Arturia FX Collection 3 — обновление коллекции эффектов Arturia 2022 года

Коллекция эффектов Arturia FX Collection продолжает комплектоваться новыми продуктами. Третья редакция FX Collection 3 уже насчитывает 26 разнообразных плагинов, сочетающих в себе эмуляцию культового студийного оборудования с современными возможностями и удобным управлением. В 2022 году в коллекцию было добавлено четыре новых плагина, расширяющих возможности обработки тембральной составляющей. Плагин Dist TUBE-CULTURE эмулирует работу аппаратного процессора с ламповым насыщением, Dist OPAMP- 21 имитирует обработку легендарной гитарной педали, Tape Mello-FI представляет собой Lo-Fi эффект из винтажного клавишного инструмента, а EFx Fragements станет большим подспорьем в работе над звуковым дизайном и творческом поиске.

Вместе с появлением новых продуктов в FX Collection 3 был внесен ряд улучшений, направленных на удобство работы с плагинами. Из наиболее интересного следует отметить возможность мгновенного переключения между двумя конфигурациями с настройками A/B, как это сделано во многих аналогичных решениях, и переработанный интерфейс, с более удобной навигацией и оптимизированной производительностью.

Интересно, что в двух появившихся плагинах Dist TUBE-CULTURE и Dist OPAMP- 21 появилась функция оверсемплинга, позволяющая выбрать более подходящий режим обработки в зависимости от текущих задач. В режиме Render приоритет имеет высочайшее качество обработки, режим Studio имеет упрощенные алгоритмы, позволяющие ощутимо снизить загрузку CPU. Хитрость заключается в том, что при финальном даунмиксе плагин в любом использует максимальное качество, зато при работе над проектом режим Studio позволит сэкономить вычислительные ресурсы, которых, как известно, никогда не бывает достаточно. Вероятно в будущем, мы получим подобные режимы и в других плагинах, особенно в наиболее требовательных к вычислительной мощности системы.

Ранее мы рассказывали об эффектах, пополнивших коллекцию FX Collection 2. Сегодня мы разберемся, что собой представляют новые плагины текущего дополнения.

Dist TUBE-CULTURE

Эффект Dist TUBE-CULTURE представляет собой программную версию культового лампового аудио процессора Thermionic Culture Vulture. Аппаратное устройство было создано в 1998 году и по началу использовалось в качестве инструмента для придания теплоты записям, созданным на цифровом оборудовании того времени. Данный процессор был интересен тем, что имел уникальную конструкцию и кроме регулируемого лампового насыщения в звук больше ничего не добавлял. Благодаря своей деликатной работе сатуратор Culture Vulture был быстро взят на вооружении многими ведущими звукорежиссерами и мастеринг инженерами.

За все эти годы британские инженеры Thermionic выпускали несколько обновленных версий своего процессора. Кульминацией развития стало устройство Ultra Vulture, которое обладало наиболее продвинутыми характеристиками и имело дополнительный режим насыщения. Именно эта версия устройства и была выбрана Arturia для моделирования плагина Dist TUBE-CULTURE.

В оригинальном устройстве используется последовательно три лампы. Одна используется в качестве предусилителя, вторая - для создания эффекта дисторшна, и третья - на выходе. Регулировка насыщения производится с помощью ручки Bias, контролирующей напряжение в лампе дисторшна, и Drive, обеспечивающей насыщение лампой предусилителя. Виртуальная версия устройства эмулирует поведение данных регуляторов и позволяет гибко настроить необходимое количество сатурации. Как и в аппаратном устройстве доступно четыре режима работы лампового насыщения (Triode, Pentode 1, Pentode 2 и Pentode 3), отличающиеся интенсивностью и характером искажений. От оригинального аппарата плагину достался и аутентичный эквалайзер Presence, немного добавляющий средних и высоких частот, правда Arturia для большей вариативности добавила сюда же режим Air, работающий лишь на высоких. Для визуального контроля обработки предусмотрен амперметр, показывающий силу тока в лампе дисторшна.

В продвинутом режиме отображения становится доступным целый ряд дополнительных настроек, расширяющих возможности оригинального устройства. Это возможность работы эффекта помимо стерео в Mid/Side режимах и дополнительные средства эквализации. Здесь используются обрезные фильтры с настраиваемой частотой и фиксированной крутизной спада 24 Дб на октаву, а также наклонный эквалайзер ± 12 дБ с частотой раздела 630 Гц для выхода. Кроме этого был добавлен регулятор Dynamics, позволяющий плавно изменять кривую сжатия от формы гейта до формы повышающей компрессии. Для удобства в центре устройства вместо виртуального амперметра отображается спектр сигнала. Очень удобно, что на анализаторе виден спектр до и после обработки.

На наш взгляд, программный сатуратор Dist TUBE-CULTURE получился крайне привлекательным. Алгоритмы обработки выполнены на очень высоком уровне. В этом можно убедится послушав аудио примеры на сайте производителя, а еще лучше установить демоверсию плагина и опробовать его возможности в своих треках.

Dist OPAMP-21

Эффект Dist OPAMP-21 основан на легендарном гитарном процессоре Tech 21 SansAmp Classic 1989 года выпуска, эмулирующем различные ламповые усилители. Оригинальное устройство было выполнено в виде обычной педали и позволяло подключить гитару напрямую в линейный вход, минуя громоздкие ламповые усилители. Сейчас такая возможность является обычным делом, а для того времени выглядело революционно.

Со временем американский производитель Tech 21 на основе SansAmp выпускал и более сложные продукты. Например, GT-2, Bass Driver, PSA-1 и RPM, которые в том или ином виде можно встретить в виде виртуальных эффектов. А вот программной версии SansAmp Classic до недавнего времени не было. Компания Arturia всецело заполнила этот пробел, достоверно реализовав аутентичность звучания первой педали Tech 21 в своем плагине Dist OPAMP-21.

Внешний вид Dist OPAMP-21 несколько отличается от того как выглядела оригинальная педаль. Однако используемый интерфейс более удобен в использовании и позволяет вместить целый ряд дополнительных возможностей. Как в SansAmp Classic здесь предусмотрены одноименные регуляторы, позволяющие настраивать количество дисторшна и эквализациию. Среди режимов эмуляции разных типов усилителей помимо трех оригинальных усилителей Normal, Lead и Bass был добавлен дополнительный режим Modern. Это наиболее чистый режим для использования плагина в качестве обычного дисторшн эффекта не на гитарном сигнале. Секция Character позволяет выбрать комбинацию из различных режимов эмуляции комбиков и положения микрофона перед кабинетом, как на оригинальной педали.

Дополнительные средства управления расположены на вкладке с расширенными настройками Advanced.

Как и все современные эффекты Dist OPAMP-21 может работать как в стереорежиме, так и в режиме Mid/Side. Среди дополнений предусмотрена раздельная эквализация сигнала до (Pre-Drive) и после всей обработки (Post-Drive). Обрезные фильтры на входе работают с фиксированной крутизной спада 24 Дб на октаву и в творческих решениях позволяют оставить очень узкую полосу частот для обработки. Кроме этого предусмотрена дополнительная настройка Curve, немного уменьшающая дисторшн в области низких частот. На выходе используется трехполосный параметрический эквалайзер с регулировкой частоты и добротности. Для дополнительного визуального контроля эквалайзер имеет спектрограмму сигнала и позволяет наглядно видеть производимые изменения.

Виртуальная версия педали Dist OPAMP-21 очень хорошо работает и помогает добиться того самого аутентичного колорита в звучании. Гибкие настройки плагина позволяют использовать эффект не только с гитарой, но и с самыми разнообразными источниками, включая синтезированные тембры. Примеры обработки можно найти на сайте производителя, там же доступна и полноценная демоверсия продукта.

Tape MELLO-FI

Tape MELLO-FI - это очень любопытный lo-fi плагин, созданный на основе виртуального инструмента Arturia Mellotron V. С его помощью можно придать звучанию винтажный характер, со всеми особенностями ленточного механизма культового клавишного инструмента Mellotron M400.

Плагин MELLO-FI крайне эффективен и имеет очень простое управление. В его распоряжении имеется три последовательных блока со специфическими настройками, эмулирующими поведение оригинального инструмента.

Блок с предусилителем позволяет добавлять в звучание ленточную сатурацию и аутентичный шип ленты. Для удобства использование плагин имеет автоматическую компенсацию усиления, поэтому как бы не была выкручена ручка насыщения конечная громкость останется на прежнем уровне.

В следующем блоке звучание можно изменить, имитирую особенности механизма, несовершенную работу лентопротяжного механизма, и свойства самой ленты, которая со временем изнашивалась. На выходе предусмотрен регулятор уровня и обрезной фильтр, работающий в lowpass либо в highpass режимах.

Примеры обработки сигнала эффектом Tape MELLO-FI можно найти на сайте производителя. Плагин работает хорошо и довольно деликатно, позволяя придать звучанию винтажный оттенок. Безусловно, самым ценным и наиболее используемым в плагине является ленточное насыщение и характерная неравномерная скорость воспроизведения. Но и имитация специфических свойств механизма мелотрона может пригодиться в каких-то творческих решениях.

Efx FRAGMENT

В отличие от предыдущих эффектов Efx FRAGMENTS является не программной репликой аппаратного устройства, а представляет собой мощный современный плагин основанный на гранулярном синтезе. Как правило, синтезаторы, использующие гранулярный синтез основаны на встроенных семллах. Плагин Efx FRAGMENTS интересен тем, что позволяет применять гранулярный синтез на любой дорожке или входе, захватывая звук на лету. При этом плагин обладает большим количеством разнообразных настроек, позволяя гибко трансформировать исходный тембр и создавая всевозможные пространственные образы и динамически изменяющиеся текстуры.

Принцип работы плагина заключается в постоянно обновляемом захвате аудио и подмешивании к основному сигналу гранулярного синтеза на основе захваченного фрагмента. Плагин способен захватывать аудио фрагмент длиной до 16 секунд, затем его автоматически перезаписывает. Для удобства предусмотрена синхронизация с темпом проекта и возможность выставить фиксированное время захвата, указанное в тактах (1/8 bar ,1/4 bar, 1/2 bar, 1 bar, 1,5 bar , 2 bar и 4 bar).

На основе захваченного сигнала плагин синтезирует множество коротенький звуковых частиц, так называемых гранул, которые можно использовать в различных творческих приемах. В Efx FRAGMENTS предусмотрены разные варианты генерации и воспроизведения этих частичек, включая рандомное поведение и сложные управляемые последовательности.

Несмотря на кажущуюся сложность и большое количество необычных крутилок обращаться с плагином довольно просто. В плагине предусмотрено три основных режима(классический, текстурный и ритмический), отличающихся настройками и поведением гранул. В режиме Classic гранулы воспроизводятся по очереди. Режим Texture позволяет использовать гранулы в несколько слоев одновременно. А режим Rhytmic больше подойдет для создания ритмических рисунков, так как имеет функции пошагового секвенсора. У каждого режима есть три основных параметра, регулируемые количество, продолжительность и звуковысотный диапазон, в котором формируются гранулы. Для полноценности в плагине предусмотрен стереопанорамер и встроенные эффекты, широко используемые во многих виртуальных продуктах Arturia.

Продвинутые функции Efx FRAGMENTS открывают целый ряд дополнительных возможностей, значительно расширяющих потенциал плагина. Практически все настройки плагина можно промодулировать тремя разными функциями и повторителем огибающей. Кроме этого предусмотрен дополнительный пошаговый секвенсор и два макроса, позволяющие назначить сразу несколько параметров для одновременного управления. Принцип назначения и управление всем этим богатством реализовано также просто и удобно как во всех последних продуктах Arturia.

Эффект Efx FRAGMENTS выглядит очень мощным инструментом для звукового дизайна. Возможности плагина реализованы очень здорово и довольно интересно. Лучше потратить какое-то количество времени на полноценное изучение его работы, зато потрясающий результат от использования многократно окупит затраченное время. Так или иначе плагин предоставляет готовые пресеты, позволяющие на их основе создавать что-то более менее осмысленное или неуправляемо хаотичное. Примеры обработки Efx FRAGMENTS можно найти на сайте производителя.

Выводы

Компания Arturia не перестает приятно удивлять. С каждым дополнением коллекция эффектов FX Collection пополняется выдающимися и крайне интересными продуктами, заметно расширяя свой функционал. Новые дисторшн плагины Dist TUBE-CULTURE и Dist OPAMP-21 можно считать одними из наиболее удачных реинкарнаций аппаратных устройств, заслуживающих самого пристального внимания. Плагин MELLO-FI выглядит менее востребованным, однако и его мягкой сатурации найдется применение. Что касается эффекта Efx FRAGMENTS, то это яркое подтверждение того, что производитель не ограничивается только винтажными репликами, и успешно развивает другие направления. Важно, что все плагины коллекции можно приобрести не только в составе коллекции, но и по отдельности. Кроме этого на сайте производителя доступны полноценные демоверсии плагинов, позволяющие попробовать их работу в своих собственных проектах.

 

Коллекция Arturia FX COLLECTION 3 предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU