Presonus Studiolive AR12 — аналоговый микшер с поканальной оцифровкой
Максим Лядов
Микшерный пульт Presonus Studiolive AR12 является так называемой гибридной моделью. С одной стороны, он полностью аналоговый, то есть все ручки являются физическими, в обращении нет никаких отличий от стандартного микшерного пульта. С другой стороны, при подключении по USB он является многоканальной звуковой картой, где абсолютно все каналы можно оцифровывать одновременно и независимо, и далее работать над миксом в любом DAW секвенсоре. А можно записать микс выступления или репетиции на SD карточку, без подключения компьютера. Сигнал из компьютера можно вернуть в микшер через две независимые стероеопары. Первая из них 1/2 подключена к так называемому Супер каналу, а вторая стереопара 3/4 к последнему стереоканалу микшера, в случае с моделью AR12 это каналы 11/12. При этом поддерживаются все форматы до 24 бит 96 кГц. Необязательно только записывать. Встроенный автономный рекордер можно использовать в качестве плеера, файлы могут быть WAV или MP3. В линейку моделей Studiolive AR входят четыре микшера: AR8, AR12, AR16 и AR22. Они отличаются преимущественно количеством каналов.
Как и многие модели на рынке, микшеры PreSоnus используют два основных типа каналов: монофонический микрофонный канал и стереофонический канал с одним микрофонным входом. Такая конфигурация позволяет гибко приспосабливаться к текущим задачам. Большое количество стереоканалов будет удобно в случае, когда имеется много стерео источников, таких как синтезаторы, гитарные процессоры, электронные ударные, проигрыватели и т.д. В тоже время, если в первую очередь нужны микрофоны, их также можно подключить к каналам. Но есть в серии AR ещё один дополнительный канал придуманный PreSonus и называемый Super Channel. Он может использоваться как аналоговый вход RCA/миниджек, как возврат из компьютера через встроенную звуковую карту USB (PC, Mac, iOS устройства), как вход встроенного плеера с SD карт или звуковой вход блока Bluetooth 4.1 для беспроводного подключения мобильных устройств. В результате к микшеру AR12 можно подключить максимально 4 микрофона и до 5 стерео источников, либо до 8 микрофонов одновременно + один стерео источник.
Технические характеристики Presonus Studiolive AR12
Микрофонные входы | |
Тип | XLR, класс А |
Максимальный входной уровень | моно входы +18 dBu стерео входы -5 dBu |
Гейн | моно входы 50 дБ стерео входы 40 дБ |
Сигнал/шум | 89 дБ при +4 dBu |
Кг+шум | <0.01% |
EIN при +55 дБ гейне | 128 dBu |
Перекрёстная помеха | 65 дБ |
Фантомное питание | +48 В |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц, +0.5/- 1.5 дБ |
Гитарные входы | |
Тип | TS, Hi-Z |
Максимальный входной уровень | +12 dBu |
Гейн | 50 дБ |
Динамический диапазон | > 108 дБ |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц, +0.5/- 1.5 дБ |
Кг+шум | <0.01% |
Импеданс | >1 МОм |
Линейные входы | |
Тип | 1/4" TRS, балансные |
Максимальный входной уровень |
+18 dBu |
Гейн | 50 дБ |
Сигнал/шум | 82 дБ |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц, +0.5/- 1.5 дБ |
Кг+шум | <0.01% |
Выходы Main, Control Room, Monitor, FX | |
Тип | XLR, TRS, балансные |
Номинальный уровень | +24 dBu XLR, +18 TRS |
Динамический диапазон | > 108 дБ |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц, +0.5/- 1.5 дБ |
Кг+шум | <0.01% |
Наушниковый выход | |
Тип | 1/4" TRS, стерео |
Максимальная мощность | 150 мВт + 150 мВт на 60 Ом |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц, +0.5/- 1.5 дБ |
Динамический диапазон | > 103 дБ |
Кг+шум | <0.01% |
Звуковая карта | |
Подключение | USB 2.0 |
динамический диапазон микросхемы АЦП | 114 дБ |
динамический диапазон АЦП, измеренный | 105 дБ |
динамический диапазон микросхемы ЦАП | 114 дБ |
динамический диапазон ЦАП, измеренный | 105 дБ |
сигнал/шум | 96 дБ |
режимы | 24 бит, 44, 48, 96 кГц |
джиттер | <80 пс RMS |
подавление джиттера | > 60 дБ (1 нс вход => 1 пс выход) |
Физические габариты Presonus Studiolive AR12 составляют: 381 х 89 х 397 мм. Вес 5,4 кг.
При взгляде на микшер, первое, что бросается в глаза - расположение разъёмов на верхней крышке, а не на задней. При частой коммутации так намного легче проследить, где какой канал подключен. То есть микшер предназначен для максимально широких задач, включая выездную работу. Там, где предполагается частая перекоммутация. Ценно, что у всех моделей, даже самой маленькой AR8, блок питания расположен прямо в корпусе микшера.
Качество ручек и ползунков - высокое. При работе нет никакого люфта. Регуляторы нельзя сдвинуть или повернуть, если случайно задеть их рукой. На первых четырёх моно каналах СЧ эквалайзер имеет настройку частоты среза, что позволяет точнее скорректировать воздействие. В остальных четырёх стерео каналах частота среза фиксированная - 2,5 кГц. Имеется три шины, одна из них может быть использована под встроенные эффекты.
Для живых выступлений в микшере есть цифровой эффект процессор. 16 видов эффектов включают ревер, хорус, дилей, эхо. Качество эффектов среднее, они пригодны для проведения мероприятий и для караоке. Если вы хотите подключить внешнюю аппаратную обработку, есть 2 инсёрта на первых двух каналах, и есть две AUX шины. Шину эффектов также можно использовать с внешним процессором с помощью внешнего выхода FX, расположенного рядом с выходами AUX. Сигнал с внешнего процессора можно вернуть в микшер через любой стерео вход.
Что обычно не хватает в таких не очень дорогих микшерах, так это поканальных пикметров. Хорошо, что тут предусмотрен индикатор сигнала и перегрузки на каждом канале.
Можно полностью увидеть все каналы, если подключить к микшеру ноутбук и запустить любую DAW программу. Можно даже наложить там поканальные эффекты или AUX эффекты и вернуть сигнал обратно по USB через каналы 11/12 и 13/14 (Super Channel), но это грозит задержкой звука на обработку эффектами.
Мы попробовали подключить микрофон и послушать себя с эффектами. Если поставить буфер 64 семпла, то задержка составит 6 мс и её практически не ощущается. Если на канал поставить фазолинейный эквалайзер Waves LinEQ, то он сдвигает сигнал ещё на 50 мс и слушать себя в наушниках, исполняя вокальную партию, становится совершенно некомфортно. То есть для такой схемы обработки с компьютером годятся довольно быстрые эффекты, такие как гейт, деэссер, компрессор. Даже ревербератор или дилей не трогает прямой сигнал, поэтому годится.
Это нормально для студийного применения, но на концерте всё будет зависеть от скорости работы конкретного ноутбука, его железа, операционной системы, используемого софта и т.д. Поэтому ответственность за выбор программной обработки целиком ложится на пользователя. Если есть желание полностью избежать сюрпризов, то будет лучше отсоединить все компьютеры и использовать устройство как надёжный аналоговый микшер, который не может зависнуть во время выступления.
Помимо трёх шин, имеется три стандартных выхода: Main Output на разъёмах XLR, Control Room на TRS, наушники. Каждый из них отдельно регулируется. На выходе Main Output есть полезный 14-сегментный индикатор выходного сигнала.
Драйвер для всех интерфейсов традиционно имеет одинаковый интерфейс пользователя. Для управления есть утилита Universal Control, которая не только позволяет изменить размер буфера, но и автоматически обновляет прошивку, а также позволяет включить функцию Loopback для интернет-трансляций. Вход Virtual in 1/2 указывается в программе для стриминга, далее на этот вход поступает сигнал с входных каналов 1/2 и все звуки любых приложений в ОС - из игр, браузера, медиа плеера. На трансляцию пойдёт всё, что вы слышите из колонок, плюс сигнал микрофона. Если, например, необходимо записать видео уроки и затем отредактировать их, то для этого есть отдельный режим "Dedicated Loopback Inputs”. Далее в редакторе можно будет отдельно обработать записанный голос и смикшировать со звуками из приложений. Это, конечно же, очень удобно и выгодно отличает микшеры Presonus и звуковые карты Presonus от других устройств.
Справедливости ради, в утилитах стриминга для геймеров на трансляцию подмешивается и микрофон, и звук игры. Но в общем случае без функции Loopback придётся что-то изобретать, чтобы завернуть выход звукового устройства во входной поток для трансляции. Например, можно брать звук с S/PDIF-входа, куда подключен S/PDIF-выход устройства, но цифровой выход будет сложно промониторить. Можно брать с аналогового входа, куда подключен аналоговый выход, но возникает лишнее преобразование АЦП+ЦАП и будет задержка звука относительно видеопотока. Поэтому логичнее просто в драйвере добавить особое устройство для записи и завернуть туда прямо в драйвере весь микс входов+выходов, побитно, без задержки и без усложнений с мониторингом.
Диагностика ASIO драйвера
Features:
Input channels: 16
Output channels: 4
Input latency: 130
Output latency: 110
Min buffer size: 16
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 64
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (AR12 Mic/Line 1) - Int32LSB
channel: 1 (AR12 Mic/Line 2) - Int32LSB
channel: 2 (AR12 Mic/Line 3) - Int32LSB
channel: 3 (AR12 Mic/Line 4) - Int32LSB
channel: 4 (AR12 Mic/Line 5) - Int32LSB
channel: 5 (AR12 Line 6) - Int32LSB
channel: 6 (AR12 Mic/Line 7) - Int32LSB
channel: 7 (AR12 Line 8) - Int32LSB
channel: 8 (AR12 Mic/Line 9) - Int32LSB
channel: 9 (AR12 Line 10) - Int32LSB
channel: 10 (AR12 Mic/Line 11) - Int32LSB
channel: 11 (AR12 Line 12) - Int32LSB
channel: 12 (AR12 Main L) - Int32LSB
channel: 13 (AR12 Main R) - Int32LSB
channel: 14 (Virtual in 1) - Int32LSB
channel: 15 (Virtual in 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (AR12 Playback 1) - Int32LSB
channel: 1 (AR12 Playback 2) - Int32LSB
channel: 2 (AR12 Playback 3) - Int32LSB
channel: 3 (AR12 Playback 4) - Int32LSB
Диагностика ASIO драйвера показывает 16 входных каналов - абсолютно все каналы микшерного пульта можно использовать для одновременной поканальной записи в DAW секвенсора. Также можно сразу записывать аналоговый микс всех каналов, он оцифровывается отдельно. Мы попробовали использовать последнюю версию Cakewalk/SONAR. Никаких проблем с работой не встретили. Даже при буфере 64 семпла всё работало исключительно стабильно и без артефактов в звуке. Мы использовали Windows 7 x64 компьютер с процессором Core i7 4 ГГц.
Субъективное качество звука в режиме звуковой карты - высоко профессиональное, без нареканий по тембральной достоверности или искажениям. Помимо компьютера мы попробовали USB подключение к iPad. Устройство без проблем увиделось и отлично работало в приложении Steinberg Cubasis for iPad.
При подключении по Bluetooth появляется устройство StudioLive AR12, с которого можно включить фонограмму с любого мобильного устройства. Это расширяет возможности коммутации и не будет лишним. Мы проверили - всё работает как заявлено.
Отметим одно важное преимущество пульта. Оцифровка каждого канала осуществляется после аппаратного обрезного фильтра LOW CUT, что предохраняет каналы от перегрузки при нежелательных НЧ звуках, например, эффект близости микрофона, задувание мембраны, удары, вибрации..
Цифровая часть микшеров Presonus серии Studiolive AR создана на 16-ядерном XMOS xCore 200. Это даёт возможность использовать качественные драйвера, с низкой задержкой и стабильной работой.
Интересно, что вместо ожидаемых самых дешевых преобразователей - всё-таки ценовая категория микшера массовая - инженеры поставили довольно качественные АЦП/ЦАП, это двухканальный кодек CS4272 с динамическим диапазоном 114 дБ, Кг+шум <-100 дБ. Они используются для преобразования сигнала из компьютера, для работы с процессором эффектов и с SD рекордером/плеером. 8-канальные АЦП, которые используются для оцифровки каналов, ещё более интересны: CS5368 с параметрами 114 дБ, Кг+шум -105 дБ. ОУ JRC4580.
То есть, оцифровывать микшером намного предпочтительнее, чем подключать инструменты к какой-то бюджетной многоканальной звуковой карте с низкоклассной начинкой.
Измеренная нами RTL задержка (то есть сумма вход + выход) при небольшом буфере 64 семпла составила 6 мс. Только для входа или только для выхода задержка вдвое меньше. И даже при таком небольшом буфере не было проблем со щелчками и артефактами в звуке. Традиционно, у Presonus очень хорошие драйвера. Одно из сильных преимуществ драйверов в том, что они мультиклиентные. То есть запущенное ASIO приложение будет воспроизводить звук одновременно с браузером и любыми другими программами. С недорогими профессиональными USB звуковым картами производства не Presonus обычно такое невозможно.
Тестирование в RMAA
Давайте посмотрим, что будет, если подать сигнал на линейный вход 5/6 и оцифровать микшером Presonus Studiolive AR12:
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | Soundcraft USB Audio ASIO |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Линейный вход |
Версия RMAA | 6.4.2 PRO |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +1.00, +0.05 |
Хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -108.5 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 108.5 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0045 |
Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -84.5 |
Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.033 |
Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -87.2 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.013 |
Очень хорошо |
Общая оценка | Очень хорошо |
Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц
Мы подтверждаем паспортный параметр 108 дБ сигнал/шум. Также мы декларируем, что наши результаты по искажениям, получились лучше, чем 0.01% в паспорте микшера. Таким образом, качество оцифровки высокое. Оно находится в промежутке между бюджетными звуковыми картами и дорогими студийными многоканальными конверторами.
Выводы
Микшер Presonus Studiolive AR12 удивил нас широким наборов функций и очень приличным качеством. Это идеальный вариант современного аналогового микшерного пульта. Здесь сохранено всё хорошее, что есть в традиционных аналоговых микшерах и пользоваться им очень просто. С другой стороны, не нужно тратится на интерфейс оцифровки, если необходимо поканально записать исполнение небольшого коллектива и сделать сведение микса в DAW секвенсоре. То есть никакой бюджетный звуковой интерфейс вообще не нужен. Получается существенная экономия в цене.
Прибавьте к этому автономный рекордер на SD-картах, который можно также использовать для воспроизведения готовых фонограмм в WAV и MP3 на выступлениях, без всякого подключения компьютера. Конечно, можно подключить Mac, PC или iOS устройства и расширить возможности до студийного применения. Сфера использования микшера - максимально широкая. Это могут быть небольшие инсталляции в помещениях, это может быть репетиционная база коллектива или выездные мероприятия. Также это может быть и домашняя или проектная студия, где необходимо оцифровывать и записывать до 14 каналов одновременно.
Если вам необходимо больше или меньше каналов, чем в то у микшера Presonus Studiolive AR12, обратите внимание и на другие модели этой серии: AR8, AR16 и AR22. Стоимость микшеров остаётся вполне доступной для массового пользователя. Мы считаем данное решение очень удачным, конкурентоспособным и востребованным рынком.
официальным представителем PreSonus в России OKNO-AUDIO