Arturia FX Collection 2 — обновление коллекции эффектов Arturia 2021 года
В текущем 2021 году компания Arturia нас порадовала обновлением своей коллекции эффектов FX Collection. Вторая версия коллекции FX Collection 2 объединяет все существующие на сегодняшний день плагины для обработки звука Arturia и насчитывает 22 отдельных продукта. Как и прежде, эффекты доступны в качестве VST, AU и AAX плагинов, которые теперь имеют полную поддержку NKS. А это значит, что пресеты всех плагинов будут иметь предварительно настроенные параметры для работы на совместимых контроллерах и корректно отображаться на устройствах NI или в оболочке Komplete Kontrol.
Что же появилось нового во второй версии коллекции FX Collection 2? В первую очередь, это 7 совершенно новых эффектов: Bus FORCE, Comp DIODE-609, Phaser BI-TRON, Chorus JUN-6, EQ SITRAL-295, Chorus DIMENSION-D и Flanger BL-20. Также была немного переработана оболочка плагинов. Теперь также как в библиотеке инструментов Arturia V Collection предусмотрено удобное сохранение настроек, поиск и сортировка пресетов по тегам. В дополнении к уже существующим пресетам было добавлено 200 свежих конфигураций для всех плагинов коллекции. Кроме этого, в плагинах были улучшены советы и краткое обучение по использованию эффектов. Зачастую плагины представляют собой эмуляцию аналоговых устройств с непростыми органами управления. Советы и подсказки позволят на начальном этапе понять, для чего служит тот или иной регулятор и правильно использовать возможности обработки. Мы рассмотрим все семь появившихся эффектов и попытаемся разобраться что они собой представляют.
Bus FORCE
Плагин Bus FORCE представляет собой мультиэффектный процессор для использования на шинах или мастер канале. Плагин включает в себя несколько эффектов и позволяет использовать их в параллельной обработке. То есть подмешивать обработанный сигнал к исходному, контролируя обработку в мельчайших деталях в рамках одного плагина.
Огромным преимуществом Bus FORCE является его исключительная гибкость. Маршрутизация сигнала выполнена таким образом, что внутри плагина сигнал разделяется на три канала, оснащенных раздельной обработкой. Первый канал предназначен для необработанного сигнала, но при этом позволяет использовать эквалайзер. Во втором канале может быть использован эквалайзер, фильтр и компрессор. На третьем канале используется эквалайзер, фильтр, компрессор и сатуратор. У каждого канала есть свой регулятор громкости и выбор используемых эффектов. К примеру, на первом канале используется сухой не обработанный сигнал, на втором - эквалайзер и компрессор, на третьем - фильтр и сатуратор. Кроме этого, сигнал после компрессора можно отправить не на мастер выход, а на третий канал для последующей обработки сатуратором. В общей сложности производитель насчитал 36 возможных комбинаций маршрутизации сигнала, что дает огромные возможности для творчества и разного рода экспериментов.
Для удобства регулировки предусмотрен дисплей, отображающий все изменения сигнала. При настройке фильтра и эквалайзера на дисплее отображается кривая эквалайзера и спектр сигнала, на котором отчетливо видны все изменения от производимых манипуляций. При настройки компрессора и сатуратора в окне отображается уже кривая эквалайзера или форма контура насыщения. На выходе предусмотрен отключаемый жесткий ограничитель, отрезающий все, что выходит за пределы выставленного значения. Это не лимитер, а именно ограничитель спектра, фактически выполняющий роль дополнительного эффекта перегрузки.
Что касается эффектов, то в Bus FORCE используется трехполосный эквалайзер, созданный по подобию аппаратных эквалайзеров Pultec. Резонансный фильтр позаимствован у полюбившимся многим классическом фильтре Oberheim SEM, а компрессор и сатуратор были созданы на основе аналогового студийного оборудования Overstayer. Уже по отдельности используемые модули выглядят впечатляюще, а вместе образуют очень мощный инструмент с гибкими возможностями.
Comp DIODE-609
Comp DIODE-609 — еще одна мощная новинка коллекции. Это стерео компрессор, продолжающий славную традицию эмуляции легендарных аппаратных устройств прошлого столетия. Он представляет собой эмуляцию одного из самых востребованных студийных устройств того времени — диодного компрессора и лимитера Neve 33609.
Comp DIODE-609 разрабатывался, в первую очередь, как шинный или мастер компрессор, но, разумеется, может быть использован и на обычном канале. При использовании компрессора на стереодорожке становится доступно переключение с L/R на Dual Mono или Mid/Side режим. Для большей гибкости плагин дополнительно оборудован функцией Side Chain. Параллельная компрессия, как у предыдущем плагине в DIODE-609 также имеется. Соответствующий регулятор Mix, подмешивающий сухой сигнал к обработанному, предусмотрен в конце тракта.
Органы управления DIODE-609 такие же, как и у оригинального компрессора. Секция компрессора включает настройки порога срабатывания, степени сжатия, атаки, восстановления и усиления. Оригинальный компрессор Neve 33609 имел лишь фиксированное время атаки, в 5 мс. В плагине Arturia время атаки можно настраивать. А вот регулировка кривой компрессии намерено отсутствует, ее форма фиксированная и она, в том числе, определяет музыкальность плагина.
Лимитер также имеет традиционные параметры с фиксированными значением атаки, составляющим в режиме Fast около 2 мс, а в режиме Slow — 4 мс. Очень удобно, что кроме стрелочной индикации срабатывания компрессора, предусмотрено спектральное отображение обрабатываемого сигнала с наглядной демонстрацией производимых изменений. Для придания обрабатываемого сигнала еще большей характерной теплоты предусмотрен специальный регулятор Input Drive, добавляющий в спектр гармонических составляющих.
Качество обработки компрессора Comp DIODE-609 выполнено на высоком уровне. На наш взгляд, плагин получился очень интересным. Вы можете убедится в этом сами, послушав аудио примеры на сайте производителя, а еще лучше установить демоверсию плагина и опробовать его возможности в своих проектах.
EQ SITRAL-295
Плагин EQ SITRAL-295 создан на основе модульных эквалайзеров, используемых в вещательных консолях Siemens Sitral в 70-х годах. Плагин основан на трех разных модулях W293, W294 и W295b работающих в трех частотных диапазонах. Таким образом, EQ SITRAL-295 представляет собой трехполосный эквалайзер с обрезными фильтрами и возможностью работы как в стерео, так и в режиме Mid/Side. Безусловно, самым важным, в плагине EQ SITRAL-295 является воссоздание аутентичного звучания эквалайзеров Siemens Sitral. И у Arturia очень хорошо получилось передать все то очарование и характерную аналоговую теплоту винтажных модулей.
Управление эквализацией выполнено как на аппаратных устройствах. Регулировка производится в определенном диапазоне на фиксированных частотах. В тоже время, для более точной настройки предусмотрен режим позволяющий производить плавную регулировку. Как вы можете видеть настройки добротности нет, вместо нее есть регулятор "Range" влияющий на все полосы одновременно. Зато имеется дисплей со спектром сигнала и кривыми эквалайзера, удобно отображающий все производимые изменения. В плагине добавили еще одну интересную настройку "Charakter", позволяющую выбрать тип эмуляции оригинальных модулей Siemens или альтернативного аналогового устройства с более интенсивной компрессией и сатурацией в низкочастотной области.
Примеры работы эквалайзера можно найти на сайте производителя.
Phaser BI-TRON
Плагин Phaser BI-TRON является программной версией популярного гитарного фейзера 70-х Mu-Tron Bi-Phase. Уникальность оригинального устройства заключалась в использовании двух фейзеров с двумя независимыми шестиступенчатыми схемами фазового сдвига и гибким управлением. Кроме этого, Mu-Tron Bi-Phase был первым фейзером с управлением обратной связи, а благодаря двухканальной схеме позволял добиться честного стерео. В плагине Phaser BI-TRON сохранены все основные возможности оригинального устройства, но были добавлены дополнительные функции.
В основе фейзера лежат два независимых осциллятора с выбором частоты колебаний и формы волны. Частоту колебаний у первого генератора, а также фазового сдвига можно регулировать с помощью педали. Для удобства использования предусмотрена синхронизация с темпом проекта DAW. У педали есть альтернативный режим работы, в виде повторителя огибающей. В качестве источника для повторителя огибающей можно выбрать сигнал на входе Phasor A, Phasor B, Phasor A + B или внешнего Sidechain канала.
Настройка модуляции производится в секциях ниже. Причем, если в оригинальном устройстве Phasor A модулировался лишь генератором 1, а Phasor B - генератором 2. В плагине доступно использование обоих осцилляторов.
Также следует отметить богатые возможности маршрутизации сигнала, позволяющие добиться разнопланового звучания. Предусмотрено параллельное и последовательное прохождение сигнала. Для моно и стерео режима роутинг будет различаться. В моно режиме предусмотрено лишь два варианта. При параллельной маршрутизации моносигнал разделяется и направляется на разные фейзеры, после чего снова смешивается. Последовательно моносигнал направляется через Phasor A, а затем через Phasor B. Маршрутизация в стереорежиме реализована немного сложнее. В монопараллельном (dual mono) режиме два сигнала остаются разделенными: один направляется через Phasor A, а другой - через Phasor B. В последовательном режиме стереосигнала оба канала идут через Phasor A, а затем через Phasor B, получая двойную обработку. В стереопараллельном режиме два сигнала направляются через Phasor A и через Phasor B, а затем смешиваются. Причем, правый выходной сигнал Phasor A смешивается с правым выходным сигналом Phasor B, и наоборот для левых выходных сигналов.
Для облегчения использования плагина уже предусмотрено 37 готовых пресетов, ощутимо отличающихся по звучанию. Их можно использовать за основу и докрутить необходимые параметры для получения необходимого результата.
Chorus JUN-6
Эффект Arturia Chorus Jun-6 является отдельной версией плагина знаменитого модуля хоруса синтезатора Juno, который был совсем недавно добавлен в коллекцию Arturia V Collection Jun-6 V.
Эффект отличается своей простотой и эффективностью. Хорус работает по принципу посыла сигнала на две линии задержки с фиксированным разнесением по панораме. Величина задержки модулируется LFO, который постепенно изменяет высоту тона обрабатываемого сигнала. Эффект стерео хоруса достигается изменением обратной скорости задержки для левого и правого каналов и последующей комбинации обработанного и необработанного сигнала.
Для управления предусмотрено всего две кнопки, каждая из которых активирует режимы разной интенсивности модуляции хоруса. Предусмотрено и их одновременная работа. В этом случае изменяется форма огибающей на синусоидальную, увеличивается ее частота и сокращается время задержки. Обработка уже будет напоминать эффект вибрато. Ручное управление огибающей есть только в плагине. С его помощью можно настроить модуляцию на свой вкус.
Chorus DIMENSION-D
Плагин DIMENSION-D является еще одним программным хорусом, созданным на основе одноименного аппаратного хоруса компании Roland образца 1979 года. Также, как и в предыдущем эффекте DIMENSION-D основан на устройстве, спроектированном на основе BBD микросхем. Именно благодаря использованию в тракте такой схемотехники звучание устройства имеет узнаваемый характер.
Плагин Chorus DIMENSION-D всецело повторяет оригинальный аппарат, но и оснащается дополнительными возможностями. В секции с расширенными настройками доступен выбор формы огибающей, тип используемого компрессора/экспандера, настройка ширины стере поля, а также регулировка баланса между сухим и обработанным сигналом. Как вы можете видеть, управление очень простое, однако менее интересным плагин от этого не становится.
Flanger BL-20
Плагин Flanger BL-20 представляет собой софтверную реинкарнацию стереофленджера от английского производителя BEL Electronics BF-20. В конце 70-х он стал фленджером номер один для многих ведущих мировых исполнителей звукозаписи и престижных студий звукозаписи. Среди них такие известные артисты, как Фил Коллинз, Yes, The Rolling Stones, и студии с самым высоким рейтингом, такие как AIR Studios, RSK, Townhouse Studios, и т.п.
Настройки плагина довольно простые и практически полностью повторяют аппаратные настройки фленжера BF-20. В распоряжении пользователя имеются как стандартные настройки, в виде выбора источника модуляции, регулировки LFO, повторителя огибающей и интенсивности воздействия с обратной связью, так и продвинутые, которых не было в аппаратном аналоге.
На вкладке с расширенными настройками можно выбрать более сложный вид основной огибающей, позволяющей модулировать сигнал по более сложной форме колебаний, которая может выглядеть как небольшой патерный секвенсор. Для большей гибкости дополнительно предусмотрен обрезной фильтр, позволяющий исключить низкочастотный диапазон из модуляции.
Так же, как и предыдущие хорусы, оригинальный BEL Electronics BF-20 был спроектирован на основе BBD микросхем. Поэтому плагину Flanger BL-20 характерно приятное сатурированное звучание со свойственной окраской. Использование эффекта BL-20 вкупе с хорусами DIMENSION-D или JUN-6 позволяет достичь отличных результатов.
Выводы
Появившиеся плагины прекрасно дополняют коллекцию эффектов Arturia FX Collection 2 и полностью соответствуют концепции производителя. Теперь в комплект входят эффекты модуляции и эффекты для использования на шинах, что делает коллекцию еще более привлекательнoй и разносторонней. Традиционно очень сильны эффекты Arturia с динамической обработкой, но и остальные появившиеся эффекты выглядят очень интересно.
Очень важно, что на сайте производителя доступны примеры обработки на различных сигналах. Кроме того, доступы полноценные демоверсии плагинов, позволяющие попробовать работу плагинов в реальных проектах и оценить их выдающиеся возможности.
Все плагины, входящие в состав FX Collection доступны для покупки по отдельности. Однако коллекцией их стоимость существенно ниже.
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU