Звуковая карта M-Audio Revolution 7.1

Весной этого года под торговой маркой M-Audio вышла новая интересная звуковая карта Revolution 7.1. Вообще, продукты M-Audio известны больше в среде музыкантов как недорогие и качественные полупрофессиональные решения. Революция же заключается в том, что на этот раз карта не профессиональная, а кинотеатрально-музыкально-игровая. То есть рассчитана на широкий круг пользователей PC и любителей послушать музыку в хорошем качестве.

По сути, карта выпущена после удачного запуска аналогичного изделия у ближайшего конкурента — Terratec 6fire. Подобные звуковые карты пользовались бы очень хорошим спросом пару лет тому назад. Однако бессменный лидер на рынке массовых звуковых карт — компания Creative — постоянно обходит своих неторопливых конкурентов на один шаг. На сегодня конкурировать уже сложновато, ведь топовая карта Audigy2 обладает наконец и качественным звуком (предтоповые ЦАПы Crystal), и непревзойдёнными игровыми возможностями (EAX3.0, а скоро и EAX4.0).

Получилась ли революция вы сможете узнать, дочитав эту статью до конца. Небольшая задержка с написанием статьи была связана с разработкой специального тестового пакета RightMark 3DSound, который предназначен для тестирования качества 3D-звука и измерения загрузки ЦПУ в различных режимах работы звуковой карты. Дело в том, что стоящий на карте DSP не имеет поддержки DirectSound, а посему все функции 3D-звука реализованы программно, на уровне драйверов (на базе Sensaura).

Комплектация

  • звуковая карта на шине PCI;
  • диск с драйверами;
  • диск с софтом;
  • диск с игрой "Tony Hawk's pro skater 3";
  • руководство пользователя.

Руководство пользователя выполнено ввиде небольшой книжечки полностью на английском языке и включает в себя все необходимые сведения по установке и использованию звуковой карты. На диске с софтом имеется демо-версии секвенсоров Ableton Live 2.0.1 и Propellerheads Reason 2.0 с небольшим набором лупов. Так же программа ArKaos VJlite 2.2.2 и WinDVD4.

Внешний вид и разъёмы


Входы

Микрофонный
Линейный

Выходы

Цифровой (Digital out)
Front / Наушники
Center/LFE
Rear
Back Surround



Аппаратные особенности



Цифровой контроллер

Envy24HT (24 бит, 192 кГц;
интерфейсы: пять I2S/AC-link выходных,
два I2S/AC-link входных)

Преобразователи

6-канальный ЦАП AKM AK4355 24 бит 192 кГц
(THD+N -90 дБ, DR 106 дБ)

стереоЦАП AKM AK4381 24 бит 192 кГц
(THD+N -94 дБ, DR 108 дБ)

24 бит 96 кГц стереоАЦП AKM AK5380
(THD+N -94 дБ, DR 105 дБ)

Программные возможности

Игровые возможности

поддержка DirectSound, DirectSound3D, EAX2
на основе алгоритмов Sensaura

Другие возможности

SRS Circle Surround II, Dialog Clarity, TruBass

Bass Management

Выбор частоты среза кроссовера (40, 60, 80, 90, 100, 120 Гц)

Панель управления

Панель управления картой выполнена ввиде одного окошка с пятью вкладками на которых расположены различные настройки. В верхней части основного окна распологаются кнопки/значки пресета конфигураций колонок. Помимо имеющихся пяти конфигураций в графе выбранного пресета (Current Set) доступны и схемы 2.1, 4.0, 4.1. Здесь же можно выбранную конфигурацию колонок с их индивидуальными настройками, о которых мы расскажем ниже, сохранить под своим именем и затем при необходимости загружать без настройки вновь. В этой же опции выбора пресета забавно было обнаружить различные предустановки называющиеся реальными моделями акустики. Всего же насчитывается порядка пятидесяти моделей таких производителей как Altec Lansing, Creative, Harman Kardon, Logitech, Klipsch. Выбранные модели акустики имеют различные индивидуальные параметры. В нижней части основного окна расположен регулятор общей громкости (Master Volume) и кнопка отключения звука (Mute).


На первой вкладке Speaker Setup вы можете видеть индивидуальные параметры выбранного канала. С левой стороны на рисунке подсвечиваются регулируемые в данный момент саттеллиты. Так вы можете видеть доступные регулировки и настройки: уровня громкости отдельно каждого канала, габаритов колоночек, частоту среза фильтра низких частот, задержку (градация от 0 до 30 футов), галочки Solo и Mute. Test обеспечивает подачу синусоидального сигнала в выбранный канал.


В настройках канала на сабвуфер помимо перечисленного также имется регулировка уровня LFE сигнала и включение инверсии фазы. А при включении опции Speaker Bass Managment становится доступным и регулировка уровня низких частот (Bass Boost) и опция воспроизведения сателлитами LFE сигнала.

На следующей вкладке (Mixer) расположен микшер с индикорами и регуляторами уровня громкости используемых выходов в выбранной конфигурации колонок. В наличии имеется регулировка уровня отдельно каждого канала, кнопка mute и solo. Обратите внимание, что не задействованные каналы недоступны. Так в выставленной 5.1 схеме на месте регуляторов задних тыловых каналов пустое место.

Вкладка Surround Sound включает в себя опцию включения алгоритмов Sensaura. Плюсом является то, что при переключении в режим Sensaura/Game Mode перезагрузка не нужна: панель на секунды исчезает и появившись вновь новый режим активирован. Приятно и то, что с включенной поддержкой Sensaura звуковые приложения типа Winamp, работающие в MME, звук не воспроизводят. Любителям некорректного сравнения звучания различных карт шансов предоставлено не будет. :)

Опция SRS Circle Surrond открывает три варианта алгоритма разложения стерео/моно сигнала на шесть и более колонок и два дополнительных регулятора уровня центрального сателлита и общего уровня низких частот.

На вкладке Input/Other панели с левой стороны распологаются индикатор и регулятор входного уровня сигнала, также предусмотрен индикатор клиппирования. С правой стороны расположены настройки частоты семплирования и размера ASIO буфера.

И на последней вкладке, About, из наиболее полезного можно отметить версию драйверов. На момент тестирования ипользовался драйвер 5.10.00.0036. Итак, впереди самое интересное.

Тестирование в RMAA 5.1

Измерения проводились с помощью референсной карты Lynx Two (117 дБ сигнал/шум) коротким качественным проводом (low-noise microphone cable, Proel) с позолоченными разъёмами. Чувствительность по входу Lynx Two — стандартная, -10 дБ В. Амплитуда выходного сигнала карты — низкая, поэтому была проведена нормализация записанного сигнала до требуемого уровня.

Фронтальный выход

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.13, -0.06 Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А): -92.2 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 92.6 Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0007 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0068 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -93.9 Отлично

Общая оценка: Очень хорошо

Подробный отчет о тестировании фронтального выхода карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь.

Спектрограмма THD в режиме 44 кГц свидетельствует
об очень низком уровне искажений

Спектрограмма IMD (SMPTE) в режиме 44 кГц демонстрирует нам
полное отсутствие артефактов от передискретизации

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.09, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -92.6 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 92.8 Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0006 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0069 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -93.2 Отлично

Общая оценка: Отлично

Подробный отчет о тестировании фронтального выхода карты в режиме 16 бит 48 кГц смотрите здесь.

Режим работы: 24 бит 96 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.06, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -101.1 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 100.9 Отлично
Нелин. искажения, %: 0.0009 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0038 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -97.1 Отлично

Общая оценка: Отлично

Подробный отчет о тестировании фронтального выхода карты в режиме 24 бит 96 кГц смотрите здесь.

Линейный вход

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.19 Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А): -79.0 Средне
Динамический диапазон, дБ (А): 78.8 Средне
Нелин. искажения, %: 0.0028 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.042 Хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -78.5 Очень хорошо

Общая оценка: Хорошо

Подробный отчет о тестировании линейного входа карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь.

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.19 Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А): -79.0 Средне
Динамический диапазон, дБ (А): 79.0 Средне
Нелин. искажения, %: 0.0026 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.042 Хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -78.0 Очень хорошо

Общая оценка: Хорошо

Подробный отчет о тестировании линейного входа карты в режиме 16 бит 48 кГц смотрите здесь.

Цифровой выход

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Тест Reference 1644 M-Audio Revolution synchro by S/PDIF M-Audio Revolution synchro by 44100
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -97.8 -94.7 -96.9
Динамический диапазон, дБ (А): 97.7 94.7 96.4
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0007 0.0003
Интермод. искажения, %: 0.0037 0.0052 0.0043
Взаимопроникновение каналов, дБ: -99.3 -96.3 -99.2


Спектрограммы IMD (SMPTE) цифрого выхода:
тот самый джиттер — не такой уж он и страшный

Подробный отчет о тестировании цифрового выхода карты в режиме 16 бит 44 кГц смотрите здесь.


Тестирование в RightMark 3DSound

Диагностика DirectSound

Device: M-Audio Revolution (revo.sys)

Features:
DirectSound 3D Hardware present
DirectSound 2D Hardware present
EAX 1 present
EAX 2 present
Device has no EAX3 support

Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 48000

Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 32
dwFreeHw3DStaticBuffers 32
dwFreeHw3DStreamingBuffers 32
dwFreeHwMixingAllBuffers 32
dwFreeHwMixingStaticBuffers 32
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 32

Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 33
dwMaxHwMixingStaticBuffers 33
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 33
dwMaxHw3DAllBuffers 33
dwMaxHw3DStaticBuffers 33
dwMaxHw3DStreamingBuffers 33

Тесты загрузки CPU

Windows XP SP1, DirectX8.1, Athlon 2100+, KT333, DDR333.

  M-Audio Revolution 7.1 Audigy2
DirectSound 3D
16 buffers
10/1,2 1,7/0,3
DirectSound 3D + EAX2
16 buffers
12/1,2 2,1/0,3
DirectSound 3D
32 buffers
12/1,4 3,6/0,7
DirectSound 3D + EAX2
32 buffers
21/1,3 4,0/0,7

Таблица загрузки ЦПУ (%) в зависимости от режима работы и числа DirectSound-буферов. Через черту даны среднее значение и разброс (мат.ожидание и корень из дисперсии) при двухминутном тестировании и отбросе случайных выбросов системы (своп и т.п.).

Работа в Cubase SX

M-audio Revolution 7.1, как и другие карты изготовленные на базе чипа Envy24HT, позволяет работать в Cubase SX без каких-либо нареканий.

В опции ASIO Buffer Size в панели управления картой вы можете выставить подходящий размер буфера для оптимизации задержки в зависимости от насыщенности вашего проекта треками, VST-инструментами, эффектами и частоты семплирования.

Субъективное тестирование

Тестирование в музыке

При сравнительном тестировании использовались студийные мониторы Event 20/20bas. В качестве оппонента использовалась карта Creative Audigy2 как прямой конкурент в данной ценовой категории.

Откровенно говоря, мы ожидали, что звучание Audigy2 будет лучше чем у тестируемой карты, так как ЦАПы Audigy2 имеют лучшие паспортные значения. Однако Revolution 7.1 демонстрирует нам незначительное, но все же превосходство! Звучание Revolution чуть более детальное и насыщенное. Хотя говорить о явном преимуществе не стоит. Во-первых, на акуcтике ценового диапазона до $500 различий можно не услышать вообще. Во-вторых, при использованием SSRC плагина у Audigy2, разница в звучаниии карт в слепом тесте исчезающе мала, а если промежуток времени между прослушиванием карт составляет более 30 секунд, отличить звучание становится просто нереально.

Тестирование в фильмах

Следующие два пункта тестирования проводились на акустике Logitech Z-680 (обзор планируется в скором времени). Но по причине того, что акустика является всего лишь 5.1, мы пришли с следующему компромиссному решению. Ввиду аналогового подключения, фронтальные сателлиты воспроизводили сигнал задних тыловых, а в качестве фронта мы использовали активные стерео колонки Microlab SOLO-1.

Прежде чем говорить о звучании, для начала напомним то, о чем уже писали в статье про акустику Creative Inspire 6.1 6700.

В отношении звуковой дорожки к фильмам в кинотеатрах и на DVD, 5.1 означает, что саундтреки записаны в формате, состоящем из пяти основных каналов: левый, центральный, правый, левый тыловой и правый тыловой (left, center, right, left surround и right surround), плюс басовый канал низкочастотных эффектов (LFE). Приставка «.1» происходит оттого, что в дополнительном басовом канале присутствуют низкие частоты из основных каналов.

Некоторые саундтреки используют формат 5.1, названный Dolby Digital Surround EX, который в настоящее время распространяется в сферу домашних кинотеатров посредством DVD-дисков. Этот формат имеет третий surround канал, закодированный в левый и правый surround каналы дорожки формата 5.1 матричным алгоритмом, и может декодироваться или не декодироваться в зависимости от совместимости имеющегося оборудования с этим стандартом. Так как дополнительная информация хранится в левом и правом surround каналах, звуковая дорожка в формате Dolby Digital Surround EX физически представляет собой всё ещё 5.1 формат.

В отношении домашних кинотеатров, термины 5.1, 6.1 и 7.1 означают, что в воспроизводящей системе имеются 5, 6 или 7 основных спикера плюс сабвуфер. Сабвуфер воспроизводит LFE канал, записанный в 5.1 дорожке, плюс басы из основных каналов, если они не могут воспроизводить полную полосу частот. Разница между форматами заключается в количестве surround колонок: две в 5.1, три в 6.1 и, наконец, четыре в 7.1 системе.

Очевидно, что дорожка в формате 5.1 с успехом воспроизводится 5.1-акустикой. Но не всегда понимают, что она также может быть воспроизведена на 6.1- или 7.1-колоночной системе. Для того, чтобы сделать это, два surround канала в 5.1-дорожке распределяются между тремя или четырьмя surround колонками. Это можно осуществить использованием Dolby Digital EX декодера, THX Surround EX или другого подходящего, реализованного производителем оборудования.

Таким образом формат (5.1, 6.1, 7.1), описывающий звуковую дорожку не означает, что он может быть воспроизведён только в точности на такой же конфигурации колонок. Возможно даже воспроизведение стерео контента через многоканальную акустику, используя матричный декодер, такой как Dolby Pro Logic II. Формат источника и конфигурация колонок — это независимые вещи, и правильно распорядиться имеющимся — это уже работа декодера.

Из всего сказанного выше следует вынести одно — дискретных каналов в DolbyDigital Surround EX по прежнему только 5+1, а информация для дополнительных каналов закодирована матричным алгоритмом в левый и правый surround-каналы.

На слух же, от этих двух дополнительных каналов толку маловато. От присутствия двух колоночек кардинальных изменений в звучании не ощущается. На данный момент в DVD-фильмах, записанных со звуковой дорожкой Dolby Digital/Dolby Digital Surround EX, роль обычных тыловых каналов зачастую не основная, и проявляется лишь в насыщеной эффектами сцене. Что же говорить о якобы закодированном в двух тыловых каналах ещё одном моно канале... Ситуация вполне объяснима применимостью этой технологии в кинотеатре, где слушателей много, а тыловых колонок всё равно висит десяток. А вот с одним пользователем компьютера, сидящим перед монитором — потребность в 7.1 совсем неочевидна. Это гораздо больше похоже скорее на очередной маркетинговый шаг производителей, их попытка обратить внимание пользователя на новые возможности звуковых карт.

В фильмах Audigy 2 и M-Audio Revolution 7.1 играют абсолютно одинаково. Здесь есть один любопытный момент. Как вы знаете, у Audigy 2 есть свой собственный декодер, и в случае его более качественного звучания, чем декодера, используемого в WinDVD, у Audigy 2 было бы преимущество. Но этого не случилось — декодер в плеере WinDVD Platinum 4.51 играет ощутимо лучше.

Тестирование в играх

Слуховое тестирование проводилось в играх Unreal Turnament 2003 и SoF2. Опять же, по известным причинам, в качестве объекта для сравнения была выбрана звуковая карта Audigy 2. Тестирование проводилось путем попеременного прослушивания одних и тех же игровых моментов с минимально возможным временным разрывом.

Ситуация в этом тестировании складывается так. Звучание карты M-Audio Revolution 7.1 проигрывает Audigy 2 по чистоте и детальности. Надо сказать, что мы ожидали подобного результата от Sensaura и здесь нет ничего удивительного. Sensaura никогда не отличалась высоким качеством звука в сравнении с картами Creative, ещё начиная с Live! и EAX2.0.

Вообще, сильная сторона у Revolution не в играх. А реализацию алгоритмов Sensaura в этой карте правильнее рассматривать все-таки как бонус. Тем не менее, играть с картой Revolution можно, и её звучание в играх относительно неплохое (для карты с Sensaura).

Звучание в наушниках

При тестировании выхода на наушника (точнее реализации пресета Headphones) были использованы наушники Senheiser HD600. Как показали тесты, карта выдаёт довольно чистый сигнал, без искажений даже при максимальном уровне громкости. В играх с поддержкой Sensaura, несмотря на падения громкости, регулятор общего уровня выше 30% поднимать не приходится.

Выводы

На наш взгляд карта имеет очень неплохие показатели как в удобстве обращения, так и в качестве звучания. Нам это демонструрует весь цикл сегодняшнего тестрования. И хотя говорить о качественно реализованном режиме 24 бит 96 кГц пока нельзя, более актуальный, а для многих карт и самый сложный, режим 16 бит 44 кГц имеет очень высокое качество. И, наконец, одним из наиболее важным и самым сложным испытанием в субъективных тестах для карты Revolution была очная ставка с картой Audigy2. Карта Creative продемонстрировала чуть худший звук в музыке, но с использованием SSRC практически догнала Revolution. Справедливости ради, разницу между картами можно услышать лишь в очень качественных колонках, явно не в миниатюрных компьютерных. В играх ситуация остаётся неизменной: карты Creative остаются лидерами, так как конкуренты не могут противопоставить ничего интересного (Sensaura безнадёжно устарела и подходит больше для интегрированного звука, нежели для карты со столь качественным звучанием).

Плюсы

  • качественные преобразователи;
  • отличное звучание в музыке;
  • отсутствие искажений в режиме 16 бит 44 кГц;
  • поддержка алгоритмов Sensaura;
  • поддержка ASIO;

Минусы

  • отсутствие MIDI-интерфейса;
  • качество 3D-звука уступает Creative Audigy2;
  • отсутствие цифрового входа.




Григорий Лядов (grigory@ixbt.com)

Опубликовано — 26 мая 2003 года