ProSound.iXBT.com

Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB – высококачественные USB интерфейсы для студий звукозаписи

Максим Лядов

Британская компания Focusrite выпустила в 2018 году линейку высококачественных USB2.0 звуковых интерфейсов Clarett USB. Новинки предлагают новый USB вариант исполнения для одноимённых Thunderbolt-интерфейсов Clarett 2015 года.

При этом, название продуктов никак не изменилось, что вызывает небольшую путаницу. Поэтому, при поиске интерфейсов Clarett в магазинах и на сайте производителя следите за приставкой USB в названии модели!

Многие пользователи при выходе Thunderbolt семейства Clarett очень сильно обрадовались. Ведь, по их мнению, наконец-то можно избавится от "устаревшей" шины USB2.0 и воспользоваться более прогрессивным Thunderbolt подключением. Хотя более правильная ситуация, когда пользователь сам может выбрать нужный ему разъём подключения. Пока ещё не все ПК оборудованы Thunderbolt-портом, либо этот разъём может оказаться занят устройством, более требовательным к быстродействию. Поэтому USB подключение пока рано списывать со счетов. Особенно если пользователю не требуется большое число каналов – а таких людей, скорее всего, большинство.

В нашем обзоре мы рассмотрим как раз самые массовые и популярные модели: двухканальную Clarett 2Pre USB и четырёхканальную Clarett 4Pre USB. Несмотря на USB2.0 подключение, производитель оборудовал свои продукты новым разъёмом USB Type-C. В сравнении с microUSB, новый разъём USB Type-C имеет много преимуществ – его можно вставлять любой стороной, он более долговечный, поддерживает более высокий ток. Таким образом, Clarett 2Pre USB можно запитать от шины USB, если она выдаст ток 3 А, то есть обеспечит мощность 15 Вт. На подобное способны выходы USB Type-C современных компьютеров.

Но даже если компьютер оснащён стандартным USB 2.0 разъёмом, волноваться не стоит! В комплекте идут сразу 2 USB кабеля для подключения: с USB Type-C на обоих концах и со стандартным USB Type A для подключения к самым обычным компьютерам. При подключении к обычному USB разъёму берётся только сигнал с данными. А питание производится от +12В адаптера сети переменного тока, входящего в комплект с устройством.

Достаточный ли ток для запуска от шины USB, интерфейс это сам измеряет и выводит предупреждение пользователю в контрольной панели (Insufficient Power = недостаточное питание). Также недостаток тока можно легко понять по мигающей лампочке Power, даже ещё до установки драйверов и контрольной панели.

Чем отличаются старшая и младшая модели? Только числом каналов. Хотя по спецификациям цифры характеристик могут отличаться в последнем знаке, не стоит придавать этому большого значения. Начинка моделей полностью одинакова. Она базируется на высококачественных конверторах AKM новой 44-й серии с паспортными параметрами 120 дБ сигнал/шум и Кг+шум 0.0003%. Цифровая плата внутри одна и та же, на двух процессорах XMOS.

Важное преимущество интерфейсов Clarett в сравнении с бюджетными Scarlett заключается, конечно, в предусилителях Air, которые воссоздают знаменитые микрофонные предусилители ISA. Режим AIR можно включать и отключать.

Ещё одна интересная особенность, которая будет в основном актуальна для старших моделей, это работа в качестве автономного микшера, с управлением с Mac, PC или iOS устройств.

Технические характеристики Focusrite Clarett

Focusrite Clarett 2Pre USB
  • микрофонные входы
    динамический диапазон > 119 дБА
    Кг+шум 0.0009%
    шум EIN <129 дБА
  • гитарные входы
    динамический диапазон > 119 дБА
    Кг+шум 0.001%
    максимальный размах +26 dBu
  • линейные входы
    динамический диапазон > 119 дБА
    Кг+шум 0.001%
    максимальный размах +26 dBu
  • линейные выходы
    динамический диапазон 119 дБА
    Кг+шум 0.00075%
  • наушниковый выход
    динамический диапазон >115 дБА
    Кг+шум 0.0008%
    максимальный уровень +16 dBu
Focusrite Clarett 4Pre USB
  • микрофонные входы
    динамический диапазон > 118 дБА
    Кг+шум 0.0009%
    шум EIN <128 дБА
  • гитарные входы
    динамический диапазон > 117 дБА
    Кг+шум 0.001%
    максимальный размах +14 dBu
  • линейные входы
    динамический диапазон > 118 дБА
    Кг+шум 0.001%
    максимальный размах +26 dBu
  • линейные выходы
    динамический диапазон 118 дБА
    Кг+шум 0.0006%
  • наушниковый выход
    динамический диапазон >115 дБА
    Кг+шум 0.0003% (при 100 Ом)
    максимальный уровень +15 dBu (при 100 Ом)

Приведённые производителем цифры – высокие и ничем не уступят конкурентам в своей ценовой категории. Производитель отдельно подчёркивает, что он указывает в паспорте реальные характеристики конечных устройств, а не цифры из паспорта преобразователей. Впрочем, у семейства Clarett всё в порядке с параметрами – они как раз очень близки к преобразователям, то есть их потенциал по качеству раскрыт практически полностью.

Корпус устройства сделан очень добротно – он не имеет ни одного торчащего винта. Цельнотянутый алюминиевый профиль придаёт корпусу необходимую прочность.

На комбо-входах TRS/XLR имеется фирменная индикации перегрузки изменением подсветки ободка с зелёного на красный. Выбор типа сигнала линейный/гитарный, а также +48 дБ питание включается в микшере.

Для регулировки громкости мониторов (выходы 1/2) используется интересный цифровой регулятор с абсолютным положением ручки. То есть громкость регулируется в цифровом виде, но большой ручкой с меткой текущего положения и с упором в крайних положениях. Регулировка осуществляется в пределах 128 дБ с шагом 1 дБ. Ползунок микшера при этом следует за регулятором, и его нельзя сдвинуть мышью. Понятно, что такая ручка даёт возможность быть уверенным в выбранной громкости даже при отключении питания.

На задней панели устройства мы видим балансные разъёмы TRS, стандартный MIDI вход и выход, цифровые разъёмы USB и S/PDIF. Устройство способно работать и без компьютера. USB порт здесь UAC совместимый.

Старшая модель отличается в основном большим числом входов. Предусилителей 4 штуки. При этом гитарные входы только 1 и 2.

Единственное, что теряется по сравнению с Clarett 2Pre – это возможность питания от шины USB Type-C. В старшей модели питание возможно только от разъёма 12В для подключения адаптера сети переменного тока.

Обе модели интерфейсов имеют цифровой вход ADAT, который позволяет расширить число каналов добавлением, например, 8-канального предусилителя или интерфейса оцифровки с ADAT выходом. Эти дополнительные каналы можно не только записать синхронно с основными, но и сделать нужный сабмикс для мониторинга. Обычно, недорогие интерфейсы не имеют никаких опций расширения, а вот Clarett такое сделать позволяет.

Clarett 4Pre USB имеет дополнительные линейные входы 5/6 и 7/8 на разъёмах TRS, а также S/PDIF вход и выход.

Второй выход на наушники в Clarett 4Pre USB реализован на независимом преобразователе ЦАП CS4392, то есть можно подавать отдельные сабмиксы в наушники двум исполнителям.

Начинка очень интересная. Она существенно отличается от бюджетных устройств. Подсистема питания здесь занимает значительную часть печатной платы. Цифровая подсистема вынесена на отдельную большую плату. Разъём USB Type-C усилен специальной конструкцией. Двойной тумблер обесточивает и 12В внешнее питание, и разъём USB.

Очень много внимания уделено экранированию. Весь корпус имеет замкнутый металлический экран со всех сторон.

Два процессора XMOS позволяют разделить задачи. Тот, что поменьше, занимается только обменом с шиной USB. Второй процессор занят записью и воспроизведением звука с аналоговых и цифровых входов-выходов. Такое разделение благотворно отразилось и на измерениях, и на качестве звучания.

Использован двухканальный АЦП AKM AK5388 (ДД 120 дБ, Кг+шум: -110 дБ). Это качественный преобразователь из новой серии 4pro (for professional, для профессионалов).

4-канальный ЦАП AK4413 (ДД 120 дБА, Кг+шум: – 104 дБ). Эти микросхемы АЦП и ЦАП уже хорошо себя зарекомендовали в профессиональной аппаратуре. Мы их видели, например, в RME Babyface Pro.

Микрофонные предусилители основаны на американских чипах THAT 1583, которые были разработаны специально для такого применения. Основной особенностью является очень низкий EIN шум, -129 dBu, и широкие пределы усиления 60 дБ при низких искажениях. Обычно чипы THAT можно встретить в топовых студийных предусилителях.

Единственное, за что можно покритиковать начинку, это за усилители для наушников на NJM4556AL. Это немного простовато для такого высококачественного интерфейса.

Device: Focusrite USB ASIO

Features:
Input channels: 12
Output channels: 4
Input latency: 2114
Output latency: 2114
Min buffer size: 8
Max buffer size: 1024
Preferred buffer size: 1024
Granularity: 8
ASIOOutputReady – not supported
Sample rate:
8000 Hz – not supported
11025 Hz – not supported
16000 Hz – not supported
22050 Hz – not supported
32000 Hz – not supported
44100 Hz – supported
48000 Hz – supported
88200 Hz – supported
96000 Hz – supported
176400 Hz – supported
192000 Hz – supported
352800 Hz – not supported
384000 Hz – not supported
Input channels:
channel: 0 (Input 1) – Int32LSB
channel: 1 (Input 2) – Int32LSB
channel: 2 (SPDIF 1) – Int32LSB
channel: 3 (SPDIF 2) – Int32LSB
channel: 4 (ADAT 1) – Int32LSB
channel: 5 (ADAT 2) – Int32LSB
channel: 6 (ADAT 3) – Int32LSB
channel: 7 (ADAT 4) – Int32LSB
channel: 8 (ADAT 5) – Int32LSB
channel: 9 (ADAT 6) – Int32LSB
channel: 10 (ADAT 7) – Int32LSB
channel: 11 (ADAT 8) – Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Output 1) – Int32LSB
channel: 1 (Output 2) – Int32LSB
channel: 2 (Output 3) – Int32LSB
channel: 3 (Output 4) – Int32LSB

Минимальный буфер 16 семплов. Задержка в режиме 44 кГц при буфере 64 семпла составляет 8 мс. Это самое типичное значение для USB2.0 интерфейсов. Работа при 64 семплах на быстром компьютере возможна.

Измерения в RMAA

Мы соединили линейный вход с выходом и прогнали стандартные тесты в нашей программе RMAA 6.4.5 PRO.

Тестируемое устройство [ASIO] Focusrite USB ASIO
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала Линейный выход
Версия RMAA 6.4.5 PRO
Фильтр 20 Гц — 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -0.3 dB / -0.3 dB
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
+0.05, -0.01
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-117.0
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
116.9
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00064
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-100.7
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00112
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-115.8
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00309
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц.

Измерения подтверждают высокие паспортные параметры устройства. В отличие от бюджетных моделей, здесь нет проблемы с "частоколом" из гармоник высокого порядка.

Как мы уже говорили, важное отличие от бюджетных интерфейсов – наличие полноценного микшера, который позволяет сделать индивидуальный сабмикс на отдельные выходы из входных и выходных каналов.

На отдельной вкладке находятся аппаратные настройки. Здесь есть выбор режима TRS входов линейный/гитарный, а также включение моделирования классических студийных усилителей Focusrite ISA.

Мы подключили конденсаторный микрофон Neumann для оценки качества записи предусилителей и режима Air. Качество находится на очень высоком уровне. Оно заметно выше, чем у бюджетных интерфейсов. Режим Air добавляет небольшое утепление в сигнал, что может помочь, если у вокалиста тембр голоса недостаточно богатый или если необходимо внести фирменное звучание предусилителей Focusrite ISA при записи живого инструмента. Кому этого мало, в комплекте идут плагины Focusrite Red Plug-in Suite с моделированием эквазайзера Red 2 и компрессора Red 3. Также поставляется набор от Softube и коллекция Focusrite Plug-in Collective.

Отметим, что индикация перегрузки входов сделана грамотно. При наличии малейшего зашкаливания, индикатор на передней панели зажигается на 2 секунды, чтобы можно было легко настроить правильный уровень записи, с запасом по перегрузке. Сами по себе усилители без активации Air являются нейтральными, имеют отличное качество. Запас по усилению 57 дБ будет достаточным в большинстве случаев.

Качество линейного выхода также очень высоко, под стать усилителям. Звучание очень детальное, все партии инструментов хорошо прослушиваются, что важно для работы со звуком. Также немаловажна возможность подмешивания цифровых входов в микс и выбор источника клока. Помимо внутреннего генератора (Internal) можно выбрать синхронное тактование от S/PDIF или ADAT входа.

Выводы

В результате нашего тестирования, мы пришли к выводам, что интерфейсы Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB являются высококачественными профессиональными устройствами для студий звукозаписи. Они имеют качественную начинку на уровне самых топовых моделей, отличные показатели по измерениям и на слух, а также большой набор интересных функций.

Цена на новые интерфейсы не дешевая, но вполне конкурентоспособная и интересная для тех, кто серьёзно занимается музыкой. Focusrite Clarett 2Pre USB обойдется в 37 тыс. руб, старшая модель Clarett 4Pre USB стоит 55 тыс. руб.


Интерфейсы Focusrite Clarett 2Pre USB, Clarett 4Pre USB
предоставлены на тестирование компанией Музторг