ADAM S3V — трехполосные активные мониторы 2017 года для среднего поля
Максим Лядов
Компания ADAM Audio, Берлин, Германия является лидером на рынке студийных мониторов. Особенно удались компании серии AX и SX. В 2017 году была представлена новая дорогая S серия флагманских немецких мониторов.
Дэвид Энгресс, председатель совета директоров ADAM Audio, рассказал нашему изданию о новой S серии мониторов и передал привет российским пользователям мониторов ADAM.
Рассмотрим технические характеристики новой линейки. Здесь только одна двухполосная модель, остальные многополосные.
S2V | S3V | S3H | S5V | S5H | |
Басовый ELE динамик | |||||
Количество | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Диаметр крепления | 182 мм (7") | 223 мм (9") | 182 мм (7") | 320 мм (12") | 223 мм (10") |
Диаметр катушки | 39 мм (1.5") |
50 мм (2") |
39 мм (1.5") |
76 мм (3") |
76 мм |
Материал диффузора | Hexacone | Hexacone | Hexacone | Hexacone | Hexacone |
Среднечастотный DCH динамик | |||||
Количество | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Диаметр крепления | 100 мм (4") | 100 мм (4") | 100 мм (4") | 100 мм (4") | |
Диаметр катушки | 60 мм (2.4") | 60 мм (2.4") | 60 мм (2.4") | 60 мм (2.4") | |
Материал диффузора | Carbon- Composite |
Carbon- Composite |
Carbon- Composite |
Carbon- Composite |
|
Высокочастотный динамик S-ART | |||||
Количество | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Площадь излучателя | 4"² (2420 мм²) |
4"² (2420 мм²) |
4"² (2420 мм²) |
4"² (2420 мм²) |
4"² |
Corresponding dome area | 56 мм (2.2") | 56 мм (2.2") | 56 мм (2.2") | 56 мм (2.2") | 56 мм (2.2") |
Ускорение воздуха | 4:1 | 4:1 | 4:1 | 4:1 | 4:1 |
Усилитель | |||||
Басовый усилитель | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тип | Класс Д | Класс Д | Класс Д | Класс Д | Класс Д |
Мощность | 300 Вт | 500 Вт | 500 Вт (x2) | 700 Вт | 700 Вт (x2) |
Среднечастотный усилитель | 1 | 1 | 1 | 1 |
|
Тип | Класс Д | Класс Д | Класс Д | Класс Д | |
Мощность | 300 Вт | 300 Вт | 300 Вт | 300 Вт | |
Высокочастотный усилитель | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Тип | Класс A/Б | Класс A/Б | Класс A/Б | Класс Д | Класс Д |
Мощность | 50 Вт | 50 Вт | 50 Вт | 100 Вт | 100 Вт |
У новых мониторов появились совершенно новые настройки в DSP и штатно присутствует вход AES у всех моделей.
S2V | S3V | S3H | S5V | S5H | |
Настройки | |||||
Чувствительность входа | Настраиваемая | Настраиваемая | Настраиваемая | Настраиваемая | Настраиваемая |
Параметрический EQ | 6x | 6x | 6x | 6x | 6x |
Обрезной ФНЧ | 1x | 1x | 1x | 1x | 1x |
Обрезной ФВЧ | 1x | 1x | 1x | 1x | 1x |
Пресетов | 5x | 5x | 5x | 5x | 5x |
Задержка | 0 to 5 мс | 0 to 5 мс | 0 to 5 мс | 0 to 5 мс | 0 to 5 мс |
Разъёмы | |||||
Аналоговый вход | XLR | XLR | XLR | XLR | XLR |
Импеданс | 48 кОм | 48 кОм | 48 кОм | 48 кОм | 48 кОм |
Максимальный уровень на входе | +24 dBu | +24 dBu | +24 dBu | +24 dBu | +24 dBu |
Цифровой вход | AES3 | AES3 | AES3 | AES3 | AES3 |
Общие данные | |||||
АЧХ | 35 Гц – 50 кГц | 32 Гц – 50 кГц | 32 Гц – 50 кГц | 26 Гц – 50 кГц | 24 Гц – 50 кГц |
Кг выше 100 Гц | <0,4% | <0,4% | <0,4% | <0,3% | <0,3% |
Максимальный пиковый SPL с 1 м, пара мониторов | ≥ 120 dB | ≥ 124 dB | ≥ 126 dB | ≥ 128 dB | ≥ 131 dB |
Кроссовер | 3 кГц | 250 Гц / 3 кГц | 250 Гц / 3 кГц | 250 Гц / 3 кГц | 250 Гц / 3 кГц |
Вес | 11 кг | 25 кг | 26.6 кг | 52 кг | 72.6 кг |
Габариты | 346 x 222 x 338 мм | 536 x 293 x 380 мм | 280 x 585 x 380 мм |
698 x 390 x 520 мм |
430 x 885 x 500 мм |
В сегодняшнем обзоре мы рассмотрим профессиональную модель ADAM S3V, с 9" низкочастотным динамиком, рассчитанную в первую очередь на работу в среднем поле. То есть предполагается достаточное расстояние от мониторов до слушателя, не меньше 2 метров, а лучше 3 метра. Ближе тоже можно поставить, но эффект от мониторов теряется.
Зачем нужна повышенная громкость? Она особенна нужна в помещении контрольной комнаты студии, которое имеет акустическую обработку - басовые ловушки, звукопоглощение на стенах. В таком случае половина звуковой энергии уходит в поглощающие материалы, чтобы исключить ранние и поздние отражения. Таким образом, запас по громкости обязателен, а обычные мониторы в студии не прозвучат полноценно, будут надрываться и играть с искажениями.
Новое в модели - абсолютно всё. Теперь в мониторах ADAM собственный не только ВЧ динамик, но и СЧ и НЧ динамики тоже разработаны внутри компании. Корпус мониторов - литой металлический.
Далее мы приводим перевод с английского информации с сайта производителя:
НЧ динамик выполнен по технологии ELE, сокращение от Extended Linear Excursion, "расширенный линейный ход". Это фирменная разработка инженеров компании ADAM специально для мониторов S серии. В мониторах были одновременно разработаны 3 компонента: динамик, корпус и ФИ. Динамик был рассчитан инженерными методами и последними технологиями компьютерного моделирования, что дало оптимальное соотношение между его малым весом, внутренним демпфированием и очень жестким сотовым конусом. Корзина была разработана для устранения нежелательных резонансов и искажений. В результате получился басовый динамик, который предлагает профессионалам четкость и прозрачность даже при высоком уровне звукового давления.
Другой важной особенностью излучателя ELE является его центрирующая шайба, которая имеет линейный ход при больших отклонениях в любом направлении, что позволяет воспроизводить низкие частоты без искажений при высоких SPL. Низкочастотная энергия не ограничена, как в аналогичных системах, и динамика исходного звука сохраняется в полной объеме. Если сделать центрирующую шайбу мягкой, то это приведёт к неконтролируемому смещению при высоких SPL. Поэтому в серии S она контролирует движение диффузора при высоком уровне выходного сигнала и возвращает его в исходное положение. Центрирующая шайба чрезвычайно прочная и обеспечивает воспроизведение звука без искажений по всему спектру частот.
Разработанный инженерами компании подвес диффузора также сделан более элластичным, чем многие современные решения. Это увеличивает зону возвратно-поступательного движения диффузора, улучшает динамику и снижает искажения. И наконец, корзина анодирована, что позволяет эффективно отводить тепло, оставляя динамик холодным.
В басовых динамиках также применена фирменная технология SMA (Syммetrical Magnet Assembly), которая расширяет линейную зону магнитного поля, в которой движется катушка, втрое по сравнению с предыдущими динамиками. Таким образом диффузор движется более линейно на бОльшем участке и перемещает бОльшие объемы воздуха, развивая более высокое звуковое давление. Это позволяет динамику точнее воспроизводить низкочастотные колебания без искажений, даже при большем ходе диффузора. Для снижения турбуленции и шумовых призвуков вентиляционные отверстия загруглены.
В моделях S2V, S3H и S3V параболическая форма частей магнитов предотвращает нежелательную модуляцию магнитного поля, существенно снижая гармонические искажения, в то время как противомодуляционные кольца позволяют магнитному полю оставаться симметричным и минимизируют интермодуляционные искажения.
СЧ динамик 100 мм (4 дюйма) разработан инженерами ADAM Audio для серии S как гибрид из купольного и конического диффузора. Сверхжесткий целиковый излучатель сочетает чистое затухание и линейную АЧХ вплоть до 200 Гц вниз купольного излучателя с преимуществами большого хода конического диффузора, что дает ощутимое улучшение прозрачности в ответственном среднечастотном диапазоне, без искажений даже на высокой громкости.
Материал диффузора в DCH динамике (Dome - купольный, Cone - конический, Hybrid - гибридный) это особый ламинированный композитный углеволоконнй материал. До 8 кГц динамик работает в поршневом режиме, не производя изгибных колебаний, даже на высокой громкости. Исключены нежелательные призвуки и резонансы, что позволяет динамику чисто играть во всем диапазоне частот. Сам динамик сдвинут ближе к твитеру S-ART. Часть технологий в DCH динамики взяты из низкочастотного ELE, что касается подвеса диффузора, центрирующей шайбы, магнитной системы, вентиляции, анодирования корзины и большой 65 мм (2,5") катушки. Есть и отличия, например, подвес диффузора сделан из пенистого материала.
Новый твитер S-ART также делается вручную на фабрике в Берлине, как и X-ART в предыдущих мониторах ADAM. Из отличий - изменена технология сборки, усилена стадия тестирования. Твитер даёт натуральный звук и динамикой и правильной передачей резких изменений сигнала.
В мониторах появилась цифровая обработка на базе современного DSP. Кроссоверы выполненые на основе DSP. Также можно выставить громкость каждого монитора отдельно, с точностью до десятых, и задержку в мс. Управление настройками ведётся с OLED экранчика поворотным цифровым регулятором с нажатием. Есть подстройка под особенности помещения, его пиков, провалов, перекосов звукопоглощения студии в подавлении разных частот. Имеется 8 полностью настраиваемых параметрических эквалайзеров, обрезные по бокам диапазона и с настраиваемой добротностью в середине. Все настройки можно сохранить в отдельные пресеты. Первые два пресета не изменяемые. Это режим Pure, настроенный при производстве монитора под максимально ровную АЧХ. Второй режим UNR (Uniform Natural Response). Отличия в АЧХ мы увидим на измерениях.
Прослушивание
Были ли у нас условия для расстановки мониторов и оценки их в среднем поле? Да, вполне. Последние годы мы арендуем для работы студию 50 кв метров с потолками около 4 метров. В помещении деревянный пол, подвесной потолок с минеральной плиткой, практически нет мебели, кроме открытых стелажей, стены из гипсокартона с покрытием. Мониторы подключались по аналоговому балансному соединению к студийному интерфейсу Lynx Studio Aurora 8. Мы в своё время купили 3 разных модели мониторов ADAM и используем им каждый день. Также мы протестировали практически все существующие модели серий A, AX, S, SX, ART и имеем хорошее представление о любых колонках ADAM.
Мониторы ADAM S3V тяготеют к среднему полю. Они даже больше напоминают по звуку мейн-мониторы. На наш взгляд, динамики наиболее раскрываются на высокой громкости, то есть рассчёт идёт на заглушенной помещение студии. Характер звучания сильно отличается от всех предыдущих моделей мониторов ADAM. Звучание не похоже на SX серию, поэтому для нас звучание показалось очень непривычным. Более привычным является только высокочастотный диапазон, озвученный S-ART. На наш взгляд, новая серия уступает по детальности предыдущим мониторам ADAM SX. О студийном применении мониторов ждём отзывов первых владельцев мониторов - профессионалов с большим опытом студийной работы.
Звук в готовых режимах производителя Pure и UNR имеет сильные различия. Один режим ровный и рассчитан на работу, когда слушатель находится в sweet spot, точке максимально ровной АЧХ. Второй режим можно назвать "прослушивание музыки заказчиком", когда звук становится чуть более эффектным, а слушателю не обязательно ловить точное правильное положение по высоте и дистанции до мониторов. Можно стоять поблизости от центра - естественный завал АЧХ компенсирует чуть повышенные частоты по краям диапазона. Можно создать и свой собственный пресет, под текущее помещение и положение слушателя.
Измерения
При наших измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер микрофона: 92901C
- чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
У мониторов безупречно идеальная АЧХ, как и ожидалось от модели данной ценовой категории. Хотя на наших измерениях вблизи оси ВЧ динамика не рекодное число баса, но по ощущениям это одни из самых низкочастотных мониторов. По паспорту нижняя граница составляет 32 Гц. Режим UNR, очевидно, сделан в стиле предыдущего поколения мониторов ADAM, в стиле серии S и SX, чтобы можно было востроизводить музыку более эффектно.
Выводы
ADAM S3V - смелая попытка немецкого производителя полностью поменять в мониторах абсолютно всё, оставив только фирменные твиттеры ART. Новаторский подход заключается в смене динамиков на свои собственные, полностью новый расчет корпусов, внедрении DSP и цифрового входа. Главное достоинство модели ADAM S3V - возможность полночастотного мониторинга в средней зоне на повышенной громкости. Поэтому мониторы лучше всего подходят в профессиональную звукозаписывающую студию. Если нужны мониторы более близкого поля, стоит посмотреть на S2 и S3H с 7" динамиками из той же линейки.
Так как звук совсем ничем не похож на ADAM SX, это даёт свои плюсы и минусы. Об удачности модели должны сказать своё слово профессионалы.
По меркам профессиональной трехполосной студийной акустики, цена на мониторы остаётся не очень высокой, зачастую ниже конкурентов. То есть производитель ADAM Audio по прежнему играет на поле цена/качество.
официальными представителями ADAM Audio в России
дистрибьюторским центром PROAUDIO.RU