ProSound.iXBT.com

Активные студийные мониторы ADAM F5 — младшая 5" модель бюджетной серии F

Григорий Лядов

По многичисленным просьбам наших читателей мы продолжаем знакомство с мониторами ADAM бюджетной F серии. Сегодня в обзоре младшая, самая компактная модель с пятидюймовым НЧ-динамиком. Напомним, вся серия F впервые для немецкого производителя делается в Китае. По словам ADAM, при производстве массовой продукции с доступной ценой сегодня нет никакой другой возможности, кроме переноса производства в азиатские страны. В Германии практически не осталось промышленности, а та что есть, предлагает слишком высокие цены и скудный выбор. Даже если что-то ещё и делается в Германии, большинство сырья приходится экспортировать из Китая. Так не проще ли переместить всё производство и сборку в Китай? К сожалению, это лишь частичное решение проблемы. При падении затрат резко возрастают проблемы с качеством. Мало того, хитрые китайские подрядчики могут производить контрафактную продукцию, используя предоставленные им технологии, во "вторую смену" или в помещении через дорогу и продавать потом продукцию по теневым каналам. Чтобы этого не происходило, твиттеры ART приходят с немецкой фабрики в Китай готовыми, прямо на китайский сборочный конвейер. Таким образом обеспечивается контроль качества комплектующих. Глава компании, Клаус Хайнц, пояснил нам в интервью, что НЧ-динамики разработаны "с нуля" в компании ADAM специально для серии F, чтобы не платить стороннему немецкому производителю за очень дорогие динамики как в сериях AX и SX (где более половины себестоимости мониторов приходится именно на НЧ-головки). Всё это позволило приблизить цены на мониторы ADAM к народу.

Ранее мы рассматривали семидюймовую модель F7, которая, на наш взгляд, получилась не столь удачной, как могла бы быть. Сравнительно высокая розничная цена, ещё и подогретая интересом к только что вышедшей новинке, забрасывала модель к более именитым конкурентам. Качество звучания бюджетной (по мерка ADAM!) серии F не дотягивает до мониторов профессиональной AX-серии, при этом цена на F7 приближена к пятидюймовой модели A5X.

По этой причине мы заранее делали нашу ставку именно на младшую модель, F5. Её стоимость в российских магазинах составляет порядка 12 тыс. рублей за один монитор. Таким образом, ADAM F5 лучше вписываются в концепцию массового продукта и выглядят намного более привлекательно.

Отличия между F5 и F7 минимальны. ВЧ излучатели абсолютно одинаковы, настройки и способы подключения этих моделей аналогичны. Разница, по сути, только в размере НЧ-динамика и в габаритах корпуса.

Акустическим оформлением мониторов всей F серии является схема "фазоинвертор". Щелевой порт фазоинвертора выведен вперед, что позволяет устанавливать акустику в непосредственной близости от стены.

Спереди расположены два индикатора питания. Красный горит при включении питания и в режиме энергосбережения, зеленый — при подаче сигнала и при выходе усилителя из режима сна.

Размер диффузора, включая подвес, составляет 12 сантиметров, что примерно соответствует моделям A5 и A5X. Однако на этом схожесть заканчивается, так как материал диффузора отличается. У мониторов серии AX диффузор НЧ-динамиков более совершенный, он имеет трехслойную структру Carbon fiber/Rohacell/Glass fiber. Диффузор мониторов F серии изготовлен из комбинированного материала "стекловолокно/бумага".

Ленточные твитеры X-ART для мониторов серии F также проектировали заново. Особенностями данных пищалок является меньший размер и мощность (по сравнению, например, с твитерами в мониторах AX).

В мониторах предусмотрено балансное подключение посредством комбинированного XLR/TRS разъема. Кроме этого имеется RCA вход, для небалансного подключения. Функция StereoLink отсутствует.

В секции настроек звучания предусмотрена эквализация высоких частот ("EQ >5kHz"), нижних частот ("EQ < 300Hz"), и выключатель стандартного ФВЧ "HP 80 Hz (Sat)" для согласования мониторов с субвуфером. Необычным является диапазон регулировок – целых 12 дБ! Результат работы настроек мы наглядно сможем увидеть ниже, в разделе измерений. Над тумблером обрезного фильтра находится резиновая заглушка. Под ней имеется миниатюрный регулятор, позволяющий изменять чувствительность отдельно твитера. Примечательно, что нигде в руководстве об этом не сказано. Что это за регулятор, мы выяснили опытным путем, с помощью измерений в RMAA. Вероятно, не стоит его подкручивать без острой необходимости.

Усилитель в мониторах F5 и F7 выполнен в классе A/B, по этой причине для отвода тепла необходим мощный радиатор. Но в нашем случае он не выведен наружу, а находится внутри корпуса колонки. Это сделано для того, что бы радиатор не мешался при настенном креплении колонок. Сзади монитора в металлической пластине предусмотрены два резьбовых отверстия для стандартного кронштейна.

В усилительном тракте производитель используется две микросхемы TDA7294 от компании STMiroelectronics. Это микросборки на основе так называемых DMOS (double-diffused metal-oxide-semiconductor).

Микросхемы TDA7294 достаточно мощные и хорошо себя зарекомендовали у сотни производителей. При напряжении питания +/- 25 В уровень мощности достигает 100 Вт при менее 0,1% искажений.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50 (стоимостью $1850), с паспортными данными:

  • серийный номер микрофона: 9291C
  • чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
График АЧХ, измеренные на оси ВЧ-динамика, при нулевом
положении всех регуляторов

Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора EQ > 5 kHz

Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора EQ < 300 kHz

Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
тумблера HP 80 Hz (Sat.)

Звучание

Звучание F5 следует признать одним из лучших среди не ADAM-овских мониторов аналогичного форм фактора. Безусловно следут учитывать характерное звучание, связанное с конструктивными особенностями малогабаритных колонок: это отсутствие НЧ-диапазона ниже 80 Гц и внятной нижней области средних частот. Однако эти недостатки присущи всей акустике с малым размером диффузора НЧ-динамика. Мы обращаем на это внимание, чтобы в последствие избежать некорректного сравнения ADAM F5 с более габаритными мониторами, которые стоят примерно одинаковыми.

Напоминаем, что самым главным достоинством мониторов ADAM F5 является звучание на средних и высоких частотах. Но нижняя область средних частот у мониторов F5 звучит не убедительно. Поэтому мы настоятельно рекомендуем воспользоваться обрезным фильтром и немного подавить нижнюю облаcть. Это устранит бубнение фазоинвертора и существенно снизит резонанс в нижнем диапазоне. Выход из описанной ситуации один, использование сабвуфера или переход на 6.5-8" мониторы.

Стоит сказать пару слов о звучании в ВЧ-диапазоне. Да, детальность на высоких не такая как у мониторов AX-серии, однако это по прежнему качественные адамовские верха, выгодно отличающие акустику ADAM от остальных мониторов. Разумеется речь идет о недорогих моделях мониторов с тканевыми купольными пищалками. Здесь стоит также напомнить, что многие китайские производители пробуют сегодня оснащать свои мониторы ленточными твитерами как дань моде. Но, скажем прямо, получается у них не очень и звук выходит намного хуже, чем даже у традиционных купольных твитеров! В этом вся разница: 20 лет исследований излучателей Хейла в лабораториях ADAM в Германии с одной стороны, а с другой - попытка безродных производителей из Азии скопировать внешний вид ленточников, из не самых подходящих подручных материалов, в надежде на глухоту слушателя и низкую цену готового продукта.

Выводы

Выводы по мониторам ADAM F5 аналогичны нашим выводам по итогам тестирования старшей модели F7. Мониторы серии F представляют собой массовую акустику начального уровня, предлагаемую по доступной цене. И если поначалу стоимость на появившиеся мониторы всей серии была несколько завышенной, то теперь она закономерно снизилась я представляется более оправданной. Как мы и предполагали, младшая модель F5 является более удачной, так как обладает хорошим звучанием по гораздо более привлекательной цене.

По началу мы расстроились, что F-серия не стала таким прорывом, как это произошло с мониторами ADAM A/AX. С другой стороны, благодаря появлению F-серии теперь у множества пользователей появилась возможность приобщиться к фирменному качественному звучанию ADAM. Помимо этого, появление F-серии еще больше укрепило позиции мониторов AX, как образец крайне удачных профессиональных мониторов, доступных по цене не только коммерческим студиям. Компании ADAM и Клаусу Хайнцу лично можно только искренне пожелать продолжать работу в выбранном направлении. Мы ждём дальнейшего роста качества и падения цен на готовую продукцию.

 

Мониторы ADAM F5 предоставлены на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU