ProSound.iXBT.com

Arturia FX Collection — коллекция эффектов Arturia

Григорий Лядов

Компания Arturia продолжает приятно удивлять своими разработками и вслед за шикарным синтезатором Pigments 2 французский производитель представил коллекцию программных эффектов FX Collection.

Коллекция включает в себя 15 высококачественных плагинов для обработки звука, сочетающих в себе эмуляцию оригинальной обработки культовых студийных устройств с современными функциями и возможностями управления. Кроме этого, в коллекции имеются и эффекты, созданные Arturia полностью с нуля, не уступающие по качеству легендарным аналогам.

Как и в случае с виртуальными инструментами Arturia плагины FX Collection были созданы с помощью True Analog Emulation® (TAE®) и технологии Physical Modeling® (Phi®), позволяющей очень точно смоделировать все процессы аппаратных устройств с сохранением нюансов и мельчайших деталей. По словам производителя, для создания этой коллекции Arturia потратила огромные ресурсы и не один год тщательного анализа и исследований в данном направлении.

В результате проделанной работы были созданы 15 крайне любопытных плагинов частотной, динамической и пространственной обработки: 3 компрессора, 3 дилея, 3 ревербератора, 3 предусилителя и 3 фильтра. Все эти эффекты доступны в качестве VST, AU или AAX плагинов, работающих в любом DAW. Сегодня мы попробуем разобраться, что из себя представляют эффекты Arturia и насколько они применимы в условиях современного продакшена.

Comp VCA-65

Плагин Comp VCA-65 представляет собой программную версию одного из наиболее знаменитых и удачных VCA компрессоров DBX 165A. Среди аналоговых компрессоров, VCA компрессоры выделяются своим характерным звучанием и большим количеством настраиваемых параметров. Как известно, DBX 165A одним из первых был оснащен RMS-детектором. В VCA-65 этому уделили особое внимание и постарались в точности смоделировать работу всех цепей оригинального устройства. В тоже время для большей гибкости и расширения области применения были добавлены: автоматический режим (Auto Mode); пиковый лимитер (Peak Limiter) и плавная кривая компрессии (Soft Knee).

Графическая оболочка VCA-65 очень напоминает аппаратный DBX 165A. Во всяком случае, внешний вид и расположение органов управления соответствуют оригиналу. В верхней части расположены все стандартные настройки компрессора: Threshold и Compression, Atack и Release, Limiter и Output Gain. Регулятор MIX существует только в программной версии компрессора, и он позволяет настраивать баланс между обработанным и необработанным сигналом. В некоторых случаях уже этих возможностей будет достаточно для использования метода параллельной компрессии. Кроме этого, виртуальный компрессор VCA-65 обзавелся дополнительной панелью с расширенными Side Chain настройками. Из наиболее интересного следует выделить различные режимы детекции сигнала. При использовании компрессора на стереодорожке становится доступно переключение с L/R на Mid/Side определение. Это существенно расширяет возможности обработки и делает компрессор VCA-65 очень гибким в использовании. Также в секции Side Chain предусмотрен однополосный эквалайзер с обрезными фильтрами, позволяющий эквализовать сигнал до детектора и тем самым сделать обработку более точной и прогнозируемой. Или использовать его для усиления сибилянтов в вокале или, наоборот используя Side Chain в качестве деэссера.

Для простоты и удобства использования в плагине уже предусмотрены готовые пресеты с настройками для обработки наиболее типовых сигналов. А благодаря функции Sound Design Tips настройка компрессора будет под силу даже начинающим пользователям. С ее помощью подсвечиваются наиболее предпочтительные для настройки параметры и диапазон регулировки, которые следует покрутить в первую очередь в каждом конкретном пресете. Эта функция впервые была опробована в новом, довольно-таки сложном, синтезаторе Pigments и была встречена пользователями c большим энтузиазмом.

Comp TUBE-STA

Плагин TUBE-STA представляет собой софтверную версию культового лампового компрессора Gates STA-Level. Данный компрессор был очень популярен в 60-х и 70-х годах благодаря своему характерному теплому звучанию и способностью деликатно насыщать тембр, особенно в низкочастотной области. Первоначально компрессор использовался на вещательных теле и радиостудиях, однако благодаря своему музыкальному потенциалу стал активно использоваться на студиях звукозаписи. Его простота, безусловно, была частью привлекательности, и, хотя плагин TUBE-STA получил ряд современных возможностей, инженеры Arturia остались верны оригинальному и чрезвычайно простому дизайну.

Как и подавляющее большинство ламповых компрессоров, TUBE-STA имеет минимальное количество крутилок. Для входного сигнала доступна регулировка уровня и настройка параметров Mode и Recovery Time, работающие примерно, как Atack и Release в традиционных компрессорах, но с фиксированными значениями время отклика. Для ориентира предусмотрен стрелочный индикатор, отображающий на выбор входной или выходной уровень, а также уровень ослабления усиления (Gain Reduction). Для удобства регулятор выходного уровня связан с регулятором входа, они регулируются одновременно, позволяя избежать чрезмерного усиления. Однако кнопкой Link можно разорвать связь и настраивать их по отдельности. Также, как и в предыдущем плагине здесь предусмотрен регулятор MIX для осуществления параллельной компрессии и дополнительная панель c расширенными Side Chain настройками.

Работа ламповых компрессоров отличается способностью справляться с невероятным снижением усиления без слышимых артефактов. Они не такие быстрые как VCA компрессоры, однако их характерный окрас и теплота способны преобразить звучание и обогатить тембр, недостижимый ни каким другим типом компрессора.

Comp FET-76

Компрессор FET-76 является эмуляцией знаменитого компрессора на базе полевых транзисторов Universal Audio 1176. Ключевая особенность компрессора 1176 заключается в очень быстрой атаке, до 20 микросекунд, и огромным коэффициентом усиления, до 45 дБ. При этом благодаря использованию в цепи входного усилителя особой конструкции компрессор имеет свою неповторимую окраску. Данный компрессор часто использовался в рок музыке прошлого столетия, для придания звучанию плотности и агрессии. При сильной компрессии, уровень искажений может увеличиваться, добавляя зернистости звучанию гитары и баса. Жесткая компрессия вокала добавляет яркости и эффекта присутствия. А компрессия ударных позволяет добиться плотного и взрывного характера.

В плагине FET-76 Arturia постаралась в точности повторить все процессы компрессора 1176 и максимально приблизиться к возможностям аппаратного устройства.

Все органы управления FET-76 соответствуют оригинальному устройству. Так же, как и в предыдущем компрессоре их довольно мало. Доступна регулировка входного и выходного уровня. Для удобства предусмотрен режим Link, объединяющий их регулировку, позволяя получить постоянный уровень на выходе. Параметры Atack и Release здесь обозначены цифрами, где 1 это наиболее продолжительное, а 7 - самое короткое время. В секции Ratio можно выбрать какой-то определенный коэффициент компрессии, а интересная кнопка All активирует все режимы одновременно. В оригинальном устройстве этой кнопки не было, однако можно было нажимать несколько кнопок одновременно, что приводило к очень ровному отклику с дополнительными искажениями. Этот неожиданный эффект многие сочли применимым, поэтому Arturia решила добавить такую возможность. Кроме этого, компрессор FET-76 получил дополнительные настройки Side Chain, как и в предыдущих моделях.

Delay TAPE-201

Плагин Delay Tape-201 смоделирован по образцу культового ленточного дилея 1970-х годов. Это устройство использовало замкнутую ленту с несколькими последовательно расположенными звукоснимающими головками, позволяющие создавать эффект ритмического эха. Плагин Tape-201 представляет собой копию оригинального устройства, передающую все его нюансы и характеристики в мельчайших деталях.

И хотя внешне отличия значительные, основные регулировки в программном дилее сохранены. Все современные добавленные возможности находится в дополнительной секции снизу. Примечательно, что плагин имеет полноценный стереорежим с раздельной регулировкой каналов. Дополнительный эквалайзер позволяет обработать сигнал еще до дилея. Для подчеркивания аутентичности звучания предусмотрены регулировка эффекта флаттера, инерции мотора и подмешивания фонового шума. А что бы сделать эффект совсем замысловатым Arturia добавила секцию модуляции.

Delay MEMORY-BRIGADE

Плагин MEMORY-BRIGADE является эмуляцией педального дилея Bucket Brigade 1970-х годов. Этот эффект был одним из первых, обладающий теплым ленточным эхо при своих сравнительно небольших размерах. До появления Bucket Brigade эффект эхо создавался лишь с помощью громоздких магнитофонных устройств. Хотя все они прекрасно звучали, были сложны в обслуживании и работали нестабильно. В педали Bucket Brigade уже не использовалась лента и для создания задержки применялась цепь из конденсаторов, позволяющая достичь существенно более короткую задержку для получения эффекта хоруса или флэнжера.

Как и во всех предыдущих плагинах, в верхней части расположены все основные настройки, соответствующие оригинальному устройству. В нижней секции - современные функции, добавленные Arturia. Из наиболее интересного, следует отметить модуляцию через огибающую и LFO.

Delay ETERNITY

Плагин ETERNITY еще эффект дилея, однако на этот раз созданный полностью c нуля Arturia. Этот плагин отличает простота и большое количество разнообразных настроек. Его интерфейс стилизован под аппаратное устройство, оборудованное кнопками и большими регуляторами.

В плагине ETERNITY предусмотрено пять режимов, отличающихся типом повторений. Имеется как простой дилей, так и более продвинутый, с двумя независимыми линиями, создающие сложные формы повторений. Для придания звучанию окраски дополнительно используется эффект Bit Crusher, добавляющий характерные искажения. Также предусмотрен дополнительный фильтр, позволяющий обрабатывать повторяющийся сигнал раздельно. В дополнительных настройках находится эквалайзер сигнала на входе и целых три источника модуляции, дающих огромный потенциал для творчества.

Следующие три плагина представляет собой эффекты реверберации.

Rev PLATE-140

Плагин PLATE-140 является точным воссозданием культового винтажного пластинчатого ревербератора EMT 140 и его лампового предусилителя. Однако кроме EMT 140 в плагине предусмотрено еще 2 дополнительных режима, эмулирующих два других подобных ревербератора, но уже со своими резонансными характеристиками. Таким образом? плагин позволяет подобрать наиболее подходящую краску в зависимости от текущих требований и необходимых задач.

Из доступных настроек есть параметр предварительной задержки и фильтр высоких частот на входе, ослабляющий металлический оттенок. Для насыщения спектра предусмотрен регулятор лампового предусилителя. Для создания более размытого звучания предусмотрен эффект хоруса. На выходе имеется трехполосный эквалайзер и регулировка ширины стереопанорамы.

Также, как и во всех остальных эффектах Arturia для удобства в PLATE-140 предусмотрены уже готовые пресеты.

Rev INTENSITY

Плагин Rev INTENSITY еще один эффект созданный Arturia полностью с нуля. При его создании производитель был вдохновлен классическими цифровыми ревербераторами конца 1980-х годов. Однако INTENSITY не эмулирует какой-либо конкретный ревербератор. Используемые алгоритмы INTENSITY нацелены, в первую очередь, на получения красивого музыкального звучания, а не на соответствие математическим моделям конкретных помещений. Тем не менее в INTENSITY применены все распространенные типы (Rooms, Chambers, Studios, Нalls, Аrenas, Сoncert Halls, Сathedrals).

Rev INTENSITY выглядит достаточно просто. Как обычно в верхней секции расположены основные параметры реверберации, внизу - дополнительные, более продвинутые настройки. Из наиболее примечательного следует обратить внимание на возможности модуляции, которые могут быть применены к любому из параметров, что дает огромный потенциал для творчества.

Rev SPRING-636

Rev SPRING-636 представляет собой эмуляцию самого известного из когда-либо существовавших пружинных ревербераторов Grampian 636. Плагин выглядит практически как оригинальное устройство, однако располагает звучанием не только пружинного модуля Grampian 636, но и других моделей.

Среди предусмотренных настроек Rev SPRING-636 позволяет регулировать интенсивность окраски предусилителя и длительность затухания реверберации, а также регулировать ширину стереопанорамы и баланс между сигналом после преампа и сигнала после реверберации. Расширенные настройки включают в себя предварительную задержку, фильтр до реверберации, режимы пружинных модулей и финальная эквализация.

Pre 1973

Pre 1973 представляет собой программную версию легендарного предусилителя Neve 1073. По словам производителя плагин Pre 1973 является кульминацией более чем десятилетнего опыта воссоздания культовых инструментов прошлого. Arturia провела обширный анализ каждого аспекта Neve 1073 и полностью смоделировала поведение электрических цепей до мельчайших подробностей. Однако в отличие от оригинального микшера Pre 1973 имеет плавную регулировку частоты в эквалайзере.

Pre 1973 совмещает в себе предусилитель и эквалайзер. При его использовании музыкальный сигнал сначала попадает на предусилитель, где спектр получает сатурацию и насыщается гармоническими искажениями, а затем попадает в секцию эквалайзера, для дальнейшей Neve-овской обработки с характерным фирменным оттенком. Плагин работает как в моно, так и в стереорежиме, как на скриншоте. При этом предусмотрен дополнительный Mid/Side режим.

В целом звучание плагина Pre 1973 получилось крайне интересным, претендующее на одно из лучших эмуляций устройств Neve.

Pre TridA

Плагин Pre TridA представляет собой еще одну эмуляцию предусилителя и эквалайзера легендарного микшерной консоли Triden, полюбившейся многим музыкантам за необыкновенной музыкальности эквалайзер и предусилитель.

Уникальной особенностью эквалайзера является серия из трех обрезных фильтров 18 дб/окт на высоких частотах и 12 дб/окт на низких частотах. При этом была предусмотрена возможность их одновременной работы, позволяющая с помощью различных комбинаций получить необычные кривые среза. Кроме этого, эквалайзер включал в себя четыре дополнительных фильтра с фиксированной частотой и плавной регулировкой уровня в диапазоне ±15дБ.

Плагин Pre TridA повторяет возможности оригинальной консоли и позволяет получить аналогичную окраску, как при использовании уникального эквалайзера, так и одного лишь предусилителя. Даже при минимальном входном усилении с выключенным эквалайзером в звучании добавляется очень слабая окраска, как у оригинального микшера Triden.

Pre V76

Плагин Pre V76 является программной версией знаменитого лампового предусилителя Telefunken V76, применяющегося в микшерных консолях REDD. Традиционно Arturia не ограничилась эмуляцией преда, плагин Pre V76 дополнительно оснащен эквалайзером, выполненным в соответствии с особенностями устройств того времени, и переключением фазы, отсутствующем на оригинальных консолях.

Предусилитель Telefunken всегда ценился своим характерным ярким ламповым насыщением. В плагине Pre V76 Arturia постаралась максимально возможно воссоздать этот эффект, позволяющий придать звучанию особенный оттенок. Именно в этом заключается сильная сторона данного плагина. Впрочем, дополнительная эквализация выглядит не менее интересно и реализована хорошо. Здесь используется двухполосный эквалайзер с фиксированной частотой. Регулировка производится в диапазоне +/- 10 дБ на на высоких частотах в районе 5 кГц, на низких - в районе 100 Гц. Кроме этого, предусмотрен обрезной НЧ фильтр, работающий в четырех положениях. Также, как и во всех предыдущих плагинах Pre V76 может работать как в традиционном стерео режиме, так в режимах Dual Mono и Mid/Side.

Filter MINI, Filter M12, Filter SEM

Завершают коллекцию эффектов фильтры, позаимствованные из хорошо знакомых нам винтажных синтезаторов Arturia V COLLECTION, но выполненных в качестве самостоятельных эффект плагинов. Если коротко, то плагин Filter MINI представляет собой фильтр синтезатора MINI V, Filter M12 взят из синтезатора Matrix-12 V, а Filter SEM - из синтезатора SEM V.

На наш взгляд, сама по себе идея создания фильтров таких культовых синтезаторов для обработки сигнала здравая и напрашивалась давно, тем более сами инструменты получились очень удачными. На фоне рассматриваемых плагинов FX Collection, возможности фильтров выглядят не менее интересно и востребовано. Они также способны придать звучанию особый оттенок, характерный аналоговым устройствам прошлого столетия, а современные дополнительные функции дают большой потенциал для творчества.

Выводы

Коллекция плагинов FX Collection выглядит чрезвычайно интересно и заслуживает самого пристального внимания. Представленных эффекты достаточно просты в использовании и, вместе с тем, позволяют достичь выдающегося результата. В особенности хочется отметить плагины компрессоров и предусилителей. Очень удобно, что на сайте производителя есть конкретные примеры обработки эффектами на различных сигналах. Кроме того, доступы демо версии, позволяющие попробовать плагины в реальном проекте и уже наверняка определиться с выбором.

Все плагины, входящие в состав FX Collection доступны для покупки по-отдельности. Однако коллекцией их стоимость существенно ниже и если приглянулись три - четыре определенных плагина, то целесообразней приобрести всю коллекцию.

Arturia FX COLLECTION предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU