Roland HS-5 - перемирие с соседями?

Анна Павлюк

В наших новостях мы уже познакомили читателей с необычным цифровым микшерным пультом Roland. Пульт действительно необычен, именно тем, что предназначен для “тихих” групповых репетиций в наушниках (хотя, никто не запрещает подключить мастер-выход пульта к акустической системе) с электронными инструментами. Подобных продуктов в мире немного, мне удалось найти всего одного производителя - JamHub.

Устройство сочетает в себе усилитель для наушников на 5 выходов, микшер на 5 каналов, процессор эффектов, звуковой интерфейс для компьютера, USB-рекордер, и USB-плеер. На первый взгляд - внушительный набор функций.

Поначалу удивляешься малому весу и компактности HS-5, с одной стороны как-то даже несерьёзно, выглядит как пластмассовая игрушка, а с другой - понимаешь, что продукт всё-таки полупрофессиональный и начинающему музыканту, не обременённому личным автомобилем, будет проще таскать его с собой на репетиции. Впрочем, зачем таскать - можно же и дома прекрасно репетировать: родители рады, соседи рады, всем хорошо.

Корпус HS-5 изготовлен из матового чёрного пластика, кнопки и регуляторы - прорезиненные, с плавным ходом. При желании пульт можно накрутить на специальную Roland-овскую стойку PDS-10.

Разберёмся с главными положительными моментами, заявленными производителем (цитаты из описания продукта взяты с официального сайта):

“Удобный и простой в использовании”

И да, и нет... Если группе нужно просто воткнуться и играть, то да, всё достаточно прозрачно. Просто подключаешь свой инструмент/микрофон к соответствующему входу, выбираешь кнопкой "input" тип входа из четырёх доступных (линейный, гитара, бас, микрофон) подстраиваешь чувствительность, общий уровень, громкость всех инструментов в своих наушниках, общий баланс, и вперёд. Втыкаешь флешку и нажимаешь на кнопку записи. Тут можно даже и в мануал не заглядывать.

Другое дело, если нужно применить эквализацию или эффекты на вокал или попробовать виртуальные гитарные/басовые “примочки”. Здесь без мануала не обойтись, интерфейс интуитивно непостижим. Управлять его функциями “налету” неудобно. Каких-либо внешних приспособлений (педалей и тому подобного) для быстрого переключения встроенных эффектов HS-5 не существует.

Все настройки производятся путём хитрого нажатия кнопок и кручения центральных регуляторов, которые выполняют разные функции в зависимости от режима, выбираемого этим самым хитрым нажатием кнопок. К примеру, для того, чтобы изменить тип “эффекта” (не путать с “ревером” - Roland соригинальничал, но об этом позже) на вокале нужно произвести следующие телодвижения:

  • нажать и подержать кнопку “input” соответствующего входа
  • с зажатой кнопкой “input” крутить центральный регулятор для входа А до тех пор, пока не выберешь нужный тип эффекта. На центральных регуляторах есть круговая шкала из 11 делений (непронумерованных, кстати), каждая отметка шкалы соответствует эффекту, номер которого можно посмотреть в мануале.
  • Далее, отпустив кнопку “input” и убедившись, что она мигает можно регулировать количество эффекта на канале всё тем же регулятором входа А. В этом же режиме с помощью центральных регуляторов В, С и D можно управлять НЧ, СЧ и ВЧ полосами эквалайзера, а регулятора E - панорамой.

В общем, как-то не того ждёшь, посмотрев замечательные рекламные ролики на YouTube.

“позволяет пяти музыкантам репетировать, джемить и записывать музыку непосредственно в наушниках”

Всё так, но из-за того, что настройка эффектов, эквалайзера и панорамы происходит через центральные регуляторы настраиваться музыкантам придётся по очереди. Набор инструментов в свой микс также производится с помощью центральных регуляторов, так что всем одновременно играть-крутить не получится. Однако, если состав группы не меняется, и группа уже определилась со звучанием, либо просто не использует в работе встроенные эффекты пульта, то можно просто восстановить с флешки сохранённые на предыдущей репетиции настройки и спокойно играть.

В устройстве имеется встроенный метроном, управление которым организовано аналогично другим фунцциям: можно просто настучать нужный ритм по специальной кнопке, а можно задать точный, с помощью все того же центрального регулятора канала "А".

Следует отметить, что пятый канал, предназначенный для подключения стереовыхода инструмента типа клавишных (2 TS разьёма) или внешнего плеера (разъём mini-jack), воткнули сбоку, рядом с мастер-выходом. Он не имеет полноценных органов управления, таких же как на других каналах. Наушники придётся, видимо, подлючать к выходу мастера (благо там есь выход для наушников), но отдельного регулятора уровня в наушниках на этом канале нет. Встроенные эффекты и реверберация клавишнику будут недоступны потому что там нет ни кнопки “input” ни регулятора реверберации. Да ему они, в принципе, и не нужны.

“Каждый пользователь может управлять своим миксом с помощью физических ручек, добавляя реверб и COSM* эффекты в гитару, бас и вокальные партии”

Интересно, что производитель  поступил нетрадиционно и решил разделить понятия “эффекты” и “реверберация”. В HS-5 “эффекты” (включающие в себя, почему-то, и компрессию) управляются отдельно, а реверберация - отдельно.

Что касается качества эффектов, то насколько я могу судить не будучи ни гитаристом ни басистом, для полупрофессионального устройства они звучат довольно прилично, хотя от ревебераторов я, всё-же, ожидала большего.

Всего реверов 5 видов: ECHO, ROOM, SMALL HALL, LARGE HALL, PLATE, с регулируемым временем ранних отражений (pre-delay), временем реверберации и уровнем. Независимо от вида ревера даже при небольшом времени реверберации и pre-delay на нуле везде присутствует шипяще-свистящий “хвост” (а ФНЧ/LPF в настройках нет, увы) и неестественный металлический  призвук.

Тип реверберации  настраивается для всех каналов сразу.  Доступ к настройкам такой же неудобный как и в случае с эффектами:  нужно нажать одновременно кнопки “input” на каналах “B” и “С”,  дождаться пока их подсветка замигает, далее центральным регулятором для канала “A” выбрать один из 5 типов реверберации, а регуляторами B, C и D подстроить параметры реверберации. Ручки управления уровнем реверберации  вынесены на панели управления каждого из 4-х “нормальных” каналов.

Для каждого канала может быть выбран только один эффект. Накладывать или последовательно подключать эффекты нельзя. Тип эффекта определяется выбранным типом канала и физическим входом устройства. Например, в режиме “гитара” и “бас”,  “микрофонные” эффекты недоступны. А режиме “микрофон” недоступны эффекты гитары и баса.

“Вокальные”/”микрофоные” эффекты: компрессия (без регулирования параметров), компрессия+эхо, компрессия+дилей длинный, компрессия+дилей средний, компрессия+короткий дилей.

Эффекты для гитары моделируют  “легендарные” усилители в разных режимах: Roland JC-120, Fender Twin Reverb, Fender Bassman 4 x 10” Combo, Fender Deluxe Reverb, VOX AC-30TB, Marshall, MESA/ Boogie, Marshall 1959, режим Channel 2 VINTAGE на Mesa/Boogie DUAL Rectifier, Hughes & Kettner Triamp AMP3.

Эффекты баса: компрессия, компрессия для слэп-баса, чистый бас, дисторшен, high-gain.

Какими либо параметрами эффектов помимо количества эффекта в миксе управлять нельзя.

Понятно, что при компактных размерах назначение одним и тем же регуляторам и кнопкам различных функций - это вынужденная мера, однако, было бы гораздо удобнее если бы производитель предусмотрел возможность тонкой настройки параметров через ПО подключенного к пульту по USB компьютера.

(*- COSM Composite Object Sound Modeling - используемая компанией Roland технология цифрового моделирования характеристик аналоговых приборов.)

“Группы могут делать записи на USB носитель, или подсоединить HS-5 к компьютеру USB кабелем и поканально записывать на каждую из дорожек DAW”

Это, пожалуй, одна из самых полезных функций пульта. Начинающим музыкантам  необходимы полноценные  записи репетиций, но все обычно обходятся подручными средствами: диктофонами или смартфонами, и слушают потом неразборчивое нечто с перегрузом.

Записывать на флешку довольно легко, достаточно просто нажать кнопку записи, но вот воспроизведение и навигация по записанным трекам могут поначалу вызвать трудности (снова удобством пожертвовали во имя компактности). HS-5 может записывать свой стереомикс на флешку только в формате wav, 16 бит 44.1 кГц, и воспроизводит только этот формат, соответственно.

HS-5 совместим с любым DAW поддерживающим ASIO. Для подключения необходимо скачать драйвер с официального сайта. Устройство можно использовать как внешний аудиоинтерфейс компьютера и подключать к акустической системе/студийным мониторам.


“Каждая из персональных настроек может быть сохранена и мгновенно загружена на следующих репетициях.”

Уточнение: сохраняются все настройки всех каналов сразу. При сохранении создаётся файл с именем SNAPSHOT.DAT, если хотите сохранить несколько вариантов настройки, придётся вытаскивать флешку из устройства, переименовывать файл на компьютере, вставлять обратно и так - пока не надоест.

Выводы

Идея прекрасна, рыночная ниша практически пуста, рекламная кампания - огонь, ролики на youtube вызывают желание всё бросить и бежать за обновкой. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что в погоне за компактностью упустили удобство пользования. Обычно у начинающих групп нет лишней пары рук для того чтобы крутить эффекты во время репетиции, хотя я знаю некоторых музыкантов, играющих без обуви и  виртуозно переключающих свои многочисленные примочки пальцами ног. Правда, встроенные эффекты HS-5  им бы уже не понадобились.

Плюсы:

  • Устройство лёгкое и компактное, удобно носить с собой на репетиции
  • Позволяет репетировать впятером, каждый может настроить себе собственный мониторный микс по вкусу
  • Пишет мультитрек (ASIO)
  • Пишет стереомикс на флешку
  • Запоминает настройки на флешку
  • Каскадируется (можно соединить 2 устройства и получить 8 каналов)
  • Есть встроенный метроном
  • Цена в 26 990 р (на 18.12 по yandex.market) - если покупать вскладчину, на группу, то получается не так уж и много. Один аудиоинтерфейс на такое количество каналов может обойтись в ту же цену (при лучшем качестве, разумеется), а ведь еще потребуется микшер и усилитель для наушников.

Минусы:

  • Без мануала разобраться с продвинутыми настройками невозможно
  • Нет фантомного питания - нельзя использовать конденсаторные микрофоны
  • Качество эффектов приемлемое
  • Невозможно тонко настроить эффекты
  • Нет доступа к функциям пульта через отдельное приложение

Пожелаем компании Roland успехов в совершенствовании своих репетиционных микшеров. JamHub не дремлет и цены у них пониже. Разве что, пока мультитрек не пишут.