ProSound.iXBT.com

HEDD Type 30 — трёхполосные активные студийные мониторы

Максим Лядов

Наши читатели хорошо знакомы с немецкой компанией HEDD Audio и с её продуктами по нашим обзорам HEDD Audio Type 07 — двухполосные 7" активные студийные мониторы, HEDD Audio Type 05 — двухполосные 5" активные студийные мониторы. Мы идём по хронологии выхода мониторов и теперь добрались с обзором до старшей модели HEDD Type 30. Это уже дорогая модель среднего поля для топовых профессиональных студий. После недорогих 5" и 7" моделей, цена на трехполосные Type 30 сразу убивает наповал. Тем интереснее, на что способны эти мониторы. Кстати, мониторы HEDD разработаны и собраны в Германии, в Берлине, что даёт все предпосылки ожидать от них высокое качество, надёжность и долговечность.

Есть хорошая новость на тему цен. Летом 2017 года в продаже появится вариация на тему HEDD Type 30, которую назвали Type 20. Это та же самая модель, внутри всё то же самое, но убран один НЧ динамик. Это хорошо видно на нашей фотографии из Франкфурта с выставки Musikmess 2017. Модель обещает стать лидером по цена/качеству. Ну а кому первичен вопрос звука, а не цены, и необходимо именно среднее поле, по-прежнему стоит присмотреться к HEDD Type 30. Кстати, уже поступают первые впечатления с крупных европейских студий звукозаписи. Отзывы очень оптимистичные: большинство тех, кто взял в дружественном магазине "послушать/потестировать", сравнить с тем, что стоит в студии, обратно мониторы HEDD Type 30 не отдают. Один из реальных отзывов с лондонской студии был примерно такой: может это и не идеал, но без них я свою работу уже не представляю, поэтому "заверните мне два".

Технические характеристики HEDD Type 30

Динамики
НЧ-динамик 2 шт.
Диаметр крепления корзины 7" (182 мм)
Диаметр катушки 2" (50 мм)
Материал диффузора Ultra Honeycomb Composite (ячеистый композитный)
CЧ-динамик 1 шт.
Диаметр крепления корзины 4" (120 мм)
Диаметр катушки 1,25" (32 мм)
Материал диффузора Ultra Honeycomb Composite (ячеистый композитный)
ВЧ-динамик 1
Тип HEDD AMT (HEDD Air Motion Transformer)
Эквивалентный диаметр 2,2" (56 мм)
Входы
Аналоговый балансный / небалансный XLR / RCA
Цифровая опция HEDD Bridge USB2, AES67/Ravenna, Dante, AES3/EBU
Общие данные
Усилитель (ICEpower) 4 x 300 Вт
Регулировка уровня входа -30 дБ… +6 дБ
Эквализация ВЧ > 2 кГц  ±4 дБ (20кГц)
Эквализация НЧ < 200 Гц  ±4 дБ (50Гц)
Диапазон частот 32Гц - 50кГц
Диапазон при неравномерности ± 1.5 дБ 40Гц - 20кГц
Кг 90 дБ/1м > 100Гц ≤0.5%
Максимальный SPL синус 100Гц - 3кГц /1 м ≥116 дБ
Максимальный пиковый SPL пары мониторов с 1м ≥126 дБ
Частота среза кроссовера 250 Гц и 2.5 кГц
Импеданс балансного / небалансного входа 10 кОм / 47 кОм
Вес 23 кг
Габариты ШВГ Height x Width x Depth 280 мм x 530 мм x 338 мм
Гарантия 2 года

Модель HEDD Type 30 обеспечивает полночастотный мониторинг на полноценной громкости, за что отвечают 4 по 300 Вт усилителя в каждом мониторе. Это даёт возможность эксплуатации мониторов на любой громкости, в любом заглушенном помещении контрольной комнаты, даже с басовыми ловушками. Сабвуфер не обязателен. Мониторы играют по паспорту с 32 Гц, в реальности уже с 40 Гц на том же уровне, что и весь диапазон. Это очень впечатляет.

Интересная подробность, которую мы выяснили в личной беседе с Клаусом Хайнцем. Несмотря на то, что 7-дюймовые динамики в Type 07 и Type 30 внешне выглядят почти одинаково, это совсем разные модели динамиков. Тот 7" вуфер, что стоит в Type 07 имеет другую катушку и магниты. Это видно на сравнительной фотографии, где мониторы вплотную друг к другу, по разному диаметру колпачков. В Type 30 (и в Type 20) стоит катушка бОльшего диаметра и более мощная магнитная система, что меняет все технические параметры. Сам динамик более дорогой, и был спроектирован именно для акустического оформления Type 30. Он играет гораздо более низкий диапазон и не пересекается с отдельным СЧ динамиком.

То есть преимущество мониторов HEDD Audio в том, что не просто взят какой-то готовый динамик стороннего производителя. Нет. Все динамики, и ВЧ, и СЧ, и НЧ - это целиком и полностью разработка HEDD Audio. Они были спроектированы с нуля именно под конкретные модели мониторов.

Усилители взяты готовые, из последнего поколения B&O ICEpower (Дания). Все 4 усилителя в классе Д. Немецкими разработчиками были проведены предварительные тесты. Никакого преимущества даже самый дорогой готовый усилитель в классе АБ по звуку не дал. То есть класс Д выбран здесь осознанно, за отличные показатели по мощности и качеству звука конкретного усилителя. Это не значит, что все усилители в классе Д обязательно хорошо звучат. И не значит, что качество напрямую связано с классом. Всё решает техническая реализация, а не абстрактный принцип. Как пример, первые германиевые транзисторы были никуда не годны. Современные кремниевые транзисторы и сборки уже не имеют с ними ничего общего и ушли далеко вперёд. Но это не мешает делать и хорошие, и плохие усилители на одном и том же транзисторном принципе. Всё решает квалификация и опыт разработчика.

Есть модели трехполосных мониторов, особенно самых доступных по цене, где возникает ощущение, что третий динамик поставлен для декора, и, в общем-то, ничего не даёт в плане звука. При том, что среднечастотный диапазон - важнейший для студийной работы! Именно на средние частоты приходится пик чувствительности слуха. От него требуется максимум детальности звука, а не просто формирование неких колебаний заданной громкости, для ровного графика АЧХ (а какой формы это колебания, уже не важно). Проблема в том, что ровную АЧХ на СЧ может попытаться изобразить и 8" НЧ-динамик, но при работе от звукорежиссёра сразу же будут жалобы, что на СЧ ничего не слышно. Именно этим объясняется популярность некоторых моделей мониторов, где звук вовсе не идеальный и АЧХ кривенькая, зато СЧ диапазон прослушивается хорошо и регулировки эффектов при работе над музыкой хотя бы как-то читаются.

К счастью, в модели HEDD Type 30 среднечастотный динамик стоит не просто так - уж точно не для расширения ассортимента мониторов. Во-первых, он очень хорошо вписан по звуку по отношению к соседним излучателям. Во-вторых, он, наконец-то, даёт очень детальный звук.

Мы высказали Клаусу Хайнцу пожелание увидеть СЧ динамик по технологии AMT, как и твиттер. Немецкий конструктор динамиков нам пояснил, что в ходе его экспериментов по переходу в СЧ область выяснилось, что с текущими техническими возможностями и теми же материалами отдача по звуковому давлению у СЧ излучателя AMT резко падает. Необходимо решение ряда технических трудностей, включая большие затраты на мощные магниты - там их необходим не один, как в ВЧ-динамике, а десяток. Удовольствие очень дорогое. Тем не менее, мы верим в инженерный гений немецких инженеров и ждём новых революционных разработок.

Клаус Хайнц называет свои AMT динамики лучшими в мире по звуку на сегодняшний день. Это самое новое поколение данного типа ленточного динамика. Так, одно из нововведений - как раз расширение диапазона излучения. За счёт новой конструкции и волновода удалось понизить нижнюю границу, что даёт больше возможностей в проектировании мониторов. Выделенный СЧ-динамик теперь играет всю полосу своих частот в поршневом режиме, без искажений интермодуляции, что благотворно сказывается на звуке.

Также выделенный СЧ-динамик существенно разгружает НЧ вуферы, что, в свою очередь, даёт им возможность играть наилучшим образом только свой басовый диапазон, в линейном (поршневом) режиме, не отвлекаясь на СЧ. Клаус Хайнц нашёл для создания диффузона современный композитный материал с очень высоким значением модуля Юнга, то есть настолько жёстким, что, по его словам, превосходит практически всё, что он видел, и позволяет не думать об изгибных колебаниях и интермодуляциях.

Возможности подключения и подстройки остаются теми же самыми, что и в других мониторах HEDD.

Мониторы полностью аналоговые. Опциональные цифровые модули HEDD Bridge позволяют подключать протоколы USB2, Dante, Ravenna Network / AES67, AES3/EBU. При покупке мониторов вы не переплачиваете за цифровую часть и можете подключать свою любимые студийные ЦАП к полностью аналоговым усилителям, без дополнительных конвертаций в цифру и обратно. Кстати, эксперты говорят, что в светлом будущем не останется никаких аналоговых подключений. Миром будет править Dante или что-то подобное.

Мы подключили мониторы по аналоговому балансному соединению готовыми проводами Cordial к студийному интерфейсу Lynx Studio Aurora 8. Мы решили не регулировать уровень громкости в цифре и выставили фиксированный уровень громкости. Мы сравнили мониторы со всеми колонками, что у нас были в наличии, в том числе с трехполосными.

HEDD Type 30 играют очень достойно. Впечатление даже лучше, чем на нас прежде произвели HEDD Type 05 и HEDD Type 07. Вся суть колонок Type 30 в том, что они реально 3-полосные. Чувствуется, что они очень качественно спроектированы. Стереопанорама очень хорошая, прямо вот замечательная. ВЧ лучше, чем у предыдущих поколений пищалок.

СЧ звучит очень слитно с ВЧ. Довольно высокая детальность - лично для нас этот параметр мониторов наиболее важен. Один из признаков качественного звука в том, что источник звука не локализуется в звуковом поле. Здесь именно так. Если поставить несколько мониторов в ряд, как это сделали мы, то другие модели без труда слышно - звук идёт из них. С HEDD Type 30 звук шёл как бы сам по себе, непонятно из каких мониторов. Звуковое поле настолько ровное, что смещение по вертикали и горизонтали также не приводило к локализации источника. Просто вокруг вас идёт музыка с хорошим пространственным эффектом, а мониторы будто бы к этому не причастны.

Хотя, HEDD Type 30 - это, скорее, мониторы ближне-среднего поля. То есть до них должна быть дистанция не меньше 2 метров и подготовленное помещение. Это не настольные мониторы. Их без проблем можно разместить на большой консоли, но не по бокам от монитора на столе 1,8 метров. Однако звук HEDD Type 30 ближе к студии, к мониторам ближнего поля. Вообще нет намёка на гул, бубнение. В музыке всё хорошо слышно.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)





График АЧХ, измеренной производителем, подтверждает наши измерения. Обратите внимание, мы измерили АЧХ до 50 кГц, в то время как производитель приводит график до 20 кГц.

Выводы

HEDD Type 30 - удачная модель трехполосных профессиональных мониторов. Ценник не позволяет рекомендовать их массовому пользователю, но это, пожалуй, единственный их минус. В остальном есть только плюсы. Хотя мы слышали уже много всяких моделей студийных трехполосных колонок, HEDD Type 30 выделяется из них качественной проработкой звука. В общем-то, техника такого класса не покупается по обзорам или по форумам. Любые мониторы лучше самому послушать до покупки, погонять и примерить на свои задачи. Это самый оптимальный вариант. Производитель HEDD сейчас работает над тем, чтобы дать возможность профессионалам послушать свои мониторы и сделать осознанный выбор.

В Москве появилась возможность прийти и послушать модели мониторов HEDD Type 05 и Type 07 в магазине DJTools, Москва, "Красный Октябрь", Берсеневский переулок, 5, стр. 4. Чтобы послушать модель HEDD Type 30, следует обратиться в магазин Восемь Нот.


Мониторы HEDD Type 30 предоставлены на тестирование,
официальными представителями HEDD Audio в России
дистрибуторской компанией АРИС