MOTU 8pre-es — обновленный USB / Thunderbolt / AVB интерфейс 2018 года
Максим Лядов
В 2018 году американская компания MOTU выпустила два новых интересных Thunderbolt AVB интерфейса MOTU 828es и MOTU 8pre-es. Свои названия новинки получили от одноимённых продуктов, добавлением приставки es (при поиске новых продуктов не спутайте MOTU 8pre и MOTU 8pre-es). Однако их можно считать дальнейшим развитием флагманской линейки рэковых MOTU 1248 и полурэковых MOTU 624.
Основное отличие интерфейсов 828es и 8pre-es в количестве предусилителей. У модели 8pre-es их 8, а у 828es их 2, остальные входы чисто линейные. Таким образом, можно в точности подобрать модель под существующие задачи.
Если в рэковых AVB интерфейсах мы видели один длинные черно-белый экранчик, в полурэковых один цветной, то в новых рэковых моделях имеются два квадратных цветных экранчика. Это позволяет мониторить сразу все входные и выходные каналы, а также регулировать уровни входов одновременно с визуальным контролем по пикметрам.
В моделях 8pre-es и 828es разработчики отказались от USB3.0 разъёмов подключения в пользу USB2.0, как более дешевых и лучше совместимых с компьютерами. Например, есть совместимость USB2.0 audio class compliant для работы с мобильными устройствами. При этом, производительный USB2.0 драйвер обеспечивает такую же низкую задержку прохождения сигнала, как и у USB3.0 интерфейсов MOTU.
Ещё одна интересная и полезная функция для профессиональных студий - встроенный микрофон и кнопка TALK для связи с записываемым артистом (Talkback).
С планшета по Wi-Fi можно управлять абсолютно всеми настройками интерфейса, микшером и аппаратными эффектами. Конечно, имеются и поканальные пикметры и возможность создания сабмиксов. Таким образом, интерфейс также может заменить микшерный пульт с удалённым управлением.
AVB подключение и лёгкая возможность расширения числа каналов доступна только на компьютерах Mac, из-за отсутствия аппаратной поддержки AVB в Ethernet адаптерах PC. Зато и на Mac, и на PC можно подключить несколько устройств MOTU по Thunderbolt, цепочкой, до 6 устройств.
Технические характеристики MOTU 8pre-es
Частоты | 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц |
Микрофонные | 8 микрофонных/гитарных/линейных входов XLR/TRS |
Аналоговые выходы | 8 1/4" TRS линейных выходов (балансные) +20 dBu (-4 ... +20) 2 1/4" TRS наушниковых выхода |
Цифровые входы/выходы | 2 пары оптических ADAT (16 каналов в сумме) режим стерео TOSLink SPDIF |
Всего входов/выходов | 24 вх / 28 вых на частоте 44/48 16 вх / 20 вых на частоте 88/96 8 вх / 12 вых на частоте 176/192 |
Разъемы подключения к ПК | Thunderbolt 1 (Mac и Windows) совместимо с разъемом Thunderbolt 2 & 3 USB 2.0 (Mac и Windows) совместимо с USB 3.0 и iOS AVB/TSN Ethernet (1 Гбит) |
Цифровые каналы | Thunderbolt (44.1 - 96 кГц): 128 |
Наушниковый выход | 2 независимых выхода 1/4" TRS |
Фантомное питание | +48В, 8 индивидуально включаемых входов |
Word Clock | 1 x BNC вх/вых |
Питание | 100-240 В, макс 0.5А |
Габариты и вес | 48,3 x 17.75 x 4.5 см 2.04 кг |
Характеристики аналоговых входов/выходов MOTU 8pre-es
Тип разъема | Динамический диапазон | Кг+шум (THD+N) |
Макс уровень | Диапазон гейна (с шагом 1 дБ) |
|
---|---|---|---|---|---|
Линейные выходы | 1/4" TRS, балансный | 123 дБА | -108 дБ | +20 dBu | 24 дБ (-4 to +20) |
Линейные входы | 1/4" TRS, балансный/небалансный | 118 дБА | -108 дБ | +24 dBu | 118 dBu (-96 to +22) |
Микрофонный вход | XLR, balanced, pin 2 hot | 118 дБА | -129 дБ EIN | +24 dBu (pad) |
63 дБ |
Наушниковый выход | 1/4", TRS stereo | 108 дБА | -100 дБ | 80 мВт | 128 дБ |
Интерфейс имеет рекордные паспортные характеристики, подтверждающие его высочайший класс. -108 дБ означает 0.0004% искажений Кг+шум, для чистого коэффициента гармоник, без шума, параметры будут менее 0.0002%. ЦАП по прежнему ESS Sabre 32 ES9016S, а вот АЦП был обновлён до более интересного AKM AK5574.
Единственное, за что можно покритиковать разработчиков, так это за параметры наушникового выхода. Они получились ниже, чем у линейных выходов, при том, что начинка двух наушниковых выходов очень даже хороша! Здесь использован ещё один отдельный ЦАП ESS Sabre 32 и недешевые мощные ОУ OPA 1622. По нашим измерениям, сигнал/шум составляет 112 дБ при искажениях 0.001%.
Внутри устройства различные узлы расположены на отдельных печатных платах. Применённый импульсный блок питания имеет преимущества в виде широкого диапазона питающего напряжения от 100 до 240 Вольт. Также импульсный БП более компактный, имеет высокий КПД. Что касается переживаний о помехах и наводках, то это всё полностью на совести разработчика. Ещё один фактор состоит в том, что современным схемам требуется сразу десяток разных напряжений, которые даже при линейном БП всё равно потом неизбежно формируются и стабилизируются отдельными преобразователями напряжения. Таким образом, все преимущества линейных БП могут быть сведены на нет, а недостатки как раз сохранятся. Главный недостаток - удорожание себестоимости и рост габаритов, так как нужно поддерживать сразу два региона - 110В и 220В, либо делать раздельные версии.
Цифровая часть та же самая как и во всей серии, на базе FPGA Xilinx Spartan 6. Она даёт возможность сделать микшер с количеством каналов до 256 с нулевой задержкой и с подключенным аппаратным DSP.
Микрофонные предусилители PGA2500 - это специализированные аналоговые микрофонные предусилители с цифровым управлением уровня входа с шагом 1 дБ. EIN собственный уровень шума −128dBu. THD+N при усилении 30 дБ всего 0.0004%.
.ЦАП ESS Sabre 32 ES9016S, каждый из 8 его выходных каналов используется как отдельный выход.
Вместо АЦП CS5381 в предыдущих моделях, здесь установлен более современный 4-канальный AKM AK5574 (121 дБА сигнал/шум, -112 дБ Кг+шум).
Официально, по данным MOTU, подключение Thunderbolt даёт RTL задержку (то есть полную задержку вход+выход) всего лишь 1.6 мс. Для USB подключения 1.9 мс. Эти цифры получены установкой буфера 32 семпла и режима 96 кГц.
Мы измерили задержку при USB подключении при буфере 32 семпла и частоте 44 кГц. Получили 4.8 мс. Это просто прекрасная цифра для USB2.0 подключения! Но ещё важнее, что в таком режиме нет никаких проблем со стабильностью записи и воспроизведения. Кто хочет выдавить из интерфейса "рекордный надой" по задержке, может поставить 16 семплов, 96 кГц, получить на 1-2 мс меньше. Зачем это нужно делать и ставить под риск запись, не очень понятно, потому что возможные щелчки потом будет очень сложно удалять в редакторе. Не гонитесь за задержкой, если она вам реально не требуется! При записи никаких задержек не бывает, даже если поставить буфер в 2048 семплов - музыкальное приложение знает значение буфера и точно сдвинет записанные данные, чтобы они стали синхронными с прочей фонограммой. Рекордные задержки нужно только для игры на гитаре с программной обработкой, на MIDI клавиатуре при игре виртуальным инструментом или для вещателей, где недопустим рассинхрон звука и видео. Для прочих задач, для обычного использования, размер буфер не играет никакой роли. Чем выше значение буфера - тем меньше у вас будет головной боли..
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 24
Output channels: 24
Input latency: 48
Output latency: 80
Min buffer size: 32
Max buffer size: 32
Preferred buffer size: 32
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Mic Inst 1) - Int32LSB
channel: 1 (Mic Inst 2) - Int32LSB
channel: 2 (Mic Inst 3) - Int32LSB
channel: 3 (Mic Inst 4) - Int32LSB
channel: 4 (Mic Inst 5) - Int32LSB
channel: 5 (Mic Inst 6) - Int32LSB
channel: 6 (Mic Inst 7) - Int32LSB
channel: 7 (Mic Inst 8) - Int32LSB
channel: 8 (ADAT A 1) - Int32LSB
channel: 9 (ADAT A 2) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT A 3) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT A 4) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT A 5) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT A 6) - Int32LSB
channel: 14 (ADAT A 7) - Int32LSB
channel: 15 (ADAT A 8) - Int32LSB
channel: 16 (ADAT B 1) - Int32LSB
channel: 17 (ADAT B 2) - Int32LSB
channel: 18 (ADAT B 3) - Int32LSB
channel: 19 (ADAT B 4) - Int32LSB
channel: 20 (ADAT B 5) - Int32LSB
channel: 21 (ADAT B 6) - Int32LSB
channel: 22 (ADAT B 7) - Int32LSB
channel: 23 (ADAT B 8) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Multiple Outputs (USB) 1) - Int32LSB
channel: 1 (Multiple Outputs (USB) 2) - Int32LSB
channel: 2 (Multiple Outputs (USB) 3) - Int32LSB
channel: 3 (Multiple Outputs (USB) 4) - Int32LSB
channel: 4 (Multiple Outputs (USB) 5) - Int32LSB
channel: 5 (Multiple Outputs (USB) 6) - Int32LSB
channel: 6 (Multiple Outputs (USB) 7) - Int32LSB
channel: 7 (Multiple Outputs (USB) 8) - Int32LSB
channel: 8 (Multiple Outputs (USB) 9) - Int32LSB
channel: 9 (Multiple Outputs (USB) 10) - Int32LSB
channel: 10 (Multiple Outputs (USB) 11) - Int32LSB
channel: 11 (Multiple Outputs (USB) 12) - Int32LSB
channel: 12 (Multiple Outputs (USB) 13) - Int32LSB
channel: 13 (Multiple Outputs (USB) 14) - Int32LSB
channel: 14 (Multiple Outputs (USB) 15) - Int32LSB
channel: 15 (Multiple Outputs (USB) 16) - Int32LSB
channel: 16 (Multiple Outputs (USB) 17) - Int32LSB
channel: 17 (Multiple Outputs (USB) 18) - Int32LSB
channel: 18 (Multiple Outputs (USB) 19) - Int32LSB
channel: 19 (Multiple Outputs (USB) 20) - Int32LSB
channel: 20 (Multiple Outputs (USB) 21) - Int32LSB
channel: 21 (Multiple Outputs (USB) 22) - Int32LSB
channel: 22 (Multiple Outputs (USB) 23) - Int32LSB
channel: 23 (Multiple Outputs (USB) 24) - Int32LSB
Измерения в RMAA PRO
По измерениям с выхода на вход мы не смогли получить паспортные параметры, потому что вход и выход при максимальном уровне имеет разные амплитуды сигнала. Интересно, зачем так сделано? Обычно делают одинаковый уровень.
Если максимально подстроить уровни, то получаются следующие результаты:
Тестируемое устройство | MOTU 8pre-es |
Режим работы | 24-bit, 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -5.5 dB / -5.5 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.04, -0.07 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -115.0 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 114.9 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00014 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -106.3 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00064 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -113.9 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00060 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Измерения не показывают никаких проблем.
Напомним результаты тестирования для интерфейса 1248. Результаты очень похожи:
Тестируемое устройство | MOTU 1248 |
Режим работы | 24-bit, 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -1.4 dB / -1.4 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.02, -0.11 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -117.1 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 117.1 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0002 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -108.1 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0005 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -116.7 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0006 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Мы подключали к интерфейсу MOTU 8pre-es имеющиеся у нас мониторы, наушники и микрофон. Как и в случае с MOTU 1248, звук тестируемого интерфейса нам очень понравился. Чистый, детальный, с хорошей атакой и стереопанорамой. Переход на MOTU 8pre-es даст качественный скачок от уровня студийной аппаратуры прошлых годов или от начальной аппаратуры текущего уровня. Очень ждём, что остальные производители подтянутся, и мы увидим качество звука не хуже во всех новых интерфейсах.
Мы послушали аппаратную обработку, подключив микрофон Neumann TLM. Действительно, эффекты эмулируют аналоговую аппаратуру. Впрочем, они больше актуальны для использования интерфейса в качестве микшерного пульта. Никто не заставляет их использовать при записи. Можно из панели сразу послать сигнал в компьютер, полностью минуя микшер. Хотя это может пригодится для мониторинга голоса в наушниках с небольшим наложенным ревером, что иногда делают для большей уверенности вокалиста.
Также мы попробовали управлять интерфейсом с iPad. В отличие от компьютерной панели, на iPad нельзя вывести одновременно все секции эффектов. В остальном никакой разницы. На компьютере интерфейс панели управления в браузере легко и корректно масштабируется стандартными кнопками Ctrl+/Ctrl-. На нашем 27" мониторе без проблем размещались все каналы микшера. Мы сделали пробную многоканальную запись в секвенсоре Cubase (лицензионная полная версия) и не встретили никаких проблем в работе. Впрочем, производитель предлагает даже своё ПО для записи, микширования и мастеринга — полную версию AudioDesk 4.0.
В конце особенно отметим весьма конкурентоспособную цену любых интерфейсов MOTU. Учитывая прекрасный звук, уникальные возможности и удобство управления, перед нами явный лидер рынка.