ProSound.iXBT.com

ADAM Audio — секрет студийных мониторов

Максим Лядов

Нашим читателям хорошо знакомы немецкая компания ADAM Audio. Ссылки на обзоры мониторов, которые нисколько не потеряли своей актуальности:

ADAM S5X-H — четырёхполосные активные мейн-мониторы

Активные студийные мониторы ADAM F5

Активные студийные мониторы ADAM F7

Активные студийные мониторы ADAM A8X

ADAM ARTist 5 — мониторы и не только

Активные мониторы ближнего поля Adam A7X

Активные мониторы ближнего поля Adam A5X

Мы неоднократно публиковали интервью с господином Клаусом Хайнцем, основателем компании, с выставки во Франкфурте. И в этот раз в качестве подарка в конце статьи будет обращение Клауса Хайнца к российским читателям.

Ссылка для скачивания видео файла

ADAM Audio - это абревиатура от слов Advanced Dynamic Audio Monitors, звуковые мониторы с улучшенной динамикой. Что это означает? Высокий КПД, высокая линейность, новаторский подход к построению всего монитора, предлагаемого при этом по доступной цене.

В первую очередь, это полностью немецкие колонки. Запчасти к ним разработаны и созданы в Германии, и там же в Берлине идёт их сборка.

Клаус Хайнц, основатель компании ADAM Audio, в своё время познакомился с американским ученым немецкого происхождения Оскаром Хейлом и доработал его открытие до серийного образца. Принцип действия ВЧ-излучателей основан на научной работе доктора Оскара Хейла «Air Motion Transformer», вышедшей в 1972 году, но сам динамик был серийно выпущен лишь в наши дни, во многом благодаря развитию технологий и появлению новых материалов.

Находящейся в магнитном поле катушкой является сама мембрана, выполненная в виде гофрированной ленты, на поверхность которой змейкой нанесен проводящий слой. Лента сжимается и разжимается в поршневом режиме, перемещая в 4 раза больше воздуха, чем шелковая мембрана той же площади. КПД увеличивается многократно. Улучшается равномерность частотной характеристики, снижаются искажения.

  

Это резко контрастирует с понятием "ленточная пищалка" и большинством подобных конструкций. Обычная лента в магнитном поле не имеет преимуществ по сравнению купольной пищалкой, так как быстро выскакивает за магнитное поле, но "зато" имеет низкую перегрузочную способность и плохой КПД. Мы все слышали, как играют "ленточные" мониторы Behringer 3000-й серии. Это пример, как не надо делать ленточные динамики. Потому что их на голову обходят гораздо более дешевые мониторы Behringer 2000-й серии с купольной пищалкой. Так что "не всё то золото, что блестит"! Будьте внимательны и СЛУШАЙТЕ до покупки.

Первое ожидание слушателя, впервые видящего мониторы ADAM: "сейчас звук будет какой-то не такой". Постарайтесь, чтобы зрение не диктовало вам ощущения от звука. Чтобы проблем не возникало, необходимо оценивать пищалки ADAM на записях инструментов с минимальной обработкой. Лучше ансамблей и малых составов, чтобы правильно оценивать натуральность передачи тембров, реверберации и стереопанорамы. Одна гитара с вокалом тоже подойдёт, если вы не любите классику. Либо используйте вступление композиции, где ещё не началась каша из звука. Электронная музыка тоже подойдёт, так как она насыщенная 3D эффектами и обработками, которые чувствительны к качеству твиттеров. На мониторах с плохими ВЧ всех этих нюансов вообще не слышно. Звук мутный, с недостатком ВЧ и никакого объема не чувствуется. Увы и ах, если мониторы не пригодны для использования, на них не звучит никакой жанр музыки. Обычная реакция человека, который впервые услышал мониторы ADAM: ВОТ ЭТО ДА! Детальность потрясающая! Как они этого добились?

Где и как создают фирменные ART динамики? Их производят только на собственном заводе ADAM Audio в Германии. Динамики не лепят в Китае в подворотне и не закупают вагонами на чёрном рынке. Так как в правдивость этих слов никто не верит (что это вообще за компания ADAM Audio, мы о такой за 50 прежних лет не слышали), ADAM Audio регулярно устраивает экскурсии к себе на завод и выкладывает ролики об этом в открытый доступ.

Так как нас не пригласили в состав группы российских журналистов, которых возили на экскурсию на завод в Берлин, мы воспользуемся иллюстрациями из роликов в интернете. Самый любимый журналист для компании ADAM Audio - это, конечно, редактор английского журнала Sound on Sound, Пол Уайт. Кстати, Пол автор замечательной книжки "Творческая звукозапись", которая уже не один десяток лет гуляет по русскоязычному интернету.

Журнал Sound on Sound ежегодно даёт компании ADAM Audio награду "Мониторы Года", с момента их появления. В общем-то, с таким громким названием, как мониторы года, можно долго спорить. Но массовый выбор в пользу ADAM реальных коммерческих студий звукозаписи и пользователей - вот это оспорить сложно. Мы сами за свои деньги купили несколько моделей мониторов ADAM Audio и не очень жалеем. По каким-то отдельным параметрам прочие производители, Genelec, Focal, и прочие, довольно успешно конкурируют с немцами, но с учётом низкой цены на младшие модели серии AX, ADAM Audio пока не имеет равных. Если только не упоминать историю с цифровыми мониторами EVE Audio - очень близко, но не оригинал.

Фабрика ADAM Audio в Берлине средних размеров. СЧ и НЧ динамики немецкого производства поступают сюда уже готовыми. Кстати, стоимость их такова, что они, при покупке в розницу, стоят ровно половину розничной цены мониторов. Клаус Хайнц часто шутит, что он занимается социальной деятельностью - является посредником между производителями динамиками и конечными пользователями. В 2014 году компания чуть не доигралась с демпингом на рынке мониторов и оказалась на грани разорения, объявив о банкротстве. К счастью, директор компании нашёл немецких инвесторов для продолжения бизнеса. Однако, в таких сложных условиях выпустить новые модели на рынок компании не удалось. Предыдущие бюджетные мониторы серии F не оправдали надежд, так как рынок их встретил прохладно. Но не будем говорить только о проблемах - удачных моделей у компании намного больше.

Цех проверки готовых изделий и упаковки.

Многополосные колонки ADAM Audio в небольшом зале для прослушивания.

Расскажем о создании динамиков. В производстве заняты женщины. Вероятно по той же причине, почему только женщины собирают вручную механические часы - мужской пот с пальцев слишком едкий и разъедает металл с течением времени.

В начале процесса сборки динамиков рабочему поступают заготовки ленты. Как можно видеть, площадь поверхности излучателя намного больше, чем у традиционных купольных пищалок. Блекло-желтый цвет пленки был у более старых моделей A и S серий. Насыщенный жёлтый у новых серий AX, SX и F.

На крупной иллюстрации хорошо видна структура дорожек. Правда, ни один китаец так и не смог сделать сносную реплику данного динамика. Почему-то у китайских колонок звук пока получается не очень. Вероятно, сказывается стремление сэкономить на материалах и технологиях. Да и в век интернета внешний вид в интернет-магазине важнее звука.

Далее лента помещается в специальные тиски, где формируется гармошка.

Вся сборка одного динамика ART занимает где-то 15 минут. Никаких сложных операций нет.

Пластины кладутся одна за одной и зажимаются струбцинами. За один раз получается сразу два динамика.

Чтобы обеспечить герметичность динамика, пространство по бокам заливается клеем-герметиком.

Хотя процесс изготовления выглядит достаточно примитивным, все шаги выверялись в течении нескольких лет. Результат - одинаковое звучание любых двух ART пищалок. Когда другие производители имеют настолько кривые динамики, что мониторы приходится подбирать и продавать парами. Конечно, такое расхождение характеристик выдаётся за огромное преимущество - мол, вон как китайский производитель B заботится о своих покупателях - измеряет и подбирает два одинаковых ботинка в пару. Не то, что какой-то немецкий производитель A, где так делать даже не приходится - никому в голову не придёт продавать два примерно одинаковых бракованных динамика - их просто снимают с линии и отправляют в мусорку.

С боков мембрана удерживается пластиковыми гребенками.

Теперь динамик приклеивается к пластиковой панели, который потом привёртывается к корпусу монитора.

Одна половинка готова.

Осталось подпаять два проводка и прикрепить магнитную систему.

Центрирующие винты, 4 штуки, надежно скрепляют половинки.

Возможно, этот процесс можно автоматизировать или упростить, но тогда количество брака неизбежно возрастёт, а это никому не нужно.

Все отверстия тщательно герметизируются.

Лужение провода.

Установка платы с контактами.

Пайка проводов к контактам.

Проверка ВЧ-динамика на разброс параметров в специальной камере.

Можно проверять как отдельный динамик, так и готовый монитор, места установки указаны.

Отбраковка некондиции по установленным жёстким допускам на АЧХ и искажения.

Усилители поступают в готовом виде. Для самых старших моделей усилители делает датская компания Bang&Olufsen. Это Hi-End усилители ICE Power. Для младших моделей используются простые усилители, точно такие же как у всех производителей. LM3886 не мешает обыгрывать конкурентов.

Все операции производятся вручную, включая сборку мониторов. Зарплаты и налоги в Германии повыше, поэтому мониторы ADAM стоят дороже продукции типичных китайских производителей.

Проверка АЧХ колонки в сборе. Безэховая камера важна только для проектирования.

Для отбраковки продукции требования к помещению несущественны, особенно если это огромный зал с 10 метровым потолком.

Послушать колонки можно и в специальном помещении.

Помимо студийных мониторов, в ассортименте компании есть небольшая линейка Hi-End колонок для домашнего кинотеатра и для компьютера. Серия ARTist очень сильно недооценена покупателями активных колонок для дома. При той же цене и том же звуке, как у серии AX, у колонок лаковое покрытие и USB вход для компьютера, помимо обычных RCA и XLR.

Клаус Хайнц может сыграть вам классику на фортепиано. Интересно, много ли музыкантов среди владельцев китайских мебельных фабрик? Что мы вообще знаем о компаниях и их владельцах?

Клаус Хайнц рассказывает, что начинал с нуля, в гараже. С построения многополосных высококачественных систем для энтузиастов звука. Сначала не было даже мыслей делать массовое производство мониторов. Однако после первой же AES выставки Клауса попросили сделать именно активные стерео мониторы. Сейчас ADAM Audio захватили уже 5% рынка мониторов. На рынке по-прежнему 90% дешевых мониторов. В количественном отношении, на рынке продаются только модели стоимостью $200.

Лаборатория инженеров ADAM Audio. На экране расчёт кроссовера многополосной модели.

Модельный ряд для такой небольшой компании просто огромен, но самые удачные модели на сегодня - это ADAM A5X и A8X.

Пол Уайт сравнивает звучание Yamaha NS10m Studio и ADAM A7. Мониторы роднит то, что у обоих практически нету НЧ, но зато феноменальная, для своего времени, детальность звука и атака. Побеждают ADAM A7 и именно их Пол использует далее для оценки аппаратуры. Далее компания ADAM Audio прислушивается к пожеланиям пользователей и выпускает AX серию с очень большим акцентом на НЧ. Подробности о конкретных моделях можно почитать в обзора, ссылки на которые есть вверху статьи.

Обращение Клауса Хайнца к русскоязычным читателям, которое мы ещё не публиковали:

Ссылка для скачивания видео файла

Основатель и директор ADAM Audio, Клаус Хайнц передаёт привет всем читателям ProSound. Он хотел бы побывать в Москве и увидеть русских музыкантов. Как он уже говорил в прошлогоднем нашем видео интервью, Россия для него - это прежде всего классическая музыка. Ему нравится Чайковский, Прокофьев. Как пианист, Клаус считает Прокофьева самым интересным композитором и самым сложным для исполнителя. Он также восхищается Святославом Рихтером, крупнейшим пианистом 20 века, чей репертуар охватывал практически весь спектр музыки.