Lynx Aurora (n) — многоканальный рэковый студийный АЦП ЦАП высшей ценовой категории

Максим Лядов

Lynx Aurora(n) — это новое семейство многоканальных рэковых студийных контроллеров. Это не просто апгрейд старых Aurora, это совершенно новая разработка. Отличия кардинальные. От старых Aurora не осталось и следа, а все нововведения сделаны не просто так. Они реально дают новые, очень широкие возможности для реальных нужд студий звукозаписи. Немаловажно и то, что простота и удобство работы также многократно возросли. Aurora (n) стала проще в обращении, чем все предыдущие конверторы, включая Hilo. Больше нет никаких панелек в компьютере, с виртуальными микшерами, сабмиксами и бесконечными вкладками загадочных настроек. Теперь выход номер 1 в компьютерной программе это всегда физический выход номер 1 у устройства. Точка. Индикация всех сигналов и несложная настройка происходит прямо с передней панели, где есть большой красивый цветной экранчик и большие кнопки с подсветкой. Работать реально удобнее. Нововведения особенно понравятся музыкантам.

Если ранее были две модели Aurora 8 и Aurora 16, где было 8x8 и 16x16 каналов, то сейчас аналоговых входов-выходов стало вдвое больше: 8, 16, 24, 32 при неизменном компактном размере корпуса 1U. Но главное даже не в этом. Ранее те, кто купили Aurora 8 никак не могли её превратить в Aurora 16. Дело в том, что внутри стояла одна большая печатная плата во весь размер корпуса, а модели 8 и 16 просто отличались тем, что в младшей из них половина начинки не была распаяна. В новых Aurora (n) реализован более прогрессивный модульный подход. Материнская плата всех вариантов одинакова, но все модули ввода-вывода, цифровые, аналоговые, полностью сменные. Чтобы посмотреть варианты комплектации Lynx Aurora (n) и их ориентировочную стоимость, можно сконструировать разные модели на специальной страничке www.lynxstudio.com/custom-shop/.

Купив любую даже самую недорогую модель с 8 каналами её всегда легко можно будет превратить в самую навороченную 32. Причём, модули можно докупать и устанавливать самостоятельно, и это сделать не сложнее, чем добавить карту расширения в персональном компьютере. Достаточно отвернуть несколько винтов в корпусе и вставить нужный модуль вместо заглушки, или взамен имеющегося. Из приятных моментов — цифровые интерфейсные платы, выпущенные в последние годы для первых Aurora 8/16 и для Hilo, подходят и для новых Aurora (n). У нас был самый новый и самый интересный вариант Lynx Aurora (n) PRE 1608 с цифровой картой USB, 8 входами, 8 выходами и 8 предусилителями (микрофонный, линейный, гитарный).

Цифровая начинка теперь базируется на FGPA Xilinx Artix, который является преемником Spartan, использовавшемся раннее в Aurora. Среди преимуществ, конечно, повышенная производительность, сниженное энергопотребление, встроенные аппаратные блоки DSP и PCI Express. Напомним, важнейшее преимущество FGPA в том, что прошивка целиком и полностью меняет всю работу чипа. Таким образом, новые функции добавляются с обновлениями. На примере предшествующих продуктов Lynx Studio, можно сказать, что, действительно, прошивки часто выходят, особенно в первые годы после анонса продуктов. В основном обновления касаются поддержки новых цифровых плат расширения и решением вопросов совместимости с новыми ОС. Полностью новые функции на нашей памяти были реализованы для Hilo. Так, в 2017 году в очередном обновлении производитель изменил всю логику работы устройства и весь графический интерфейс пользователя у сенсорного экранчика. Но такое происходит крайне редко. Можно сказать, что те функции, которые есть у устройства, они так и останутся. То есть совсем уж полагаться на теоретическую возможность кардинальных обновлений и совсем новых функций в FGPA не стоит, они появятся только со сменой железа. А такое для студийного оборудования происходит не чаще, чем раз в 10 лет. Кстати, по этой причине в аппаратуре Lynx Studio ставят в основном твердотельные конденсаторы и качественные компоненты, рассчитывая на очень долгий ресурс работы. У нас прекрасно до сих пор работают устройств Lynx, купленные ещё в 2003 и 2005 году, в то время как многие недорогие устройства того же времени, нашпигованные дешевыми электролитами и сомнительными блоками питания, уже спустя несколько лет работы показали деградацию параметров и постепенный выход из строя различных узлов.

Технология SynchroLock-2 как ясно из названия пришла во втором поколении. Вместо разделения клока на внешний и внутренний теперь всегда используется только один принцип. Стоит измеритель скорости цифрового сигнала и качественный программируемый генератор клока с джиттером менее 1 пс. Таким образом, клок всегда будет внутренним, даже если несколько устройств соединено в цепочку и синхронизировано по Thunderbolt, Word Clock или ADAT. Эта фирменная особенность цифровых устройств компании Lynx Studio, разработчики ей очень гордятся. Ведь традиционно при внешней синхронизации всё обстоит очень печально — встроенные кварцы отключаются, а тактование идёт от PLL приёмника цифрового сигнала. Даже при очень качественных схемах подавления джиттера его редко удаётся снизить с 10 нс хотя бы до 1 нс. То есть получается преимущество по снижению джиттера в 1000 раз в пользу Aurora, по сравнению с "типичным" студийным конвертором старых поколений.

Далее, огромная часть новых Aurora посвящена системе питания. И это правильно, ведь если у медиков есть пословица "мы то, что мы едим" — и это справедливо в буквальном смысле, то для электронной аппаратуры должна быть такая же пословица "звуковой сигнал — это то, что идёт со схемы питания". В старых Aurora был линейный БП на основе тороидального трансформатора и выпрямитель. Главный недостаток такого БП — это необходимость делать раздельные версии для сетей 110 В и для 220 В. Раньше применение линейных БП с мощными тяжёлыми трансформаторами было обоснованно. Но в настоящее время все производители устройств высшей ценовой категории в какой-то момент полностью перешли на импульсные БП. Очень большое преимущество в их универсальности: импульсные БП могут работать с любыми напряжениями и в условиях, когда напряжение далеко от идеального по форме и уровню. Второй плюс в их большей энергоэффективности, выше КПД. И производители ставят импульсные БП отнюдь не из экономии себестоимости. Хороший импульсный БП обойдется никак не меньше линейного БП. Что касается качества звука, всё необходимо слушать. Плохой БП, как и хороший БП, можно сделать на любом принципе. В Aurora (n) питание разделено на 2 части. Это отдельный 100 Вт модуль, выдающий 12 В 8.33А и далее очень существенная схема стабилизации и фильтрации.

Нам очень понравилось, что БП, цифровая часть, аналоговая часть — всё это разведено на раздельных платах и удалено друг от друга на некоторое расстояние. По нашим измерениям, никаких проблем на спектре звукового сигнала не видно. Сигнал/шум на новой Aurora и по паспорту, и по нашим измерениям выше, чем у старой. Видно, что производитель провёл очень большую работу.

USB плата может быть заменена на Thunderbolt, Pro Tools HD/HDX, Dante. Однако эти платы стоят не так уж дёшево, поэтому лучше выбрать необходимый интерфейс подключения при покупке Aurora. Лучший вариант это Thunderbolt, который можно подключать к Mac и к PC. Однако стоит учесть, что Thunderbolt порт должен быть встроен в компьютер. Если Thunderbolt в компьютере не предусмотрен, его нельзя никак добавить, никакой картой расширения или конвертором. Дело в том, что эта шина представляет собой PCI Express во внешнем исполнении, а значит подключается напрямую в центральный процессор. Через платы расширения и переходники прикрутить Thunderbolt к любому произвольному компьютеру не получится, насколько нам известно. Зато если вам повезло и такой разъём имеется, то всё точно будет работать. Мы подключали Lynx Studio Hilo TB к Windows компьютеру на базе материнской платы Intel c выведенным штатным Thunderbolt разъёмом. Всё работало отлично. USB вариант, конечно же, совместим с любым компьютером. Единственное, он ограничен 16 входными и выходными каналами. С другой стороны, 32-канальная версия Aurora — это сугубо профессиональный конвертор в зрелую коммерческую студию, и подключение там будет явно не по USB.

Важнейшим отличием новых Aurora является возможность поставить модуль LM-PRE4, то есть четыре предусилителя. В составе Lynx Aurora (n) PRE 1608 два таких модуля, что даёт 8 предусилителей. Каждый предусилитель имеет комбовход XLR/TRS, который работает как микрофонный/линейный на XLR разъёме и гитарный на TRS. Большое количество реле на плате как раз переключает все три режима, а также подаёт фантомное питание +48В и включает PAD, то есть снижение чувствительности входа на 13.6 дБ. Есть обрезной фильтр low-cut, частота среза 80 Гц, подавление 12 дБ/октаву. Линейный вход не регулируется по уровню, всегда 20 dBu, PAD тут не работает. Возможна оцифровка как балансных, так и небалансных источников сигнала.

Вот, что заявил Боб Бауман (Bob Bauman), основатель и глава разработки аппаратной части:

Мы поставили задачу создать предусилители, которые обладали бы прозрачным звуком, высокими параметрами и имели бы разумную цену. Технические параметры микрофонных предусилителей находятся на уровне либо превосходят наиболее популярные отдельные предусилители на рынке, при этом обладая гораздо более привлекательной ценой, не говоря о совмещении их с гитарным Hi-Z входом и линейным выходом с качеством, которое уже есть в конверторах Aurora.

Второй основатель Lynx, глава разработки программного обеспечения Дэвид Хоатсон (David Hoatson) добавляет:

Мы хотели создать предусилители легкими в управлении, но при этом с отличными возможностями по их настройке. Всё управление преампами легко доступно с передней панели. Настройки каждого канала отображаются отдельно на ЖК экране.

Интересно, что управление предусилителем здесь реализовано не так, как мы привыкли. Здесь используется связка из операционного усилителя THAT 1580 и управляемого в цифре контроллера THAT 5171. Поставщик такого решения — небольшая американская компания, специализирующаяся именно на VCA решениях. Если добавить сюда, что в качестве АЦП используется Cirrus Logic CS5381, то получается чисто национальная американская разработка. ОУ TI 1602A, TI LM49724.

Технические характеристики предусилителя Lynx LM-PRE4

Линейные входы (нагружены резистором 40 Ом)

Кг+шум 1 кГц @ -1dBFS

-113 дБ (0.00022%)

Динамический диапазон

119 дБ

Неравномерность АЧХ

±0.010 дБ

Проникновение каналов

-138 дБ

Входной импеданс

200 кОм балансный, 100k кОм небалансный

Микрофонные входы (150 Ом резистор)

Кг+шум 1 кГц @ -1dBFS

-111 дБ (0.00028%)

Эквивалентный уровень шума EIN

-129 dBu

Динамический диапазон

116 дБ

Неравномерность АЧХ

+0.01 / -0.08 дБ

Проникновение каналов

-127 дБ max.

Входной импеданс

2.1 кОм

Гитарные входы Hi-Z (600 Ом резистор)

Кг+шум 1 кГц @ -1dBFS

-109 дБ (0.00035%)

Эквивалентный уровень шума EIN

-115 dBu

Динамический диапазон

114 дБ

Неравномерность АЧХ

+0.01 / -0.05 дБ

Проникновение каналов

-132 дБ

Входной импеданс

1 МОм небалансный (TS)

Все цифры были измерены производителем с помощью Audio Precision SYS-2722.

Абсолютно новая функция — это два наушниковых выхода. Они очень нужны при записи музыкантов, чтобы подать им фонограмму в наушники. Впервые наушниковый усилитель мы увидели в Lynx Hilo. Там он реализован намного мощнее. Здесь реализация заведомо другая, на базе мощных ОУ OPA1622. Интересно то, что для наушниковых усилителей используется выделенный ЦАП, на который можно подать сигнал с любого входа, выхода, или создать микс из любых источников звука.

Перейдем к штатным балансным входам и выходам, которые присутствуют во всех моделях Aurora (n), начиная с 8-канальной.

Технические характеристики Lynx Aurora (n)

Стандартный модуль AIO8E

Линейные балансные входы
Кг+шум -113 дБ @ +20 dBu
Динамический диапазон 119 дБА
АЧХ ± 0.01 дБ, 20 — 20 кГц
Проникновение каналов -130 дБ
Уровень сигнала +6dBV, 20dBu
Линейные балансные выходы
Кг+шум -108 дБ @ +20 dBu
Динамический диапазон 120 дБА
АЧХ ± 0.025 дБ, 20 — 20 кГц
Проникновение каналов -130 дБ
Уровень сигнала +6dBV, 20dBu
Наушниковый выход
Кг+шум -107 дБ @ max громкость
Динамический диапазон 120 дБА
АЧХ ± 0.025 дБ, 20 — 20 кГц
Проникновение каналов -120 дБ
Уровень сигнала при полной амплитуде +18.4 dBu

Если сравнить Aurora (n) с другими продуктами Lynx, то можно увидеть, что новые Aurora (n) немного превосходят предыдущее поколение и подбираются вплотную к Lynx Hilo. Таким образом, Lynx Hilo остаётся топ-продуктом, но там и входы, и выходы реализованы по схеме dual mono. То есть идёт удвоение количества преобразователей на каждый канал, что улучшает сигнал/шум.

Мы разобрали предыдущее поколение Aurora, чтобы посмотреть, что именно изменилось. Старую Aurora сразу видно по монолитной печатной плате на 16 каналов и нераспаянной части для 8 каналов в модели Aurora 8. Как видим, поменялись операционные усилители. Сначала то, что стоит в обвязке ЦАПа CS4398. Вместо TI OPA2227, AD OP275, TI OPA 2134 в новых Aurora стоят TI LME49724, TI OPA1604. Рядом с CS5381 можно увидеть INA 137, TI OPA2227, MC33078. Их заменили TI OPA 1602A, LME49724. А вот MC33078 остался без изменений. В предусилителе LM-4PRE используются точно те же операционные усилители.

Как видим, производитель проделал огромную работу и существенно переделал всю начинку. Как эти изменения отразилось на звуке? Мы послушали Aurora (n) по балансному подключению на наших мониторах ADAM Audio, у нас есть несколько разных моделей в пользовании, результат не зависит на какой конкретно слушать.

Впечатления от звука Aurora (n) такие же позитивные, как у нас были при тестировании Lynx Hilo. Основная разница с Hilo лишь в том, что там более мощный усилитель для наушников. В Aurora (n) наушниковый выход тоже высококачественный, но реализован на другой элементной базе. Также в Aurora (n) регулятор на наушники сделан аналоговым, а не цифровым. Это имеет свои плюсы — можно быстрее произвести оперативную регулировку. Ведь выходов тут два, и цифровая регулировка двух выходов одной цифровой ручкой, как у Hilo, здесь не может быть удобной. То есть производитель везде, где можно, сделал выбор в пользу удобства работы.

Звук Aurora (n) нам очень понравился. Именно такой звук ждёшь от студийного оборудования топ-класса. Звук именно высококлассный, к нему невозможно придраться. Все диапазоны, от верха до низа хорошо проработаны. Не слышно никаких искажений, перекосов, окрасов и тому подобного. Всё прекрасно прослушивается, ничего не торчит и не раздражает. По сравнению с Aurora 8 выросла детализация, чуть шире стала стереопанорама. Можно сказать, что среди студийных устройств Aurora (n) это очень серьёзный конкурент. Он ни в чём не уступит прочим.

Нужно понять, что одно из важнейших преимуществ Aurora (n) в том, что нет никакой разницы, от какого источника будет происходить синхронизация — Thunderbolt, Dante, Pro Tools HD/HDX, WordClock. В любых случаях всегда будет работать именно качественный дорогой внутренний фемтоклок, с технологией SynchroLock-2, а не PLL приёмников цифрового сигнала с джиттером в 100-1000 раз больше. То есть именно при внешней синхронизации Aurora (n) способна на голову обойти более технически отсталых конкурентов, которые на внутреннем клоке играют очень даже неплохо, но внешний прикручен сбоку. Таким образом, Aurora (n) изначально создана для студии и прекрасно там себя чувствует.

Мы подключили микрофон Neumann TLM103 к преампу. Звук приятный, нейтральный, очень детальный и утончённый. Работа low-cut фильтра понравилась. НЧ остаются, а бубнение существенно снижается. Для мониторинга микрофона в наушниках есть режим стерео. Есть интересная функция блокировки подачи фантомного напряжения +48В, чтобы неопытный звукооператор не смог вывести из строя, например, дорогой ленточный микрофон, которому подача напряжения противопоказана.

Драйвер Aurora (n) полностью зависит от того, какая стоит цифровая интерфейсная плата.

Device: ASIO Lynx Aurora USB
Features:
Input channels: 16
Output channels: 16
Input latency: 176
Output latency: 529
Min buffer size: 800
Max buffer size: 800
Preferred buffer size: 800
Granularity: 0
ASIOOutputReady — not supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported

176400 Hz — not supported
192000 Hz — not supported
352800 Hz — not supported
384000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (Aurora USB Record 1) — Int32LSB
channel: 1 (Aurora USB Record 2) — Int32LSB
channel: 2 (Aurora USB Record 3) — Int32LSB
channel: 3 (Aurora USB Record 4) — Int32LSB
channel: 4 (Aurora USB Record 5) — Int32LSB
channel: 5 (Aurora USB Record 6) — Int32LSB
channel: 6 (Aurora USB Record 7) — Int32LSB
channel: 7 (Aurora USB Record 8) — Int32LSB
channel: 8 (Aurora USB Record 9) — Int32LSB
channel: 9 (Aurora USB Record 10) — Int32LSB
channel: 10 (Aurora USB Record 11) — Int32LSB
channel: 11 (Aurora USB Record 12) — Int32LSB
channel: 12 (Aurora USB Record 13) — Int32LSB
channel: 13 (Aurora USB Record 14) — Int32LSB
channel: 14 (Aurora USB Record 15) — Int32LSB
channel: 15 (Aurora USB Record 16) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Aurora USB Play 1) — Int32LSB
channel: 1 (Aurora USB Play 2) — Int32LSB
channel: 2 (Aurora USB Play 3) — Int32LSB
channel: 3 (Aurora USB Play 4) — Int32LSB
channel: 4 (Aurora USB Play 5) — Int32LSB
channel: 5 (Aurora USB Play 6) — Int32LSB
channel: 6 (Aurora USB Play 7) — Int32LSB
channel: 7 (Aurora USB Play 8) — Int32LSB
channel: 8 (Aurora USB Play 9) — Int32LSB
channel: 9 (Aurora USB Play 10) — Int32LSB
channel: 10 (Aurora USB Play 11) — Int32LSB
channel: 11 (Aurora USB Play 12) — Int32LSB
channel: 12 (Aurora USB Play 13) — Int32LSB
channel: 13 (Aurora USB Play 14) — Int32LSB
channel: 14 (Aurora USB Play 15) — Int32LSB
channel: 15 (Aurora USB Play 16) — Int32LSB

При установленной интерфейсной USB 2.0 плате в 16-канальном режиме поддерживаются частоты до 96 кГц. Поддержка 192 кГц возможна только в 8-канальном режиме.

Таким образом, если нужно много каналов, скажем 24 или 32, или больше, то надо подключать Thunderbolt интерфейсную плату с двумя портами Thunderbolt. Такой типа подключения позволяет соединить до 6 Aurora цепочкой и получить 96 аналоговых каналов и 96 цифровых.

Режимы 384 и 768 кГц в устройстве не поддерживаются. Эти ограничения обусловлены выбранными микросхемами ЦАП и АЦП. Официально они не поддерживают режимы, выше 192 кГц.

Минимальный буфер 64 семпла. Задержка в режиме 44 кГц составляет 7 мс.

Измерения в RMAA PRO вход на выход проведены подключением двух штатных 5 метровых кабеля производства Lynx. Измерения проводились при уровне 20 dBu.

Тестируемое устройство Lynx Aurora (n)
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out — line-in)
Версия RMAA 6.4.4 PRO
Фильтр 20 Гц — 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня 0.0 dB / 0.0 dB
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность correct/correct

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
+0.01, -0.00
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-117.0
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
116.9
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00055
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-102.1
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00076
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-116.6
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00072
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробные результаты RMAA для режимов 24 бит 44 кГц, 24 бит 96 кГц.

АЧХ представляет собой абсолютно прямую линию.

На спектре шума отсутствуют наводки. Уровень шума -117 дБ. По паспорту -119 дБ.

Тест динамического диапазона показывает отсутствие вмешательств в сигнал.

Тест гармонических искажений показывается низкое значение 0.0005%.

Тест показывает отличное разделение каналов -117 дБ. То есть в соседнем канале просто собственный шум, проникновения нет.

С выпуском нового семейства Aurora (n) американская компания Lynx Studio ещё раз подтвердила свою высочайшую квалификацию в области студийного оборудования. В размере всего 1U теперь может размещаться до 32х32 каналов для оцифровки и воспроизведения звука, с возможностью кратного наращивания каналов добавлением дополнительных устройств Aurora. Вероятно поэтому производитель выбрал для серии такое название.

В нашем обзоре Hilo мы говорили о том, что некоторые пользователи хотели бы видеть от Lynx Studio возможность прямого включения микрофонов и гитар. Такая возможность, наконец, появилась с модулями 4PRE! Причём, реализация очень необычная, мы такую ещё не встречали. Конечно, цена получилась недешевой, но для коммерческой студии звукозаписи это однократные траты, которые потом с лихвой отобьются.

Помимо роста качества звука, многократно выросло удобство работы. Теперь пикметры не ютятся в панели, а выведены на огромный экран. Управление устройством сильно упрощено. Можно даже вообще не подключать компьютер и при этом записывать многоканальный звук на Micro SD карточку. Также можно воспроизводить звук с неё.

Параметры на высоте, звук на высоте, удобство на высоте, расширяемость отличная. Что ещё нужно для студийного АЦП ЦАП высшей ценовой категории? Кстати, в пересчёте на канал цена весьма привлекательная.

Lynx Aurora (n) PRE 1608 предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU