Arturia V Collection 8 — коллекция виртуальных инструментов Arturia 2020 года

Григорий Лядов

В уходящем 2020 году компания Arturia анонсировала новую версию популярной коллекции виртуальных инструментов V Collection 8. Представленная версия библиотеки пополнилась четырьмя совершенно новыми инструментами Jun-6 V, Emulator II V, Vocoder V и OB-Xa V. Таким образом, обновленная версия библиотеки V Collection 8 насчитывает уже 28 оригинальных инструментов, обладающих уникальными особенностями и полноценными настройками. Среди уже существующих инструментов были переработаны Jup-8 V4 и Stage-73 V2. Кроме этого небольшие улучшения получило приложение Analog Lab, объединяющее пресеты и инструменты всей библиотеки.

Практически все инструменты, входящие в состав V Collection, представляют собой программные версии легендарных винтажных клавишных инструментов прошлого столетия. Четыре новых инструмента, добавленных в текущую версию библиотеки продолжают эту концепцию и являются точными копиями одноименных культовых устройств.

Напомним, что звучание всех виртуальных инструментов Arturia полностью моделируется, в них не используются семплы. Это позволяет добиться яркого и выразительного звучания с глубокими и самыми разнообразными настройками, недоступными в семплерных решениях. Arturia своих продуктах старается максимально точно воссоздать тембры с учетом всех особенностей электрических схем и механизмов, используемых в оригинальных инструментах того времени. Но помимо достоверной эмуляции, программные аналоги Arturia оснащены и дополнительными современными возможностями. Такими как пресеты, автоматизация, модуляция, современные эффекты и многое другое. Каждый из виртуальных инструментов может быть использован как VST, AU и AAX плагин, или в качестве самостоятельного автономного приложения.

Сегодня мы заострим внимание на четырех новых инструментах и рассмотрим изменения, произведенные в Analog Lab 5.

Analog Lab V

Инструмент Analog Lab служит, в первую очередь, для быстрого доступа ко всем установленным инструментам коллекции V Collection и удобную навигацию по всем их пресетам. Разумеется, каждый инструмент может быть использован и по отдельности, как самостоятельный плагин или приложение. Однако гораздо удобнее осуществлять поиск необходимого тембра из Analog Lab, отсортировав пресеты всех инструментов по разнообразным тэгами.

Любопытно, что Analog Lab V предлагается не как обновление к уже существующей четвертой версии, а как совершенно новая программа, которая устанавливается отдельно от Analog Lab 4 и работает как еще один дополнительный инструмент коллекции.

В версии Analog Lab V ничего кардинального не изменилось, все улучшения связаны преимущественно с оптимизацией интерфейса программы. Окно программы во всех режимах работы теперь темно серого, почти черного цвета. Благодаря появлению красочных иконок поиск подходящего звука стал более интуитивным. Впрочем, прежняя сортировка по имени пресета, стилю, банку и избранному сохранилась тоже. Что касается пресетов, то их количество у Analog Lab V увеличено в два с половиной раза и составляет более 2000 разнообразных конфигураций, включая интересные тембры от именитых композиторов и саунд дизайнеров.

Наиболее интересные параметры синтеза, эффективно влияющие на тембр звука, выведены на макросы. При использовании MIDI-контроллера Arturia макросы уже назначены на все крутилки устройства и сопоставляются автоматически. Это крайне удобно. При быстром поиске подходящего тембра двумя движениями энкодера можно оперативно выявить возможности преобразования и гибкость настроек.

Программа имеет два режима отображения выбранного тембра Studio и Stage. Как и прежде в Analog Lab V реализован мульти режим, позволяющий одновременно загрузить два тембра и использовать их как один двухслойный инструмент или ограничить диапазон для каждого тембра.

В секции с эффектами можно использовать два эффекта на выбор, а также послать сигнал на шину с дилеем и шину с реверберацией. Кроме этого, в мастер секции предусмотрен трехполосный эквалайзер. На первый взгляд, представленные возможности по обработке сигнала в Analog Lab не так широки. Однако не стоит забывать, что помимо этого в каждом отдельном инструменте предусмотрен свой блок с эффектами.

Дополнительный режим Stage предназначен для сценического использования и позволяет оставить на экране лишь графическое отображение используемого инструмента и список заготовленных для выступления пресетов. Как правило, для выступления необходима лишь смена инструмента и регулировка макросов с помощью MIDI-контроллера. В этом смысле режим Stage выглядит идеальным решением.

Ну и конечно же стоит упомянуть о встроенном в приложение Analog Lab онлайн магазине дополнительных пресетов. Прямо из программы можно открыть интересующий набор пресетов, попробовать поиграть свою мелодию предлагаемыми тембрами и осуществить покупку данного пака. Магазин довольно регулярно пополняется новыми звуками от самых разных музыкантов и саунд инженеров.

Jun-6 V

Инструмент Jun-6 V представляет собой точную копию синтезатора Roland Juno-6, который был впервые выпущен в 1982 году. Полифонический аналоговый синтезатор Roland Juno-6 был очень популярен по причине своей невысокой стоимости и набором возможностей флагманской модели Jupiter-8. И хотя, по сравнению с топовым синтезатором Juno-6 был сильно упрощен, его простота, удобное управление и мощное звучание пришлись по душе многим музыкантам. Характерный звук Juno-6, во многом, обусловлен использованием хоруса, который придает тембрам синтезатора ширину и объемность.

В основе Jun-6 V лежит всего один аналоговый осциллятор с пилообразной формой волны. К нему предусмотрена возможность подмешивания прямоугольной формы волны с изменяемой шириной импульса, суб-осциллятора и белого шума. В секции фильтра используется обрезной фильтр низких частот 6 дБ на октаву и резонансный фильтр с крутизной спада 24 дБ на октаву.

В оригинальном инструменте в качестве источников модуляции используется одна ADSR огибающая и LFO. Программная версия синтезатора может порадовать дополнительной огибающей ENV2 и еще одним LFO2, что заметно расширяет возможности модуляции. Они располагаются на дополнительной панели управления, которая включает в себя секцию назначения параметров MIDI клавиатуры и два дополнительных эффекта.

Как мы уже писали, одной из важнейших особенностей синтезатора Jun-6 V является используемый эффект хоруса. С его помощью удается достичь широкого стереозвука с плотным звучанием, как если бы синтезатор имел несколько осцилляторов. Он работает по принципу посыла сигнала на две линии задержки с фиксированным разнесением по панораме. Величина задержки модулируется LFO, который постепенно изменяет высоту тона обрабатываемого сигнала. Эффект стерео хоруса достигается изменением обратной скорости задержки для левого и правого каналов и последующей комбинации обработанного и необработанного сигнала. Как и у оригинального синтезатора в Jun-6 V предусмотрено два режима разной интенсивности модуляции хоруса.

Встроенный арпеджиатор Jun-6 V очень простой и полностью повторяет аппаратную версию. Он имеет три направления воспроизведения, регулировку диапазона и скорости воспроизведения. А вот режима аккордов в оригинальном синтезаторе не было. Он позволяет играть заданные аккорды одной клавишей, что особенно пригодится при использовании вместе с арпеджиатором. Предусмотрены уже готовые аккорды, вместе с тем имеется возможность создать свой собственный вариант.

Синтезатор Jun-6 V содержит более 180 разнообразный пресетов удобно отсортированных по тегам. Демо версию и примеры звучания Jun-6 V можно найти на официальной странице производителя.

Emulator II V

Инструмент Emulator II V является программной копией аппаратного 8-битного семплера E-Mu Emulator II, выпущенного в 1984 году. Для своего времени инструмент получился очень прогрессивным. Семплер позволял создавать восьмислойные тембры и при этом был полифоническим. Он позволял воспроизводить восьми звуков одновременно. Важно, что для каждого голоса был предусмотрен свой фильтр, огибающая и LFO. Кроме этого, E-Mu Emulator II имел свое характерное теплое звучание благодаря использованию в выходном каскаде аналоговых четырехполосных резонансных фильтров.

Arturia постаралась воссоздать в программном семплере Emulator II V все тонкости и особенности звучания оригинального инструмента. Ну и как водится добавила современные возможности в виде 32-х голосной полифонии, арпеджиатора, современных эффектов и дополнительной модуляции.

Для удобства и наглядности редактирования было добавлена графическое отображение всех настраиваемых параметров.

Для Emulator II было разработано большое количество разнообразных семплов, которые успешно использовались таким музыкантами как Стив Уандер, Хэрби Хэнкок, Питер Габриэль, Жан-Мишель Жарр, Depeche Mode, Enigma, Pet Shop Boys и многие другие. С Emulator II V у пользователей появилась возможность использовать все эти легендарные звуки в своих проектах. В комплекте с семплером идет 250 оригинальных пресетов, наполненных духом того времени. Вместе с тем, семплер Arturia позволяет загружать свои собственные семплы, для использования на них средств обработки Emulator II V.

Демо версию и примеры звучания Emulator II можно найти на официальной странице производителя.

Vocoder V

При создании Vocoder V Arturia черпал свое вдохновение из лучших моделей классических аппаратных вокодеров. По словам производителя при создании вокодера была цель сделать инновационный инструмент с гибким управлением и высоким качеством звука, использующий многолетний опыт Arturia в области синтеза, модуляции и эффектов.

Традиционные аппаратные вокодеры имеют очень ограниченные возможности. Как правило, в качестве модулятора используется микрофонный вход, а носителем является простой синтезированный сигнал, вроде пэда. Vocoder V оснащен более продвинутыми возможностями. В качестве модулятора можно использовать не только микрофонный вход, но и проигрыватель семплов. А носителем в Vocoder V является полноценный синтезатор с выбором форм волны и модуляцией.

Встроенный семплер позволяет загрузить 12 аудио фрагментов и работает по принципу воспроизведения многослойных библиотек. 12 нот малой октавы являются управляющими, с их помощью производится переключение загруженных семплов, для игры ими в оставшихся трех октавах. В вокодере уже предусмотрена часть готовых к использованию семплов: человеческий голос; разнообразный шум; звуки ударных и других музыкальных инструментов.

Используемый в вокодере синтезатор довольно интересный. Он использует два генератора с четырьмя формами волны на выбор. При желании второй осциллятор может служить модулятором первого генератора. В расширенных настройках предусмотрена LFO модуляция и шесть дополнительных источников модуляции для назначения. Из интересного стоит также отметить наличие режима аккордов и плавную регулировку от одноголосного до полифонического звучания, посредством изменения параметра глиссандо.

Для модулятора предусмотрена 16 полосная эквализация, позволяющая повысить разборчивость или ослабить определенные частоты из сигнала, который будет синтезирован вокодером. Однако это не все, в вокодере Vocoder V можно избирательно назначить модулирующую частоту для несущего сигнала синтезатора. Например, чтобы низкие частоты голоса порождали только высокочастотный сигнал синтезатора. Весь диапазон также разделен на 16 полос, а назначение реализовано в виде патч бея с виртуальными проводами. Выглядит это очень удобно и привлекательно. Также здесь предусмотрено управление атакой и релизом огибающей, а также изменение тембра с помощью различных необычных параметров синтеза. С их помощью можно добавить разборчивости или придать тембру более подходящий характер.

В целом, вокодер Vocoder V получился крайне интересным. Он выполнен в красивой графической оболочке, под стать остальным инструментам коллекции, имеет качественное звучания и большое количество разнообразных настроек. Демо версию и примеры звучания Vocoder VI можно найти на официальной странице производителя.

OB-Xa V

Инструмент OB-Xa V представляет собой реплику легендарных синтезаторов Oberheim OB-X и OB-Xa. Интересно то, что синтезаторы Oberheim OB-X и OB-Xа между собой конструктивно отличались. В более поздней модели OB-Xа производитель отказался от использования дискретных схем в пользу интегральных, что привело к более контролируемому и деликатному звучанию. Вместо двухполюсного фильтра стал использоваться четырехполюсный. Кроме этого, в OB-Xa перекрестная модуляция осцилляторов была заменена возможностью модулировать ширину импульса второго генератора, с помощью огибающей фильтра. Примечательно то, что виртуальный синтезатор Arturia OB-Xa V объединяет в себе возможности обеих моделей OB-X и OB-Xa, позволяя пользователям самим решать какой вариант для них более предпочтителен.

В основе синтезатора OB-Xa V лежат два независимых осциллятора с четырьмя формами волны: пила, треугольник, меандр, сочетание пилы и меандра. В качестве фильтра используется резонансный фильтр низких частот с переключением частоты среза с 24 дБ на октаву на 12 дб на октаву. Огибающие фильтра и амплитуды представлены в классической форме ADSR. Секция модуляции содержит настройки LFO, модулирующие частоту среза фильтра и высоту тона осциллятора, как у оригинального синтезатора. Расширенные возможности модуляции доступны в дополнительных настройках. Также следует отметить встроенный арпеджиатор, режим воспроизведения аккордов одной нотой, режим портаменто и возможность отдельного управления высоты тона второго осциллятора колесом питча.

Дополнительные возможности синтезатора, отсутствовавшие в оригинальных инструментах, включают в себя блок модуляции и модуль с эффектами. В окне модуляции можно использовать четыре дополнительных огибающих, которые назначаются практически на любой параметр синтезатора. Так как огибающую можно нарисовать какой-угодно сложной формы, она может выполнять роль как традиционной огибающей, так и дополнительной LFO модуляции или даже пошаговой секвенцией. Кроме этого, предусмотрена дополнительная "матрица модуляции", позволяющая назначить определенные MIDI параметры модулирующим источником. В секции эффектов можно использовать одновременно три эффекта разного типа. Доступно не только последовательное использование эффектов, но и параллельная обработка сигнала.

Демо версию и примеры звучания Vocoder VI можно найти на официальной странице производителя.

Выводы

Обновление коллекции виртуальных инструментов Arturia в 2020 году получилось довольно интересным. С каждой новой версией количество культовых инструментов в библиотеке V Collection неустанно растет, что не может не радовать. Все новые инструменты выглядят здорово и крайне интересно, в особенности синтезатор OB-Xa V и вокодер Vocoder V.

Очень важно, что производитель предлагает полнофункциональные демо версии всех своих продуктов, позволяющие пользователю самому попробовать возможности виртуальных инструментов в своих проектах. Кроме того, все инструменты Arturia доступны для покупки не только в составе V Collection, но и по отдельности.



Arturia Arturia V Collection 8 предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU