ProSound.iXBT.com

HEDD Audio Type 07 — двухполосные 7" активные студийные мониторы

Максим Лядов

Немецкая компания HEDD Audio, аббревиатура Heinz Electrodynamic Designs - расположенная в Берлине небольшая семейная компания со своим производством. Глава и директор компании - Клаус Хайнц, второй основатель и вице-президент - его сын, Фредерик Кноп. Подробнее в нашей новости HEDD Type 05, Type 07 и Type 30 – активные студийные мониторы линейки Series One.

Клаус Хайнц - наш старый знакомый, мы неоднократно брали у него интервью во Франкфурте, где он нам постоянно признавался в любви к русским композиторам-классикам. Более важно то, что Клаус Хайнц является тем самым создателем коммерчески пригодного в серийном выпуске AMT динамика, в народе "излучатель Хейла", с узнаваемой жёлтой сложенной в гармошку лентой квадратного твитера. На его совершенствование от оригинальной конструкции доктора Оскара Хейла, ушло более 20 лет. В общей сложности Клаус имеет более чем 40 летний опыт создания мониторов, поэтому особенно интересно, что же получилось у немцев в этот раз?

С его сыном Фредериком мы познакомились в 2016 году на стенде HEDD на Musikmesse. Мы увидели прекрасный германский тандем из опыта и энтузиазма. На наш взгляд, более открытый молодой Фредерик отлично дополняет консерватизм своего отца. К тому же, если Клаус Хайнц тяготеет к фортепиано и классической музыке, то Фредерик является музыкантом и композитором современных жанров музыки, поэтому хорошо разбирается в потребностях тех, кто пишет, например, клубную музыку с глубоким басом. И это очень даже прослеживается в музыкальных возможностях новых мониторов.

Так как марка HEDD не раскручена, для старта были выбраны проверенные временем и наиболее востребованные двухполосные 5" и 7" мониторы. Они наиболее доступны по цене и компактны, но при этом не являются бюджетными моделями. Это полноценные профессиональные мониторы, очень мощные и немаленькие по габаритам, совершенно спокойно конкурирующие с любым брендом, без оглядки на ценник. Кстати, сразу после успешного запуска двухполосных мониторов, компания приступила к выпуску трёхполосных мониторов, и не собирается на этом останавливаться. Постепенно ожидается полный ряд всех необходимых профессионалам моделей, включая многополосные для самых топовых студий.

Хотя одной из важных особенностей продуктов HEDD является возможность цифрового подключения, никто не заставляет его использовать. Прямо из коробки у пользователя есть проверенные временем XLR и RCA разъёмы подключения. HEDD Bridge - это всего лишь опция. Понятно, что реализовать ЦАП студийного уровня на малюсенькой платке расширения - задача очень сложная. Однако, для некоторых ситуаций, например, в сфере вещания, в многоканальных конфигурациях, цифровая опция может оказаться полезной. Возможно, в будущем мы увидим дальнейшее расширение функций и сфер применения HEDD Bridge, о чём намекает официальный сайт...

Переключатель на задней панели в любом случае позволяет указать, с какого входа брать сигнал. Установка одной из плат HEDD Bridge не лишает вас возможности в любой момент выбрать аналоговое подключение. Мы сами очень переживали за этот момент. К счастью, наши опасения были напрасными.

Технические характеристики HEDD Type 07

Динамики
НЧ-динамик 1 шт.
Диаметр крепления корзины 7.2" (182 мм)
Диаметр катушки 1.5" (38 мм)
Материал диффузора Ultra Honeycomb Composite (ячеистый композитный)
ВЧ-динамик 1
Тип HEDD AMT (HEDD Air Motion Transformer)
Эквивалентный диаметр 2" (56 мм)
Входы
Аналоговый балансный / небалансный XLR / RCA
Цифровая опция HEDD Bridge USB2, AES67/Ravenna, Dante, AES3/EBU
Общие данные
Усилитель (ICEpower) 2 x 100 Вт
Регулировка уровня входа -30 дБ… +6 дБ
Эквализация ВЧ > 2 кГц  ±4 дБ (20кГц)
Эквализация НЧ < 200 Гц  ±4 дБ (50Гц)
Диапазон частот 38Гц - 50кГц
Диапазон при неравномерности ± 1.5 дБ 45Гц - 20кГц
Кг 90 дБ/1м > 100Гц ≤0.5%
Максимальный SPL синус 100Гц - 3кГц /1 м ≥107 дБ
Максимальный пиковый SPL пары мониторов с 1м ≥116 дБ
Частота среза кроссовера 2.3 кГц
Импеданс балансного / небалансного входа 10 кОм / 47 кОм
Вес 9.6 кг
Габариты ШВГ Height x Width x Depth 220 мм x 370 мм x 300 мм
Гарантия 2 года

Итак, по расширенному диапазону частот и габаритам понятно, что модель является больше прямым конкурентом ADAM S2X/A8X, чем A7X. Это же подтверждают и первые отзывы в прессе - Type 07 уровнем повыше A7X. И тут надо отдать должное A7X, они более старые по времени выпуска и более доступные по цене. И всё же, разрабатывались Type 07 как конкуренты моделям из премиальной линейки, S2X. У нас появилась возможность провести прямое сравнение этих двух моделей.

Мониторы были установлены в студии 50 кв. метров с потолками около 4 метров. В помещении деревянный пол, подвесной потолок с минеральной плиткой, практически нет мебели, кроме открытых стеллажей, фальшстены из гипсокартона с покрытием. Отсутствует порхающее эхо и реверберация. Есть пара небольших резонансов на НЧ от геометрии, на что делается поправка. При установке в 50 см от стены и вблизи крышки стола образуется избыток НЧ, что весьма эффективно исправляется регуляторами НЧ диапазона на задней стороне мониторов.

На фотографии мониторы выглядят маленькими - это оптический обман, из-за огромного помещения и 27" монитора. На самом деле, диаметр динамика очень немаленький, 7.3".

Мы подключили мониторы по аналоговому балансному соединению готовыми проводами Cordial к студийному интерфейсу Lynx Studio Aurora 8. Мы решили не регулировать уровень громкости в цифре и выставили одинаковый фиксированный уровень громкости. Для того, чтобы исключить влияние фактора "чем громче, тем субъективно лучше", мы использовали профессиональный шумомер и запускали розовый шум для выставления громкости во всех 4 мониторах, с точностью до десятых долей дБ. Была выставлена довольно высокая общая громкость, которая является типичной при студийном использовании мониторов в полузаглушенном помещении студии. Мониторы расставлены по схеме 1-2, 1-2, чтобы отдаление всех четырёх мониторов до точки прослушивания было одинаковым. Подготовка к тестированию заняла примерно 1,5 часа, само тестирование - более 3 часов. Переключение колонок было, без преувеличения, мгновенным, всего одним кликом мышки в микшере звукового интерфейса. Можно уверенно сказать, что мы подошли к вопросу максимально скрупулёзно и ответственно. Это ни в коем случае не было прослушивание "на бегу", в незнакомом помещении, на незнакомых фонограммах (так делать категорически нельзя!).

Мы прослушивали различные фонограммы, в основном классику и джаз. Прежде всего, стоит похвалить и мониторы HEDD, и мониторы ADAM. Нам они очень понравились. Звучание было "то, что надо". Звук профессиональный, натуральный, с большим количеством деталей и хорошей стереопанорамой. Можно смело сказать, что обе модели мониторов пригодны для самых серьёзных задач.

Отличия в основном лежат в верхней области средних частот. У модели S2X звук более резкий, детальный, но с чуть большими искажениями. У модели Type 07 звук с меньшими искажениями, но чуть менее детальный. В некоторых композициях звучание мониторов HEDD было более предпочтительным и натуральным, в некоторых вперёд выходили мониторы ADAM. Чаще всего было сложно сказать, какие мониторы более соответствуют некоему референсу, за который можно было бы принять живое звучание инструментов (скрипка, саксофон, ударные) и вокала, которые были в записи. В электронной музыке, где такой точки отсчёта нет, за более качественное звучание можно считать такое, при котором инструменты в миксе лучше прослушиваются, а 3D эффекты более выразительные. Стереопанорама чуть лучше у ADAM.

Стоит отметить, что тут мы можем быть предвзяты. Динамики ETON с гексагональными сотами долгое время были частью нашей жизни (у нас куплено 3 разных моделей мониторов ADAM), так что их достоинства и недостатки уже фактически стали частью нас самих. В HEDD Audio использованы похожие, но немного другие СЧ динамики, поэтому и характер звука немного другой. На наш взгляд, он сдвинулся ближе в сторону Focal, Neumann (K&H), и прочих именитых производителей. Если вам не хватало именно этого в ADAM, то вот он, ваш шанс получить более свежую разработку от тех же немецких инженеров. Если кто-то любит слушать музыку на мониторах, а не заниматься творчеством, но страдает от излишней агрессии динамиков на СЧ, то вам также стоит послушать мониторы HEDD, возможно это "ваш звук". Лично нам нравятся обе модели, и Type 07 и S2X, мы затрудняемся сделать однозначный выбор между ними.

Что касается высоких частот, в серии SX стоит настольно качественный ВЧ динамик, что превзойти его сложно даже самому разработчику, Клаусу Хайнцу. Если HEDD и играет на ВЧ лучше, то ненамного. Конечно, если вспомнить серию A, потом AX, то прогресс вполне ощутим.

В области самых низких частот очень сложно отдать предпочтение какой-либо модели, так как диапазон слишком уж расширен. В двухполосной модели с данным литражом есть физические ограничения на НЧ, так что качество басов будет неизбежно ниже, чем у моделей с 9-10-12". Это нужно понимать и с осторожностью подходить к данному диапазону при создании музыки. Лучше всего оставить двухполосным мониторам то, на что они изначально рассчитаны, а басы контролировать отдельно на мейн-мониторах. НЧ диапазон, в целом, озвучен достойно для 7" двухполосок, и на этом тактично закончим нашу мысль.

Мониторы можно с комфортом эксплуатировать на средней и низкой громкости - всё хорошо прослушивается. На стыке частот кроссовера мы не ощутили никакого провала или проблем согласования. Всё было отлично. Понятно, что в мониторах более высокого класса средние частоты должно быть ещё более детальными из-за выделенного динамика, а низкие более полноценные. Поэтому, если ваш бюджет неограничен, то понятно, на какие мониторы следует обратить особое внимание. Однако, надо быть готовым к тому, что за любые, даже самые малюсенькие улучшения требуется платить высокую цену. Зачастую переплачивать в несколько раз. Поэтому двухполосные мониторы являются прекрасным компромиссом, и очень популярны среди музыкантов и любителей послушать музыку.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

Мы провели измерения АЧХ обеих моделей в одной и той же точке. Подъем +3 дБ чуть выше 60 Гц - это геометрический резонанс помещения (5,5 метров короткая стена). АЧХ мониторов практически ровная линия. Именно так и ощущается на слух. Однако, измерения АЧХ микрофоном, даже очень дорогим и точным, никогда не смогут передать реальные ощущения слушателя. Мы подтверждаем паспортные параметры (басы уверенно от 40 Гц) и ровную АЧХ мониторов.

Выводы

Компания HEDD Audio продолжает традицию предоставлять пользователям звук высочайшего качества по весьма умеренной цене, без переплаты за бренд и напускную "профессиональность" своих продуктов. Мониторы остаются доступными каждому, даже несмотря на то, что они сделаны вручную в Германии.

HEDD Type 07 смогли нас удивить тем, что фактически они являются по звуку акустикой более высокого класса, чем мы привыкли в данной ценовой категории. Видно развитие инженерной мысли, и есть очень большой толк от всех применённых инноваций.


Мониторы HEDD Type 07 предоставлены на тестирование,
официальными представителями HEDD Audio в России
дистрибуторской компанией ARIS PRO