ProSound.iXBT.com

Обзор и тест AMT наушников HEDDphone ONE

Максим Лядов

Этот обзор мы начинаем с прекрасной новости: с января 2020 года AMT наушники HEDDphone ONE наконец-то добрались до розничных магазинов и до первых реальных пользователей. Интерес к этой разработке огромен - ведь это первые в мире полночастотные наушники, построенные на принципиально новом принципе Air Motion Transformer. Вместо традиционного перемещения мембраны вперёд и назад, сложенная в гармошку лента выталкивает и затягивает воздух с очень большой скоростью.

Мы всегда очень внимательно следим за прогрессом немецкой компании HEDD Audio, так как её основатель Клаус Хайнц является важным человеком для всей профессиональной звуковой индустрии. Именно он доработал излучатели Хейла до широкого применения в студийных мониторах ADAM и HEDD, то есть сделал AMT твитеры непререкаемым стандартом качества воспроизведения высоких частот. Об активных мониторах HEDD можно подробно прочитать в обзорах на нашем сайте:

Мониторы с AMT излучателями успешно присутствуют на рынке уже много лет, но AMT наушники у производителя появились впервые. Если вспомнить историю, то первые экспериментальные модели AMT наушников образца 70-х годов страдали от отсутствия низких частот и обладали ужасной эргономикой, поэтому не вышли за рамки экспериментальных моделей. В этом были виноваты древние материалы и технологии. И кому, как не Клаусу Хайнцу было бы по плечу довести до ума не только ВЧ-излучатели для мониторов, но и наушники с технологией AMT? Естественно, что многие аудиофилы и музыканты, включая автора этого материала, постоянно просили компанию HEDD заняться этой проблемой и сделать AMT наушники, с той же дотошностью и с тем же высоким качеством звука, которым отличаются вся продукция немцев. Мы всячески поддерживали морально эту разработку, так как прочие технологии уже явно достигли своего предела и никаких прорывов, кроме бесконечного роста цены и экзотических материалов отделки, не предлагают.

Наши предыдущие материалы в поддержку AMT наушников, в момент их разработки и подготовки к массовому производству:

Активная работа над созданием AMT наушников началась несколько лет назад. Как только инженеры компании поставили ВЧ динамики от мониторов в корпус от наушников, сразу был понятен высокий потенциал звучания. Однако, сразу же возникло несколько серьёзных технических проблем. Во-первых, стандартная мембрана была маловата для получения полного спектра частот. Во-вторых, даже с маленькими динамиками от колонок наушники сразу стали весить 2 кг из-за мощной магнитной системы. Необходимо было одновременно и увеличить размер излучателей, и снизить их вес, и сделать их полночастотными. Это сложнейшая проблема, которая потребовала отдельного финансирования и привлечение дополнительных высококлассных инженеров в штат компании, в помощь главному разработчику Клаусу Хайнцу, который уже отметил своё 70-летие. Несколько лет шла упорная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, под руководством главы компании, по поиску оптимального решения. К счастью, которая успешно завершилась в 2019 году нахождением превосходного варианта. В финальной версии продукта используются большие мембраны с переменным шагом и высотой. Это уникальная фирменная наработка, она имеет патент VVT (Variable Velocity Transform), преобразование с переменной скоростью. Итоговая паспортная АЧХ получила впечатляющий диапазон 10 Гц – 40 кГц. Хотя нижняя граничная частота снята по уровню -6 дБ, для AMT наушников это настоящий революционный прорыв! Ведь древние модели 70-х имели такой спад уже на 150 Гц и были забракованы звуковым сообществом, как тупиковая ветвь эволюции. Что касается веса наушников, то он был уменьшен насколько можно и составил 718 граммов. Основной вклад в вес вносит довольно сложная и мощная магнитная система. Если снизить её массу даже немного, произойдёт резкое снижение чувствительности и потеря качества звука. Поэтому инженеры решили зафиксировать оптимальный вариант.

Чувствительность наушников составляет 87 дБ/мВт, что достаточно низкое значение, однако оно соответствует топ-моделям планарно-магнитных наушников, которые, по опыту, не вызывают проблем с раскачкой. Важнее, что импеданс 42 Ом является довольно комфортным, так как он не требует от усилителя запредельных значений тока и напряжения, а также демпфируется электрически даже с ненулевым внутренним сопротивлением. Конечно, потребуется мощный качественный усилитель с номинальной мощностью 250 мВт и выше, но для современной звуковой аппаратуры это давно не проблема. Конечно, на источнике звука и на усилителе экономить не стоит - наушники HEDDphone ONE заслуживают только лучшего из имеющегося.

По поводу веса наушников, в сети разразился небольшой, но устойчивый хейт. Странно, что при этом совсем нет претензий к топовым 695-граммовым Audeze LCD-4 за 325 тыс. руб. Есть теория, что эргономика делает вес Audeze незаметным. А что же у HEDD? Эргономика HEDDphone ONE находится на высоком уровне. Оголовье и подушки получились очень мягкими, вес распределяется довольно хорошо. Подстройка по длине и поворот дужек конструкцией предусмотрен и работает даже на слушателях с большим размером головы. Люфта и прочих проблем не наблюдается. Из нашей практики, существует большое количество недорогих лёгких наушников, но в которых не выдержишь и 5 минут, настолько они жёсткие и анатомически неадекватные. Конечно, остаётся фактор конкретных особенностей анатомии и личных предпочтений. Пользователю стоит выбирать только то, что лично его полностью устраивает по всем параметрам.

Наушники HEDDphone ONE продаются в красивой коробке с супер-обложкой, что подчёркивает высокий класс продукта. Коробка имеет огромные размеры, если сравнивать с типичными упаковками от наушников.

Крышка коробки открывается как книжка. Под крышкой есть листовка с краткой инструкцией, техническими характеристиками и проставленным вручную серийным номером. Из инструкции можно узнать интересные факты. Например, когда слушатель ищет оптимальное положение наушников на голове, свернутая в гармошку мембрана из материала Kapton может издавать тихие хрустящие звуки. Это вызвано замкнутым объёмом воздуха между мембраной и ушами слушателя. Избыточное давление в этом случае давит на мембрану и перемещает её в продольном направлении. Небольшие хрустящие звуки при этом является нормой. Как только слушатель найдёт комфортное положение, звуки прекратятся. Во время воспроизведения музыки и в паузе нет никаких дополнительных звуков, помимо музыки.

Что касается надёжности AMT мембраны, то, так как она свёрнута в гармошку и не натянута, удары и сотрясения ей не страшны. Также важно знать, что AMT мембрана существенно толще, чем у планарно-магнитных наушников. Учитывая отсутствие натяжения, прочность и стойкость у AMT наушников намного выше. Говоря обычным языком, они более практичны и долговечны. В этом плюс и большой потенциал у AMT технологии. В то время как планарно-магнитные мембраны вынуждены иметь толщину менее микрометра для более легкой и быстрой подвижной системы, у AMT гармошки скорость перемещения воздуха в 4 раза выше, что называется by design. То есть небольшому смещению мембраны соответствует большое перемещение воздуха. И мембрана остаётся в том же самом линейном магнитном поле, не выходит за его пределы, как это делает катушка с проводом у традиционных моделей. Поэтому в звуке AMT излучателей намного меньше искажений, если брать равную громкость.

Вообще говоря, понятие о "традиционных" и "экзотических" излучателях - это вопрос философский. Например, принцип действия AMT излучателя по созданию колебаний схож с тем, как работают лёгкие у всех животных - воздух двигается за счет создания сжатия -разрежения. В результате очень небольшого линейного перемещения под действием межреберных мышц (кстати, работающих тоже в перпендикулярном направлении) перекачивается очень большой объём воздуха. Похожие фазы у AMT мембраны, только в несколько раз быстрее - что может быть естественнее природного изобретения? В конечном счёте, важна точность воссоздания звуковых колебаний, подающихся в виде напряжения на клеммы динамика. Привычность конструкции излучателя для широких масс общественности - не самый надёжный критерий. Так, при появлении AMT излучателей в интернете были следующие высказывания людей, считающих себя специалистами: "Как это вообще может воспроизводить звук, если мембрана даже не круглая, ещё и жёлтого цвета?" Но когда мониторы авторства Клауса Хайнца 10 лет подряд стали завоёвывать престижные премии лучших мониторов года, мнение общественности резко поменялось. Были слышны уже совсем другие идеи: "Это же новаторская разработка немцев, разумеется она даёт более точный и прозрачный звук, это понятно даже по одному взгляду на динамик". Как видим, одна и та же конструкция AMT излучателя в глазах общественности может приводить к совершенно противоположным выводам, в зависимости от времени высказывания и существующих устоев общества. На наш взгляд, всё решает не идеология, а конкретная техническая реализация. Правильный подход заключается в объективной оценке, полученной в результате применения звуковой аппаратуры по назначению - прослушивания музыки. Это тот случай, когда лучше 1 раз услышать, чем 100 раз прочитать или увидеть схему работы на картинке. Поэтому мы переходим непосредственно к наушникам HEDD.

После всех прочих ритуальных действий по открытию коробки, наконец, показались сами наушники. Они просто уложенные в упаковку без всяких плёнок и пакетов. Поролоновые ложементы надёжно защищают наушники при транспортировке и отделяют их от отдельной коробочки с кабелем. В целом, упаковку можно считать красивой, но в то же время без излишеств и премиумных материалов отделки.

Наушники комплектуются съёмным фирменным кабелем с miniXLR со стороны наушников на полноразмерный TRS 1/4". Производитель обещает позже добавить возможность покупки кабеля и с другими разъёмами на конце. Однако, кабель абсолютно стандартный, его не проблема найти в продаже и от сторонних производителей.

Сами наушники сочетают в себе такие материалы, как алюминий, сталь, пластик и искусственная кожа. По дизайнерскому оформлению они довольно консервативны и тяготеют к классике. Никаких серебрений и золочений, никаких экзотических пород дерева. С другой стороны, у модели явно есть своё собственное лицо, наушники узнаваемы. Из характерных особенностей можно отметить овал с прорезями, как на логотипе компании HEDD.

Амбушюры довольно легко снимаются, что позволяет их заменить в случае износа либо поменять на другие варианты обивки подушек, помимо искусственной кожи. Как мы видим, между мембраной наушников и слушателем нет никаких демпфирующих или эквализирующих материалов. Наушники HEDDphone ONE - открытого типа, то есть задняя сторона мембраны не имеет акустической нагрузки. Однако сквозных отверстий к уху слушателя в конструкции нет, то есть мембрана не подвешена в воздухе.

Измерения

При измерениях использовался программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO нашей разработки. Использовался измерительный стенд Brüel & Kjær 4153 - Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1), Сделано в Дании, стоимость 5000 евро. Стенд эмулирует акустический импеданс уха в соответствии с международными стандартами. Данную методику тестирования нам порекомендовали инженеры компании Beyerdynamic.

Измерения АЧХ приводятся исключительно в качестве справочных. Не стоит по ним угадывать звучание модели наушников! На АЧХ виден лишь диапазон частот и основные тенденции!

Мы заметили, что измерения любых наушников на стенде Brüel & Kjær 4153 имеет плавный спад с 100 Гц к 20 Гц. Это особенность стенда, который эмулирует импеданс человеческого уха по установленным международным стандартам. Стандарт IEC 60318-1 принят достаточно давно, возможно он учитывает не всё. Несмотря на это, если сделать несколько измерений разных наушников, то можно понять, что с низкими частотами у HEDD всё в порядке. Они примерно такие же как у лучших представителей планаров, единственное участок саббаса ниже на 3 дБ. Если вам нравится мощный бас в стиле закрытых наушников DT 770 PRO, этот участок можно эквализовать - наушникам есть чем его играть, и делают они это достаточно чисто.

Для сравнения мы приведём измерения сайта Head-Fi, на более современном измерительном стенде.

Можно найти общие черты с нашим графиком. Все пики и провалы находятся примерно на тех же местах. Единственное, подъём на ВЧ у нас отсутствует. На слух этот подъем также отсутствует. Обычно имеет смысл анализировать сразу несколько графиков, полученных разными методами, чтобы взять их них самое удачное. Мы ждём от производителя в скором времени официальный график, полученный на хорошем измерительном оборудовании.

Прослушивание

Сразу небольшой абзац о проблемах описания звука при помощи слов. Так как слов существует мало, а вариантов звучания бесчисленное множество, с донесением мысли автора до читателя всегда есть большие проблемы. Главным образом, можно лишь сказать, понравилось звучание или не понравилось. Также можно попытаться сравнить с какой-то известной моделью конкурента, выделить плюсы и минусы. На этом всё. Все остальные уточняющие слова имеют меньше смысла. Тем не менее, экспертиза очень важна, ведь различные графики с измерениями часто дают ещё меньше информации. Самый лучший вариант всегда - это самостоятельное прослушивание. В идеале, нужно прожить с устройством пару недель, чтобы не спеша, без стресса отслушать свои любимые записи. Мы, конечно же, именно так и поступили.

Ответ на вопрос "понравилось - не понравилось" звучит так: очень понравилось! При прослушивании музыки эта самая последняя, продажная версия HEDDphone ONE произвела на нас намного более благоприятное впечатление, чем все предыдущие прототипы AMT наушников HEDD. Если в случае прототипов инженеры компании боролись за рекордные басы, то в "магазинной" версии мы услышали не только полноценный низкочастотный диапазон, но и очень детальную середину и высокие частоты. Так как HEDD собирали отзывы о звучании прототипов по всему миру в течение последних двух лет, будем надеяться, что и наш голос влился в общий хор отзывов. Так или иначе, наушники получились очень сбалансированными, без перекосов в тембре. Важно, что это произошло не в ущерб детальности и слитности звука. Ведь теоретически можно поставить более тяжелую мембрану, которая идеально озвучит басы, но не будет успевать играть весь остальной диапазон.

Что касается низких частот, то в модели найден хороший компромисс. Звучание похоже на все хорошие модели открытых планарно-магнитных наушников. То есть бас озвучен на всём диапазоне, но саббас 30 Гц и ниже имеет слышимый плавный спад, он не забивает собой спектр в ущерб верхнему басу и СЧ, как это можно слышать в дешевых моделях. Звук можно описать как дорогой, благородный, породистый. Сам бас очень слитный, имеет мало искажений. Когда меняешь HEDD на традиционные динамические наушники с большим избытком баса, то сразу отмечаешь, что разобрать там какие-то партии баса становится сложно. Ощущается в основном звуковое давление, но сами ноты играются не чисто, а с разными призвуками, которых нет в оригинальной музыке. Если говорить о среднем и верхнем басе, то у HEDD он очень выигрышный и слитный.

На средних частотах звучание наушников очень свободное. Даже если увеличить громкость, наушники воспроизводят музыку точно так же чисто, вообще не напрягаясь. Ранее мы уже приводили такую метафору: обычный динамические наушники похожи на Hi-Fi колонки, на малой и средней громкости они играют неплохо, но с ростом звукового давления начинают выходить из линейной зоны и надрываться от потуг, выдают слышимые искажения. Наушники HEDD больше похожи на профессиональные колонки, они выдают ровный наполняющий звук вообще без какого-либо напряжения и слышимых искажений. Ощущение, что их линейная зона намного превышает ход традиционных поршневых излучателей. В этом они похожи с планарно-магнитными. Разница же с планарами в том, что у AMT наушников HEDD зона линейности ещё выше. Чувствуется очень большой потенциал этой технологии, и немецкие инженеры сильно постарались, чтобы выжать из наушников максимум положительных свойств.

Для того, чтобы понять ценность HEDDphone ONE мы поступили не очень честно. Мы выбрали для сравнения с ними самую совершенную и намного более дорогую модель планаров - топовые Audeze LCD-4. Это просто отлично звучащие наушники класса Hi-End, которые вобрали в себя самые последние технологии и весь опыт лучшего американского производителя. Мы их можем рекомендовать каждому с закрытыми глазами, если только не смущает их цена. Тем интереснее получилось сравнение. По результатам, очень сложно однозначно определить, какие наушники звучат лучше, Audeze или HEDD. Смысл здесь в том, что у обоих моделей есть свои сильные стороны. Наушники Audeze показались нам более комфортными аудиофильскими наушниками, с очень приятным звуком, но со скрадыванием определенных нюансов звучания у вокалистов и солирующих инструментов. Главное их достоинство - комфорт слушателя. Наушники HEDD более детальны на средних частотах, более плотное и динамичное, а тембры кажутся чуть более натуральными. В HEDD всё лучше прослушивается, даже при более низкой громкости, но без избыточной резкости дешевых моделей динамических наушников. В наушниках Audeze сразу после HEDD хочется сделать погромче на +3 дБ, чтобы поднять немного скраденную середину, но от этого ВЧ и НЧ начинают превалировать и комфорт пропадает. В целом, разницу между Audeze и HEDD можно назвать вкусовой. Это модели одного уровня, и многое будет зависеть от предпочтений слушателя. Мы всегда отдаём пальму первенства моделям с более детальной серединой, так как именно там содержится всё самое интересное в музыке - вокал и солирующие инструменты, поэтому HEDD для нас чуть-чуть более предпочтителен. Возможно, для кого-то важнее мощный нижний бас или рекордно широкая стереопанорама. Здесь уже выбирать должен пользователь, после внимательного прослушивания.

Так как кабель для подключения у наушников взаимозаменяемый, мы попробовали использовать более дорогой кабель от Audeze (цена кабеля без наушников $600 в розницу) с наушниками HEDD. Звучание с другим кабелем стало чуть более приятным и аудиофильским. При переключении на родной кабель звук становится попроще. Конечно, не стоит преувеличивать разницу. Одни наушники не превращаются в другие, но интересно, что съёмный кабель даёт возможность чуть-чуть повлиять на характер звука.

При сравнении HEDD с более массовыми динамическими моделями наушников, сразу же замечаешь большое количество искажений и неверный тональный баланс. Хоть это и не всегда мешает широкому слушателю, всё же разница в классе огромна и она сразу проявляется. Мы не будем сильно критиковать динамические наушники. Всё же это очень доступные и проверенные решения, которые решают важную задачу обеспечения хорошим звуком всех желающих. Наушники HEDD пока не могут этим похвастаться. Этот продукт пока ещё скорее только для избранных.

Выводы

Мы не зря уже долгое время при любой возможности поддерживаем уникального немецкого производителя HEDD Audio, и информационно, и морально. Их новые AMT наушники HEDDphone ONE с первой же попытки сразу попали в верхний сегмент рынка Hi-End наушников. Причем по звуку HEDDphone держится очень уверенно, совсем не боится сравнения с самыми дорогими и лучшими моделями, существующими на сегодня. Чувствуется высочайший класс и огромный потенциал этой технологии. Все усилия производителя были потрачены не зря и уже оцениваются по достоинству внутри сообщества музыкантов и аудиофилов.

Конечно, мы бы хотели видеть больше моделей с этой технологией, в том числе с более доступным ценником, чтобы круг пользователей существенно расширился. Уверены, что компания HEDD в будущем справится и с этим вызовом тоже. Они уже и так сделали невозможное - уменьшили массо-габаритные характеристики до приемлемых. Теперь их можно ещё снизить, даже с небольшим ущербом для звука, но с достижением доступной цены. Такая задача выглядит гораздо легче, чем создание наушников "с нуля". Ну а пока AMT наушники HEDDphone ONE и без этого пользуются очень большой популярностью среди знатоков аппаратуры. По нашей информации, их быстро разбирают по предзаказам все настоящие гурманы хорошего звука. Надеемся, что экземпляров хватит на всех желающих.