AuraSonics Source 5 — новые пятидюймовые мониторы от компании Аудиопроект
Григорий Лядов
Российская дистрибьютерская компания Аудиопроект расширяет модельный ряд профессиональной акустики под собственным брендом AuraSonics. В начале 2024 года в продажу поступила новая модель активных мониторов AuraSonics Source 5. В отличие от предыдущей акустики AuraSonics KN4, новые мониторы являются полноценной профессиональной системой, предназначенной для работы со звуком в студийных условиях. Мониторы, как и положено профессиональной акустике, имеют мощный усилитель, расположенный в каждой из колонок. Усилитель работает в надежном классе AB с раздельным усилением ВЧ и НЧ динамиков. Подключение производится через удобные комбо XLR/TRS разъемы, а для коррекции условий помещения мониторы оборудованы разнообразными настройками.
На сегодняшний день такие мониторы AuraSonics представлены пока только пятидюймовой моделью Source 5. Это один из наиболее популярных и востребованных форм-факторов студийной акустики для работы в ближнем поле, поскольку обладает уже достаточным охватом диапазона частот и все еще не так прихотлив к акустике помещения.
Давайте более подробно познакомимся с этой интересной новинкой.
Технические характеристики AuraSonics Source 5
Динамики | |
НЧ-динамик | 5,25" |
Диффузор | композитное стекловолокно |
ВЧ-динамик | тканевый купольный твитер |
Размер излучателя | 1" |
Усилитель | |
Тип усилителя | аналоговый, класс AB |
Мощность | 80 Вт (45 Вт + 35 Вт) |
Максимальное звуковое давление SPL | 102 дБ |
Подключение | |
Балансное | XLR/TRS |
Небалансное | RCA |
Управление | |
Регулировка громкости | с передней панели |
Режимы работы регулятора громкости | два режима с возможностью полного отключения |
Индикация выбранного режима работы регулятора громкости | цветовая |
Индикация уровня сигнала | максимального значения |
Эквализация на ВЧ | 10 кГц +/- 6дБ |
Эквализация на СЧ | 1 кГц +/- 6дБ |
Эквализация на HЧ (Acoustic Space) | 800 Гц: 0 дБ, -2 дБ, -4 дБ |
Обрезной фильтр | Выкл./80 Гц/100Гц |
Прочее | |
Диапазон частот | 52 Гц - 20 кГц |
Корпус | MDF, покрытие винил-ламинат |
Габариты | 178 x 260 x 200 мм |
Вес | 4,6 кг |
Мониторы AuraSonics Source 5 заключены в деревянные корпуса из MDF. Поверхность отделана винил-ламинат покрытием и окрашена в фирменный синий цвет. Передняя панель выполнена из пластика и имеет характерные узнаваемые волноводы вокруг динамиков. Мониторы имеют фазоинверторный тип акустического оформления. Щелевой порт фазоинвертора выведен вперед и расположен в нижней части корпуса колонок. Фронтальная ориентация фазоинвертора позволяет устанавливать мониторы вплотную к стене.
В качестве НЧ-динамика используется 5,25 дюймовый вуфер с диффузором из композитного стекловолокна. Диаметр диффузора включая резиновый подвес составляет 11,5 см.
Что касается пищалок, то в мониторах AuraSonics Source 5 используются одни из наиболее распространенных типов - купольные твитеры из тканевого материала. От механических повреждений мембрана твитера защищена металлической решеткой.
Для удобства эксплуатации на переднюю панель выведен индикатор питания и регулятор громкости. Интересно, что регулятор имеет три режима работы. Первый режим представляет собой общепринятый вариант, позволяющий настраивать громкость монитора в диапазоне от полной тишины до +6 дБ. Второй режим осуществляет регулировку уровня в диапазоне от -18 дБ до +6 дБ, позволяя выставить громкость монитора более точно. И предусмотрен режим в котором регулятор полностью отключен. Данный режим предполагает настройку уровня средствами звуковой карты, микшера или любого другого устройства подключенного к мониторам. Индикатор под регулятором в разных режимах будет гореть по-разному, позволяя визуально определить какой режим задействован в данный момент времени. В обычном режим индикатор будет светить зеленым цветом, в более точном - голубым, как на фото, а в режиме отключенного регулятора индикатор погаснет. Кроме этого индикатор позволяет отслеживать перегрузку. При клипинге индикатор будет загораться красным цветом.
Одной из отличительных особенностей AuraSonics Source 5 является широкие возможности установки мониторов. Для размещения колонок на плоскости в комплекте идут резиновые самоклеящиеся прокладки, обеспечивающие виброразвязку с поверхностью. Можно также установить мониторы на штатив. В нижней части корпуса вмонтировано специальное металлическое отверстие с резьбой 3/8 дюйма. Кроме того, на задней панели предусмотрены отверстия для установки мониторов с помощью креплений VESA.
Это очень удобно, так как позволяет использовать крепление VESA самых разнообразных типов, от традиционных настенных, до потолочного типа. Единственным условием является использование крепления размером 100x100 с достаточным пространством для размещения кабелей. Кроме этого стоит учитывать и вес монитора, составляющий приличные 4,6 кг. Поэтому необходимо удостоверится что крепление рассчитано на такую массу и имеет хорошую фиксацию угла наклона.
Задняя панель мониторов выполнена в виде металлической пластины. Это свободно позволяет использовать крепление VESA и рассеивать часть тепла от радиатора усилительных микросхем, расположенных внутри корпуса. Подключение мониторов производится посредством комбинированных TRS/XLR разъемов при балансном соединении и через RCA разъемы для небалансного подключения.
Возможности управления в мониторах SOURCE5 представлены тоже довольно широко, что для недорогой студийной акустики редкость. Здесь предусмотрена разнообразная эквализация на всех частотных диапазонов. Поворотные регуляторы HIGH и MID позволяют настраивать тембр на высоких и верхних средних частотах. Переключатель LOW CUTOFF изменяет режимы работы обрезного фильтра. А переключатель ACOUSTIC SPACE служит для подавления низких частот в зависимости от условий размещения мониторов. Наши измерения позволят наглядно увидеть возможности имеющихся регулировок.
Внутри мониторы выглядят также хорошо как и снаружи. Все стыки и соединение проклеены герметиком. Твитер находится в отдельном изолированном отсеке. Стенки корпуса обложены толстым слоем синтепона.
Как мы уже писали вначале усилитель в мониторах используется аналоговый, он спроектирован на основе двух микросхем TDA7294. Это довольно мощная микросхема, развивающая порядка 60 Вт при низком уровне искажений, менее 0,1%. Во избежание паразитных призвуков все провода обернуты в поролоновую изоляцию, а разъемы залиты герметиком.
В питании используется большой трансформатор, обеспечивающий усилитель необходимым напряжением.
Измерения
При наших измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер микрофона: 92901C
- чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
График АЧХ, измеренный в нейтральном положении регуляторов тембра
Наши измерения демонстрируют рабочий диапазон мониторов AuraSonics Source 5, составляющий 60 Гц - 30 кГц при неравномерности ± 6 дБ. При желании, с помощью имеющихся регулировок, можно добиться и меньшей неравномерности. Однако в этом нет никакого практического смысла, важнее всего то, что график АЧХ представляет собой ровную линию и в рабочем диапазоне неравномерность не превышает ± 3 дБ. Низкочастотный диапазон начинается в районе 70 Гц, что для пятидюймовой акустики является хорошим результатом.
Графики АЧХ, измеренные в разных положениях регулятора тембра
Регулировка тембра на высоких частотах производится в диапазоне от 1 кГц и уже к 10 кГц достигает заявленные ±6 дБ.
Графики АЧХ, измеренные в разных положениях регулятора тембра
Регулятор Mid предназначен для эквализации средних частот в районе 1 кГц. Судя по измерениям регулировка производится в диапазоне 300 Гц - 3 кГц.
Графики АЧХ, измеренные в разных режимах обрезного фильтра
Переключатель Low Cutoff служит для частотного согласования мониторов с сабвуфером и представляет собой настройку частоты обрезного фильтра. В режиме Flat обрезной фильтр не работает, переключатель в положении 80 Гц и 100 Гц подавляет самый нижние частоты и позволяет снизить насыщенность в НЧ-области для оптимальной работы мониторов в связке с сабвуфером. Измерения хорошо иллюстрируют работу фильтра.
Графики АЧХ, измеренные в разных режимах Acoustic Space
Переключатель Acoustic Space предназначен для подавления нижнего регистра в зависимости от условий использования мониторов. Производитель предполагает подавление на 4 дБ при расположении мониторов по углам, и на 2 дБ если мониторы находятся вблизи стены. В отличие от обрезного фильтра регулировка Acoustic Space ослабляет нижний диапазон равномерно по всем частотам.
Звучание
Мониторы AuraSonics Source 5 играют довольно хорошо. Они имеет яркий и насыщенный звук, каким и должны обладать современные мониторы небольшого форм-фактора. Для недорогой студийной акустики качество звучания находится на высоком уровне, позволяя с успехом использовать мониторы для решения самых разнообразных студийных задач. От элементарной озвучки синтезатора до работы над тембром и эквализацией. Звучание AuraSonics Source 5 разительно отличается от первых моделей AuraSonics KN4 и полностью соответствует студийному назначению.
Лучше всего мониторы звучат на среднем и высоком уровне громкости. На данной громкости динамики играют наиболее полноценно, формируя более ровный и сбалансированный тембр. Отмечаем, что звучанию немного не хватает детальности, однако в начальном ценовом диапазоне найти мониторы с высокой детальностью невозможно. Впрочем, даже на высоком уровне звук Source 5 не теряет в детальности и остается сравнительно чистым, выделяя мониторы AuraSonics среди прочих конкурентов.
На наш взгляд, потенциал используемых динамиков в Source 5 раскрыт в полной мере. Их звучание хорошо согласовано, тембрального провала в переходной зоне не наблюдается. Звучание достаточно насыщено низкими частотами, фазоинвертор довольно деликатно поддерживает нижний регистр, не привнося в звук характерных подвывающих артефактов. Высокочастотный диапазон также выглядит на уровне и не имеет каких-либо специфических особенностей или явных недостатков.
Особого внимания заслуживает и большое количество настроек. Доступные регулировки хоть и работают только на определенных частотах, но позволяют подкорректировать звучание, в зависимости от условий использования или предпочтений слушателя.
Выводы
Новые мониторы российской компании Аудиопроект AuraSonics Source 5 получились отличными. Производителю удалось создать привлекательную студийную акустику, обладающую приличным звучанием на уровне ведущих производителей, с широкими возможностями управления и доступной стоимостью. Особенно порадовало в Source 5 использование надежного аналогового усилителя, а также возможность установки мониторов на микрофонную стойку и крепления VESA.