Внешний звуковой 4-in/10-out модуль
M-Audio FireWire 410
с интерфейсом IEEE1394

Всё многообразие продуктов M-Audio подразделяется на две категории: Сonsumer — устройства общего назначения, и Pro products — профессиональные устройства. Наши читатели хорошо знакомы с универсальной 7.1-звуковой картой Revolution 7.1, весьма удачному продукту среди устройств широкого применения, а также с новым набором активной 2.1/5.1-акустики Studiophile LX4 от того же производителя. Внешний звуковой модуль FireWire 410 с интерфейсом IEEE1394 относится к классу профессиональных звуковых устройств и больше заинтересует творческую часть нашей читательской аудитории. Всех тех, кто занимается созданием музыки и звукозаписью на PC.

Технические характеристики M-Audio FireWire 410
Интерфейс IEEE1394 (FireWire)
Аналоговые входы/выходы

24 бит 96 кГц 2 входа/8 выходов;
192 кГц стереовыход

Микрофонные/гитарные предусилители

2 mic/instrument (Neutriks XLR/ 1/4″ TS)

Фантомное питание глобальное, +48 В
Коммутируемое предусиление 66 дБ
Коаксиальный S/PDIF

вход, выход

Оптический S/PDIF

вход, выход

S/PDIF I/O passthrough

да, AC-3 и DTS

MIDI вход, выход, коммутируемый MIDI Thru режим
Выход на наушники

2 выхода, с независимым уровнем громкости (1/4″ TRS)

Регулировка громкости

да, посредством многофункционального регулятора, со светодиодным индикатором наличия сигнала

Питание через БП от сети, либо фантомное,
через 6-контактный FireWire разъём
Неравномерность АЧХ 20 Гц — 40 кГц ±1 дБ
SNR типичное 107 дБ А
DR 108 дБ А
THD 0,00281%
Уровень сигнала -10 dB, unbalanced
Габариты 24×5×18 см
Вес 1,3 кг
API ASIO 2
MME
Sound Manager
OMS
DirectX
Mac OS X Core Audio / Core MIDI
GSIF 2.0

Цифры 410 в названии устройства по традиции означает 4 входа / 10 выходов, а точнее 2/8 моно входов/выходов по аналогу, плюс независимые цифровые S/PDIF вход/выход. Аналоговые интерфейсы естественно обладают возможностью работы в стерео/7.1.

Для подключения к PC используется интерфейс IEEE1394 (он же имеет различные коммерческие названия: в трактовке Apple и TI — это FireWire, у SONY — i-Link, у Creative — SB1394, сам интерфейс физически один и тот же). Почему для внешнего звукового модуля был выбран именно такой интерфейс? Очевидно, что сам интерфейс даёт мобильность, а также отсутствие надобности в лишнем слоте PCI под звуковую карту в PC. Для ноутбуков и бейрбон-систем, где слот расширения отсутствует, высокоскоростной последовательный интерфейс для подключения профессионального звукового устройства зачастую безальтернативен.

Внешних звуковых интерфейсов с шиной USB у M-Audio в данный момент больше, но многоканальность там отсутствует, либо ограничена по частоте семплирования. В отличие от USB, большая пропускная способность шины IEEE1394 позволяет передавать многоканальный PCM поток в больших разрешениях. Для FireWire 410 это 192 кГц на выход и 96 кГц на вход.

В качестве преобразователей в FireWire 410 применяется 2 стереоЦАПа AKM AK4381 24 бит 192 кГц (THD+N -94 дБ, DR 108 дБ), 6-канальный ЦАП AKM AK4355 24 бит 192 кГц (THD+N -90 дБ, DR 106 дБ), 24 бит 96 кГц стереоАЦП AKM AK5380 (THD+N -94 дБ, DR 105 дБ).

Коммутация и управление

Контрольная панель











Direct monitoring

FireWire 410 поддерживает технологии: ASIO direct monitoring, ASIO tape-type monitoring и WDM/MME input monitoring.

ASIO direct monitoring поддерживается в приложениях с ASIO 2.0 API. В режиме ASIO direct monitoring приложение посылает входной сигнал на выход звукового ASIO устройства минуя приложение. Преимущество такого подхода заключается в полном отсутствии задержки (latency) при прохождении сигнала. Однако так как сигнал минует приложение, на вход нельзя наложить эффекты в реальном времени. Тем не менее, ASIO direct monitoring позволяет управлять уровнем мониторинга входов на аппаратном уровне (фактически, это дублирование органов управления контрольной панели FireWire 410 напрямую из приложения).

ASIO tape-type monitoring — входной сигнал проходит при мониторинге через приложение. В этом случае задержка будет зависеть от мощности PC и установки размера буфера в семплах. Такой мониторинг активен только в режиме записи. В режиме воспроизведения входы отключаются, что удобно при частой записи-воспроизведении.

WDM input monitoring — то же самое, что ASIO tapetype monitoring, только для WDM-приложений.

В случае использования не ASIO приложений, без поддержки WDM input monitoring (Cakewalk версии 9 или раньше) имеется возможность задействовать собственную поддержку аппаратного мониторинга в контрольной панели FireWire 410 для аналоговых и S/PDIF входов.

Однако разработчики из M-Audio пошли дальше. Они создали в контрольной панели FireWire 410 специальный виртуальный посыл на эффекты AUX SENDS, который, при должном роутинге, позволяет накладывать эффекты в режимах direct monitoring. Уровень посыла также регулируется для каждого выхода. В документации подробно на примерах описывается схема работы с контрольной панелью в разных режимах.

Измерения

Качество звука мы традиционно оцениваем в субъективных тестах и измерениях в RMAA. Прослушивания и объективные результаты тестов взаимно дополняют друг друга, позволяя получить максимально информативную оценку о качестве воспроизведения и записи звука.

Мы столнулись с тем, что уровень сигнала на выходе был меньше стандартного на 6 дБ, по отношению к стандартному уровню выходного сигнала -10 dBV. (Такая же ситуация была при измерении M-Audio Revolution 7.1) Это может затруднить сопряжение с оборудованием, не имеющим подстройки уровня.




Для преодоления такого неудобства при измерениях можно либо подстроить уровень сигнала в аналоге до АЦП (так мы делаем при измерении AC'97-кодеков), либо нормализовать сигнал в цифре, что до RMAA 5.4 было связано с использованием внешнего WAV-редактора. Теперь же мы ввели опцию нормализации прямо в тест, оставив её включенной по умолчанию.

Мы приводим результаты тестирования наиболее качественного линейного выхода 1/2, с поддержкой 192 кГц. Остальные 6 выходов продемонстрировали схожие результаты.

Тестируемая цепь: M-Audio FireWire 410 line out 1/2 - Lynx Two line in
Режим работы: 16 бит, 44 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.05, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -92.3 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 93.9 Очень хорошо
Гармонические искажения, %: 0.0009 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.0066 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -92.9 Отлично

Общая оценка: Отлично (подробнее)

Тестируемая цепь: M-Audio FireWire 410 line out 1/2 — Lynx Two line in
Режим работы: 24 бит, 44 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.04, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -104.4 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 104.0 Отлично
Гармонические искажения, %: 0.0006 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.0030 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -100.2 Отлично

Общая оценка: Отлично (подробнее)

Результаты нормализованных измерений отличаются в показателях уровня шума, динамического диапазона и взаимопроникновения каналов на 6 дБ для 16 бит и на 5,5 дБ для 24 бит. Соответственно, даже если вы работаете в 44 кГц и в финале планируете получать фонограмму 16 бит, всегда устанавливайте режим 24 бит, как сохраняющий максимально возможный динамический диапазон сигнала.



Спектрограммы шумов и искажений весьма впечатляют: присутствует лишь вторая гармоника весьма небольшого уровня!

Тестируемая цепь: M-Audio FireWire 410 line out 1/2 — Lynx Two line in
Режим работы: 16 бит, 48 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.08, -0.04 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -92.8 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 94.1 Очень хорошо
Гармонические искажения, %: 0.0008 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.0056 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -93.5 Отлично

Общая оценка: Отлично (подробнее)

Тестируемая цепь: M-Audio FireWire 410 line out 1/2 — Lynx Two line in
Режим работы: 24 бит, 96 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.07, -0.04 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -104.3 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 103.9 Отлично
Гармонические искажения, %: 0.0007 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.0022 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -100.8 Отлично

Общая оценка: Отлично (подробнее)

Судя по АЧХ, режимы 96 кГц и 192 кГц у тестируемого устройства — полноценные, без намёка на передискретизацию.

Тестируемая цепь: M-Audio FireWire 410 S/PDIF out — Lynx Two S/PDIF in
Режим работы: 16 бит, 44 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -96.1 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 95.8 Отлично
Гармонические искажения, %: 0.0015 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.0041 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -97.9 Отлично

Общая оценка: Отлично (подробнее)

Тестируемая цепь: M-Audio FireWire 410 S/PDIF out — Lynx Two S/PDIF in
Режим работы: 24 бит, 96 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -147.7 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 133.1 Отлично
Гармонические искажения, %: 0.0000 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.0002 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -147.2 Отлично

Общая оценка: Отлично (подробнее)

Несмотря на отличные оценки, спектр цифрового интерфейса в режиме 16 бит 44 кГц — небезупречен. Причём, это проявляется как в тесте цифровой вход на выход самого устройства, так и с применением Lynx Two в качестве приёмника. Судя по показаниям частотомера нестабильность опорного генератора исключена. Наиболее вероятно, что в текущих драйверах на цифровой выход принудительно накладывается обработка (дизеринг при микшировании даже в верхнем положении фейдеров уровня, возможно что-то ещё). Вообще, регулировка громкости входа и выхода для S/PDIF интерфейса в профессиональном устройстве лично для меня не очень понятна. Возможно, производителю удастся устранить проблемы в будущей версии драйверов.

Субъективные тесты

При субъективном тестировании качества звукового тракта использовались студийные мониторы Event 20/20bas, а также тракт из подключенного по аналогу в режиме direct ресивера Pioneer AX5i (один из лидеров в своём классе) и колонок B&W 60X S3 (с кевларовыми динамиками и прецезионными пищалками Nautilus). В качестве референсного устройства при сравнении использовалась звуковая карта Lynx Two.

Звучание M-Audio FireWire 410 соответствует своему классу и подходит для своего назначения. Характер звука нейтральный, без тембрального окраса и сколько-нибудь заметных искажений. Отличие от референсного звучания — в чуть меньшей резкости атаки, а также упрощенности тембров. С одной стороны, чуда не произошло, и, несмотря на внешнее исполнение, качество звучания осталось на том же уровне полупрофессиональных PCI звуковых карт (а что вы хотели получить с той же самой начинкой?). С другой — недостатки по сравнению с устройствами высшей ценовой категории проявятся лишь на весьма дорогом контрольном тракте, так что M-Audio FireWire 410 можно с успехом использовать с начальными и средними моделями студийных мониторов, скажем BX5 от того же производителя. На наш взгляд, такая система будет наиболее сбалансированной.

В профессиональных приложениях мы не встретили проблем. В Cubase SX2 карта уверенно работала при буфере 256 семплов и задержкой менее 10 мс для 44,1 кГц. При этом загрузка CPU по сравнению с внутренней PCI картой была в среднем больше лишь на 2-3 процента, не превышая 8 процентов на Pentuim-4 2,53 ГГц. Многоканальность позволяет использовать M-Audio FireWire 410 для сведения 5.1 или даже 7.1 звуковых дорожек.

Хоть это и не обязательно для профессиональных устройств, у M-Audio FireWire 410 корректно работает драйвер DirectSound, позволяя использовать устройство, скажем, в WinDVD для прослушивания музыкальных DVD-Video дисков. При этом многоканальность появляется, если выставить многоканальную конфигурацию в стандартных настройках звукового устройства Windows и поставить первичным устройством M-Audio FW Multi.

Выводы

M-Audio FireWire 410 — современное многофункциональное внешнее звуковое устройство с интерфейсом IEEE1394, не имеющее никаких компромиссов по сравнению с PCI-решениями. FireWire 410 вполне можно рассматривать как высококачественное законченное решение в среднебюджетную студию на базе современного PC. А уникальная функция виртуального посыла на эффекты AUX SENDS позволяет сочетать преимущества direct monitoring с возможностью наложения real-time эффектов, если это понадобится.

Из выявленных недостатков — несколько меньший уровень сигнала на линейных выходах, по сравнению с -10 dBV. Имеются огрехи в спектре цифрового выхода, что, вероятно, может быть исправлено в будущих версиях драйверов.

Плюсы

  • лёгкость коммутации, не занимает PCI-слот;
  • 4 входных, 10 выходных каналов, раздельно регулируемых;
  • 2 линейных входа, 8 аналоговых выходов, полноразмерные разъёмы 1/4″;
  • поддержка 24 бит 192 кГц стерео, плюс 6 каналов 24 бит 96 кГц;
  • два универсальных XLR/TRS микрофонных/линейных входа с регулировкой уровня и фантомным питанием;
  • два регулируемых выхода на наушники;
  • полный набор цифровых S/PDIF интерфейсов: оптический, коаксиальный входы/выходы;
  • MIDI интерфейсы, с возможностью работы в MIDI Thru (цепочка из MIDI-устройств).

Минусы

  • уровень линейного сигнала ниже стандартного;
  • огрехи в спектре S/PDIF-выхода.


M-Audio FireWire 410
предоставлен на тестирование компанией
Мультимедиа Клуб

27 апреля 2004 г.
Максим Лядов