ESI Dante Planet 22X — 2-канальный Dante звуковой интерфейс
Максим Лядов
Наши читатели знают немецкого производителя ESI в основном по недорогим продуктам, которые конкурируют на массовом рынке. Сегодня у нас на тестировании принципиально новый, новаторский звуковой интерфейс Dante Planet 22X, который появился на свет после нескольких лет разработки и стал демонстрацией всех талантов инженеров компании. Это уже совсем не дешевый интерфейс, его цена около 500 евро. Зато он может похвастаться качественной начинкой, гораздо лучшей, чем в прочих продуктах компании, а самое главное - подключается через Ethernet кабель с Dante протоколом к любым ПК Windows 7/8/10 и Mac OSX.
Какие преимущества даёт Dante? Можно привести сразу несколько ключевых бонусов. Во-первых, можно разместить интерфейс где угодно, в десятках метров от компьютера, а питание подать прямо по Ethernet кабелю. Во-вторых, можно сделать разветвлённое подключения сразу нескольких Dante совместимых устройств, включая продукты других производителей. Все они будут видеться как одно устройство в DAW приложении. В-третьих, число каналов может составлять внушительное количество в несколько десятков или даже сотен, и все они передаются одновременно и с низкой задержкой по единственному очень дешевому проводу Ethernet. Конечно, все эти возможности больше всего нужны профессионалам. Именно поэтому в устройстве применена электронная начинка, существенно лучше всех устройства начального уровня. Также было принято решение сделать дизайн корпуса более строгим, вместо ярко-оранжевого в бюджетных моделях.
Каким образом можно подключить интерфейс ESI к компьютеру? Для этого достаточно подключиться по Ethernet в ту же локальную сеть, что и компьютер обычной витой парой 5-й категории. Planet 22X имеет встроенный 100 Мбит контроллер, так что для компьютера достаточно будет 100 Мбит порта Ethernet, хотя всё работает и с Gigabit адаптерами компьютеров.
Какие драйвера требуются? На компьютер Windows или Mac потребуется установить Dante Virtual Soundcard. Это платное приложение, которое привязывается к аккаунту пользователя на сайте создателя протокола Dante. К счастью, в комплекте с Planet 22X поставляется карточка с серийным номером, так что ничего докупать не нужно. Что же тогда нужно? Несколько вещей. Создать аккаунт на сайте Audinate и скачать два приложения: платное Dante Virtual Soundcard и бесплатное Dante Controller.
Помимо управления лицензией, Dante Virtual Soundcard содержит важные настройки битности и буферов задержки.
Без руководства очень сложно понять, как заставить Dante Virtual Soundcard видеться не только в профессиональных приложениях, но и в обычных - Youtube, Skype, медиаплеер и прочее. Оказывается, что Dante Virtual Soundcard не умеет работать одновременно как ASIO и как WDM устройство. Нужно выбрать что-то одно. По умолчанию это ASIO устройство, но если остановить Dante Virtual Soundcard кнопкой Stop, то можно сменить режим на WDM.
В этом случае в Windows появится 8 новых стерео устройств записи и воспроизведения.
Если выбрать DVS Transmit 1-2 устройством по умолчанию, то в браузере и прочих приложениях есть шанс получить звук. Но не всё так радужно. Если вы используете WASAPI приложения, то придётся вручную выбирать частоту работы Dante Virtual Soundcard, так как никакого автомата частоты нет. Производитель объясняет это тем, что при смене частоты меняется максимальное возможное число каналов устройства. Ещё одно ограничение WDM - это только 96 кГц максимальной частоты. Под ASIO поддерживаются уже любые частоты, до 192 кГц. Впрочем, стоящий в ESI Planet 22X аппаратный контроллер всё равно ограничен верхней частотой 96 кГц.
Количество каналов для ASIO устройства можно выбрать в списке. Бывает удобно, чтобы лишние каналы не показывались в DAW. Однако для смены частоты и всех прочих настроек существует другое приложение - Dante Controller.
Для простоты мы убрали в настройках лишние каналы. Получился вот такой несложный сетап - физические входы и выходы Planet 22X сопоставлены с 1-2 каналами Dante Virtual Soundcard.
Частота дискретизации ставится ТОЛЬКО руками на вкладке Device Config. Если у двух Dante устройств выставлены разные частоты - их не получится соединить. За этим надо следить. На этой же вкладке содержится не очень понятная настройка Unicast Delay Requests. По умолчанию она отключена, и в этом положении корректная работа устройства невозможна. Если же её включить, всё начинает работать нормально. К сожалению, производитель ESI не прилагает НИКАКИХ инструкций по настройке Dante и перенаправляет пользователя по всем вопросам в компанию Audinate. Было бы неплохо прилагать хотя бы краткую инструкцию, какие пункты нужно выбрать в Dante Controller, чтобы всё корректно работало. Иначе пользователю приходится действовать методом научного тыка, ведь руководство к Dante Controller не содержит объяснений на этот счёт.
В Dante Controller есть средства мониторинга и диагностики корректности передачи данных. Также интересной особенностью Dante является то, что если устройство отключилось или нарушилось Ethernet соединение, то передача данных не прекращается, а при появлении устройства в сети трансляция звука автоматически восстанавливается. При этом, не происходит никаких щелчков, писков и прочих нежелательных звуков в динамиках у пользователя.
Мы эксплуатируем уже не первый и не второй Dante интерфейс (например, читайте наш обзор Focusrite RED 8PRE — флагманский звуковой интерфейс 64x64 c подключением по Thunderbolt и Dante), поэтому нас все эти сложности не удивляют. На нашей практике бывали и намного более сложные случаи настройки. В целом, программное обеспечение уже празднует 4-е своё поколение и работает стабильно. Вряд ли Dante можно назвать интуитивным или идеальным техническим решением, но привыкнуть к Dante вполне можно.
Помимо официального ПО Dante у Planet 22X больше нет никаких утилит или настроек. Все режимы меняются только аппаратно, с передней панели устройства. Здесь мы видим переключение обоих входов 1-2 в режимы: линейного, микрофонного, гитарного. Кнопкой +48В включается фантомное питание сразу для двух XLR разъёмов. Регулировка громкости на линейном XLR выходе осуществляется большой ручкой MASTER. Для выхода на наушники имеется свой регулятор. Нам показалось странным, что устройство не имеет никаких средств аппаратного мониторинга входного сигнала в наушниках - такую функцию предлагают даже самые дешевые интерфейсы.
Что касается задержки прохождения сигнала. Мы поставили самые маленькие значения всех трёх буферов ASIO и провели стандартный тест RTL (задержка входа + выхода).
Значение задержки 13 мс. Это чуть выше, чем для стандартного USB2.0 интерфейса. Вы можете сказать, что это совсем как-то не круто. Дело в том, что наши измерения основаны на очень дешевом решении, на основе имеющегося порта Ethernet компьютера и копеечной инфраструктуры, на которую затраты составили ровно 0 рублей. В принципе, если речь идёт о коммерческом использовании, можно установить отдельную интерфейсную PCIe карту расширения, стоимостью более 100 тыс руб, где будет и мощная внутренняя начинка с поддержкой 128х128 каналов, и вторая Ethernet линия для резервирования передачи, и свой софт совсем другого качества. По паспортным данным, в таком случае latency составит менее 3 мс.
Таким образом, ESI Planet 22X - это очень недорогой способ войти в мир Dante оборудования или присоединиться к существующей инфраструктуре. Доступный вариант, который предполагает минимальные затраты и уже содержит лицензию на Dante Virtual Soundcard. Можно купить два таких интерфейса и сделать распределённую систему записи и мониторинга 4 каналов с управлением из единой DAW.
Технические характеристики ESI Planet 22X
Аналоговые выходы
Максимальный уровень | XLR: +8.4dBu / наушники: +10dBu max |
Кг+шум | XLR: -110dB / наушники: -107dBA (@-3dBFS ) |
Импеданс | XLR: 110 Ом / наушники: 32...600 Ом |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц ±0.05 дБ |
Проникновение каналов | XLR: -110dB / наушники: -105dB |
Динамический диапазон | > 123 дБ |
Аналоговые входы
Гейн: | |
Микрофонный | +19dB (-1dBu max) +67dB(-49dBu max |
Гитарный | +13dB (+5dBu max) +42dB(-24dBu max) |
Линейный | 0dB (+18.5dBu max) +29dB(-10.5dBu max) |
Импеданс: | |
Микрофонный | 1.5 кОм |
Линейный | 10 кОм (1/4" TRS) |
Линейный | 3 кОм (XLR) |
Кг+шум: | минимальное/среднее/максимальное положение гейна |
Микрофонный | -99.8dB/-96.9dB/-79.4dB |
Гитарный | -100dB/-96.2dB/-78.6dB |
Линейный | -102dB/-96.6dB/-84.9dB |
Динамический диапазон | > 118dB |
АЧХ | 20 Гц - 20 кГц ±0.1 дБ |
Проникновение каналов | -110dB |
Светодиодный индикатор | зеленый> -18dBFS оранжевый > -6dBFS красный >= 0dBFS |
Питание
Потребление | 5.4 Вт в среднем |
Power over Ethernet (PoE): | IEEE 802.3af совместимый |
Напряжение питания 36В...57В | |
Максимальная мощность: 12Вт |
Перейдём к начинке устройства.
Первым делом на себя обращает стерео ЦАП TI PCM1795. Это 32-битный конвертор с паспортными параметрами: 123 дБА динамический диапазон, Кг+шум 0.0005% (-106 дБ). Этот ЦАП мы видели, например, в TASCAM UH7000.
2-канальный АЦП TI PCM4202 (динамический диапазон 118 дБ. Кг+шум: -105 дБ). Параметры по паспорту не рекордные, но весьма высокие, сам чип популярен у производителей - мы видели его, например, в английском Ethernet звуковом интерфейсе DiGiGrid D.
А вот что очень необычно, так это видеть высококачественные ОУ OPA227U и OPA1632 с сверхнизкими искажениями и шумами.
Также очень необычный выбор ОУ INA163UA с входных каскадом на полевых транзисторах и низких искажениях даже при высоких коэффициентах усиления, который рекомендован для использовать в профессиональных микрофонных и гитарных предусилителях. Прочие усилители на линейных входах и выходах - JRC4580.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Мы измерили качество аналогового тракта выход на вход. Устройство мы запитали от аккумуляторной батареи 12В, чтобы исключить возможные наводки от земляных петель. Также внутри имеется гальвано развязка Ethernet входа. Таким образом, мы предприняли максимум мер для исключения любых проблем. Результаты получились хорошими, но не совсем идеальными.
Тестируемое устройство | [ASIO] Dante Virtual Soundcard |
Режим работы | 24 бит 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Линейный выход - линейный вход |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.5 дБ / -0.4 дБ |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.19, -0.28 |
Хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -110.5 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 110.2 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00819 |
Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -79.4 |
Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00996 |
Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -109.1 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00948 |
Очень хорошо |
Общая оценка | Очень хорошо |
Подробный отчёт о тестировании в режиме 24 бит 44 кГц
Также отдельно мы измерили качество отдельно наушникового выхода без нагрузки.
Тестируемое устройство | [ASIO] Dante Virtual Soundcard |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Линейный выход - MOD3 |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.3 дБ / -0.0 дБ |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.34, -0.32 |
Хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -109.9 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 109.6 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00072 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -98.2 |
Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00143 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -91.4 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00122 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробный отчёт о тестировании в режиме 24 бит 44 кГц
Результаты только выхода в тесте искажений предсказуемо более высококачественные. 123 дБ по динамическому диапазону мы не увидели. 123 дБ это предельная цифра конверторов. В реальности динамический диапазон продукта ESI составляет 110 дБ, что, впрочем, тоже неплохо.
Мы протестировали работу устройства в секвенсоре Cubase. При минимальном выбранном значении буфера latency работа с записью и воспроизведением не вызвала никаких затруднений или проблем со щелчками. Что касается субъективного качества записи и мониторинга звука, то оно выше устройств начального уровня. Наушниковый усилитель не назвать рекордно мощным, но мы не встретили проблем с озвучкой весьма тугих наушников Beyerdynamic DT 990 PRO.
Выводы
В результате тестирования ESI Planet 22X мы выявили все особенности подключения и настройки Dante интерфейса. Надеемся, что у читателей теперь появилось больше ясности, что это такое и как выглядит работа с Dante. Производителя можно похвалить за стремление сделать более качественную начинку, чем в его продуктах начального уровня. Впрочем, инженерам компании ещё есть к чему стремиться. Надеемся увидеть много новых интересных продуктов от немецких разработчиков.
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU