HEDD Audio Type 07 MK2 — двухполосные 7" активные студийные мониторы с технологиями Lineariser и CoP
Максим Лядов
Мы уже давно пристально следим за продуктами немцев HEDD Audio. Компания начала с достаточно простых моделей двухполосных недорогих мониторов Type 05/07. Затем перешла к многополосным Type 20/Type 30. Далее последовали мейн-мониторы Tower Mains, а также первые в мире полноценные AMT наушники HEDDphones ONE. На волне успеха и признания в профессиональной среде компания серьёзно вложилась в разработку новых перспективных технологий. Сначала вышел VST плагин Lineariser, который выравнивает не столько частотную, сколько фазовую характеристику колонок. К АЧХ студийных мониторов никогда не было особенных претензий, а вот к слитности звука, особенно на басах, эти претензии постоянно возникают.
Дальнейшее развитие идеи линеаризации привело к установке аппаратного DSP внутри мониторов обновленной серии MK2. Так что теперь технология Lineariser работает всегда, с любым музыкальным приложением и при подключении к любому источнику звука. Неизбежная плата за коррекцию фазы - задержка сигнала по времени, так что в критических случаях технологию можно отключать. Кстати, новая серия полностью заменяет предыдущие модели, теперь производятся только модели с приставкой MK2. К мониторам в пару предлагаются новые активные сабвуферы HEDD.
Основатель и бессменный главный разработчик Клаус Хайнц лично рассказывает о нововведениях MK2 в официальных видеороликах. Мы перевели несколько роликов на русский язык, чтобы вы смогли ознакомиться с информацией без приложения усилий. В отличии от прочих технологий коррекции недостатков мониторов, Lineariser борется именно с фазовыми проблемами. Эти проблемы присущи ВСЕМ колонкам без исключений, с любой конструкцией, с любым типом акустического оформления. Так что у мониторов HEDD имеется уникальная возможность включить выравнивание фазы Lineariser. Естественно, можно и отключить Lineariser, чтобы почувствовать разницу.
Но это ещё не всё. Как рассказал нам Клаус Хайнц в личной беседе, при разработке мейн мониторов Tower Mains им настолько понравилось акустическое оформление "закрытый ящик", что они решили перенести эту технологию во все остальные модели MK2. Технология CoP (Closed or Ported) даёт пользователю выбор: можно использовать традиционную схему с открытыми портами или же закрытый ящик, когда порты фазоинвертора закрыты заглушками. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, поэтому выбор остаётся за пользователем.
Также интересно, что мониторы полностью готовы для построения систем с сабвуферами HEDD. При построении такой системы фазовая характеристика мониторов также будет линейной, а сигнал синхронизирован по времени с мониторами. Более того, можно скорректировать расположение сателлитов +/-2 метра относительно сабвуфера специальным переключателем, чтобы сигнал пришёл к слушателю точно по времени.
Технические характеристики HEDD Type 07 MK2
Динамики | |
НЧ-динамик | 1 шт. |
Диаметр крепления корзины | 7" (182 мм) |
Диаметр катушки | 1.5" (38 мм) |
ВЧ-динамик | 1 |
Тип | HEDD AMT |
Эквивалентный диаметр | 2" (56 мм) |
Входы | |
Аналоговый балансный | XLR |
Цифровой вход AES3/EBU | XLR |
Общие данные | |
Усилитель (ICEpower) | 2 x 100 Вт |
Регулировка уровня входа | -10 / -4 / 0 / +4 дБ |
Эквализация ВЧ | ±4 дБ |
Эквализация НЧ | ±4 дБ |
Диапазон частот | 38Гц - 50кГц |
Диапазон в расширенном режиме | 30Гц - 50кГц |
Преобразование АЦ/ЦА | 32 бит 96 кГц |
Максимальный пиковый SPL пары с 1м | 116 дБ |
Частота среза кроссовера | 2.3 кГц |
Импеданс балансного входа | 22 кОм |
Цвет корпуса | черный или белый |
Вес | 9.9 кг |
Габариты ШВГ | 220 мм x 370 мм x 300 мм |
Гарантия | 2 года |
Технические характеристики не изменились, ведь корпус, динамики и усилители остались абсолютно те же. Сменилось покрытие корпусов. Если раньше это была специальная краска с резиновым порошком, приятная на ощупь, но совершенно не практичная, то теперь это обычная стойкая краска поверх MDF. На выбор два варианта - чёрный и белый. Последний стоит на 50 евро дороже, но выглядит, на наш взгляд, более эффектно.
Твитером по-прежнему является AMT динамик, фирменная разработка и отличительная черта всех продуктов Клауса Хайнца. Мы уже много раз про это писали. В последних поколениях твитер нагружен на волновод, благодаря чему нижняя граница стала ещё ниже.
НЧ динамик в мониторах HEDD это также фирменная разработка немцев. Композитный материал диффузора Ultra Honeycomb Composite имеет рекордный модуль Юнга, таким образом довольно большой динамик работает в поршневом режиме до самых высоких частот. Частота среза кроссовера составляет 2.3 кГц.
Технология Lineariser включается отдельной ручкой. По сути это главная особенность мониторов. Разница по звуку при включении линеаризации значительна. Причём, тембр звука практически не меняется, но уходит гудение на низких частотах и звук становится таким же слитным и объёмным, как у широкополосного излучателя. Эффект очень сильный. Одни и те же звукорежиссёры, который прохладно высказались о предыдущем поколении мониторов HEDD, в новые модели просто мгновенно влюбились. Повторимся, главные отличия происходят с низкими частотами, хотя и серединка тоже становится чуть более интересной и слитной. Повышается читаемость всех басовых партий и управляемость эквализацией. В общем, плюсов огромное количество. Минус технологии только один - задержка сигнала на 10-20 мс, которую никак нельзя обойти, потому что фильтрам на НЧ нужно время для коррекции фазы. То есть для мониторинга в реальном времени и при игре в мониторах на живых инструментах технологию надо отключать. Тогда мониторы превращаются в самые обычные стандартные. На самом деле, это не большая проблема, так как вокал и инструменты играют преимущественно в среднечастотном регистре, где технология Lineariser корректирует звук меньше всего, а значит разницы от включения Lineariser будет мало. Драматизировать этот момент с мониторингом, на наш взгляд, не стоит.
Как видно из иллюстрации, у мониторов есть два вида подключения. Аналоговое через разъём XLR и цифровое AES, со сквозным выходом на второй монитор. Переключатель ANALOG/AES позволяет выбрать тип подключения и роль монитора в случае AES: правый, левый и моно. В первом поколении был входной разъём RCA для бытовых небалансных источников сигнала. В MK2 возможность подключения небалансного источника остаётся, но придётся поискать кабели с XLR-male на втором конце.
При подключении по аналогу есть подстройка чувствительности входа INP SENSE (dB), чтобы наиболее полно использовать динамический диапазон АЦП. Помимо этого, есть и отдельная ручка цифровой громкости. VOL (dB) с довольно широким диапазоном.
Работу фильтров можно посмотреть в разделе измерений. Наиболее интересен фильтр DESK FILTER, который убирает бубнение от 100 до 300 Гц, вызванное отражением от поверхности. Это не требуется, когда мониторы стоят отдельно на стойках, но очень актуально при их расположении на столе или на микшерной консоли в студии.
Также весьма необычно, что имеется искусственное расширение АЧХ до нижней границы 30 Гц, за счёт эквализации в DSP, за счет снижения запаса по мощности у усилителя. На наш взгляд, искусственное расширение редко оправдано, так как динамик на таких частотах слишком сильно перемещается, вылетая за пределы линейного хода, и звук даже на средней громкости становится не очень чистым. Лучше отдать сабвуферный диапазон сабвуферу и не мешать мониторам играть те частоты, которые у них лучше получаются. Рекордная АЧХ бесплатно всё равно не получится, физику сложно обмануть.
Мы задали Клаусу вопрос, ведутся ли в компании HEDD разработки на тему коррекции АЧХ помещения, чтобы пользователь мог как-то скорректировать неидеальность комнаты. Клаус отказался вдаваться в детали, однако сослался на третий режим линеаризатора, который помечен звёздочкой. В будущем всё может быть, так что следим внимательно за анонсами компании!
В комплекте поставляются две заглушки для портов фазоинвертора, чтобы менять акустическое оформление на "закрытый ящик" (ЗЯ). Ручка с резьбой на конце служит для их извлечения.
Если говорить абстрактно, то у ЗЯ есть преимущество перед ФИ в точности передачи звука. Но если брать конкретные колонки, может быть как угодно. Можно сделать хороший ФИ и плохой ЗЯ. Можно наоборот. Выбранная схема не является панацеей и требует очень высокой квалификации от разработчика.
На наш взгляд, реализация фазоинвертора у HEDD Type 07 MK2 в сочетании с включенным выравниванием фазы Lineariser сделано отлично. Переход к ЗЯ затыканием портов нельзя назвать однозначно положительным. Тут может всё зависеть от ситуации. Мы слушали мониторы в хорошо подготовленном помещении, с басовыми ловушками, поэтому у нас стандартное включение в режиме ФИ не вызывало проблем с бубнением. В каких-то других помещениях всё может быть по-другому. Против ЗЯ в студии, на наш взгляд, играет тот факт, что конечный пользователь будет в любом случае использовать колонки с ФИ. Потому что индустрия бытовых Hi-Fi колонок и студийных мониторов в 99.9% отдаёт предпочтение именно ФИ, как наиболее эффектной и полночастотной схеме. Также не стоит забывать, что при работе в ЗЯ количество искажений на низких частотах выше примерно в 10 раз, чем при ФИ. Это происходит из-за того, что при ФИ динамик перемещается более свободно и линейно, он не нагружен на внутренний объём корпуса. Между тем ЗЯ даёт более собранный бас, что в некоторых ситуациях может звучать выигрышно. Единственное, что мы вам посоветуем при выборе между Closed и Ported - слушайте ушами, как можно более непредвзято. Не нужно заранее начитываться теорий и подтягивать только удобные факты под эти теории. Практика - намного более надёжный критерий истины.
Спереди находится секция светодиодов. Зелёный индикатор в центре показывает подачу питания. Красный слева включается в момент перегрузки. Белый справа говорит о режиме stand-by, в который мониторы переходят через 30 минут простоя. Был запрос от пользователей на полное отключение режима stand-by. Производитель обещал предоставить такую возможность в следующих версиях прошивки. Обновление прошивки производится через служебный порт Ethernet на задней панели.
Внутри установлен двухканальный усилитель в классе Д, готовая плата ICE Power от датчан B&O, как и во всех мониторах HEDD. Она обеспечивает высокую мощность 100 Вт на канал и низкий нагрев.
Полностью поменялась начинка предусилителя и управление. Плата с DSP и чипами АЦП / ЦАП установлена отдельно. Микросхема DSP Analog Devices SHARC, естественно, предоставляет только мощные вычислительные возможностью с разрядностью 32/40 бит. Все кроссоверы, фильтры и вся цифровая обработка рассчитана и запрограммирована инженерами компании HEDD. Плата универсальная, одна и та же для всех моделей мониторов. АЦП AK5552 и ЦАП AK4454, обладают высокими характеристиками. АЦП на аналоговом входе работает в режиме 24 бит 96 кГц. Динамический диапазон составляет 115 дБ. Это пока лучшая начинка, что мы видели в подобных моделях мониторов со встроенным АЦП+DSP+ЦАП.
Чистого режима аналогового усиления в мониторах нет. Сигнал с аналогового входа всегда будет проходить через АЦП и DSP. Дело в том, что кроссоверы в мониторах только цифровые. То есть подать напрямую сигнал на усилители не получится. Поэтому, чтобы достичь максимального качества звука, лучше подать сигнал на мониторы в цифровом виде, по интерфейсу AES. Мы подключали и по аналоговому, и по цифровому подключению. И хотя по цифре звук нам понравился больше, по аналогу он на удивление очень хороший, каких-то претензий мы предъявить не смогли. Тот, кто профессионально занимается звуком и уже послушал мониторы, пришел примерно к тем же выводам. Пользователи уже спрашивали, почему такая странная модель ЦАП? Почему не какой-нибудь привычный 4493? Потому что нужен многоканальный ЦАП для многополосных мониторов, для раздельной цифровой фильтрации и последующего бай-ампинга. Звук по характеру у AKM всей 44-й серии похож, так как он основан примерно на одних и тех же цифровых фильтрах и модуляторах. Если вы слышали, как играет одна из моделей, вы знаете, что можно ожидать от остальных.
Какое наше субъективное впечатление от мониторов? Качество звука - это главная особенность HEDD Type 07 MK2. Можно было бы отбросить всё остальное и оставить только звук. Этого было бы достаточно для оправдания их покупки. Уникальные динамики, произведённые в Германии, делают своё дело и дают отличный звук. Не слышно никаких искажений, благодаря чему мониторы можно часами слушать без утомления. Это очень важно для профессионалов и для обычных слушателей, кто подолгу и на существенной громкости слушает музыку. Но помимо звука, в мониторах много других интересных возможностей, которые обязательно привлекут всех профессионалов и энтузиастов. На наш взгляд, Lineariser стоит включать всегда, когда это можно. В то же время технология CoP является вкусовой, звук отличный в любом положении, и в ЗЯ, и в ФИ. Мы предпочитаем стандартную схему с открытыми портами ФИ, так как звучание более свободное и привычное. В положении ЗЯ оно хотя и слитное, но немного поджатое, а искусственное поднятие баса отражается на перегрузочной способности динамика. Конечно, надо быть готовым к тому, что двухполосные мониторы созданы для прослушивания самого важного среднечастотного диапазона. Они никогда не смогут заменить трёхполосные или сабвуфер. Отличная новость в том, что можно докупить сабвуфер и отдать ему полностью самый низкий регистр, не мучаясь с согласованием с сателлитами по фазе и частоте - этот момент уже продуман. Это ещё один аргумент в пользу выбора аппаратуры марки HEDD.
Какие уязвимые места у HEDD MK2? Подключение AES является более предпочтительно, чем по аналогу. Этот интерфейс не является чем-то особенным, например, у нас было 2 устройства американцев Lynx Studio с таким выходом, но всё же источник звука с AES выходом найти сложнее. Можно подключать через недорогой переходник с SPDIF на AES от компании Neutrik, который представляет собой согласующий трансформатор. Нам немного жаль, что производитель отказался от модульной системы собственных плат с разными способами подключения. Таким образом, для Dante подключения теперь необходимо самостоятельно поискать такое устройство, для перехода с Dante на AES. То же касается и прочих интерфейсов.
Измерения АЧХ
Мы попросили производителя прислать свои собственные паспортные графики. Как только они их пришлют, мы добавим их в статью. А пока приведем наши собственные измерения.
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер: 9291C
- чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
График регулировки высоких частот показывает изменение на +/- 4 дБ на высоких частотах. Это позволяет скорректировать тембр в зависимости от заглушенности комнаты.
На низких частотах регулировка позволяет менять на +/- 4 дБ, что пригодится, если какой-то из мониторов ближе к углу помещения и сильнее басит на НЧ. Также если в комнате есть басовые ловушки, можно поднять низкочастотный регистр. А если помещение их не имеет, то наоборот убавить.
Режим эквализации баса позволяет расширить полосу частот ниже стандартных возможностей ФИ, за счёт снижения максимального звукового давления. Нам этот режим не понравился по звуку, но возможно вам понравится.
Самая практичная функция среди прочих - компенсация АЧХ при установке мониторов на стол или консоль, убирает очень неприятное бубнение на верхнем басе. Стоит сказать, что подъём на АЧХ в области 20 кГц существует только если поставить микрофон ровно на высоте и оси ВЧ динамика. Если сместиться хотя бы на 15%, АЧХ выравнивается, подъёма на таких высоких частотах нет, его опасаться не стоит. Но мы все мониторы измеряем в одинаковых условиях, на оси динамика.
Выводы
HEDD Type 07 MK2 - безумно интересная модель, которая претендует на звание "мониторов года". Мы не случайно призывали всех, кто в теме, следить за компанией HEDD Audio и её разработками. Не случайно мы поддерживали и продолжаем поддерживать Клауса Хайнца последние 15 лет в его профессиональном труде. Мы сами за свои деньги уже сменили аж 5 разных моделей мониторов разработки немцев, что является лучшим признанием их успехов и лучшей рекламой их продуктов с нашей стороны. Когда многие более раскрученные компании почивают на лаврах и выпускают десятилетиями одни и те же модели, немцы постоянно радуют нас новаторским подходом и собственными отличными разработками. При этом мониторы имеют вполне разумную цену, особенно на младшие модели, даже несмотря на то, что они сделаны вручную в Германии из лучших материалов и комплектующих. Всё-таки мониторы покупаются не чаще, чем раз в 10-15 лет и размениваться на проходные дешевые модели массового рынка смысла мало. Конечно, нужно чтобы выбранная модель нравилась по звуку и не вызывала вопросов. Всю линейку моделей HEDD обязательно стоит послушать самостоятельно. Сделать это можно, например, в демо-студии, которая расположена в магазине Dr.HEAD в Москве, на Новом Арбате.
официальными представителями HEDD Audio в России
дистрибуторской компанией ARIS