Roland Super UA — студийный USB звуковой интерфейс с 2 микрофонными входами и поддержкой PCM352 / DSD64

Максим Лядов

Мы уже делали обзор первого интерфейса новой серии Roland Mobile UA. Его выход стал для всех неожиданностью и принёс компании успех. В первую очередь, всем понравился новый звук интерфейса. Это серьёзный скачок в качестве звука от всех предыдущих интерфейсов. Сейчас уже нельзя сказать "хотя звук пока не совсем студийного уровня, но зато есть надёжный металлический корпус и замечательное подключение к iPad". Нам всем хотелось увидеть устройство без подобных компромиссов, пусть даже и более дорогое.

И Roland сделал именно такое устройство. Дорогое и качественное. В новых интерфейсах разработчики полностью, с нуля переделали всю начинку и сделал ставку на серьёзный звук, с поддержкой прямого воспроизведения DSD. Интерфейс Mobile UA как следует из названия, рассчитан на мобильное использование, питается от шины USB и не имеет входов. А вот новый Roland Super UA — это уже стационарный студийный вариант, с входами, со своим собственным блоком питания 220 В и полноразмерными разъёмами TRS и XLR. Конечно, ничто не мешает взять его с собой и использовать где угодно в мобильном применении. По сравнению с конкурентами, габариты Super UA весьма небольшие 115 x 161 x 44 мм. Вес 490 г. Корпус полностью металлический, окрашен в чёрный цвет. Снизу имеются резиновые полосы против скольжения по столу.

Свой собственный цифровой процессор в данной модели оснащён аппаратным процессором эффектов. Также процессор даёт поддержку DSD и фирменную технологию S1LKi для конвертации PCM в DSD при проигрывании. То есть по сути цифровую фильтрацию PCM сигнала осуществляет процессор, а не ЦАП. Это способно дать более интересное звучание, и разница между двумя режимами заметна.

Возможность прямой подачи DSD в основном служит для прямого воспроизведения файлов DSDIFF (DSF) и образов SACD без конвертации.

На верхней панели имеется стеклянная вставка, под которой многосегментный двухканальный светодиодный индикатор уровня. В отличие от младшей модели здесь не цифровые кнопки громкости, а полноценная безупорная ручка с собственной индикацией.

Roland Super UA имеет два режима работы: двухканальный и шестиканальный. В двухканальном режиме кнопки Phones, A и B определяют, на какой стерео выход из трёх направляется сигнал. В шестиканальном режиме сигнал идёт на выходы независимо, как в любом многоканальном интерфейсе, а кнопки лишь указывают, какой из выходов сейчас регулируется крутилкой громкости. Причём, есть выбор заводить ли на выход входы или послать только сигнал из ПК (DAW, приложения). Есть и специальный вход MONITOR, на который идёт сигнал со входов и из приложений, что позволяет вести интернет-трансляции. Это довольно удобно и расширяет сферу применения интерфейса. Именно при таком использовании сразу начинает иметь смысл аппаратный компрессор и фильтр против бубнения (75 Гц частота среза).

Основные особенности Roland Super UA:

  • USB звуковой интерфейс с поддержкой ASIO и DSD
  • Фирменная технология Roland S1LKi для конвертации PCM-DSD
  • Воспроизведение DSD 2.8 МГц без конвертации, DSD 5.6 МГц с конвертацией в 2.8 МГц
  • Питание только от внешнего БП
  • 2-канальный вход, 6-канальный выход
  • Динамический диапазон: линейный вход: 112 дБ, микрофонные 111 дБ, линейные выходы 118 дБ
  • Мощный наушниковый усилитель (200 + 200 мВт при 40 Ом, 65 + 65 мВт при 300 Ом)
  • Поддержка ASIO и Core Audio
  • Работа со низкой задержкой (минимальный буфер 32 семпла)
  • Цифровая регулировка громкости (крутилка с многосегментной индикация)
  • Драйвера для Windows 7/8/8.1, OS X 10.8/9/10

Как мы видим, за счёт отдельного блока питания выросла мощность наушникового выхода, в сравнении с младшим интерфейсом. Мы подключили наушники с низкой чувствительностью и остались полностью довольны запасом по мощности. Даже на самых тихих записях больше 90% громкости выкручивать не было необходимости. Проблем с басом и динамикой не было. .

Дублирование разъёмов миниджек и большой джек также сделано очень правильно и позволяет подключать любые наушники

На задней панели разъёмы TRS линейных входов и выходов. Все разъёмы полностью балансные. Максимальный уровень громкости +22 dBu.

Помимо этого, есть многоконтактный разъём для комутационного блока (т.н. breakout box), где пара микрофонных входов и балансные выходы B, разъёмы XLR. Комутационный блок активный, с питанием и своей схемой. Но все ОУ находятся внутри основной карты. Если вам не нужны микрофонные входы в данный момент, блок можно не подключать. Карта прекрасно работает и знает, включен ли блок. Все выходы могут работать независимо и одновременно. Входы зависимые, всего их 2. Вариантов использования несколько. Либо работают 2 линейных, либо 2 микрофонных. Либо один микрофонный и один линейный.

Микшер карты очень понравился. Никаких вкладок практически нет, всё находится на одной страничке. Технология AUTO SENS, фирменная фишка всех интерфейсов Roland, присутствует и здесь. Мы попробовали, как она работает с конденсаторным микрофоном. Интерфейс неплохо подобрал уровень с большим запасом на перегрузку. Желаемый запас настраивается в контрольной панели. Если вы уверены, что перегрузки не будет, можно установить уровень записи вручную из панели карты.

Компрессор имеет отдельную настройку с графической иллюстрацией и индикацией уровня. Имеется множество неплохих готовых пресетов на все случаи жизни. Очень понравилось, что есть гейт.

Входы и настройки компрессора можно использовать как по отдельности, так и залинковав их. Нам показалось странным, что нет эквалайзера.

ASIO панель такая же, как в прочих интерфейсах Roland. Кстати, интерфейс имеет автомат частоты и правильно переключает текущий режим семплирования в кГц в зависимости от приложения.

Диагностика ASIO в программе RMAA

Device: UA-S10

Features:
Input channels: 4
Output channels: 6
Input latency: 306
Output latency: 613
Min buffer size: 256
Max buffer size: 256
Preferred buffer size: 256
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - supported

384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (1-2) - Int32LSB
channel: 1 (1-2(2)) - Int32LSB
channel: 2 (MONITOR) - Int32LSB
channel: 3 (MONITOR(R)) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (1-2) - Int32LSB
channel: 1 (1-2(2)) - Int32LSB
channel: 2 (3-4) - Int32LSB
channel: 3 (3-4(4)) - Int32LSB
channel: 4 (5-6) - Int32LSB
channel: 5 (5-6(6)) - Int32LSB

Интересно, что поддерживаются частоты вплоть до 352,8 кГц. А вот частота 384 кГц, не поддерживается. Это можно объяснить тем, что формат 352,8 кГц PCM является основой для стандарта DXD (долгое время использовался в Pyramix для создания DSD фонограм для дисков SACD).

В модели использован необычный 32-битный 4-канальный ЦАП AK4414, созданный специально для DVD-Audio и SACD аппаратуры. Параметры:

  • Кг+шум: 107 дБ
  • Динамический диапазон: 120 дБ

АЦП того же производителя. Это двухканальный 24-битный преобразователь с поддержкой частот до 216 кГц. Мы уже видели этот преобразователь в интерфейсе Echo 2 — персональный микшер и двухканальный звуковой USB интерфейс.

  • Кг+шум: 100 дБ
  • Сигнал/шум: 115 дБ

Регулировка громкости 4-канальный JRC NJW1195A (+31.5 ... -95 дБ с шагом 0.5 дБ). ОУ TI N5532A и JRC 4580.

Анализ начинки также показывает тот же самый применённый наушниковый усилитель TI 6120A2, как и в модели Mobile UA.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство Roland Super UA
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала Roland Super UA line-out - line-in
Версия RMAA 6.4.2 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня 0.0 дБ / 0.0 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Общие результаты

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.01, -0.04
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-112.5
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
112.5
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0014
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-94.2
Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0022
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-106.8
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.012
Очень хорошо
Общая оценка
 
Отлично

Подробный отчёт

Результаты теста - отличные! Мы достигли более 112 дБ. Это паспортное значение линейного входа, которое Roland указал в спецификациях. Для микрофонных входов указывается 111 дБ. Для выхода в паспорте указывается 118 дБ. Чтобы проверить эту цифру, нужно специальное оборудование.

Звучание

Мы записывали звук на микрофон Neumann TLM102, сравнивали с другими профессиональными интерфейсами в лицензионной версии Steinberg Cubase 8. Никаких проблем в работы мы не заметили. Микрофонный вход справляется со своей работой хорошо. Нет никакой сатурации или изменения тембра. Запись получилась натуральной и ровной. Так как в этой модели использованы преобразователи АЦП более высокого класса, то и запись должна получится более качественной, чем в других моделях интерфейсов Roland.

Для прослушивания мы использовали активные мониторы ADAM, наушники Grado SR325is (32 Ом, 98 дБ/мВт) и Beyerdynamic DT990 PRO (250 Ом, 96 дБ/мВт), OPPO PM-3 (26 Ом, 102 дБ), Audio-Technica ATH-M50x (38 Ом, 99 дБ). Качество звучания находится на отличном уровне. И в наушниках, и на линейном выходе звук близок к дорогим студийным устройствам.

Воспроизведение SACD дисков и DSD записей полностью аналогично младшему интерфейсу. Настройки показаны на скриншоте в статье Roland Mobile UA. При подготовке собственных миксов в SACD пригодится режим 352,8 кГц, позволяющий обрабатывать записи с запасом по качеству относительно финального формата DSD64 (SACD). Фирменная технология Roland S1LKi для конвертации PCM-DSD работает. Это интересная бонусная функция. Звук, безусловно, меняется, становится чуть более грубоватым, но подкупает большей открытостью. Это хороший способ повлиять на звучание.

Выводы

Roland Super UA является полноценным студийным интерфейсом, с очень высоким качеством записи и воспроизведения. Мы полностью поддерживаем производителя в выпуске этой модели.

Итак, на сегодня у Roland уже два интересных интерфейса. Первый Mobile UA для мобильного использования и для электронной музыки. Второй, Roland Super UA, прекрасно подойдёт для студийного применения, если вам хватает двух каналов. Здесь и два микрофонных входа, и полный набор балансных разъёмов, TRS и XLR, и эффект-процессор в минимальном варианте. Единственное, гитарного входа в устройстве мы не нашли. А вот к качеству преобразователей и к звуку у нас вопросов нет.

На момент написания статьи в России цена 45900 руб. Конкурентов у Roland Super UA очень много. Большее всего устройство похоже на Apogee Duet2 с фирменной опцией Breakout Box. В пользу Roland чуть более доступная цена (у Apogee внешний блок докупается отдельно) и возможность работать на платформе Windows, а не только на Mac OS. Также Roland способен выступить мониторным контроллером двух пар мониторов и умеет крутить DSD. То есть новинка получилась очень интересной, и, в целом, не уступающей по возможностям даже грандам студийной аппаратуры.