основном, с повышенными эксплуатационными требованиями:
1) помещение больших линейных размеров (более 50 кв метров, высота потолков более 3 метров)
2)
помещение, специально спроектированное (без параллельных плоскостей и т.п.)
3) необходимо значительное удаление слушателя от мониторов
(3-4 метра)
Ранее мейн-мониторы имели посредственную детальность звучания в пользу ровной АЧХ, поэтому их приходилось слушать на повышенных громкостях, чтобы скомпенсировать этот недостаток и что-то расслышать. Работать в таких условиях не только сложно, но и вредно для здоровья. Поэтому большую популярность в студиях приобрели мониторы среднего и ближнего поля. Однако выправлять частотный баланс записи, например, на мастеринге, приходится именно на больших мониторах.
Сразу скажем, что ADAM S5X-H вполне позволяет работать и на средней громкости, и все достоинства и проблемы записей, при этом, хорошо прослушиваются - не нужно выкручивать громкость до опасных значений. Это очень здорово!
Отметим тут же, что мониторы ADAM S5X-H совершенно не являются громким концертным звуком - озвучить небольшой зал на них не получится - СЧ секция работает довольно узко, на одного или нескольких слушателей в зоне sweet spot, и мониторы не "простреливают" вдаль на десятки метров, и не работают по площади. Для озвучки помещений всё-таки намного эффективнее специализированная концертная акустика плюс сабвуферы. А вот для небольших кинотеатральных инсталляций, на 2-3 зрителя, ADAM S5X-H вполне подойдёт.
Технические характеристики ADAM S5X-H
НЧ-динамик | |
Количество | 2 |
Диаметр корзины | 12" (305 мм) |
Диаметр катушки | 3" (75 мм) |
Материал диффузора | HexaCone |
НЧ/СЧ-динамик | |
Количество | 1 |
Диаметр корзины | 7.5" (186 мм) |
Диаметр катушки | 2" (50 мм) |
Материал диффузора | HexaCone |
СЧ-динамик | |
Количество | 1 |
Тип излучателя | X-ART |
Площадь излучателя | 26 кв.дюймов (16800 кв.мм) |
Эквивалетный диаметр | 5.5" (146 мм) |
Коэффициент преобразования | 3.5:1 |
Вес излучателя | 0.7 г |
ВЧ-динамик | |
Количество | 1 |
Тип излучателя | X-ART |
Площадь излучателя | 4 кв.дюймов (2420 кв.мм) |
Эквивалетный диаметр | 2" (56 мм) |
Коэффициент преобразования | 4:1 |
Вес излучателя | 0.17 г |
Встроенные усилители | |
НЧ-динамик | 2 |
Тип | PWM |
Мощность долговременная / кратковременная | 500 Вт / 700 Вт |
НЧ/СЧ-динамик | 1 |
Тип | PWM |
Мощность долговременная / кратковременная | 250 Вт / 350 Вт |
СЧ-динамик | 1 |
Тип | PWM |
Мощность долговременная / кратковременная | 250 Вт / 350 Вт |
ВЧ-динамик | 1 |
Тип | PWM |
Мощность долговременная / кратковременная | 250 Вт / 350 Вт |
Панель регулировок | |
Чувствительность входа (грубая) | -20 .. +8 дБ (4 дБ шаг регулировки) |
Чувствительность входа (тонкая) | -1.5 .. +2 дБ (0.5 дБ шаг регулировки) |
EQ 80 Гц | 0 .. +6 дБ (1 дБ шаг регулировки) |
High Shelf EQ > 6 kГц | ±4 дБ (1 дБ шаг регулировки) |
Low Shelf EQ < 150 Гц | ±4 дБ (1 дБ шаг регулировки) |
Tweeter гain | ±2 дБ (0.5 дБ шаг регулировки) |
Разъёмы | |
Аналоговые | XLR |
Цифровые (докупается отдельно) | AES / EBU / SPDIF / Word Clock |
Общие данные | |
Диапазон частот | 24 Гц - 50 кГц |
Кг 90 дБ / 1 м > 100 Гц | ≤0.5 % |
Максимальный уровень звукового давления (SPL) синус 100 Гц .. 3 кГц с 1 м | ≥121 дБ |
Максимальный уровень звукового давления SPL пара мониторов с 1 м | ≥131 дБ |
Частоты среза фильтров кроссоверов | 200 / 800 / 4000 Гц |
Вес | 63,4 кг |
Магнитное экранирование | Нет |
Ширина x Высота x Глубина | 700 мм x 700 мм x 473 мм |
Гарантия | 5 лет |
Были ли у нас условия для прослушивания? Да, вполне. Последние годы мы снимаем для работы студию 50 кв метров с потолками около 4 метров. В помещении деревянный пол, подвесной потолок с минеральной плиткой, практически нет мебели, кроме открытых стелажей, стены из гипсокартона с покрытием. Конечно, условия могли быть и лучше, но всё же обстановка вполне приемлемая. Именно поэтому мы с уверенностью одобрили тестирование. Мониторы подключались по аналоговому балансному соединению к студийному рэковому интерфейсу Lynx Studio Aurora 8.
Мониторы ADAM S5X-H очень требовательны к установке относительно геометрии помещения и к положению слушателя. Гораздо, просто на порядок, более требовательные, чем любые 2-3 полосные мониторы, что мы использовали. На установку и подстройку регулировок НЧ под комнату до приемлемого результата у нас ушло несколько часов.
Звучание мониторов очень спокойное даже на очень высокой громкости. При этом, мониторы можно с комфортом эксплуатировать на средней и низкой - всё хорошо прослушивается. Главный вопрос, который нас волновал - есть ли толк от 4 полос для наиболее важного среднечастотного регистра. Такое сильное нарезание полос - это следствие технологических требований к СЧ динамику X-ART, у которого с понижением частоты падает отдача. Поэтому ему отведено не такое уж большое пространство для манёвра. Самую высокочастотную область занимает супертвиттер. Если бы это были 2-3 полосные колонки, наверное мы бы больше оценили вклад этого необычно дорогого динамика. А пока, кроме того, что к звуку у нас не было претензий, сказать ничего особенного нельзя. Вот в 2-полосных колонках существует такая проблема, что НЧ динамик с большим блином уже не играет так хорошо СЧ, а твиттер ещё не может. В ADAM S5X-H как раз специальный динамик озвучивает эту проблемную зону, где особенно желательно проконтролировать вокал и солирующие инструменты. И за любые, даже самые минимальные улучшения требуется платить высокую цену. Трёхполосные мониторы ADAM серии SX стоят уже очень дорого, недоступно для массового покупателя. В беседе с Клаусом Хайнцем мы в который раз его просим сделать что-нибудь персонально для нас. Он обычно отшучивается, что не имеет права комментировать текущие разработки и приглашает прийти в следующем году.
Мы провели множество измерений ADAM S5X-H и получили целое пространственное звуковое поле, довольно меняющееся от нашего положения в помещении. Это абсолютно нормально. Ухо человека не является мембраной, повёрнутой строго на мониторы, поэтому слух человека осредняет множество приходящих к ушной раковине волн, включая АЧХ поздних отражений. Измерения АЧХ микрофоном, даже очень дорогим и точным, никогда не смогут передать реальное ощущение слушателя. Мы подтверждаем в целом соответствие паспортной АЧХ наших экземпляров мониторов. Наш микрофон показал диапазон частот 25 Гц - 35 кГц при нахождении в акустическом центре мониторов.
Главный вопрос, который волнует многих: стоит ли расстраиваться, что у них нет 4-полосных мониторов ADAM и стоит ли к ним стремиться? Расстраиваться не стоит. Прибавка в качестве есть, но динамики по сути те же, что в серии SX. Вполне можно взять пару мониторов серии SX и наслаждаться тем же уровнем звучания, за исключением небольшой переходной зоны твиттер-вуфер. Стоит ли стремиться? Если есть возможность проектирования студии "с нуля", то стоит. Но, как и на любой серьёзной студии, будьте готовы иметь сразу несколько мониторов для разных задач.
Выводы
Главное достоинство ADAM S5X-H - полночастотный мониторинг на высокой громкости. Интересно, что мониторы обладают высокой детальностью и на средней громкости. На высокой громкости мониторы спокойно, без искажений воспроизводят звук. Свободное звучание, без искажений, громкость даётся мониторам без напряжения. Это как раз характерное свойство высококачественной громкой акустики. Зачем нужна повышенная громкость? Она особенна нужна в помещении контрольной комнаты студии, которое имеет акустическую обработку - басовые ловушки, звукопоглощение на стенах. В таком случае половина звуковой энергии уходит в поглощающие материалы, чтобы исключить ранние и поздние отражения. Таким образом, запас по громкости обязателен. С другой стороны, СЧ и ВЧ излучатели сравнимы с мощными моделями двухполосных мониторов. То есть ADAM S5X-H не рассчитаны быть заменой громкого звука и не рассчитаны на озвучивание помещения. Звуковое давление у данной модели не рекордное. Можно ли использовать ADAM S5X-H в среднем и ближнем поле? Вряд ли. Оптимальная дистанция до мониторов по нашим ощущениям должна составлять не менее 3, а лучше 4 метров.
Стоит ли комплексовать обычным людям, владельцам 2-полосных мониторов? Абсолютно не стоит. Предел пользы от многополосных мониторов при обычном использовании - это 3 полосы максимум. По сути, наиболее популярной 3-полосной моделью ADAM в студии является S3X-H. Во-первых, она работает в ближнем поле и предъявляет не такие сильные требования к помещению. Во-вторых, использует точно такие же 7.5" динамики, как в S5X-H, их там даже два. В-третьих, играет от 32 Гц и захватывает всю важную НЧ-область. И, наконец, намного более доступна по цене.
официальными представителями ADAM Audio в России
дистрибьюторским центром PROAUDIO.RU