Arturia FX Collection 5 — обновление коллекции эффектов Arturia 2024 года

Компания Arturia продолжает радовать нас регулярным пополнением своей коллекция эффектов новыми продуктами. В 2024 году производитель добавил четыре новых эффекта. Это эмуляция классического эксайтера Bus EXCITER-104, лимитер Bus PEAK и два творческих мульти эффекта Efx серии Efx REFRACT и Efx MOTIONS. Мы как обычно подробно рассмотрим появившиеся продукты текущего дополнения.

Напомним, что все эффекты Arturia созданы с помощью True Analog Emulation® (TAE®) и технологии Physical Modeling® (Phi®), позволяющей очень точно смоделировать все процессы аппаратных устройств с сохранением нюансов и мельчайших деталей. По словам производителя, для создания FX Collection Arturia потратила огромные ресурсы и не один год тщательного анализа и исследований в данном направлении.

Эффекты доступны в качестве VST, AU и AAX плагинов и имеют полную поддержку NKS. Стоимость комплекта FX Collection 5, состоящего из всех 34 плагинов составляет $499. По отдельности плагины также доступны, но существенно дороже, цена только одного плагина обойдется в $99. Для удобства предусмотрены полнофункциональные демо версии, позволяющие перед покупкой опробовать все возможности эффектов в собственных проектах.

Bus EXCITER-104

Bus EXCITER-104 представляет собой программную эмуляцию популярного эксайтера Aphex Aural Exciter 104 Type C2, созданного компанией Aphex в 1993 году. Отличительными особенностями аппаратного устройства являлся аналоговый характер обработки и дополнительный режим Big Bottom, позволяющий посредством параллельной компрессии добавить яркости в низкочастотной области. В настоящее время использование подобной обработки довольно распространено, однако тридцать лет назад эксайтер от Aphex был секретным инструментом многих продюсеров и звукорежиссеров.

В отличие от традиционных эквалайзеров, эксайтер позволяет увеличить разборчивость и насыщенность звучания не увеличивая амплитуду сигнала, а насыщая спектр гармониками. В зависимости от целей Bus EXCITER-104 можно использовать практически на любых источниках, от одиночных вокальных треков и партий ударных, до обработки готового микса, от еле уловимых изменений в тембре, до яркого характерного перенасыщения.

Плагин Bus EXCITER-104 повторяет возможности аппаратного устройства Aphex. Он также работает в двух частотных областях - на высоких и низких частотах. Но имеет намного более гибкое и современное управление и, конечно же, привлекательный графический интерфейс с удобным отображением процесса на спектре сигнала.

Интерфейс плагина можно условно разделить на три модуля с различной обработкой.

Модуль Big Bass отвечает за параллельную компрессию в области низких частот и полностью повторяет настройки оригинального устройства. С помощью регулятора Drive настраивается количество компрессии входного сигнала. Регулятор Freq служит для настройки частоты обрезного фильтра, ниже которой будет производиться компрессия. А регулятор MIx позволяет настраивать количество обработанного сигнала, подмешиваемого к необработанному. Кроме этого в модуле Big Bass предусмотрены дополнительные настройки, имеющиеся только в плагине. Это регулировка сатурации, позволяющая добавить в сигнал нелинейных искажений. Возможность обработки параллельной обработки в моно режиме. А также настройка добротности обрезного фильтра.

Модуль Exciter включает также три регулятора из оригинального эксайтера, позволяющие регулировать количество гармоник, частоту, выше которой производится обработка, и количество обработки. Железная версия эскайтера имела всего два положения регулятора Harmonics. Плагин Bus EXCITER-104 имеет плавную настройку, позволяющую более гибко регулировать насыщение спектра гармониками, и имеет также экстремальные значения насыщения, недоступные в оригинальном устройстве. Также в плагине есть возможность изменять характер гармоник. Для вокальных партий и солирующих мелодических инструментов подойдет один тип создания, а, например, для ударных и перкуссии есть возможность сменить принцип формирования гармоник. В модуле Exiter также предусмотрена регулировка резонанса фильтра, который образуется за счет создания разной амплитуды гармоник, и расширение стереопанорамы для обработанного сигнала, при работе со стерео треком.

В модуле мастер выхода Output предусмотрен дополнительный двухпполосный эквалайзер работающий в шельфовом режиме в диапазоне +-12 дБ. Интересно, что частоты на которых работает эквалайзер, всегда будут соответствовать заданным частотам эксайтера и компрессора, позволяя компенсировать изменения в громкости обрабатываемого сигнала.

Из интересного следует отметить наличие прослушивания только обработанного сигнала и модулей Big Bass и Exiter по отдельности, а также два режима качества оверсемплинга для оптимизации рабочего процесса. Режим Studio отлично подойдет для работы в проекте вместе с другими плагинами и виртуальные инструментам. Для финального сведения предусмотрен высококачественный и ресурсоемкий режим Rendering.

Для удобства освоения плагин оборудован 20 пресетами с типовыми настройками и соответствующими названиями, позволяющими на их основе приступить к экспериментам сразу после установки. Так или иначе управление в плагине реализовано очень гибко и позволяет ювелирно производить обработку. Качество обработки находится на очень высоком уровне, позволяя использовать плагин в самых ответственных проектах и ситуациях. Примеры обработки можно найти на сайте производителя, там же доступна и полноценная демоверсия продукта.

BUS Peak

Эффект BUS Peak представляет собой прогрессивный лимитер, включающий в себя и функцию клиппера. В отличие от предыдущего плагина BUS Peak не эмулирует работу аппаратного устройства, а является полностью оригинальными эффектом Arturia. По словам производителя, качество используемых алгоритмов обработки не уступают дорогостоящим процессорам, используемым в индустрии мастеринга и вещания. При этом интерфейс плагина выполнен довольно простым и удобным, позволяющим с легкостью разобраться даже новичку.

BUS Peak интересен тем, что обладает дополнительными настройками и режимами работы. На входе предусмотрен двухполосный лимитер, выполняющий роль некого динамического эквалайзера. При необходимости с его помощью можно внести тембральные изменения в сигнал еще до обработки основным лимитером. Здесь используется шельфовые эквалайзеры, позволяющие воздействовать на полосу частот ниже указанной частоты для НЧ и выше указанной частоты для ВЧ. При этом визуализатор позволяет отслеживать уровень сигнала, порог срабатывания и величину подавления.

После предварительной тон-коррекции сигнал уже поступает на клиппер и лимитер, которые могут работать по отдельности или вместе. Управление производится привычным образом, наглядно, прямо на спектре сигнала. Чем ниже значение в дБ, тем больше будет клиппер ограничивать, а лимитер - ослаблять пики обрабатываемого сигнала. Важно, что здесь также предусмотрены дополнительные настройки, позволяющие добиться более мягкого или наоборот агрессивного характера обработки путем изменения ширины колена (knee) и look-ahead с релизом (Character).

Производимые изменения в настройках обработки очень удобно отображаются на спектре сигнала. Кроме этого в плагине предусмотрена возможность прослушать каждый блок обработки по отдельности, только обработанный сигнал, а также есть функция Equal Loudness, позволяющая сравнить исходный и обработанный сигнал на одинаковой громкости. Следует также отметить работу плагина в режиме True Peak, несколько режимов качества обработки, способствующих комфортной работе над большими проектами, и наличие отображения уровня в LUFS.

На наш взгляд, в коллекции эффектов Arturia FX Collection очень не хватало такого полноценного лимитера, который бы соответствовал высокому качеству остальной динамической обработке производителя. Плагин был давно востребован и получился отличным. В этом можно убедится самостоятельно, послушав аудио примеры на сайте производителя или установить демоверсию плагина.

Efx MOTIONS

Плагин Efx MOTIONS представляет собой мощный инструмент звукового дизайна, сочетающий в себе сразу несколько модулей с эффектами. Он создан для придания звучанию дополнительного движения, развития и разнообразия, путем динамично изменяющихся различных параметров. В Efx MOTIONS очень удобно реализовано назначение ключевых настроек и создание разнообразный видов огибающих и кривых автоматизации.

Принцип работы плагина довольно простой. В плагине используется комбинация из пяти модулей с разной обработкой, которые можно использовать в любой последовательности. Сама по себе обработка обычная и упор здесь сделан не на сам эффект, а на возможности автоматизации.

Так, в модуле FILTER предусмотрен обработка сигнала фильтром и последующая модуляция его параметра Cutoff посредством графически отображаемой огибающей. В центре экрана на фоне спектрограммы можно использовать уже готовые формы огибающей или нарисовать какой угодно ее вид. Для каждого модуля с эффектом используется своя независимая огибающая. Кроме основной огибающей доступны три дополнительных блока для более гибкого управления параметрами эффекта. В блоке можно выбрать дополнительную огибающую модуляции, пошаговый секвенсор, повторитель огибающей или рандомайзер. Каждый из блоков может управлять одновременно несколькими параметрами. Это позволяет создавать более сложные разноплановые модуляции, динамично изменяющие звучание.

Модуль NOISE позволяет добавлять в звучание короткие семплы, продолжительностью несколько секунд, со звуками природы, различного шума, ударных и т.п. Кроме предложенных звуков, можно использовать и свои семплы. Модуль DRIVE обеспечивает звучание эффектами овердрайв и дисторшн. Модуль VOLUME позволяет создавать эффект тремоло или дакинга. А модуль PAN позволяет анимировать перемещение источника по панораме.

Кроме всего прочего в плагине предусмотрен модуль Beat Repeat, выполненный в виде секвенсора. С его помощью производится обработка каждого шага по отдельности одним из пяти встроенных эффектов (Roll, Reverse, Pitch, Stretch, Stop). Данный эффект наиболее применимым на различных ритмических партиях и лупах, но и в определенных ситуациях интересно звучит и на продолжительных звуках.

На этой же вкладке предусмотрены еще два дополнительных слота для финальной обработки сигнала. На выбор доступны 14 типовых эффектов, часто используемых производителем Arturia в своих продуктах.

Примечательно и то, что всю обработку плагина можно ограничить по частоте. На входе используется обрезные фильтры, благодаря которым можно указать полосу частот, к которой будет применена обработка. Остальные частоты сигнала не будут отсечены и будут воспроизведены в исходном виде.

В целом представленные в плагине возможности выглядят довольно интересно и свежо. С примерами обработки Efx MOTIONS можно ознакомиться на сайте производителя, там же доступна и полноценная демоверсия продукта.

Efx REFRACT

Эффект Efx REFRACT еще один креативный плагин с ярким интерфейсом и творческим подходом к обработке. Работа эффекта предполагает дублирование входного сигнала на несколько голосов, по принципу хоруса, и их дальнейшую обработку творческими эффектами. Плагин можно использовать практически на любых источниках - будь это звучание синтезатора, вокала или партии ударных. В зависимости от целей Efx REFRACT позволяет придать звучанию едва заметные модуляционные изменения или максимально расширить тембр и насытить резонансами и искажениями биткрашера или дисторшн эффекта.

Обработку в плагине можно условно разделить на несколько этапов. На входе предусмотрен двухполосный эквалайзер, позволяющий воздействовать лишь на определенный частотный диапазон сигнала. Далее сигнал попадает в модуль REFRACTION, где сигнал дублируется на несколько голосов. Из настроек доступна изменение количества голосов и регулировка их интенсивности (Amount). Для придания движения в плагине предусмотрено анимирование этого параметра с помощью LFO.

После создания хоруса обрабатываемый сигнал попадает в блок с творческими эффектами, включающий пять видов обработки: Bandpass Filter, Comb Filter, Distortion, Bitcrusher и Harmonizer.

Для каждого из эффектов предусмотрено изменение двух параметров. У фильтра это частота и резонанс, у дисторшн - насыщенность и алгоритм сатурации, у биткрашера - интенсивность воздействия и битность, а у гармонайзера - величина заполнения и состав аккорда. Основной параметр можно так же как и хорус анимировать с помощью все той же LFO. К сожалению, генератор огибающей у обоих эффектов общий, что немного ограничивает использование модуляции. В этом отношении ситуацию немного спасает возможность использования отрицательных значений, позволяющих модулировать параметры не одинаково.

Примеры обработки Efx REFRACT можно послушать на странице продукта, и там же скачать полноценную демоверсию плагина.

Выводы

Обновление коллекции эффектов Arturia FX COLLECTION 5 получилось традиционно очень интересным и чрезвычайно полезным. Новые плагины будут крайне востребованы, в особенности BUS Peak и Bus EXCITER-104. Что касается творческих плагинов Efx MOTIONS и Efx REFRACT, то они тоже выглядят очень привлекательно. Благодаря широким возможностям и высококачественным алгоритмам их использование не ограничивается одним лишь саунд дизайном и будет уместно в самых разных задачах. Как и прежде в продуктах Arturia следует отметить очень простое управление и красивое графическое оформление, позволяющее с удобством использовать плагины как опытным пользователям, так и новичкам.

 

Коллекция Arturia FX COLLECTION 5 предоставлена
на тестирование дистрибьюторским центром MPC DISTRIBUTION