Союз 013 FET – российский студийный конденсаторный микрофон

Максим Лядов

Марка Союз существует на рынке с 2013 года и уже прочно заслужила репутацию одних из лучших микрофонов для студийной звукозаписи. Микрофоны Союз производятся только на собственном заводе в России, в Туле. Специалисты компании имеют глубокую историю и опыт, что позволяет самостоятельно разрабатывать и создавать самые критичные части микрофонов, такие как мембрана и трансформаторы. Латунные корпуса и деревянные футляры также делаются силами самого производителя. Фактически, это предприятие полного цикла.

В России марка Союз известна в основном специалистам, так как микрофоны делаются вручную, стоят дорого, классно звучат и их охотно покупают зарубежные студии и музыканты. Как говорится, продукт продаёт себя сам и в рекламе особенно не нуждается. Обзоры микрофонов Союз можно найти в большом количестве в ведущей мировой прессе, и все модели собирают самые позитивные отзывы, но в российских изданиях информации пока не так много. Поэтому нашим обзором мы постараемся восполнить этот пробел.

Союз 013 FET относится к семейству узкомембранных микрофонов типа "карандаш". В отличие от широкомембранных вокальных, такие микрофоны скорее реагируют на быстрое изменение сигнала и во многих случаях используются, как инструментальные, так как лучше подходят для записи инструментов. Это может быть акустическая гитара, фортепиано, ударные и тому подобное. В то же время, в выборе диаметра важен баланс - слишком маленькая мембрана может давать бедные тембры, особенно на НЧ. У микрофона Союз 013 FET сравнительно большая мембрана - по паспорту диаметр 25 мм. Таким образом, микрофон получился весьма универсальным и подходящим для любых применений, там, где нужен точный детальный звук и ровный баланс частот по всему диапазону.

На официальном канале Союз можно без труда найти для любого их микрофона интересующий фрагмент с фортепиано, вокалом, ударными, духовыми и прочими инструментами.

Есть и интересная запись акустической гитары, с наложенным видеорядом про производство этих микрофонов.

Также есть хорошая подборка записей на SoundCloud, где можно скачивать оригинальные WAV, не жертвуя в отличие от Youtube качеством.

FET переводится "полевой транзистор" и означает применение во внутренней схемотехнике именно транзисторной схемы. Существует модель Союз 013 TUBE с ламповой схемой, она стоит подороже. Выбор между лампой и транзистором неоднозначен, так как у каждой модели имеются свои сильные стороны. Лучше всего выбирать исходя из стиля музыки и нужного характера звука на записи. Можно и поэкспериментировать с разными моделями в конкретной ситуации. Для 13-й серии микрофонов также бывают подобранные пары и сменные капсюли, с разной диаграммой направленности.

У нас была наиболее универсальная модель Союз 013 FET с кардиоидным капсюлем. Микрофоны Союз следуют философии классических моделей родоначальников этого жанра. Кастомный трансформатор по заявлению производителя добавляет окрас и глубину звука.

Технические характеристики Союз 013 FET

Тип конденсаторный
Капсюль 25 мм, позолоченная мембрана
Диаграмма кардиоида (опционально капсюли "круг", "гиперкардиоида")
Диапазон частот 20 Гц – 20 кГц
Чувствительность 20 мВт/Па
Импеданс 150 Ом
Собственный шум, А-взвешенный 16 дБ
Максимальный уровень звукового давления 140 дБ
Габариты 25 х 122 мм
Вес 200 г (только микрофон)

Судя по паспортной АЧХ, микрофон обладает высокой линейностью в диапазоне частот 50 Гц - 10 кГц, с плавным спадом на краях диапазона. При необходимости запись можно эквализовать, придав необходимую читаемость инструмента в миксе. При этом, в звуке имеется запас по качеству на подобную обработку.

Микрофон поставляется в транспортной картонной упаковке. Микрофон доступен в двух цветовых решениях, черном и белом. У нас был чёрный экземпляр. Цвет микрофона не влияет на параметры и звучание и подбирается из эстетических предпочтений.

Внутри пользователя встречает конверт с разнообразной брендированной полиграфической продукцией - книжечка с описанием, карточка продукта с серийным номером, фирменные наклейки, визитки главного инженера и всех мастеров, кто вручную делал данный экземпляр. Также имеется распечатка АЧХ и чувствительности с указанием серийного номера микрофона (это имеет больше смысла при подборе пары микрофонов, но всё равно приятно).

Деревянная шкатулка с логотипом защищена поролоновым ложементом. Всё весьма продумано. Качество изготовления не вызывает никаких вопросов и не уступает ведущим мировым маркам. Процесс изготовления деревянных шкатулок и ящиков для микрофонов можно посмотреть на официальном канале Союз в Youtube.

Шкатулка для хранения имеет магнитики для фиксации крышки. Тут же видны аксессуары, идущие в комплекте: крепление клипса на стойку, аттенюатор -10 дБ для записи громких источников звука.

В эксплуатации мы не встретили каких-либо затруднений. Микрофон без проблем устанавливается на любую стойку. Естественно, что требуется XLR вход с подачей фантомного питания +48 В.

Мы сделали собственный тест записи на микрофон. Записывали живой инструмент альт-саксофон, различные примеры, без фонограммы. Исполнитель Максим Лядов. Марка саксофона Yamaha, профессиональная модель YAS-62 с джазовым мундштуком Vandoren A7S+ и синтетической тростью Fibracell 2.5.

Запись велась в формате 24 бит 44 кГц. Записывали в репетиционной комнате примерно 60 кв метров. Так как мероприятие проводилось на выезде, использовался мобильный звуковой интерфейс MOTU M2 подключенный к ноутбуку с Cubase 12. Аттенюатор -10 дБ нам в данном случае не понадобился, так как предусилитель имеет большой диапазон гейна. Мы ради интереса попробовали записать и с аттенюатором. Никакой разницы в звуке не было, и мы решили его убрать из тракта. Спектральным редактированием в некоторых местах почищены звуки работы механики инструмента, так как микрофон их неизбежно ловит, даже с метра. Запись велась с одного дубля, исполнение в свободной манере без фонограммы. Просим читателей оценивать звук микрофона, передачу тембра, а не обсуждать музыкальные предпочтения.

Мы остались очень довольны результатом записи. И нам есть с чем сравнить - обычно мы записываем на профессиональные микрофоны Neumann и DPA 4099 (нашу запись саксофона на микрофон DPA можно послушать в обзоре). Микрофон Союз прекрасно справляется с любыми регистрами инструмента, и захватывает именно то, что нужно. Звук получается тембрально богатый, с хорошей динамикой, с большим запасом на пост-обработку. В сравнении с DPA, на наш взгляд у Союза более богатый тембр и лучше динамика звука, чётче атака. Создаётся ощущение, будто исполнитель играет более свободно. Для сцены DPA на прищепке будет предпочтительнее - там важнее свобода артиста при перемещении по сцене, и можно пожертвовать какими-то нюансами. А вот в студии явно лучше записывать инструменты на Союз. Если использовать более качественный преамп и студийный конвертор, качество звука, безусловно, ещё более вырастет. Только нужно позаботиться о хорошей акустике помещения. Либо это должен быть тон-зал большого объёма, либо можно записать в помещении с сильным звукопоглощением и наложить искусственную реверберацию. Всё зависит от стиля музыки и от стоящих перед продюсером и звукорежиссёром художественных целей.

Выводы

В результате нашего тестирования Союз 013 FET нам очень понравился. Мы ожидали некий экспортный вариант Жигулей (т.е. Октавы), востребованный только благодаря низкой цене, но были приятно удивлены высоким классом микрофона. Уверены, что он хорошо подойдёт и индивидуальным музыкантам, и коммерческим студиям звукозаписи. Союз 013 FET прекрасно изготовлен отечественными мастерами, имеет премиальную упаковку и комплектацию, а главное - в полной мере передаёт все нюансы исполнения. Из минусов, отметим только жёсткую клипсу для крепления на стойку. У некоторых производителей микрофонов этого форм-фактора встречается более правильное крепление с мягким резиновым подвесом.

Что касается стоимости микрофона Союз 013 FET, то, к сожалению, она выросла в последнее время, но всё ещё остаётся весьма привлекательной и конкурентоспособной.