Prodipe TT1 Pro, Prodipe STC-3D, Prodipe SB21 — доступные микрофоны французского производителя Prodipe

Григорий Лядов

Компания Prodipe (фр., читается "продип") известна нашим читателям, по обзору студийных мониторов Prodipe PRO 5 V2, PRO 8 V2 и PRO 8-3W — активные мониторы серии PRO. Однако немногие знают, что у Prodipe имеется широкий спектр микрофонов, от самых простых и доступных по цене, до моделей среднего ценового диапазона, от динамических концертных до студийных и готовых наборов из нескольких микрофонов. Читайте наш подробный разговор во Франкфурте с Жан-Филлип Бора, главой отдела продаж компании Prodipe, и с главным разработчиком, Людовиком Ланеном: Интервью с Prodipe на выставке Prolight + Sound 2015. Кстати, материал о компании получился уникальный, подобного не найти ни на русском, ни на английском языке.

Так же как с мониторами, в микрофонах Prodipe основной упор сделан на доступную стоимость устройств. Доступная цена была актуальна всегда, но особенно актуально сейчас. Производитель заявляет о лучшем соотношении цены и качества в своих продуктах, но это не значит, что все они представляют собой устройства сомнительного качества по очень низкой цене. В данном случае речь идет о микрофонах по качеству сравнимого с популярным брендовыми моделями, но с более гуманной стоимостью.

Разработкой и производством микрофонов компания Prodipe начала вслед за успешными продажами своих мониторов в европейских странах. По словам производителя, компания сначала решила выпустить студийные микрофоны, затем появилась серия динамических микрофонов. Позже, по просьбе покупателей, появилась и серия инструментальных микрофонов, с фирменным креплением Prodipe для разных инструментов.

Prodipe TT1 Pro

Разработкой и проектированием микрофонов Prodipe занимается инженер Людовик Ланен. Вот что он говорит конкретно об этой модели:

Мы отобрали качественный капсюль, заказали под него цельнолитой корпус, разработали чертежи и эргономику. Очень важна правильная длина корпуса ручного микрофона, так как от этого также зависит тембр голоса. Также очень важна звукоизоляция капсюля от корпуса, чтобы не было никаких посторонних звуков, когда микрофон лежит в руке. Нас попросили для сценического микрофона сделать выключатель, и мы сделали. Корпус микрофона имеет специальное покрытие, которое очень хорошо выглядит и снижает призвуки, так как микрофон не скользит в руке. Сам корпус цельнолитой и выполнен из сплава, который тяжелее алюминия.

У Prodipe имеется несколько модификаций данной модели, немного отличающихся конструкцией корпуса и кнопкой выключения в сценической версии. Во всех моделях используется тот же самый капсюль. Между тем, производитель разделяет позиционирование данных моделей. Для речи и вокала предназначены модели TT1 Lanen и TT1 Pro Lanen, оставшиеся TT1 Lanen Instruments и TT1 Pro Lanen Instruments являются инструментальными версиями.

По словам производителя вокальный микрофон TT1 соперничает с популярной моделью Shure SM58, а инструментальный TT1 Instruments - с Shure SM57. Кроме этого микрофон, также может быть использован начинающими музыкантами, без каких либо знаний о бренде. Вот что говорит о данной модели представитель компании Prodipe Жан-Филипп Бора:

Если это начинающий вокалист, ему не обязательно покупать микрофон Shure или Audio-Technica, можно с тем же успехом купить Prodipe, получив то же качество в разы дешевле. SM58 стоит около 99 евро. Сравнимый с ним микрофон Prodipe TT1, стоит всего 39 евро.

На сайте производителя имеются примеры записи на разные микрофоны, для сравнения. К сожалению, из представленных примеров мы не смогли сделать каких-то выводов. Мы получили микрофоны для реального тестирования сравнили качество звука напрямую. Динамический Prodipe TT1 Pro мы сравнили с намного более дорогим динамическим микрофоном Shure SM58 Beta (€ 179). По результатам попеременного прослушивания обоих подключенных микрофонов, Prodipe TT1 уступает Shure SM58 Beta в детальности на средних частотах и имеет избыток низких, если говорить вплотную к капсюлю. С одной стороны, чуда не произошло, Prodipe не превзошёл Shure. С другой стороны, микрофоны Prodipe TT1 подойдут для начинающих музыкантов, так как обладают невысокой стоимостью, или для подключения к сценической акустике начальной ценовой категории, где разница будет не так ощутима. Плюсы Prodipe TT1 Pro: цельнолитой полностью металлический корпус, отличная ветрозащита, полная развязка капсюля от корпуса, противоскользящее покрытие ручки. Последние два пункта у Shure отсутствуют. Prodipe пожелаем поднять качество капсюля в новых моделях.

Prodipe STC-3D

Студийный конденсаторный микрофон STC-3D по словам производителя является бестселлером Prodipe. Как следует из названия микрофона (3D - 3 диафрагмы), он имеет три варианта диаграммы направленности. Стоимость STC-3D составляет 199 евро. Есть более простая версия этого микрофона STC, имеющая только кардиоиду. Стоимость составляет ещё более доступные 119 евро.

В комплекте с моделью STC-3D идет пластиковый кейс, паук, запасной шнурок к пауку и поролоновая ветрозащита. Стоит отметить, что для бюджетного микрофона это весьма богатая комплектация. Упрощенная версия STC комплектуется лишь креплением на стойку и тканевым чехлом.

В микрофоне STC-3D используется два диафрагмы с однодюймовыми мембранами. Переключение диаграммы направленности осуществляется тумблером, расположенным на микрофоне. На корпусе также имеется тумблеры для включения обрезного фильтра и снижения чувствительности микрофона на 10 дБ.

Корпус микрофона металлический, цельнолитой. Крепление к пауку осуществляется традиционным способом, гайкой в нижней части микрофона.

Заявленные паспортные характеристики:

  • диаметр капсюля: 34 мм;
  • диаграмма направленности: кардиоида, восьмерка, всенаправленная;
  • диапазон частот: 20 Гц - 20 кГц;
  • чувствительность -31 дБ/ - 34 дБ/ - 35 дБ (±2 дБ) (0 дБ =1В/Па на 1кГц);
  • номинальный импеданс: 200 Ом ±30%(на 1kHz);
  • номинальное сопротивление нагрузки: ≥1000 Ом
  • максимальный уровень звукового давления 130 дБ;
  • уровень шума 14/15/16 дБA
  • напряжение питания: 48 В;
  • отношение сигнал/шум: 80/79/78дБ;
  • коммутационный разъём: XLR
  • размер: 54 мм х 201 мм;
  • вес: 590 грамм.

Ниже мы приводим паспортные характеристики направленности и АЧХ в разных режимах работы микрофона.

На сайте производителя доступны примеры записи на STC-3D различных инструментов, однако для более объективного сравнения лучше выравнять громкость, так как записи имеют отличающийся уровень. Производитель поставил свою модель в более выгодном положении, с более высоким уровнем записи. Как может убедиться каждый, микрофон STC-3D записывает хорошо, с качеством, пригодным для студийного использования. В качестве точки отсчёта мы использовали студийный микрофон Neumann TLM102. Prodipe STC-3D можно смело рекомендовать всем, кто ограничен в бюджете. С другой стороны, конкуренция в бюджетном сегменте сейчас высока, и прочие производители тоже предлагают неплохие варианты. В пользу Prodipe STC-3D играет хорошая комплектация.

Вместо поролоновой ветрозащиты мы предпочли бы видеть у Prodipe традиционный поп-фильтр. Мы просто в восторге от нашего поп-фильтра Neumann PS-20A, который не идёт ни в какое сравнение с китайскими ноунейм аналогами. К сожалению, мы не можем рекомендовать марку Neumann начинающим музыкантам, так как один только поп-фильтр стоит как недорогой микрофон (вероятно, потому что сделан в Германии?). Для всех производителей тут есть чему поучиться, недорогая реплика Made in China была бы сверхвостребована в студиях звукозаписи.

Prodipe SB21

Инструментальная серия микрофонов с прищепкой Prodipe насчитывает семь различных вариантов модели L21. Первая буква в названии означает крепление под определенный инструмент. Так Prodipe SB21 предназначен для саксофонов и медных духовых инструментов; AL21 - для баяна и аккордеона; GL21 - для гитары; VL21, СL21, BL21 - для струнных смычковых; DL21 и PL21 - для ударных и перкуссии. Отличаются все описанные модификации исключительно креплением, используемый капсюль у них идентичен.

Вот что говорит о линейке инструментальных микрофонов представитель компании Prodipe Жан-Филипп Бора:

Нас попросили сделать микрофоны для инструментов. Многие хотели бы иметь доступный по цене инструментальный микрофон для съёма звука, с хорошим качеством. На рынке не такой уж большой выбор. Если брать дорогие микрофоны, то это DPA Microphones. Они очень хороши, но цена заоблачная. Поэтому мы выпустили более доступные микрофоны, не уступающие по качеству. Капсюли имеют перегрузочную способность 140 dB SPL, то есть можно быть уверенным, что любая сессия звукозаписи пройдет без проблем. Также мы адаптировали к каждому музыкальному инструменту клипсу для крепления инструментальных микрофонов. Одна клипса подходит сразу к нескольким инструментам. Вся эта работа проделана нашим инженером разработчиком Людовиком Ланеном.

Микрофон помещается в специальный миниатюрный паук и удерживается на резиновых нитях. Такая конструкция позволяет уменьшить попадание на запись различных ударов при игре на инструментах. Прикрепив микрофон к раструбу трубы мы убедились в том, что полностью исключить звуки от интенсивного нажатия клапанов не удается. Однако немного ослабить НЧ-составляющие пауку вполне под силу. На микрофоне предусмотрена поролоновая ветрозащита.

Прищепка имеет специально разработанное прорезиненное покрытие всех частей, во избежания повреждений покрытия дорогого инструмента. Пружина у прищепки достаточно тугая и крепко держит микрофон даже при интенсивном размахивании инструментом. Кроме этого, в глубине прищепки предусмотрена небольшая канавка, обеспечивающая дополнительную фиксацию на вальце раструба. Для достижения необходимого положения прищепка вращается на шарнире, дискретно, на 360 градусов. Кроме этого, металлическая ножка выдвигается на всю длину стержня, а гусиная шейка позволяет выбрать любой угол наклона.

Технические характеристики микрофонов Prodipe L21:

  • чувствительность -47 дБ(±3 дБ) (0 дБ =1В/Па на 1кГц);
  • максимальный уровень звукового давления 140 дБ;
  • номинальное сопротивление нагрузки: 2200 Ом;
  • отношение сигнал/шум: 68дБ;
  • диапазон частот: 50 Гц - 20 кГц;
  • длина кабеля: 1 метр.

Мы протестировали данный микрофон, попробовав в сценических условиях и записав трубу, кларнет и малый барабан.

В целом, микрофон Prodipe SB21 проявил себя хорошо. Возможно, у нас попался такой экземпляр (на графике показан большой возможный разброс АЧХ), на наш взгляд, микрофону не хватает детальности и насыщенности тембра в высокочастотной области. Если запись эквализовать на ВЧ, а это нормальная практика, становится лучше. Между тем, в эксплуатации микрофон не вызвал никаких сложностей, ни с креплением, ни с чувствительностью или перегрузочной способностью. Если учесть доступную стоимость микрофона, все замеченные недостатки не так критичны. Лучше всего такой микрофон подойдёт не для студийной записи, а для подзвучек на концерте, когда используются большие туровые колонки. Кстати, микрофон имеет разъём как miniXLR, так и XLR, а значит совместим практически со всеми типами радиопередатчиков.

Выводы

Рассматриваемые микрофоны Prodipe произвели на нас положительное впечатление. Так как упор в продуктах Prodipe был сделан на доступность, основные опасения были связаны с посредственным качеством самих микрофонов. Мы выяснили, что микрофоны достаточно надёжные, конструкция продуманная, звук неплохой.

Ждать чуда и революции от французских микрофонов Prodipe не стоит, однако некоторые модели, например, инструментальная серия L21, представляется нам очень хорошим вариантом для сценического использования. В данном применении существующие недостатки не критичны и компенсируются многократной разнице в стоимости по сравнению с другими микрофонными брендами. Тем не менее, мы желаем Prodipe продолжать работать над повышением качества своей продукции, чтобы оно ни в чём не уступало брендовой, без всяких оговорок.


Микрофоны Prodipe TT1 Pro, Prodipe STC-3D, Prodipe SB2
предоставлены на тестирование компанией Baza-Shop.ru