HEDD Type 20 — трёхполосные активные студийные мониторы
Максим Лядов
Презентацию новых мониторов немецкой компании HEDD Audio можно было увидеть на выставке Frankfurt Musikmesse, где мы записали видео интервью с Клаусом Хайцем, основателем и директором Heinz Electrodynamic Designs. Клаус по нашей просьбе рассказал о всём модельном ряде, включая новые трёхполосные мониторы HEDD Type 20.
Ссылки на предыдущие материалы о мониторах HEDD:
- HEDD Audio Type 07 — двухполосные 7" активные студийные мониторы
- HEDD Audio Type 05 — двухполосные 5" активные студийные мониторы.
- HEDD Type 30 — трёхполосные активные студийные мониторы
Необходимо сразу же отметить, что обе трёхполосные модели, 20 и 30, это практически одно и то же. Отличие в дополнительном НЧ динамике у Type 30. А вот двухполосные уже отличаются сильнее. Несмотря на внешнюю схожесть, НЧ динамик у трёхполосок совершенно другой, с увеличенным диаметром катушки и характеристиками, заточенными под басовый регистр звука. Также у трёхполосных моделей существенно выше мощность усилителя, что делает их применимыми как в ближнем, так и в среднем поле. То есть они способны озвучить контрольную комнату в профессиональной студии, тогда как двухполосные модели - лучше всего чувствуют себя в ближнем поле. Их пользователи более массовые, а цена намного доступнее. HEDD Type 20 и Type 30 - удел профессионалов. Продукцию HEDD дешевой не назовешь. И всё-таки, откуда берётся высокая цена?
Мониторы HEDD разработаны и собраны в Германии, в Берлине. Это обеспечивает высокое качество, надёжность и долговечность продуктов. Многие читатели выразили сомнения в том, что динамики и мониторы могут в наше время собираться не в Китае. Однако, для европейских и, особенно, немецких производителей, как раз очень характерно производство именно в Германии. В отличие от товаров широкого потребления, типа обуви или одежды, для профессиональной техники не нужны многомиллионные тиражи, которые могут предложить китайские подрядчики, а качество и надёжность - являются приоритетом. Чтобы не было никаких сомнений, мы попросили HEDD выслать нам фотографии конвейера, чтобы увидеть реальный процесс производства и сборки мониторов в Германии.
Высокочастотный динамик с технологией AMT ("ускоренный преобразователь движения") - это главная гордость HEDD. Мы уже много раз рассказывали и об истории появления технологии, и о том, как Клаус Хайнц более 20 лет доводил технологию до ума, чтобы использовать её в массовых продуктах. Сейчас можно найти много аналогичных динамиков в продукции разных производителей. Качество так же может быть очень разным. В данном случае мы имеем оригинальный AMT от Клауса Хайнца, создателя современной его версии.
В мониторах HEDD стоит самое последнее поколение AMT излучателя. За счёт новой формы волновода была существенно снижена рабочая частота, что облегчает согласование со среднечастотным динамиком.
Среднечастотные и низкочастотные динамики в мониторах HEDD - это собственная разработка Клауса Хайнца. Хотя нам всем нравился звук немецких динамиков ETON, их стоимость настолько высока, что делает производство мониторов нерентабельным. По этой причине HEDD решили самостоятельно сделать все свои динамики, и ВЧ, и НЧ. За несколько лет разработок был найден очень жёсткий материал UHC, превосходящий всех конкурентов на рынке по жёсткости (модулю Юнга). Из него был сделан диффузор. Далее на современных средствах CAD разработки был создан и запущен в серию и сам динамик. Об этом мы тоже рассказывали, не будем повторяться.
Усилитель мощности был взят готовый, производства датской компании B&O. Это известный всем профессионалам ICEPower. Модели Type 20 имеет 300 Вт мощности на каждый динамик, то есть усилительная часть развивает 3х300 Вт. И это только один монитор!
Очевидно, что такая мощность сделана в расчёте на среднее поле и на акустически подготовленное помещение, а не только на домашнюю студию. Хотя, мониторы покупают и состоятельные владельцы небольших личных студий. По сути габариты мониторов остаются одними из самых маленьких среди трёхполосной студийной акустики: 36 x 28 x 34 см (ШВГ). Получается такой аккуратный кубик.
Задняя панель мониторов имеет также коммутатор входов RCA / XLR / Bridge. Отдельный разъём HEDD Bridge позволяет докупить плату расширения с одним из цифровых интерфейсов. Это может быть AES67 Ravenna, Dante, AES3/EBU. Хорошо то, что мониторы изначально являются аналоговыми, то есть не содержат внутри никаких АЦП и ЦАП, способных испортить звук. Из коробки мониторы имеют XLR и RCA подключение. Даже старшие модели имеют RCA, что удобно на практике. Также важно, что имеется механический переключатель входов. В мониторах, где входы запараллелены и не коммутируются, подключение сразу обоих таких разъёмов ощутимо портит звук.
Предусилитель спроектирован в HEDD, он имеет частоты кроссовера 250 Гц и 2,5 кГц, а также предлагает регулировки чувствительности -30 дБ … +6 дБ, и два шельфовых фильтра ±4 дБ для высоких и низких частот.
Технические характеристики HEDD Type 20
Динамики | |
НЧ-динамик | 1 шт. |
Диаметр крепления корзины | 7.2" (182 мм) |
Диаметр катушки | 2" (51 мм) |
Материал диффузора | Ultra Honeycomb Composite (ячеистый композитный) |
CЧ-динамик | 1 шт. |
Диаметр крепления корзины | 4" (120 мм) |
Диаметр катушки | 1,25" (32 мм) |
Материал диффузора | Ultra Honeycomb Composite (ячеистый композитный) |
ВЧ-динамик | 1 |
Тип | HEDD AMT (HEDD Air Motion Transformer) |
Эквивалентный диаметр | 2,2" (56 мм) |
Входы | |
Аналоговый балансный / небалансный | XLR / RCA |
Цифровая опция HEDD Bridge | AES67/Ravenna, Dante, AES3/EBU |
Общие данные | |
Усилитель (ICEpower) | 3 x 300 Вт |
Регулировка уровня входа | -30 дБ… +6 дБ |
Эквализация ВЧ > 2 кГц | ±4 дБ (20кГц) |
Эквализация НЧ < 200 Гц | ±4 дБ (50Гц) |
Диапазон частот (-3 дБ) | 32Гц - 50кГц |
Кг 90 дБ/1м > 100Гц | ≤0.5% |
Максимальный SPL синус 100Гц - 3кГц /1 м | ≥110 дБ |
Максимальный пиковый SPL пары мониторов с 1м | ≥120 дБ |
Частота среза кроссовера | 250 Гц и 2.5 кГц |
Импеданс балансного / небалансного входа | 10 кОм / 47 кОм |
Вес | 15 кг |
Габариты ШВГ | 358 мм x 280 мм x 338 мм |
Гарантия | 2 года |
Модель HEDD Type 20 обеспечивает полночастотный мониторинг на полноценной громкости, в любом заглушенном помещении контрольной комнаты, даже с басовыми ловушками. Мониторы играют с 32 Гц по -3 дБ. Сабвуфер мониторам явно не требуется. НЧ динамик спроектирован на частоты 30-250 Гц. Это не такой динамик, который стоит в двухполосных моделях. Он более "сабвуферный" по своим свойствам.. Средние частоты - полностью весь диапазон 250 - 2.5 кГц играет выделенный среднечастотный динамик. Помимо расширенного диапазона вниз, синфазные средние частоты - сильное преимуществ именно трёхполосных мониторов. То есть женский вокал полностью играется выделенным динамиком, диапазон не рвётся пополам кроссовером. Вокал не заставляют играть кусочком диапазона, где большой динамик уже играет не так детально и качественно, переходит в изгибные колебания. Но больше красивая теория - если поставить плохие динамики, то никакого осязаемого толку от трёх полос не будет. И мы не раз видели тому подтверждение.
Мы не раз высказали Клаусу Хайнцу пожелание увидеть СЧ динамик по технологии AMT, как и твиттер, причём по адекватной цене, не по $1000 за один динамик, как это было в его мониторах ADAM. Надеемся, что, как только компания завоюет рынок, мы увидим немало интересного в будущем.
В отличие от старшей модели, правый и левый мониторы у Type 20 имеют зеркальное расположение динамиков, так что при заказе нужно быть внимательным и выбирать два разных монитора. Они маркированы на упаковке как Right Speaker и Left Speaker, но, на самом деле, их можно и поменять местами, чтобы при узком расположении иметь более широкую панораму. Либо при широком расположении немного приблизить sweet spot, если помещение не позволяет отдалиться по фронтали.
По конструкции и по звуку динамики в мониторах HEDD не имеют ничего общего ни со старыми мониторами ADAM SX, ни с новыми S Series. У HEDD абсолютно свой путь. Конечно, мы бы хотели, чтобы HEDD взяли всё лучшее из всех предыдущих моделей и только развивали этот успех.
Несмотря на очень жёсткий материал СЧ и НЧ диффузоров, никакой жёсткости в звуке нет. Звук скорее мягкий, ближе к Hi-Fi динамикам. Твитер также совершенствуется из поколения в поколение, снижаются слышимые искажения.
Возможности подключения и подстройки остаются теми же самыми, что и в других мониторах HEDD. Входы XLR, RCA и цифровой. Переключатель SOURCE в явном виде коммутирует источники сигнала. Регулировки чувствительности: -30 дБ … +6 дБ, и два шельфовых фильтра ±4 дБ для высоких и низких частот. По нашему опыту, этих регулировок вполне хватает. Небольшое неудобство вызывает регулировка под отвёртку. Понятно, что подразумевается однократная их настройка и чтобы далее нельзя было случайно их сдвинуть, производя коммутацию наощупь.
HEDD Type 20 звучат в точности, как мониторы Type 30, о которых мы вам уже рассказывали. Однако модель 20 больше тяготеет к ближнему полю, чем к среднему. Их можно спокойно слушать с дистанции в 2 метра и не будет интерференции волн от двух НЧ динамиков, тогда как от Type 30 лучше отодвинутся в среднее поле, на 3 метра и глубже. Ближнее поле привлекательнее тем, что энергия прямого излучения многократно превышает энергию отражённых волн, что даёт более ровный тембральный баланс звука и сильно снижает требования к помещению. Поэтому мантры знатоков Hi-Fi аппаратуры, про то, что комната влияет намного больше, чем колонки, на мониторы ближнего поле совершенно не действуют. Тогда как если просто слушать музыку в кресле, в 4 метрах от колонок, переключая CD диски пультом ДУ, тогда конечно, требования к так называемой "комнате для прослушивания" резко возрастают. В первую очередь требуется площадь в 50 кв. метров. Это не теория, это практика - проверено неоднократно.
Практически одновременно с Type 20 производитель выпустил специальный плагин HEDD Lineariser, содержащий амплитудно-частотную и фазо-частотную калибровку всех мониторов HEDD. Особенно подчёркивается, что используются КИХ (FIR) фильтры с линейной фазой.
Так как АЧХ мониторов довольно ровная и не нуждается в коррекции, основное преимущество даёт именно линеаризация фазы. Исходный график ФЧХ демонстрирует, на самом деле, неплохой результат, так как линейность фазы означает любой постоянный наклон - абсолютная задержка не так уж важна. И мы тут видим, что в области СЧ с мониторами HEDD всё хорошо без коррекции. Звук слитный примерно от 80 Гц и до 5 кГц. Дальше начинаются существенные отклонения от наклонной линии.
Если на графиках частотных характеристик не очень понятно, что это даёт, то на картинке реальных сигналов всё становится на свои места. Например, при подачи прямоугольного колебания, как предельного случая резкой атаки и установления сигнала, хорошо видно влияние выравнивания фазы. Вылеты меандра (эффект Гиббса) неизбежны в любой частотно ограниченной системе. На это не нужно обращать внимания.
Также довольно неплохо показывает импульсный отклик (дельта-функция Дирака). То есть в оригинале подаётся сигнал бесконечно малой длины и бесконечно большой амплитуды. Небольшой звон фильтра, до и после, возникает из-за фазолинейной фильтрации. Основным минусом фазолинейных цифровых фильтров является задержка сигнала. Особенно задержка проявляется на низких частотах.
Поэтому HEDD предложили в плагине несколько режимов работы. Выравнивание всего диапазона, с задержкой 100 мс. Выравнивание только верхней его части, с задержкой 5 мс, и выравнивание только АЧХ, с задержкой всего 2 мс. Наибольший положительный эффект несёт первый вариант с самой большой задержкой. Если просто слушать музыку или сводить композицию, то, естественно, никаких проблем эта задержка не даёт. Мы загрузили VST плагин даже в foobar2000, где он прекрасно работает через компонент VST 2.4 adapter.
Если же играть на живых инструментах, где нужен быстрый отклик, плагин можно либо вовсе отключить, на время, либо выбрать более щадящий вариант, где корректируется лишь АЧХ, или частично ФЧХ.
Помимо VST-, AU- и AAX-плагинов для профессиональных DAW программ, имеется и автономный режим работы Stand-alone, для любых программ вообще, включая Soundcloud, Spotify, VLC, foobar2000, Youtube, iTunes, Groove, и тому подобное. Для этого нужно зайти в настройки автономного приложения HEDD Lineariser, выбрать вход, с которого берётся сигнал, и выход, на который сигнал будет выводиться. Чтобы не зависеть от роутинга звуковых карт и обеспечить побитную передачу сигнала, для Windows ПК можно использовать VB Cable, а для Mac - Soundflower или любые аналогичные бесплатные утилиты на тему "виртуальная звуковая карта/виртуальный кабель". Поддерживаются любые форматы сигнала вплоть до 24 бит 192 кГц.
Звук с HEDD Lineariser меняется кардинальным образом. Особенно хорошо это влияет на низкие частоты. Бас перестаёт "отставать" от средних частот, становится слитным. В одно время была популярна идея электро-акустической связи, когда сигнал корректируется на отставание хода диффузора и тем самым происходит линеаризация. Особенно актуально для фазоинверторных схем, где сдвиг фазы на 180 градусов и более возникает из-за формирования колебаний фактически "обратной стороной" динамика. На самом деле, физика процесса там намного сложнее, но для бытового понимания такая аналогия подходит. А вот выравнивание АЧХ мы как-то явным образом не заметили. Кстати, для АЧХ производитель предлагает две настройки - Anechoic и HEDD. Они отличаются тем, что в случае HEDD не происходит снижение естественных подъемов НЧ, которые у мониторов есть на осевой АЧХ по краям. И это правильно, особенно если слушатель хотя бы немного смещён от оси динамика. Ведь тогда АЧХ естественным образом имеет спад по краям диапазона. То есть Anechoic больше подойдёт для работы, при точном расположении слушателя. А HEDD - если слушатель немного отклонился от оптимальной точки (по вертикали, горизонтали или фронтали) или если слушателей несколько.
Измерения АЧХ
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер: 9291C
- чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
Наши измерения были сделаны не в безэховой камере, поэтому на НЧ есть два подъёма от геометрических резонансов помещения. Чтобы избавиться от них совсем, нужны басовые ловушки.
Регулировка высоких частот необходима на случай слишком заглушенного помещения. Все звукопоглощающие материалы имеют очень высокий коэффициент поглощения именно на высоких частотах, поэтому в миксе будет хотеться компенсировать эту нехватку. Чтобы такого не было, высокие частоты можно отрегулировать.
Регулировка низких частот позволяет убрать бубнение, например, от близости мониторов к стене или к углу, что автоматически добавляет +3 или +6 дБ.
График АЧХ производителя более ровный. Очевидно, производитель использует на средних частотах осреднение по нескольким положениям микрофона. Основное различие графиков в том, что мы измеряем АЧХ до 50 кГц - нам позволяет это делать микрофон. Тем самым мы подтверждаем, что высокочастотный динамик AMT имеет очень быстрый ход, что позволяет ему точно отрабатывать атаку и любые сигналы в слышимом диапазоне частот. Кстати, измерения производителя в безэховой камере на микрофон с диапазоном 50 кГц можно увидеть на 69-й секунде официального видеоролика:
Как видим, измерения очень похожи на наши. Вероятно, перемещая измерительный микрофон, можно подобрать такую точку в пространстве, где измерения станут неотличимы.
Выводы
HEDD Type 20 - ещё более интересная модель, чем Type 30, и существенно более доступная по цене. Конечно, это ещё не массовый рынок, но уже гораздо ближе. Ещё раз повторим, что техника такого класса не покупается по обзорам или по форумам. Любые мониторы необходимо самому послушать до покупки, примерить под свои задачи, чтобы сделать осознанный выбор. Type 20 намного лучше играют в ближнем поле, чем Type 30, так как НЧ динамик один и не возникает интерференции на близком расстоянии.
В Москве появилась возможность послушать модели мониторов HEDD в магазине DJTools, Pult.ru и Musiclab.pro.
официальными представителями HEDD Audio в России
дистрибуторской компанией АРИС