Битва титанов звукового мира:
TerraTec 6fire DMX vs.
Creative Audigy Platinum eX

В конце февраля 2002 года немецкая компания TerraTec, известный производитель мультимедийного и профессионального звукового оборудования, возвестила о наступлении «революции в звуке», объявив свою новую звуковую карту DMX 6fire 24/96 с внешним коммутационным блоком. DMX - означает принадлежность устройства к серии мультимедийных звуковых карт, 6fire - наличие шести аналоговых выходов, 24/96 - стандартное обозначение формата 24 бит 96 кГц в мире профессионального музыкального оборудования.

До этого момента среди мультимедийных звуковых карт безоговорочным лидером считалась Audigy Platinum eX от Creative. В конце прошлого года Platinum eX по праву удостоилась нашей награды «iXBT.com/Digit-Life 2001 Awards» в номинации «Лучшая мультимедийная звуковая карта года».

Сегодня нам предстоит жаркий поединок двух супер-тяжеловесов, находящихся в весовой категории до 250 USD. Через несколько минут мы станем свидетелями соревнования мультимедийных звуковых карт класса Hi-End.

Интрига заключается в том, что в поединке сталкиваются два продукта, попавшие в один сектор рынка из двух разных миров.

  • Audigy Platinum eX - это навороченная мультимедийно-игровая карта с претензией на полупрофессиональное использование. Сердце карты - аппаратный процессор EMU10K2 с семплами и звуковыми потоками в ОЗУ компьютера.
  • DMX 6fire 24/96 - звуковая карта, основанная на профессиональных технологиях и адаптированная под мультимедиа-потребности. Карта основана на профессиональном контроллере Envy24 и кодеках AKM. В свете последних достижений в процессоростроении все возможности реализованы на уровне драйверов.

Обе карты имеют приблизительно одинаковую цену и очень похожи внешне. Для обоих комплектов также существуют облегчённые версии (Audigy Player и 6fire LT), лишённые внешнего коммутационного блока и обладающие облегченным набором программного обеспечения, но абсолютно идентичные своим более старшим собратьям.

О звуковой карте Audigy Platinum eX можно почитать в деталях в посвящённой этому устройству отдельной статье. В данном материале речь будет идти преимущественно о новой карте 6fire, но в контексте сравнения с чемпионом прошлого года.

Компания TerraTec продвигает свою новую звуковую карту 6fire под девизом «4G Sound», то бишь звук 4-го поколения.

Вот условное деление звуковых карт на поколения по версии TerraTec (с поясняющими историческими комментариями):

  • 1981 год. Палеозой. MS DOS и 5"-дискеты. Первые компьютеры фирмы IBM, оснащённые «однобитным» PC-спикером. Эра Covox и скрип-трекеров.
  • 1988 год. Каменный век. Эпоха первых sounblaster-ов и их многочисленных клонов. Простенький FM-синтезатор Yamaha OPL2 и цифровой канал, работающий в режиме 8 бит 11.25 кГц.
  • Середина 90-х. Средние века. Windows 3.11 и 95. Мультимедиа PC. Повальное псевдо CD-quality, означающее лишь поддержку воспроизведения 16 бит 44.1 кГц в принципе.
  • Наше время. Индустриальный век. Наконец-то качественные преобразователи в звуковых картах. Формат 24/96 в профессиональных и домашних студиях.

Мы бы добавили в эту схему ещё одно поколение. Назовём его условно «3,5»:

  • 1997 год. Эпоха ренессанса. Стандарт AC'97. A3D->DirectSound3D->EAX->Sensaura. Поколение звуковых карт с шиной PCI и раздельной компоновкой контроллера и кодека. Vortex1/2, Live!/Live!5.1, CS4630, интегрированный в материнские платы AC'97-звук.

Также, можно попытаться сделать несколько предположений о будущем поколении звуковых карт, 7.1G Sound. Вероятно, это будут карты с беспроводным цифровым подключением к колонкам, голосовым управлением и постоянным доступом в интернет, скачивающие сами себе все обновления драйверов, а заодно и все вышедшие за день композиции в новом многоканальном формате сжатия MPEG 7.1 Layer 2496, без потери качества. :)

Зачем и кому нужны эти самые 24 бита 96 кГц?

На этот вопрос существует несколько ответов. TerraTec привлекла к освещению этой темы специалистов, так что вы можете прочитать и попытаться понять самостоятельно - зачем же нужны эти пресловутые 24 бита 96 кГц?

Со своей стороны, мы можем сказать, что самый простой и очевидный ответ даёт практика - наши слуховые тесты и измерения в программе RMAA.

Во-первых, конвертеры с поддержкой 24/96 новее по конструкции и дороже обычных. Поэтому вполне логично, что записывают и звучат они ощутимо лучше абсолютно во всех режимах. В том числе в старых-добрых 16 бит 44 кГц (games, CD, MP3) и 16 бит 48 кГц (MPEG4, DVD).

Во-вторых, 24/96 будет полезен при оцифровке аудиозаписей с последующей обработкой. В итоге можно сделать даунсемплинг до 16/44, однако оцифровывать всегда лучше с запасом. Аналогия из мира изображений. Если потребуется качественная фотография размером 640 на 480 точек, несложно представить, какое устройство лучше применить для цифровой фотосъёмки: веб-камеру с точно таким же низким разрешением или дорогую цифровую камеру, обладающую запасом по разрешению и качеству снимка. В последнем случае, обработать и уменьшить изображение до требуемого не составит труда. Однако результат скорее всего будет ощутимо различаться, несмотря на одинаковые конечные параметры изображения.

Кстати говоря, все недорогие ЦАПы с поддержкой 24/96 по характеристикам лучше именно в режиме 16/44. Это связано с особенностью работы 1-битных преобразователей с оверсемплингом и фильтрацией. Так что научить ЦАП принимать данные в этом формате и громко заявить всем о поддержке 24/96 явно не достаточно, чтобы качество звука на выходе улучшилось в той мере, чтобы применение формата стало оправданным.

С другой стороны, сегодня массовая звуковая индустрия только начинает переходить на форматы повышенной точности представления данных. И, конечно же, в порядком затормозившейся сфере качественного звука новые идеи и форматы в первое время становятся знаменем маркетинговых крестовых походов производителей железяк за кошельками покупателей. Так что держите ухо востро, друзья мои. Известные азиатские производители Hi-End-а для PC за $10 не дремлют. :)

К сожалению, формат хранения цифровых данных и качество преобразования этих самых данных в электрический, а впоследствии и в акустический сигнал - понятия отнюдь не тождественные. Большинство драйверов к современным звуковым картам позволяют воспроизводить звук в режиме 24/96. Вернее, лишь отсутствуют ограничение на такое воспроизведение. Об этом мы поговорим чуть позже.

А сейчас давайте посмотрим на сверхновые форматы повышенной точности хранения данных, предлагаемые индустрией массовой бытовой электроники и Hi-Fi.

CD-DA vs. DVD-Audio

В момент появления, формат CD-DA являлся практически пределом мечтаний для бытовой аппаратуры того времени. Кроме того, его живучесть объясняется достаточно высоким потенциалом самого формата хранения данных и непрерывным совершенствованием звуковой техники потребительского класса.

Однако в настоящее время, когда элементная база ушла далеко вперёд по количеству и качеству (появились дешёвые носители информации, вмещающие бОльшее количество информации, механика и цифровая часть позволяют получить бОльшую скорость считывания и обработки информации), массовое распространение получают DVD-диски с фильмами и аппаратура для домашнего кинотеатра (5.1-канальные наборы акустики и многоканальные усилители с интегрированным декодером и эффект-процессором).

Таким образом, появилась возможность сменить горячо любимый и на данный момент уже компромиссный формат «16 бит 44.1 кГц PCM стерео» на что-то более перспективное. Существующие диски с фильмами на базе стандарта DVD-Video также не назовёшь супер-современными. Хоть они и получили сейчас массовое распространение, но стандартный предельный битрейт заставляет делать выбор между качеством звука и качеством изображения. Естественно, что изображение здесь априори главнее, поэтому звук чаще хранится в многоканальном формате со сжатием, либо в PCM. В последнем случае доступны две фиксированные частоты дискретизации - 48 кГц и 96 кГц. В 48 кГц можно писать многоканальный звук, в 96 - только стерео. Разрядность данных может составлять 16, 20 или 24 бита.

Как уже было сказано, ограничение связано исключительно с битрейтом стандарта DVD-Video, который для аудиодорожки составляет 6,1 Мбит/с. Для максимальных режимов звука битрейт будет равен 4,4 Мбит/с. Выше стандарта, увы, не прыгнешь. Впрочем, вся прелесть в том, что массовый выпуск ЦАП-ов с поддержкой 24/96 обеспечил именно стандарт DVD-Video.

Спустя два года после рождения DVD-Video, по запросам музыкальной индустрии в 1998 году была утверждена первая спецификация DVD-Audio. Следующие два года усиленно разрабатывалась система внедрения в файлы водных знаков и защиты от копирования. Сами диски увидели свет лишь в 2000 году.

По желанию издателя, DVD-Audio диски могут быть совместимыми с DVD-Video и, по аналогии с последним, иметь на выбор несколько треков - как качественных стерео, так многоканальными со сжатием с потерями. Однако данные с повышенным разрешением хранятся в отдельной области диска (в директории AUDIO_TS), поэтому не могут быть считаны обычными DVD-Video проигрывателями. Необходим специальный, понимающий DVD-Audio плеер.

Максимально возможные параметры хранения аудиоданных в формате без сжатия (PCM) для стерео составляют 24 бит 192 кГц для многоканальной дорожки: 3 главных канала (левый и правый фронтальные, плюс центр) - 24 бит 96 кГц, 2 тыловых - 24 бит 48 кГц. При этом длительность проигрывания на однослойном диске без дополнительных ухищрений составляет 64 минуты. Для экономии места в DVD-Audio используется алгоритм сжатия без потерь, позволяющий сжимать информацию в среднем в два раза и тем самым продлить время звучания диска. (Если вы помните, на PC существует аналогичный формат для сжатия wav-файлов без потерь, Monkey's Audio, который сжимает чуть лучше правильно настроенного WinRAR3, но имеет плагин под Winamp).

Очень важным моментом является то, что благодаря совместимости формата PCM в DVD-Audio и DVD-Video многие модели бытовых ресиверов являются DVD-Audio ready.

  DVD audio
(однослойный)
DVD video
(однослойный)
Обычный компакт-диск (CD-DA)
Емкость 4,7 Гб 4,7 Гб 0,65 Гб
Кол-во каналов до 6 до 8 2
Макс. битрейт 9,5 Мбит/с 6,1 Мбит/с 1,4 Мбит/с
Полоса воспроизводимых частот 96 кГц
максимум
48 кГц
максимум
20 кГц
Динамический диапазон 144 дБ 144 дБ 96 дБ
Максимальное время проигрывания зависит от кол-ва каналов и их параметров зависит от кол-ва каналов и их параметров фиксировано 74 минуты
Формат хранения аудио PCM
(опционально Dolby Digital, DTS, MPEG и т.п.)
Dolby Digital
(опционально MPEG, PCM, DTS и т.п.)
только PCM
Частота дискретизации,
двухканальная аудиозапись
44,1 / 48 / 88.2 / 96 /
176,4 / 192 кГц
48 / 96 кГц 44,1 кГц
Частота дискретизации,
многоканальная аудиозапись
44,1 / 48 / 88.2 / 96 кГц 48 кГц -
Разрядность 16 / 20 / 24 бит 16 / 20 / 24 бит 16 бит

Пару слов относительно Sony SACD. Это конкурирующий с DVD-Audio формат, продвигаемый основателями CD-DA - компаниями SONY и Philips. В отличие от PCM (ИКМ) в обычных музыкальных компактах CD-DA, дисках DVD-Video и DVD-Audio, формат SACD основан на PDM (ШИМ). Как и в случае с DVD-Audio, формат предполагает сжатие информации без потерь в 2 раза, путём предсказания информации и последующей её коррекции. Защита от копирования и допустимость проигрывания кодируется и контролируется посредством длины питов. Интересно, что сначала планировалось выпускать гибридные двухслойные SACD/CD-DA для совместимости с обычным CD-проигрывателем, но из-за технических проблем от этой идеи отказались. В отличие от DVD-Audio, формат не позволяет записывать совместимые с DVD-Video диски или какие-либо видеоизображения, но может хранить текст и статические картинки.

Теоретически, SACD позволяет восстанавливать звук с частотной полосой 100 кГц и динамическим диапазоном 120 дБ. Главные плюсы формата - более экономное расходование места (следствие в несколько раз меньшего битрейта), а также некоторые преимущества при преобразовании с современными схемами работы АЦП/ЦАП. Минусы такие: формат вообще несовместим ни с каким из существующих стандартов и требует перевода на новое оборудование как звукозаписывающих студий, так и потребителей. Кроме того, в отличие от PCM, PDM-формат (в реализации SACD) не является избыточным и жутко неудобен при цифровой обработке информации стандартными средствами. Поэтому простой перевод музыкального материала из сегодняшнего стандарта для студий - PCM 24/96 в SACD не даст никакого улучшения в плане качества. Добавятся только лишние преобразования. При использовании же на всём протяжении DSD-кодирования с минимумом вмешательств (к примеру, при чисто акустических записях), преимущества формата могут успешно проявиться.

Однако SACD-аппараты пока очень дороги и напичканы такой уймой различной качественной электроники, что разобраться, где звучит сам формат, а где - последние достижения в звуковой технике - достаточно нелёгкая задача. К примеру, в схему часто ставят мощные DSP, имитирующие аналоговый ламповый звук, чтобы сделать цифровой звук мягким и показать, что якобы SACD звучит как «старая-добрая» студийная аналоговая магнитная лента. Высока вероятность, что при вложении такого же количества средств и патентов в обычный PCM 24/96 звучание бы ничуть не уступило новому формату.

Впрочем, производители оборудования постепенно прекращают выжидательную тактику и разделение на альянсы. Сейчас появляются чипы преобразователей и проигрыватели с поддержкой обоих форматов сразу. Интересно, что один такой преобразователь (XWM8728 от английской компании Wolfson) встретился даже во внешнем блоке тестируемой сегодня Audigy Platinum eX. Этот чип совместим с SACD (имеется специальный последовательный интерфейс) и поддерживает формат DVD-Audio стерео PCM 24 бит 192 кГц.

DVD-Audio и PC

Возвращаемся к нашим любимым компьютерам. Воспроизвести SACD нереально, так как PC DVD-ROM привод физически не сможет считывать такие диски. С DVD-Audio всё проще. Достаточно считать данные и переслать их драйверам карты, поддерживающей воспроизведение формата 24/96 или 24/192. Последние версии существующих программных DVD-проигрывателей пока что не поддерживают данный формат. Вставленный в привод DVD-ROM диск формата DVD-Audio видится только в своей совместимой с DVD-Video части.

Интересно, что когда мы связались с производителями программных проигрывателей, для них изложенная ситуация с DVD-Audio стала если не открытием, то сюрпризом. Производитель WinDVD, компания InterVideo выразила интерес, но пока что занимает выжидательную позицию в этом вопросе. Если DVD-Audio получит большее распространение, то они готовы добавить поддержку воспроизведения этого формата в свой плеер. Создатели PowerDVD - компания Cyberlink - выразили намерение добавить поддержку формата, если наберут значительное число пожеланий от своих пользователей.

Хакерский инструментарий по «выдиранию» файлов с DVD-Audio дисков пока что также отсутствует.

Надеемся, что проблема воспроизведения этого формата на PC - лишь вопрос времени и инертности DVD-плееро-писателей. На этом мы расстаёмся с DVD-Audio до следующей рекламной надписи в спецификациях звуковых карт.

24/96 и PC

Итак, применительно к PC в пользу поддержки звуковой картой 24/96 на сегодня остаются два главных аргумента.

  1. Поддерживающие формат 24/96 чипы более дороги, а значит, более качественно звучат даже в стандартных режимах 16/44 и 16/48.
  2. Для записи и последующей обработки звука формат 24/96 намного более предпочтителен.

С первым пунктом более-менее ясно, сосредоточимся на втором. При записи звука оставляют небольшой запас по громкости (амплитуде), так как цифровая запись не терпит перегрузок. После записи, особенно если речь идет о работе в домашней или бюджетной студии, необходимо произвести обработку сигнала. В первую очередь, динамическую. Для этого существуют специальные плагины, входящие в состав wav-редакторов и аудио-секвенсоров, а также распространяемые сторонними фирмами. Абсолютно все профессиональные звукозаписывающие студии также используют динамическую обработку звука. Обычно этим занимается связка нойз-гейт - компрессор - лимитер. При обычном 16-битном запасе по динамике шумы преобразователей и намного превышающие их собственные шумы записи после компрессии попадают в слышимый диапазон. В то же время, кажущаяся избыточной 24-битная запись позволяет после компрессии остаться в рамках качества 16-битного динамического диапазона.


Схема компрессии 16-битного и 24-битного
динамического диапазона

Добавьте после этого искажения, вносимые при эквализации, наложении реверберации, стереоимиджинге, микшировании с другими дорожками. Для вокала добавится де-эссинг. Вы всё ещё уверены, что 16 бит хватит? Тогда вот вам для размышления ещё пара аргументов. Для уменьшения накапливающейся ошибки при вычислении, все операции с 16-битными данными производятся в повышенном формате (обычно, 32float). Таким образом, после каждой операции в wav-редакторе будет следовать округление (транкейт) с потерей точности представления информации. В умных программах округление произойдёт с дизерингом и лишь на выходе, но без него никак не обойтись. Кроме того, финальную запись неплохо бы пропустить через максимайзер и мастеринговый плагин, формирующий спектр шумов специальным алгоритмом дизеринга и нойз-шейпинга. После всех подобных преобразований при качестве исходного материала в 16 бит от звука останется лишь то, что можно будет слушать на пластмассовых бум-боксах.

И это не какая-то там абстрактная теория. Мы столкнулись с подобными проблемами при подготовке нашего музыкального компакт-диска «4 года iXBT». Скептически относясь ко всем новинкам техники, мы сделали в своей домашней студии одну из композиций в старом привычном формате 16 бит 44,1 кГц. Однако, совершенно не удовлетворённые качеством звучания, мы попробовали применить профессиональную звуковую карту с честной поддержкой 24/96 и переделать всю работу полностью в новом, более качественном формате.

Композиция, записанная и смастеренная в формате 16 бит, отличалась как небо от земли от записи в 24 битах с последующей 32-битной обработкой. Произошёл существенный скачок качества при том же самом достаточно недорогом оборудовании для записи. Смастеренная же в 24/96 композиция обладала повышенной детальностью в звучании, а также произвела сильное впечатление отсутствием слышимых искажений компрессии и финальной максимизации, которые были присущи любому смастеренному в 16/44 материалу. Таким образом, простая смена формата дала ощутимое преимущество без каких-либо дополнительных телодвижений или существенной смены оборудования. При надлежащем качественном оборудовании для воспроизведения вы можете оценить изменения сами, скачав один и тот же небольшой отрывок из композиции «Digital-Dream» в форматах 16/44 (1,6 Мб) и 24/96 (6 Мб).

Единственный минус нового формата - сильно возрастающие требования к производительности компьютера. Ведь объём данных увеличивается в 2 раза по разрядности и в 2 - по частоте. На самом деле, не всё так плохо. Ведь и в случае 16/44 секвенсоры всё равно внутри работают с повышенным представлением данных. Таким образом, нагрузка возрастает приблизительно в 2 раза. Также возрастают требования к объёму оперативной памяти. И если для комфортной работы в 16/44 необходим процессор класса PIII 1 ГГц и 256 Мб памяти, то для нового формата уже не обойтись без процессоров четвёртого поколения с частотами выше 2 ГГц и 512 Мб ОЗУ.

Конечно же, речь идёт об одновременной работе с несколькими звуковыми дорожками при одновременном наложении эффектов в реальном времени. Так что, если пользователю необходимо лишь качественно оцифровать ценные пластинки или аудио-кассеты, для этой цели подойдёт любая современная машина начального уровня.

Подводя итог этого краткого экскурса, можно сказать, что новое поколение звуковых карт с поддержкой 24/96 повысит качество записи и воспроизведения звучания уже сейчас, не дожидаясь прихода DVD-Audio. И при этом создаст прочный запас на будущее.

Перейдем к непосредственной реализации всех этих благ в железе.

Terratec DMX 6fire 24/96


Terratec DMX 6fire - общий вид набора

Тестируемая карта представляет собой PCI-плату и внешний коммутационный блок, рассчитанный для установки в 5-дюймовый отсек накопителей системного блока компьютера.


Звуковая карта Terratec DMX 6fire - позолоченная планка и металлизированные разъёмы стереоминиджек

PCI-плата имеет 3 линейных разъёма формата стереоминиджек для подключения 5.1-акустики, как впрочем и 4-канальной или и обычной стерео.

На заглушке также присутствует линейный вход, а вот от редко используемого микрофонного входа отказались. Впрочем, микрофонный вход с регулятором уровня усиления присутствует на коммутационном блоке.


Звуковая карта Terratec DMX 6fire - вид спереди

Для полноты картины, на карте присутствуют 3 внутренних аналоговых разъёма, а также несколько утративший в настоящее время актуальность, но ни к чему не обязывающий CD-Digital.

Сердце карты - профессиональный PCI-контроллер VIA/ICEnsemble ENVY24. Этот чип интересен прежде всего гибкой и прозрачной системой роутинга сигнала, высококачественными алгоритмами микширования и отсутствием привнесения в сигнал каких-то дополнительных преобразований. Его применение даёт гарантию побитной точности передачи звуковых данных на кодеки и честную поддержку режима 24/96. Этот чип хорошо себя зарекомендовал среди производителей профессионального музыкального оборудования и применяется, например, в звуковых картах M-Audio Audiophile 2496, M-Audio Delta 410 и многих других.


Сердце карты Terratec 6fire - процессор Envy24

На плате применены 3 хорошо известных кодека AKM AK4524. Кодеки старые и хорошо проверенные. Их можно встретить во многих звуковых картах в ценовом диапазоне $150-250.

Внешний блок подключается к карте посредством шлейфа, напоминающего стандартный IDE-кабель. На блоке расположена уйма разъёмов и интерфейсов: линейный вход и линейный выход, вход для подключения вертушки, микрофонный вход с регулятором громкости и индикатором перегрузки, регулируемый выход на наушники, цифровые оптические и коаксиальные интерфейсы, стандартные MIDI-интерфейсы с разъёмом DIN-5.


Внешний коммутационный блок Terratec DMX 6fire

Вскрытие блока показало отсутствие внутри него каких-либо преобразователей. Таким образом, сигнал к блоку передаётся в аналоговом виде по неэкранированной шине, но с довольно высоким уровнем сигнала. Насколько это отразится на звучании - покажут наши дальнейшие измерения и тестовые прослушивания.

Софт и драйвера

Качество и оперативность драйверов имеют на сегодня одно из первостепенных значений. У Terratec с этим, к счастью, порядок. Драйвера часто обновляются и с тестируемой версией 5.0.2000.125 WDM под WindowXP с установленными обновлениями никаких проблем не наблюдалось. Также не было проблем, когда в компьютере были одновременно установлены 3 звуковые карты.

Конфигурация тестового PC:

  • CPU Athlon XP 2100+;
  • 512 Mb DDR333;
  • Albatron KT333;
  • GF4 Ti4200;
  • Lynx Two;
  • Audigy Platinum eX;
  • Terratec DMX 6fire;
  • OS MS WindowsXP w/ hot-fixes;
  • MS DirectX 8.1.
Дополнительное оборудование:
  • микрофонный шнур для измерений Proel длиной 15 см;
  • студийные мониторы ближнего поля Event 20/20 bas;
  • микшерский пульт Behringer MX602A
    (для связи между картами и мониторами Event);
  • микрофонные и линейные стереокабели Proel для коммутаций;
  • мультимедийные стереоколонки Microlab SOLO-1;
  • аудиофильские наушники Sennheiser HD600;

Для управления параметрами карты 6fire имеется специальная контрольная панель.

На первой вкладке расположены элементы управления внешними интерфейсами. Обратите внимание - присутствуют индикаторы сигнала, а регуляторы отображают значение в дБ и имеют дискретность регулировки 0,1 дБ. Это сразу же ставит карту в один ряд с профессиональным оборудованием. Ввиду того, что карта достаточно мощная и навороченная, настройки совсем не очевидны. Однако на помощь приходит подробно и технически грамотно написанное толстое руководство пользователя на английском языке.

На второй вкладке расположены пресеты спикеров и управление уровнем громкости каждого канала. Также имеется неприметный, но очень интересный выключатель Enable Sensaura 3D. Он позволяет активировать поддержку алгоритмов Sensaura (в т.ч. EAX и I3DL2) в DirectSound3D приложениях.

На вкладке Settings имеются различные тонкие настройки, вроде размера DMA-буфера. Кстати, цветовую гамму контрольной панели можно сменить по своему вкусу.

Последняя вкладка - About - даёт информацию о версии драйверов.

Комплектный софт к 6fire DMX заслуживает оценку "хорошо". С одной стороны, вы по минимуму укомплектованы софтом на большинство практических нужд. С другой - не переплачиваете за это слишком много.

  • CyberLink PowerDVD 3.0 - 6-канальная версия популярного программного DVD-проигрывателя;
  • WaveLab Lite 2.0 - довольно старая, но вполне годящаяся облегчённая версия Steinberg WaveLab;
  • Emagic MicroLogic Fun - облегченная версия знаменитого секвенсора Emagic Logic;
  • WaveLab RIAA Plug-in - плагин для фоно-коррекции при записи;
  • TerraTec Sound Laundry - очистка грамофонных записей от щелчков;
  • Feurio - Audio CD Mastering - программа для записи CD-DA;
  • Musicmatch Jikebox - софт для захвата MP3 с CD, а также для ведения музыкальной коллекции, аналог программ Window MediaPlayer и Creative PlayCenter.

Линейный выход

Так как звуковые карты DMX 6fire и Audigy Platinum eX имеют в комплекте профессиональный музыкальный софт и позиционируются для домашних музыкантов, тестирование производилось путём сравнительного прослушивания тестовых композиций на мониторах ближнего поля Event 20/20 bas, при мгновенном переключении с одной карты на другую.

Тестирование показало:

  1. Профессиональная звуковая карта Lynx Two (~$1400) обладает наиболее качественным звуком. Разница особенно ощутима в режиме 24/96. Хотя, различия скорее актуальны именно для работы над звуком, когда важны мельчайшие детали при работе над тембрами. Для качественного прослушивания музыки карты DMX 6fire и Audigy Platinum eX вполне годятся.
  2. Terratec 6 fire имеет на линейном выходе более достоверное и чистое звучание, нежели Audigy Platinum eX. Звук карты Creative более рафинированный и сглаженный. Для профессионального использования это очень нежелательно.
  3. Уши нормального человека через несколько минут звучания привыкают к особенностям воспроизведения любой карты и начинают слышать именно музыку, а не погрешности в звучании.

Измерения RMAA

Перейдём к измерениям в программе RMAA 4.0 (http://audio.rightmark.org). При измерениях использовался микрофонный стереокабель Proel длиной 15 см на каждый канал и стандартное небалансное подключение к балансному приёмнику (референсной карте Lynx Two): hot = сигнал, cold = земля (трёхконтактное подключение дало чуть худшие результаты по наводкам и здесь не приводится). Уровень сигнала приёмника составлял стандартную величину -10 dBV. Запись производилась при -0,5 dB FS в источнике, дабы избежать случайных перегрузок.

Звуковая карта Creative Audigy Paltinum eX тестировалась с официальными новейшими универсальными драйверами 2002 года для всего семейства карт Creative. Сама карта Audigy представляет собой обычный, купленный в магазине продукт, не пресс-семпл.

Режим 16 бит 44 кГц

Формат 16/44 является основным на сегодня: музыкальные компакт-диски CD-DA, MP3-файлы, сэмплы звуков, приложения и игры, использующие DirectSound/DirectSound3D.

Terratec DMX 6fire, фронтальный выход

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.04Отлично
Уровень шума, дБ (А): -96.6Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 93.7Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0016Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0076Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -89.2Отлично

Общая оценка: Отлично

Блестящие результаты! Абсолютная бесшумность и отсутствие намёков на передискретизацию.

Creative Audigy Platinum eX, фронтальный выход

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.07, -0.18Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А): -96.8Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 93.1Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0031Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 0.128Средне
Взаимопроникновение каналов, дБ: -90.6Отлично

Общая оценка: Очень хорошо

Здесь мы видим чуть больше искажений при 1 кГц и высокую интермодуляцию на верхах как следствие передискретизации 44.1 кГц->48 кГц - минус всех карт Creative. С другой стороны, real-time SRC (пересчёт частоты в реальном времени) выполнен таким образом, что все искажения попадают в область высоких частот. Однако при подсчёте IMD мы взвешиваем спектр по стандартной психофизической кривой A, адекватной восприятию человека.

Так что картам Creative в некотором роде не очень повезло с тестом IMD. Но в 2002 году и на картах с I2S-кодеками можно было бы уже и отказаться от этого никому не нужного принудительного пересчёта. В своём более новом девайсе, Extigy, компания Creative предоставила хотя бы возможность выбора опорной частоты. Прогресс налицо.

Режим
16 бит 44 кГц
Reference 16/44 Lynx Two
in-out
Terratec
DMX 6fire
Creative Audigy
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.01, -0.03 +0.03, -0.04 +0.07, -0.18
Уровень шума, дБ (А): -97.8 -96.6 -96.6 -96.8
Динамический диапазон, дБ (А): 95.5 93.9 93.7 93.1
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0020 0.0016 0.0031
Интермод. искажения, %: 0.0057 0.0067 0.0076 0.128
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.9 -91.6 -89.2 -90.6
Общая оценка: Отлично Отлично Отлично Очень хорошо

Для лучшего понимания работы теста RMAA, мы приводим для сравнения характеристики референсного тестового сигнала, воспроизводящегося картами. Это оценка сгенерированного программой тестового сигнала. Характеристики обусловлены применённым методом дизеринга и физическими ограничениями формата.

Измерения хорошо показывают, что в режиме 16 бит 44,1 кГц карты уже практически подошли к теоретическому пределу формата. Чтобы качественно улучшить звук, очевидно необходим переход на другие форматы хранения информации.

Режим 16 бит 48 кГц

16/48 - опорная частота DVD и MPEG4. Причём, DVD-диски с музыкальными концертами часто содержат стереодорожку именно в 16/48 PCM.

Terratec DMX 6fire, фронтальный выход

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.04Отлично
Уровень шума, дБ (А): -96.4Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 94.0Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0015Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0071Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -90.2Отлично

Общая оценка: Отлично

При воспроизведении файлов драйвера DMX 6fire опознают частоту дискретизации и выставляют кодеку необходимый режим работы. Это свойство присуще всем профессиональным картам. Для сохранения возможности воспроизведения файлов с разными частотами дискретизации, при нескольких звуковых потоках берётся максимальная частота и все меньшие пересчитываются к большей. Весьма здравое инженерное решение.

Creative Audigy Platinum eX, фронтальный выход

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.04, -0.09Отлично
Уровень шума, дБ (А): -96.4Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 93.1Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0043Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 0.0095Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -90.3Отлично

Общая оценка: Очень хорошо

До оценки «Отлично» карте не хватило совсем немного. Всё же, на линейные выходы R&D отделу компании Creative нужно ставить более качественные операционники.

Режим
16 бит 48 кГц
Reference 16/48 Lynx Two
in-out
Terratec
DMX 6fire
Creative Audigy
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.01, -0.03 +0.03, -0.04 +0.04, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -98.1 -97.2 -96.4 -96.4
Динамический диапазон, дБ (А): 95.7 94.5 94.0 93.1
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0020 0.0015 0.0043
Интермод. искажения, %: 0.0054 0.0063 0.0071 0.0095
Взаимопроникновение каналов, дБ: -94.1 -93.0 -90.2 -90.3
Общая оценка: Отлично Отлично Отлично Очень хорошо

Режим 24 бит 96 кГц

Terratec DMX 6fire, фронтальный выход

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.02, -0.03Отлично
Уровень шума, дБ (А): -105.5Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 102.7Отлично
Нелин. искажения, %: 0.0018Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0029Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.4Отлично

Общая оценка: Отлично

Бесшумность, динамический диапазон и низкие искажения - впечатляют. Для карты Terratec DMX 6fire данный режим полностью имеет смысл. Характеристики хоть и далеки от предельных для формата, но дают весомое преимущество по сравнению с 16/44 уже сейчас.

Creative Audigy Platinum eX, фронтальный выход

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.46, -4.46Плохо
Уровень шума, дБ (А): -100.5Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 95.7Отлично
Нелин. искажения, %: 0.0051Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 0.016Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.5Отлично

Общая оценка: Очень хорошо

Вот они, обещанные нам на Audigy >100 дБ А сигнал/шум. Мы их нашли, ура! :) По правде говоря, сигнал/шум не имеет особенного практического смысла по абсолютному значению. Намного интереснее, как выглядит спектрограмма - нет ли паразитных наводок.

У Audigy в режиме 24/96 есть проблемы с АЧХ и было бы хорошо иметь чуть меньше искажений.


Режим 24 бит 96 кГц, АЧХ карт

 

Режим
24 бит 96 кГц
Reference 24/96 Lynx Two
in-out
Terratec
DMX 6fire
Creative Audigy
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.01 +0.02, -0.03 +0.46, -4.46
Уровень шума, дБ (А): -150.9 -114.9 -105.5 -100.5
Динамический диапазон, дБ (А): 143.8 112.1 102.7 95.7
Нелин. искажения, %: 0.0000 0.0021 0.0018 0.0051
Интермод. искажения, %: 0.0000 0.0013 0.0029 0.016
Взаимопроникновение каналов, дБ: -145.4 -107.7 -91.4 -91.5
Общая оценка: Отлично Отлично Отлично Очень хорошо

По результатам тестирования первый приз из двух карт DMX 6fire и Audigy Platinum eX получает карта LynxTwo. :) Однако в дорогой карте реализовать хорошие характеристики гораздо легче, чем в массовом продукте. Поэтому Terratec DMX 6fire завоёвывает звание «первый массовый продукт, действительно раскрывающий возможности формата 24/96». Audigy, ставшая стандартом мультимедиа карт последнего года, может воспроизводить 24/96-файлы - уже хорошо. Ждём от Creative новых продуктов, в которых 24/96 будет воспроизводиться ещё и качественно. Основная проблема у Creative не в преобразователях, а в контроллере 10K2. Видимо, не так просто перекроить то, что заложено в кремнии, сохранив совместимость со всеми наработками. К слову, у Extigy с АЧХ в 24/96 всё в порядке, так что ждём от Creative новый звуковой чип, свободный от недостатков предшественников.

Регулируемый выход на наушники

Мы сравнивали качество звучания WAV файлов формата 16/44 и 24/96. Использовались наушники Sennheiser HD600, которые считаются одними из самых качественных аудиофильских ушей на сегодня.


Внешний коммутационный блок Audigy Platinum eX
и наушники Sennheiser HD600

Примечательно, что у Audigy информация из компьютера передаётся в цифровом виде по толстому экранированному кабелю . А у DMX 6fire сигнал идёт по неэкранированной полуметровой плоской шине внутри системного блока.

В качестве референса выступал выход на наушники на пульте Behringer при подключенной к нему профессиональной звуковой карте Lynx Two.

Слуховое тестирование в наушниках Sennheiser HD600 выявило несколько важных моментов:

  1. Громкости наушникового выхода у карты Terratec и Creative хватило с лихвой для раскачки довольно-таки капризных по импедансу наушников HD600. Так что любым обычным 32-Омным мощности выходов хватит с лихвой. При этом, у Terratec громкость выхода при тех же положениях регулятора намного выше.
  2. Основанный на навороченном ЦАПе Wolfson, выход блока Audigy смягчает звучание, делает его сглаженным, особенно на верхах. В звуке также чувствуется синтетика, поэтому наиболее красиво звучат электронные композиции. При этом, звук остаётся весьма приятным, хотя и менее правдоподобным в сравнении с Lynx Two.
  3. Звучание выхода блока DMX 6fire не понравилось слишком подчёркнутыми и свистящими высокими частотами, а также привкусом металлического звучания. Хотя любителям «тяжёленького» звук может понравиться.
  4. Линейные выходы обеих карт также прекрасно раскачивают наушники, при этом звучание получается чище и с меньшим количеством примесей. Для обеих карт однозначная рекомендация - пользоваться именно линейными выходами на брекетах.
  5. Линейный выход Audigy в наушниках звучит более сглаженно и приятно, но с враньём в области высоких частот. Terratec - более правдоподобно и ближе к оригиналу, но наушниковый выход имеет существенные нарекания. Соответственно, Audigy больше понравится меломанам, а Terratec - пользователям, тяготеющим к музыкальной деятельности.

Посмотрим, что там получается с измерениями.



Так и есть. Выходы на наушники дают существенное враньё даже по сравнению с линейными выходами карт. Разумеется, речь идёт лишь об использовании карт для прослушивания на качественной аппаратуре, по стоимости соизмеримой или большей стоимости самих карт.

Тест наушникового выхода DMX 6fire vs. Audigy Platinum eX

Тестовая цепь: выход на наушники - Lynx Two line in (-10 dBV signal level)

Тест наушникового выхода Terratec
DMX 6fire
Creative Audigy Terratec
DMX 6fire
Creative Audigy
Режим работы 16/44 16/44 24/96 24/96
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.07 +0.12, -0.12 +0.01, -0.05 +0.45, -4.30
Уровень шума, дБ (А): -94.0 -92.1 -96.2 -96.7
Динамический диапазон, дБ (А): 91.4 87.9 93.0 90.6
Нелин. искажения, %: 0.0016 0.0025 0.0019 0.0044
Интермод. искажения, %: 0.0090 0.126 0.0060 0.019
Взаимопроникновение каналов, дБ: -86.9 -88.5 -86.0 -87.1
Общая оценка: Очень хорошо Очень хорошо Отлично Очень хорошо

 

Работа в профессиональных приложениях

Возможности обеих тестируемых звуковых карт больше все раскрываются лишь под интерфейсом ASIO. Дело в том, что именно в ASIO у карт появляются многочисленные входы и выходы, с которыми можно работать независимо.

В отличие от Audigy, 6fire имеет более тонкие и обширные настройки профессиональных API.


Присутствует даже поддержка GSIF - интерфейса для виртуальных семплеров Gigasampler и Gigastudio. Однако в последнее время стало модно использовать нейтивные семплеры секвенсоров - VSTi- и DXi-инструменты. Речь, конечно же, о HALion, LM4, LM9, VB1 и им подобным.

Мы опробовали работу карт в новейшем секвенсоре Steinberg Cubase SX, который представляет собой некую смесь из Cubase VST 5 и Nuendo. При работе с DMX 6fire никаких проблем не возникло. А вот Audigy некорректно воспроизводил звук в проектах 16/44. С предыдущими версиями Cubase мы такого не наблюдали, так что это скорее всего глюк самого секвенсора.


Работа с картой Terratec DMX 6fire
в секвенсоре Steinberg Cubase SX



Работа с картой Audigy Platinum eX
в секвенсоре Steinberg Cubase SX

Надо сказать, что сам Creative рекомендует использовать Audigy в режиме 48 кГц. С картой даже идёт программа качественного ресемплинга из формата 44 в 48 и обратно.

Помимо Steinberg Cubasys VST, Wavelab Lite и ReCycle, в комплекте с Audigy также идёт очень классное руководство по написанию музыки с помощью компьютера. Оно так и называется «Наиболее полное руководство по созданию музыки», под авторством Пола Уайта («The definitive music creation guide», Paul White). Отличная вещь, рекомендую. Разумеется, текст на английском.

Игры

Так как обе карты мультимедийные, они просто обязаны хорошо работать в играх. И они отлично с этим справляются. Здесь пальма первенства, безусловно, принадлежит изделиям Creative. Ведь эта фирма последние годы является безусловным лидером в разработке игровых API - EAX1, EAX 2 и, наконец, EAX Advanced HD aka EAX3.

Ведётся очень много разговоров о реалистичности звука в играх, особенно в 3D-шутерах. На самом деле, на наш взгляд, в играх важна не реалистичность, а создаваемая игровой программой атмосфера. Вспомним звуковую дорожку в фильмах. Никто не будет записывать то, что происходит на съёмочной площадке, как бы реалистично это ни было. Однако после съёмки, на этапе озвучки и звукового монтажа, в фильм добавят множество звуковых эффектов для усиления впечатления слушателя.

Также и в играх. Чем больше звук добавит какой-то особенной атмосферности, и чем искуснее будет вплетён в нить сюжета игры, тем больше он доставит радости пользователю PC. Таким образом, все современные звуковые технологии направлены, в первую очередь, на создание такой атмосферности. В третьей своей реинкарнации EAX предлагает на выбор использовать свои алгоритмы как часть DirectSound/DirectSound3D API либо посредством расширений OpenAL. В последнем случае, даже если звуковая карта не поддерживает полностью EAX3.0, в работу вступает механизм EAX Unified, который преобразует вызовы функций EAX3.0 в вызовы EAX2.0, тем самым сохраняя совместимость «снизу вверх».

Мы тестировали карты в играх Unreal Tournament 2003, Jedy Khight II, Soldier of Fortune 2, WarCraft III, Neverwinter Nights. Звук на Audigy был превосходен. Качество реверберации и 3D эффекты - выше всяких похвал. Мы также постоянно обращаем ваше внимание на тот факт, что качество микширования звуковых потоков у Audigy остаётся непревзойдённым. Все звуки на звуковой сцене чёткие и насыщенные, все эффекты хорошо различимы на фоне музыки. Благодаря поддержке Sensaura, карта от Terratec справлялась с играми неплохо, но всё же уступала Audigy по качеству.

DirectSound

Многих очень интересует вопрос - какова плата за программную реализацию поддежки Sensaura API у карты 6fire.

В настоящее время наблюдается некоторый дефицит тестов для измерения загрузки CPU при различном числе потоков. ZD Audio WinBench 99 - неплохой бенчмарк для своего 99 года. Но у него есть и некоторые недостатки: написан под DirectX 3.0, имеет единственный коротенький тестовый семпл 22 кГц, при этом неизвестно что и как измеряет.

Для измерения загрузки CPU мы разработали собственную тестовую программу с условным названием RMAA DirectSound. В скором времени программа будет доступна для скачивания всем желающим. Программа выдаёт диагностику DirectSound по характеристикам драйверов и библиотек карты.



Наряду с этим имеется возможность измерять загрузку процессора и оценивать качество микширования каналов при указанном числе потоков («аудиобуферов»в терминологии DirectSound API). При измерении загрузки CPU можно воспользоваться как встроенным в операционную систему измерителем (для XP), так и своим собственным алгоритмом.

Что самое интересное, при тестировании выдаётся как среднее значение, так и отклонение от среднего (корень из дисперсии), что позволяет более адекватно оценить данные. Для исключения из выборки случайных значений был разработан специальный алгоритм, базирующийся на статистическом анализе и отбросе значений, не попадающих в доверительный интервал (при уровне доверия 0,95).

Посмотрим и сравним загрузку CPU для карты Terratec 6fire, измеренную двумя разными методами.

RMAA DirectSound, 2 speakers mode
Windows XP, Sensaura ON, 500 ms update time

WinXP test mode среднее отклонение
0 buffers 0,06 0,34
8 buffers 2,45 2,58
16 buffers 4,32 2,47
32 buffers 8,65 3,71
RMAA test mode среднее отклонение
0 buffers 0,00 0,00
8 buffers 2,57 0,72
16 buffers 4,47 1,36
32 buffers 8,78 2,95

Видно, что стандартный метод измерения не очень годится для небольших величин загрузки CPU - слишком большое отклонение от среднего.

Измерения проводились при проигрывании файлов продолжительностью 20 секунд в формате 16 бит 44,1 кГц. Напомним тестовую конфигурацию: CPU Athlon XP 2100+, 512 Mb DDR333, Albatron KT333.

RMAA DirectSound
Windows XP, Sensaura ON, 500 ms update time

Загрузка CPU, % Terratec DMX 6fire Creative Audigy
2 speakers среднее отклонение среднее отклонение
0 buffers 0,00 0,00 0,00 0,00
8 buffers 2,57 0,72 1,24 0,78
16 buffers 4,47 1,36 2,68 1,49
32 buffers 8,78 2,95 8,36 3,12

Загрузка CPU, % Terratec DMX 6fire Creative Audigy
5.1 speakers среднее отклонение среднее отклонение
0 buffers 0,00 0,00 0,00 0,00
8 buffers 3,60 0,69 1,16 0,76
16 buffers 5,59 1,34 4,46 1,69
32 buffers 10,24 3,10 7,54 3,33

Типичной ситуацией в играх является одновременное звучание от 8 до 16 голосов. Как видно, преимущество Audigy имеется, но составляет единицы процентов. По качеству микширования потоков Audigy превосходит своего соперника. При отключенной поддержке Sensaura, драйвера карты DMX 6 fire переходят в режим программных алгоритмов DirectSound. Именно в этом режиме мы рекомендуем проигрывать музыку в универсальных WAV/MP3-плеерах Windows Media Player и прочих, использующих DirectSound API.

Выводы

Звуковая карта Terratec DMX 6fire будет интересна прежде всего любителям качественного звука и обладателям хорошей акустики. Качество звука достигается применением профессионального чипа Envy24, кодеков AKM и отличных драйверов, поддерживающих как профессиональные, так и игровые API. В отличие от полупрофессиональных карт в этой же ценовой категории, карта обладает 5.1-канальным выходом и поддерживает 3D-звук в играх на базе алгоритмов Sensaura. Конкурент, Creative Audigy Platinum eX, предлагает более мощную игровую поддержку - EAX 3.0, поэтому больше подойдёт продвинутым геймерам и обладателям компьютерных наборов акустики.




Максим Лядов (maxim@ixbt.com)

Опубликовано - 19 августа 2002 года