Simple Way Audio Vacuum — гибридный ламповый предусилитель для студии
Максим Лядов
Наши читатели уже знакомы со звуковой аппаратурой под маркой Simple Way Audio. Производитель известен практически каждому гитаристу и концертному звукорежиссёру, благодаря прекрасным дибоксам для сцены и студии. Последняя линейка мини-дибоксов, произведённых в РФ, бьет все рекорды продаж, так что их едва успевают выпускать. Подробнее можно почитать в наших обзорах: Simple Way Audio J1 — J-Fet дибокс со входом на полевых транзисторах и Simple Way D1 — высококачественный активный дибокс.
Ламповый студийный предусилитель Vacuum разработки инженеров Simple Way Audio расширяет потенциальную аудиторию ещё дальше, до любых музыкантов и звукорежиссёров, работающих в студии. К нам на тестирование поступил стерео-вариант предусилителя. Существует также 8-канальная модификация, которую можно заказать к изготовлению.
Важной особенностью Simple Way Audio Vacuum является уникальная гибридная схема, которая совмещает лучшее из мира ламп и транзисторов. Если делать весь тракт ламповым, то это потребует большого количества трансформаторов для питающих напряжений и для согласования каскадов. Также потребуются множество мощных пассивных элементов, которые не всегда благоприятны для звука. Идея гибридного усилителя в том, чтобы оставить входной каскад - самый основной для звука - на базе электровакуумных ламп, а прочие важные, но больше утилитарные вещи, типа выходного буфера, собрать на транзисторах. Это упрощает схему, делает её более прямой и высоколинейной, что позволяет сохранить только лучшие свойства ламп, и устранить проблемы согласования выхода с последующей современной электронной аппаратурой в студии, такой как микшерная консоль, приборы аппаратной обработки, интерфейс оцифровки, вещательный тракт и тому подобное. Производитель Simple Way Audio с гордостью говорит, что их ламповый предусилитель может дать фору по шумам и искажениям многим транзисторным собратьям. Это очень громкое заявление, поэтому у нас возникло желание поскорее подключить в преамп наш Neumann и проверить всё на практике.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- Тип входного каскада: ламповый, 12AX7 двойной триод
- Тип выходного каскада: транзисторный
- Схемотехника: полностью балансная
- Переключатели: +48 В фантомное питание, конденсаторный/динамический, инверсия фазы
- Гейн: до 60 дБ
- Входной импеданс: 200 кОм
- АЧХ: 5 Гц - 120 кГц при 50 дБ гейн
- Максимальный уровень выхода: +35 dBu (нагрузка 1 кОм)
- Кг: <0.002% при 1 кГц
- Кг+шум: <0.004% при 1 кГц
- Динамический диапазон: 120 дБ типично
- Выходной импеданс: ≥30 Ом
- Потребление: 57.6 Вт
- Напряжение питания: 220 В, 50 Гц.
В технических характеристиках важным пунктом стоит широкая полоса пропускания и большой динамический диапазон. Это позволяет бережно сохранить и не потерять динамику записываемых музыкальных инструментов или вокала. Полностью балансная схемотехника означает то, что сигнал остаётся балансным от входа до выхода, без преобразований музыкального сигнала в обычный небалансный, что лучше сохраняет оригинал и исключает любые нежелательные эффекты.
Немного истории для тех, кто не знаком с развитием электроники. Модель лампы 12AX7 была изобретена в 1946 году американскими инженерами из компании RCA. Далее в "золотой век" ламповой аппаратуры эти лампы применялись в огромном количестве различных предусилителей, усилителей и гитарных устройств. 12AX7 - это американская маркировка данного электровакуумного прибора. Ей соответствует европейское обозначение ECC83. Европейская версия была разработан намного позже, поэтому была существенно улучшена по конструкции и техническим параметрам. Но суть от этого не поменялась, внутри по прежнему двойной триод, а удачные ТТХ и хорошая линейность пришлись по вкусу разработчикам именно звуковой аппаратуры. Поэтому эту модель вакуумной лампы конструкторы применяют и по сей день. Как обстоит дело с их доступностью в продаже? В настоящее время можно найти множество аналогов оригинальных ламп 12AX7/ECC83, выпускаемых в Восточной Европе, РФ и Китае под десятком торговых марок. Все они производятся по современным стандартам и хорошо подходят для применения в звуковой аппаратуре, ведь рынок ламп активно поддерживается спросом со стороны аудиофилов и музыкантов. Согласно открытым данным, в год продаётся не менее 1 млн штук одних только ламп 12AX7. Китайские лампы вполне неплохие, однако считаются самыми недолговечными. Зато они самые дешевые по цене. Лампы из РФ больше всего похожи своей конструкцией на американский оригинал 12AX7, торговые марки с русскими названиями в данный момент также принадлежат американцам. Они производятся в РФ по прямым заказам из США. Они вполне доступные по цене и очень приличные по звуку. Самыми качественными и дорогими считаются европейские лампы ECC83. Так, цена на оригинальный Telefunken может доходить до несколько десятков тысяч рублей. В Европе выпускались также разные улучшенные варианты 12AX7 с пониженным шумом и коэффициентом усиления. Однако в поисках лучшего звука нет понятия однозначно правильного или неправильного. Самый надёжный путь - попробовать несколько разных вариантов и выбрать подходящей. Возможно, что вам понравится характер звучания определённой модели ламп. К тому же поиск своего звучания сам по себе является для многих увлекательным творческим процессом.
Стоящие внутри лампы находятся в специальных экранах. Собственное свечение ламп едва заметное. Синие светодиоды на фотографии - это не подсветка ламп как в китайском приборе, а источник тока для катода с глубоким отрицательным напряжением, что позволяет поглощать уровни +18 dBu по входу без зашкаливания. А это, в свою очередь, открывает возможности использования преампа в мастеринге.
Simple Way Audio Vacuum совместимым с любыми лампами 12AX7 (ECC83/82/81). Схема автоматически выставляет режимы работы лампы, компенсируя коэффициент усиления и выставляя на выходе 0 вольт, что позволило отказаться от выходных конденсаторов. По сути в цепи имеется только один конденсатор на входе, отсекающий постоянную составляющую.
Выходной каскад на транзисторах располагается на нижней стороне платы предусилителя. Как можно убедиться, используется качественная схема, полностью балансная от входа до выхода. На фото показан только 1 канал предусилителя. Второй канал точно такой же.
Под отдельным кожухом находится линейный трансформаторный блок питания, с большими емкостями для сглаживания пульсаций. Качество изготовление предусилителя находятся на промышленном уровне. Подбор компонентов не вызывает никаких вопросов. Всё как у лучших мировых производителей.
Для тех, кому внешний вид корпуса кажется скучным, производитель предлагает кастомные версии с аэрографией в различной стилистике.
Производитель публикует на официальном сайте собственные замеры, по которым коэффициент гармоник менее 0.001% при 50 дБ гейне.
Конечно, нам сразу захотелось проверить производителя и снять собственный график измерения. Для этого использовался звуковой интерфейс Lisk Audio MUX отечественной разработки, работающий в балансном режиме входов с чувствительностью 8 Vrms. Подавался сигнал низкого уровня с таким расчётом, чтобы примерно соответствовать тем же условиям.
Мы подтверждаем измерения производителя, а главное, на нашем экземпляре с данной лампой получилось значение Кг = 0.0008%. Это с запасом укладывается в паспортные параметры Кг < 0.002%. Также это разрушает представления о том, что лампа означает обязательно лес чётных гармоник. Если за дело берутся специалисты в электронике, лампа может работать как сверхлинейное устройство. Также лампа обеспечивает внушительный динамический диапазон. По нашим измерениям rms шума лежит ниже -96 дБ. Также мы измерили АЧХ и она оказалась ровной до 100 кГц, как и обещал производитель. Подводя итог измерениям - класс устройства высочайший. Далеко не у каждого транзисторного предусилителя такие высокие технические параметры!
Также мы были удивлены нестандартным подходом производителя к регулятору гейна. Хотя ручки выглядят как обычные потенциометры, на самом деле внутри собственная дискретная схема с высокоточными резисторами, которые обеспечивают удобную регулировку в децибелах, а главное - по звуку такой подход даёт много преимуществ, поэтому их можно редко увидеть, и только в топовой аппаратуре за большие деньги. При этом маркировка производителя отметок гейна в дБ верная, по цифрам всё сходится, можно на неё смело ориентироваться.
А что же с реальным использованием предусилителя в студии? Мы сравнили Simple Way Audio Vacuum с высококачественным дискретным транзисторным предусилителем Lisk Audio. Оцифровка шла в балансном режиме на АЦП интерфейса Lisk Audio MUX (измеряемый динамический диапазон >123 дБА, измеряемый Кг<0.00010%). Для записи использовался студийный конденсаторный микрофон Neumann TLM102.
Simple Way Audio Vacuum оказался очень хорош для современных конденсаторных микрофонов. Для голоса гейна хватало с очень большим запасом. Что важно, даже при высоких положениях ручки усиления, предусилитель находился в линейной зоне без намёков на ламповый перегруз и окраску звука. Сигнал на выходе в этот момент был очень немаленький, профессионального уровня +20 dBu. Нам даже пришлось поставить через реле минимальную чувствительность АЦП.
После прослушивания записанного трека на активных мониторах ADAM, мы остались очень довольны звуком. Для нас было удивительно получить такой высокий результат и такой чистый звук - это полный разрыв шаблона! При оценке Simple Way Audio Vacuum просто забудьте про ламповые перегрузы и все идеологические предрассудки "лампа = утепление". Звук предусилителя очень чистый, тембрально достоверный, без малейшего намёка на завал по динамике. Нет никакого бубнения и утепления. Но это и не нужно, ведь звук получается полновесный и очень приятный на слух, с различимыми малейшими нюансами исполнения. Вероятно, это заслуга той самой хитрой гибридной схемы, в которой лампа применяет только там, где надо и её нет там, где не надо. Получилось абсолютно уникальное устройство, претендующее на лидерство в своей категории.
Производитель описывает свой звук как Analog Audio HD, намекая нам на высокую детальность и широкую полосу пропускания. С этим вполне можно согласиться. А что говорят профессиональные музыканты и артисты о Simple Way Audio Vacuum? По словам производителя, предусилитель уже стоит в нескольких студиях звукозаписи и результат можно услышать в коммерческих альбомах топ-звёзд. Это можно считать лушим доказательством высокой профессиональной применимости предусилителя.
Выводы
По результатам тестирования Vacuum мы пришли к заключению, что предусилитель Simple Way Audio можно смело рекомендовать к использованию в любую студию для подключения лучших студийных микрофонов и для самых ответственных записей. Записанные треки получаются очень чистыми, с высоким динамическим и частотным диапазоном, полностью готовыми к любым последующим аппаратным и программным обработкам. Конечно, это не ширпотребовский продукт масс-маркета, то есть он не совсем для новичков, а скорее для разбирающихся в теме музыкантов и звукорежиссёров. Поэтому этот предусилитель стоит подключать только к лучшему звукозаписывающему оборудованию, тогда будет максимальный результат. Предусилитель выпускается серийно, но небольшими партиями или под заказ. Чтобы послушать и купить усилитель, стоит обращаться напрямую к производителю. Также есть уникальная возможность узнать любые подробности напрямую от разработчиков, которые являются нашими соотечественниками. А значит с техподдержкой и сервисом не будет никаких проблем. Напоследок мы желаем производителю всяческих успехов и новых прорывных инженерных решений!
Simple Way Audio Vacuum предоставлен
на тестирование производителем
vk.com/simplewayaudio