Focusrite RED 8PRE — флагманский звуковой интерфейс 64x64 c подключением по Thunderbolt и Dante
Максим Лядов
В предыдущем обзоре мы рассматривали продукты средней ценовой категории Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB Это отличные "рабочие лошадки" в любую студию звукозаписи, от домашней до профессиональной, там где не требуется больше чем 2 или 4 канала на запись одновременно. Но что если поговорить о нуждах коммерческих студий звукозаписи, где необходимо оцифровывать и выводить из ПК большое число цифровых каналов? Например, если взять 32 или 64 канала, ещё и повышенного разрешения?
В этом случае шина USB уже не позволяет "протолкнуть" такой поток данных и обеспечить приемлемую задержку. Для такой цели нужно подключение по Thunderbolt или по Pro Tools DigiLink (в PCI Express цифровую интерфейсную карту HDX). Также современным трендом при подключении большого числа оборудования является использования сетевых протоколов поверх Ethernet, таких как Dante. Именно для подобных серьёзных сетапов в коммерческих студиях и рассчитан новый флагман линейки звуковых интерфейсов Focusrite RED 8PRE. Из традиционных разъемов расширения здесь есть два банка ADAT.
Как следует из названия, интерфейс Focusrite RED 8PRE имеет восемь встроенных микрофонных преампов. Конечно, с фирменной технологией утепления звука Air, которую можно включать и отключать на любом входе.
Технические характеристики Focusrite RED 8PRE
Количество каналов (входов x выходов) | 64 x 64 |
Thunderbolt подключение | Apple Mac с портом Thunderbolt или Thunderbolt 2 |
Микрофонные входы | |
Gain | 0, +8 дБ до +63 дБ, шаг 1 дБ |
Максимальный уровень входа | +19 dBu |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -101дБ (0.0009%) (11 дБ Gain) |
Шум EIN | -129dBu А-взвешенное |
Сигнал/шум | 119 дБА |
Фантомное питание | +48В, независимое на каждый канал |
ФВЧ (HPF) | -3дБ @ 80 Гц 12дБ/октаву |
Режим Air | есть |
Линейные входы 1-8 | |
Максимальный уровень входа | +27dBu |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -101дБ (0.0009%) (11 дБ Gain) |
Сигнал/шум | 119 дБА |
ФВЧ (HPF) | -3дБ @ 80 Гц 12дБ/октаву |
Режим Air | есть |
Линейные входы 9-16 | |
Максимальный уровень входа | +27dBu |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -104дБ (0.0006%) (11 дБ Gain) |
Сигнал/шум | 119 дБА |
ФВЧ (HPF) | -3дБ @ 80 Гц 12дБ/октаву |
Режим Air | есть |
Гитарные входы | |
Gain | 0, +8 дБ до +63 дБ, шаг 1 дБ |
Импеданс | 2.3 МОм |
Максимальный уровень входа | +15 dBu |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -94дБ (0.002%) (11 дБ Gain) |
Сигнал/шум | 117 дБА |
ФВЧ (HPF) | -3дБ @ 80 Гц 12дБ/октаву |
Режим Air | есть |
Линейные выходы 3-18 | |
Максимальный уровень входа | +18dBu |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -102 дБ (0.0008%) (11 дБ Gain) |
Сигнал/шум | 121 дБА |
Мониторный выход | |
Максимальный уровень входа | +18dBu |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -78 дБ (0.0012%) (11 дБ Gain) |
Сигнал/шум | 120 дБА |
Наушниковые выходы | |
Максимальный уровень входа | +16dBm |
АЧХ | 20 Гц - 35 кГц ±0.2 дБ |
Кг+шум | -75 дБ (0.018%) (11 дБ Gain) |
Сигнал/шум | 114 дБА |
Импеданс | 10 Ом |
Цифровые возможности | |
Режимы | 24 бит 44.1 / 48 / 88.2 / 96 / 176.4 / 192 кГц |
Источник клока | Internal, ADAT, S/PDIF, Word Clock, Loop Sync, Dante Network Master |
Dante | 2 x RJ45 (Cat 5e), 32x32 канала |
Thunderbolt | 2 x Thunderbolt 1/2, 64x64 канала |
Pro Tools | 2 x Mini DigiLink, 64x64 канала |
ADAT | 2 банка, 16x16 каналов |
S/PDIF | 2x2 канала |
Loop Sync | 1x1 BNC |
World Clock | 1x1 BNC |
Габариты | 438 х 44 х 340 мм |
Вес | 5.14 кг |
Из технических характеристик следует, что самые качественные входы и выходы у устройства - это входы и выходы на колодках DB-25. Именно там достигаются 121 дБА сигнал/шум и как раз с ними мы будем проводить измерения и использовать их в работе.
Входы и выходы TRS - это тоже отличное решение. Они будут удобны для оперативного подключения, наушников, гитары, или подойдут, чтобы промониторить сигнал с TRS выходов на задней панели. Зачастую, у такого рода интерфейсов нет таких выходов, и сразу ощущается их нехватка. Однако, мы пришли к выводу, что это скорее бонус к основной функции устройства - качественная оцифровка и вывод звука из ПК.
Устройство имеет внушительные размеры и вес. Внимание сразу же привлекают аж 3 цветных экранчика. Тот, что слева, управляет блоком входов и имеет собственную ручку управления. Здесь можно отрегулировать уровень, включить фантомного питание, фильтр против бубнения, выбрать фазу, и прочие стандартные функции. Самый правый экранчик отвечает за секцию мониторинга и меню настроек. Настроек немного, зато в них нельзя запутаться и все они под рукой.
В центре находится блок пикметров. Можно выбрать подробную индикацию уровней любых цифровых и аналоговых входов и выходов. Для устройства выходят обновления прошивки, так что возможно в будущем мы увидим какие-нибудь ещё интересные функции, которые задействуют такой хороший технический потенциал.
На задней стороне расположено множество разъёмов. Основные аналоговые каналы устройства выведены на гребёнки DB-25. Сами кабели в комплект не входят. Для измерений и прослушивания мы задействовали имеющися у нас готовые кабели от интерфейса Lynx Aurora, так как распайка колодок чаще всего стандартная (TASCAM DB-25 Pinout Standard).
С цифровым подключением есть одна особенность. Thunderbolt поддерживается только под Apple Mac, и только под Mac OSX написана панель управления интерфейсом. Мы работаем на компьютерах Windows, поэтому у нас было два варианта: подключить к ПК к стоящей карте Pro Tools HDX либо воспользоваться подключением по Dante. Мы выбрали вариант Dante, как наиболее простой. И здесь нас ждали подводные кампни. Хотя Dante прекрасно работает, вывести звук или записать его в ПК по Dante нельзя до тех пор, пока Focusrite RED 8PRE не будет правильно сконфигурирован. То есть каналы Dante нужно сопоставить с физическими входами и выходами. К сожалению, с передней панели таких настроек нет. Рассчитано, что у пользователя имеется компьютер Apple Mac с подключением Thunderbolt. Поэтому нам пришлось взять на время Macbook с Thunderbolt для однократного конфигурирования маршрутизации каналов. После этого, все настройки храняться в энергонезависимой памяти (ППЗУ) звукового интерфейса Focusrite RED 8PRE. То есть даже если вытащить кабель питания из сети, настройки полностью сохраняются.
Вот какая панель запускается под Mac OSX.
Для пользователя имеется выбор: загрузить текущую конфигурацию из памяти Focusrite RED 8PRE, создать с нуля новую конфигурацию или выбрать один из имеющихся пресетов.
Можно выбирать готовый пресет и изменить там то, что вам не подходит. Так как аппаратных каналов 64х64, то можно сопоставить физическим входам и выходам цифровые каналы напрямую. Там этот вариант подходил идеально. Однако, можно на каждый канал делать не прямое сопоставление, а создавать сабмикс из прочих входных и выходных каналов. Всё это никак нельзя сделать с передней панели устройства. Какой пресет записан в память, такой у вас и будет маршрут сигналов на всех каналах.
Также в панели есть вкладка, полностью дублирующая возможности настройки с передней панели.
После сделанных изменений появилась возможность работы с Focusrite RED 8PRE из-под Windows. (Конечно, такая возможность присутствует под Windows всегда, если подключить устройство к карте Pro Tools HDX. Однако, стоимость такой карты очень существенная и, всё же, она больше нужна на тех студиях, где рабочий процесс плотно завязан на AVID Pro Tools.)
Работать с Dante на ПК можно даже не имея отдельных устройств. Достаточно Ethernet подключения, прямого или через роутер, и лицензии на Virtual Sound Card, которая приобретается на официальном сайте Audinate. Маршрутизация потоков осуществляется через бесплатную утилиту Dante Controller. Эта же утилита важна для диагностики проблем и контроля целостности пакетов.
После активации лицезии в системе появляется ASIO устройство Dante Virtual Soundcard. Задержка при этом остаётся в пределах разумного и вполне позволяет работать. У нас всё без проблем работало в профессиональных ASIO приложениях. А вот обычного звукового устройства Windows при этом не будет. То есть звуки браузера, скайпов и прочих бытовых программ вывести через виртуальную Dante карту нельзя. То есть, если пользователю нужна универсальная карта на всё, то лучше всего приобрести что-то типа Focusrite Clarett 2Pre USB. Протокол Dante поверх Ethernet - это удел сугубо профессиональной сферы, где нужно передавать большое число каналов.
Основной сложностью при использовании Dante можно назвать необходимость вручную устанавливать одну и ту же частоту дискретизации для Grand Master устройства и всех его Slave клиентов. Если знать эту особенность и переключать сначала Focusrite RED 8PRE в нужную частоту, а вслед за этим и музыкальное приложение на ПК, то вполне можно работать. В любому случае, профессионалы смогут разобраться и всё это правильно сконфигурировать.
Внутри устройства применена качественная электронная начинка АЦП AKM AK5388 (ДД 120 дБ, Кг+шум: -110 дБ). Это качественный преобразователь из новой серии 4pro (for professional, для профессионалов).
4-канальный ЦАП AK4413 (ДД 120 дБА, Кг+шум: -104 дБ). Эти микросхемы АЦП и ЦАП уже хорошо себя зарекомендовали в профессиональной аппаратуре. ОУ NE5532, известные своей способностью работать при повышенном напряжении питания и выдавать низкие искажения при уровнях +27 dBu.
Цифровая часть устройства довольно сильно наворочена, содержим отдельные цифровые платки. Все сигналы сводятся в единый FPGA Xilix Spartan-6 и дальше раздаются платам преобразователей. Кстати, дизайн здесь модульный. Те же самые платы используются в Thunderbolt/Dante интерфейсах 4PRE и 16LINE.
Блок питания защищен отдельным экраном. Судя по нашим спектрам измерений и по 121 дБА сигнал/шум, с питанием у устройства всё в порядке.
Мы оценивали Focusrite RED 8PRE на активных студийных мониторах ADAM Audio и в наушниках. Качество звука высоко профессиональное, напомнило нам впечатление от звука Focusrite Clarett 2Pre USB и Clarett 4Pre USB, где использовалась похожая качественная электронная начинка. Основное отличие в том, что в Focusrite RED 8PRE используются только электронные регуляторы уровня на всех входах и выходах. То есть сначала вы выбираете кнопкой нужный выход, MONITOR, HP1, HP2, а затем ручкой регулируете уровень. При этом текущее значение отображается на экране. Также есть опция MUTE и DIM. В младших моделях этого не было. Помимо нажатия на кнопки, имеется ещё и долгое нажатие, которое открывает дополнительные опции. При этом, линейные выходы на DB-25 не имеют оперативной регулировки уровня. Но громкость и прочие продвинутые функции можно настроить из контрольной панели. Все входы, наоборот, полностью управляются с передней панелиустройства. Звук Focusrite RED 8PRE нам понравился за исключением наушниковых выходов. Их качество оказалось ниже, чем у линейных выходов устройства, это видно и по техническим характеристикам, и заметно на слух. Это единственное, к чему мы смогли придраться.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | Focusrite RED 8PRE |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -1.0 дБ / -1.0 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.03, -0.01 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -118.2 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 118.0 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00059 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -101.6 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00128 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -118.2 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00201 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц
Мы получили цифры измерений более 118 дБА сигнал/шум, что подтверджает высочайшие паспортные параметры. Немаловажно, что спектр шума очень ровный - нет никаких наводок.
Искажения также очень низкие, по нашим измерениям всего 0.00059%. Гармоники выглядят большими только из-за того, что у у устройства высокий сигнал/шум, поэтому всё так хорошо видно. У более дешевых интерфейсов гармоники зачастую скрыты под шумовой полкой и график может выглядеть "красивее". Кроме того, не забываем, что мы измеряли интерфейс с максимальным размахом сигнала. То есть если вам не нужен такой большой уровень +19 dBu (6.9 Vrms), то гармоники ещё сильнее снизятся. И тут как раз пригодится запас по низкому уровню шума. Чтобы никакого шума не было независимо от того, какой сейчас уровень сигнала.
Выводы
Интерфейс Focusrite RED 8PRE заслуженно является флагманским устройством и подойдёт коммерческим студиям звукозаписи, где используется Pro Tools HDX и Thunderbplt подключения для прокачки большого количества каналов, до 64х64. Сам интерфейс способен предложить 16 входов и 18 выходов, где входы 1-8 могут работать как микрофонные предусилители с фирменной технологией Air, а входы 1-2 как гитарные с входным импедансом 2.3 МОм. Нам понравилось качество звука, нам понравилась начинка и оснащение. Мы смогли поработать с интерфейсом с ПК под Windows, настроив Dante подключение. Единственная сложность для пользователей Windows компьютеров - отсутствие панели управления для настройки маршрутизации каналов. Надеемся, что производитель что-нибудь придумает. Для облегчения жизни пользователей достаточно будет просто добавить выбор каналов в экранное меню на передней панели.
на тестирование компанией Музторг