Creative Sound Blaster AE-9 – внутренняя звуковая карта нового поколения, ЦАП ESS 9038 и дискретный наушниковый усилитель

Максим Лядов

После успеха звуковых карт AE-5 и G6 сингапурская компания Creative уверенно движется вперёд. В 2019 году, как раз к 30-летию марки Sound Blaster, в точности в том же направлении развития выходят сразу две новых внутренних карты Sound Blaster AE-7 и AE-9. Теперь у Creative выстраивается полноценная линейка продуктов, 5-7-9, покрывающих самый массовый рынок звуковых устройств, в ценовом диапазоне от $150 до $350.

Почему до сих пор производятся внутренние PCI Express карты расширения? Почему полностью не перейти на внешние шины, типа USB? Можно по-разному отвечать на этот вопрос. Например, потому, что пользователь может таким образом сэкономить денег - нет переплаты за отдельный корпус и блок питания. Ещё одна причина - не всем нравится , когда на компьютерном столе находится ворох проводов и устройств.

В конкретном случае, у Creative есть успешный предыдущий 30-летний опыт продажи именно внутренних звуковых карт Sound Blaster. И точно есть свои собственные цифровые процессоры, включая программируемый аппаратный DSP SoundCore3D и готовые собственные драйвера. Ничего этого нет (и не предвидится?) у конкурентов. Почему бы тогда Creative не воспользоваться имеющимися преимуществами и не выпускать недорогие качественные продукты.

Конечно, для ноутбуков внутренняя карта никак не подойдёт, обязательно нужна внешняя. USB вариантом AE-5 можно считать карту G6 - ведь их цена, начинка и звук похожи, возможности драйверов также аналогичны (подробнее мы писали в нашем обзоре). Для старшей модели AE-9 пока нет прямого аналога, но когда-нибудь в светлом будущем обязательно появится аналогичная ей по функциям и качеству USB альтернатива. До тех пор карта AE-9 является по праву бесспорным флагманом всей линейки карт Sound Blaster и вызывает у всех огромный интерес.

При этом каждая из трёх звуковых карт достаточно интересна. Младшая AE-5 остаётся непотопляемой по параметру цена/качество. Она вообще не потеряла привлекательность с выходом AE-7 и AE-9. Особенно учитывая то, что новая ("синяя") панель управления, наконец, вышла и для AE-5. Компания Creative вообще славится длинным жизненным циклом продуктов. Например, карта Creative Z образца 2012 года продаётся до сих пор в 2019 году и даже не значится кандидатом на снятие с продаж в текущем роадмапе.


Средняя модель AE-7, как понятно из цифры в названии, является промежуточным вариантом в этой линейке. Основное видимое отличие от AE-5 заключается в аналоговом проводном пульте ДУ в комплекте. Это не совсем пульт, а просто удлинитель с переменным резистором внутри, как на самых-самых дешевых наушниках встречается колёсико с надписью "громкость". Это то же самое. Правильный пульт ДУ - это внешний модуль у AE-9. К сожалению, никаких резисторов на выходе наушникового усилителя быть не должно, потому как сразу теряется преимущество 1 Ом импеданса усилителя, пропадает электрическое демпфирование нагрузки, а характеристика АЧХ идёт волнами, не говоря о росте искажений. Переменный резистор уместен только глубоко в схеме предусилителя.

Однако, не всё так плохо. Пульт AE-7 удобен в применении в качестве удлинителя. Если поставить громкость регулятора в максимум, резистор полностью исключается из электрической цепи. Получается красивый настольный удлинитель, чтобы под стол не ползать, не искать разъём наушников, стоя на четвереньках, рискуя заработать вывих шеи. Помимо этого, в пульте имеются микрофоны, что превращает его в геймерскую гарнитуру, если Hi-Fi наушники пользователя не имеют микрофона.

По многочисленным просьбам трудящихся, с карты AE-7 убран MOLEX, разъём под ленту, сама светодиодная лента тоже убрана из комплекта, как и внутренний разъём HD_AUDIO. Как нетрудно догадаться, цена от этого не уменьшилась, а увеличилась, так как карта стала более аудиофильской. В доказательство этому, в AE-7 был обновлён ЦАП, с ES9016K2M до ES9018K2M. Это благотворно отразилось на паспортных параметрах - они подросли. И ещё один недавно выясненный плюс - в AE-7 применён более качественный усилитель для микрофона, на операционном усилителе. Геймеры, купившие AE-7 взамен AE-5, с удивлением обнаружили, что качество звука геймерского микрофона существенно подросло. Так что можно смело рекомендовать AE-7 в качестве покупки "с нуля". Как апгрейд AE-5, карта чуть менее интересна.

Если позволяют финансы, сразу смотрите на AE-9, потому как старшая модель - это намного более интересный и новаторский продукт. Стоящий на плате чип ЦАП - намного более современный и высококлассный ESS Sabre 32 ES9038Q2M. Компания ESS намеренно всех путает своей маркировкой, чтобы "сегментировать рынки". В результате, в интернете существует мнение, что якобы "настоящим" является только ES9038PRO, и он же самый дорогой флагманский чип американцев на сегодня. На самом деле, главное отличие 9038Q2M от 9038PRO заключается в количестве каналов - 2 против 8. По "цене за канал" чипы эквивалентны. По качеству разницу между ними заметить довольно сложно, и оба они одинаково сильно продвинулись по звуку от микросхем предыдущего поколения. По результатам нашего прослушивания, мы можем предположить, что внутренности схожи. Таким образом, ES9038Q2M выглядит просто отличным выбором для AE-9.

Помимо новой перспективной микросхемы ЦАП, карта AE-9 и во всём остальном отличается от двух младших представителей линейки. Это спроектированное полностью "с нуля" устройство, не повторяющее карты AE-5 и AE-7 ни в чём. В качестве преимущества карты производитель акцентирует внимание на возможности замены ОУ без пайки. Но мы бы выделили не это, а совсем другое: более продвинутую систему питания, отказ от кодека для тыловых каналов, а также отдельный чип АЦП и микрофонный вход с +48В для профессиональных конденсаторных микрофонов. Это намного интереснее! Дальнейший анализ платы показывает, почему такая высокая цена на AE-9. Инженеры хорошо вложились в схему питания и вообще отказались от HDA кодека 24 бит 96 кГц, который интегрирован в DSP чип Creative Sound Core 3D. Теперь АЦП у нас TI PCM4220, а дополнительные каналы в 5.1 разъемах - это ESS ES9006. Очень позитивные отличия! Многоканальный ЦАП ESS ES9006 имеет по паспорту сигнал/шум 120 дБА и поднимает планку качества в режиме 5.1 на высоту, соответствующую топовой звуковой карте.

Сложно переоценить значение питания платы для качества звука. в AE-9 питание ЦАП и усилителя берётся не с шины PCI Express, а от отдельного разъёма как для видеокарт. Далее примерно треть платы занимает схема преобразователей напряжения.

Внешний блок - вышел абсолютно удачным. Переключатель усиления наушников теперь в виде ползунка на корпусе. Его нет в панели карты, он не сможет теперь "не запомниться" в реестре при перезагрузке. Энкодер (цифровая ручка громкости) весьма дорогой и качественный, имеет много градаций, можно быстро крутануть громкость до минимума. Можно медленно с шагом в 0.5 дБ регулировать громкость. Кратковременное нажатие - MUTE. Удерживание в течение 2 секунд переключает с колонок на наушники, при этом на экране пишется HP или SP. Удерживание на 4 секунды отключает подсветку.

У нас были сильные опасения, что позолоченные конденсаторы на плате AE-9 испортят хороший звук, который был достигнут в AE-5. К счастью, все эти Nichicon Fine Gold стоят в схеме АЦП и не способны ухудшить звук, так как их и нет в цепях, связанных с ЦАП. Creative тут действует по принципу "и вашим, и нашим". Кому мало аудиофильских конденсаторов - вот пожалуйста, мы их сейчас "от щедрот душевных" впаяем где попало, но умные люди будут спокойны за выход карты - на звук эта ритуальная жертва аудиофильскому божеству не влияет. В то же время, ОУ влияют и на линейный выход, и на выход на наушники. Сигнал на наушниковый усилитель идёт по внутренним цепям именно с линейного выхода, а не с ЦАП. То есть всё то же самое, как если бы внешний усилитель подключался к линейному выходу. Разница только в том, что для передачи сигнала на внешний модуль с ручкой громкости и экранчиком, Creative использует устойчивую к помехам и наводкам дифференциальную линию, как в профессиональной аппаратуре.

Что ещё хорошего? Наконец-то у AE-9 человеческие разъёмы подключения. Для линейного выхода - стерео RCA, что позволяет прекратить поиски качественного кабеля с разъёмом миниджек и уж точно делает ненужными переходники сомнительного происхождения. На внешнем блоке есть большой джек у наушникового, рядом с маленьким миниджеком. Этот момент всех очень расстраивал, потому что вся дорогая аппаратура делается с полноразмерными разъёмами. Не бывает наушников Audeze с миниджеком, например. Теперь с этим порядок, проблем с подключением нет.

Что не очень понравилось? Внешний блок серебристый, "под металл", но сделан из пластика. Хотя вот ручка громкости почему-то металлическая. Для придания веса блоку, как и в случае с G6, внутри корпуса прикручена металлическая подкова. Намного предпочтительнее было бы сделать корпус из алюминия, тогда не потребовалось бы ничего прикручивать для утяжеления. К счастью, данная "хитрость" разработчиков никаким образом ни на чём не отражается.

А вот что остаётся до конца не понятным, так это по-прежнему единственный звуковой кварц 24.5 МГц, который используется для режимов, кратных 48 кГц. Для режима 44 кГц сигнал Masterclock не передаётся на ЦАП, в результате возникает обработка ASRC/DPLL средствами ЦАПа. Производитель ESS рекламирует данную функцию конверторов Sabre 32 как супер-мега-продвинутую. Ещё бы, отпадает надобность в отдельных звуковых кварцах. Но наше прослушивание показывает, что небольшая потеря детализации от ASCR/DPLL всё-таки присутствует. Для true аудиофилов можно по-прежнему рекомендовать включать в foobar2000 плагин с конвертацией в 96 кГц. На прямой вопрос разработчикам, почему нет кварца 22.5 МГц для режимов, кратных 44 кГц, мы не получили внятного ответа. Однако прежде чем заморачиваться насчёт этой особенности карт, проверьте себя: если вы не услышите никакой разницы между 44 кГц и 96 кГц на вашей аппаратуре, считайте, что вам повезло и тем меньше хлопот. Не морочьте себе голову - просто слушайте и наслаждайтесь музыкой! Если вы немного мнительный и щепетильный - ставьте 96 кГц во всех настройках ПО - это с гарантией будет лучший режим для карты.

В качестве ещё одного полезного бонуса в новых моделях AE-7 и AE-9 добавлена поддержка DSD и кодирование многоканального звука в DD/DTS. Именно КОдирование, а не ДЕкодирование. То есть данная функция нужна только обладателям AV-ресиверов с S/PDIF входом, чтобы получать 5.1 звук игр по одному цифровому проводу. С точки зрения качества, лучшим вариантом будет аналоговое подключение, а не цифровое, так как у звуковых карт Creative качество ЦАП и аналоговой части намного выше любого AV-ресивера.

В интернете есть много инструкций, как заставить устройство играть DSD с foobar2000. Для этого необходимо установить ряд плагинов. Для облегчения мучений, можете скачать гарантированно рабочую сборку foobar2000, где всё есть, необходимо лишь В ТОЧНОСТИ выбрать то, что на скриншотах. Если выбрать хотя бы одну опцию другую, ничего работать не будет. Можно долго объяснять, почему именно так, а не иначе, но это не тема обзора.

Чтобы прослушать SACD на картах AE-7/9, в медиа-плееере foobar, или аналогичном, нужно выбрать именно отдельный DSD ASIO драйвер. При этом воспроизведение будет идти не через DoP, а через так называемый Native DSD режим. Если у DSD Trascoder у вас не вызывается вот эта панелька с выбором устройства, нужно удалить его ветку из реестра HKEY_CURRENT_USER\Software\ASIO\DSDTranscoder.

Сам плеер foobar2000 многие незаслуженно считают ерундой, не способной удовлетворить изысканный вкус их высокодуховной натуры. В отличии от Vasya Pupkin Media Player, идеология foobar2000 заключается именно в том, чтобы не перегружать интерфейс всякой несущественной эстетической ерундой, а просто играть музыку. Название плеера переводится с программистского слэнга примерно как пустой баннер с надписью "здесь могла быть ваша реклама". Но вполне можно в 2 клика заставить его показывать обложку альбома и выводить красивую спектрограмму звучащего файла, по которой можно понять, что это Tru Hi-Res, а не перепаковка из MP3. Вот как выглядит foobar2000 у автора данного обзора, что подойдёт для любителей разумного минимализма:

Панель управления картами Sound Blaster Command существенно улучшилась. Creative в качестве основного преимущества своих карт называет готовые пресеты с различными аппаратными обработками. Все эти обработки мы уже видели, начиная с 2005 года с карт X-Fi, так что интриги мало. Настойки больше для любителей "покрутить ручки, чтобы изменить звук под себя". Если включать и отключать SBX, то будет казаться, что "звук стал лучше". На самом деле, обработки намеренно увеличивают громкость сигнала на 2-3 дБ, этот трюк давно известен. Поэтому, чтобы корректно сравнить сигналы без обработок и с обработками, следует выровнять громкость. Тогда преимущества обработок будут не такими очевидными. Обычно дорогая качественная аппаратура не нуждается ни в каких в обработках. Как и свежая дорогая качественная еда, которая прекрасна сама по себе. А вот в упаковку быстрорастворимой лапши какой только химии не кладут в комплект - огромное количество соли, перца, ароматизаторов и глютамат натрия должны обмануть рецепторы, что это якобы вкусная еда. К счастью, никто не заставляет включать все обработки сразу. Большой тумблер способен отключить SBX одним нажатием мыши.

Из плюсов. Теперь наиболее важные режимы видны внизу панели всегда. Можно в один клик переключиться с наушников на колонки и быстро отрегулировать громкость.

Конфигурация колонок переехала на отдельную дополнительную вкладку. Панель разгрузили от лишней информации, использовать стало намного более комфортно. Для карт AE-5 также вышел драйвер с поддержкой новой панели.

На вкладке Запись расположены регулировки аппаратной обработки звука с микрофона, которые накладывает DSP в реальном времени. Это то, чего у конкурентов нет и не предвидится.

В картах AE-7 и AE-9 добавлена функция КОдирования многоканального сигнала в форматы DD и DTS. Эта функция нужна обладателям AV-ресиверов, у которых нет многоканального аналогового входа. Таким образом можно передать на 5.1 колонки многоканальный звук из игр, с обработками звуковой карты.

Для сравнения качества карт была задействована вся имеющаяся аппаратура, от массовых наушников до текущей топ-модели Audeze LCD-4z с внушительным ценником 325 тыс. руб. Все три карты были в одинаковых условиях. Для качественного прослушивания музыки всегда был выбран режим Direct HP, максимальное усиление, foobar2000 одной и той же версии, SSRC плагин в 96 кГц, интерполирующий фильтр с минимальной фазой. Естественно, одна и та же лицензионная запись, Apple Lossless Audio Codec (ALAC), которую я хорошо знаю. Чтобы точно не было "винегрета" из версий dll, драйверов и панелей, лицензионная W10 Pro 1903 поставлена заново из MSDN образа на отформатированный SSD.

AE-5 vs. AE-7. Разница исчезающе мала. Можно долго слушать и даже попытаться что-то услышать, но если даже есть разница, она из области гомеопатии. Одно можно точно сказать: AE-7 играет как минимум не хуже, чем AE-5. Если отвернуть декоративную крышку, то можно увидеть: звуковая часть карт полностью совпадает. Единственное отличие - изменена модель микросхемы ЦАПа ES9018K2M. Кстати, она стоит на 10% дороже, чем ES9016K2M. Есть некое обоснованное подозрение, что, скорее всего, это один и тот же ЦАП внутри, просто по-разному промаркирован. Как, например, маркирует TI свои ЦАПы 1902 в зависимости от цифр искажений, которые показал конкретный экземпляр. Или как компания Intel маркирует модели процессоров, в зависимости от стабильности их работы на предельной частоте.

AE-5 vs. AE-7 vs AE-9. Несмотря на более простые стоковые ОУ, чем у AE-5/7, звук старшей модели AE-9 оказался ощутимо лучше обеих младших. Сам характер в точности такой же, но звучит более благородно, более свободно. ЦАП ES9038Q2M существенно дороже, а питание и аналоговая часть полностью другие. Мы также сравнивали карты с аппаратурой разных производителей. AE-9 выглядит как вполне адекватный ответ любым конкурирующим решениям в этой ценовой категории. Наши опасения, что разработчики испортят звук сильным изменением схемы, оказались беспочвенными. Со звуком здесь всё более чем хорошо! Если кого-то смущало резкое акцентированное звучание AE-5, то в AE-9 от этого удалось избавиться.

Позже мы также попробовали заменить ОУ в AE-9 на более высококачественные. В преобразователях ток-напряжение мы попробовали заменить JRC2114D на MUSES8920 и LME49720. Разница со стоковыми ОУ очень небольшая. Наиболее понравился звук LME49720. При замене ОУ учтите, что необходимо менять одноканальные ОУ на одноканальные, а сдвоенные на сдвоенные. Также обращайте внимание на ключ при установке, иначе карта выйдет из строя. Не уверен - не лезь в схему, ознакомься с опытом других. Список проверенных комбинаций разных ОУ есть на сайте Creative:

Сильная сторона карт заключается в том, что помимо отличного конкурентоспособного звука у продуктов Creative намного больше разных функций и банального практического удобства. Например, в каждой карте Creative (мы точно проверяли G6, AE-5/7/9) специально для геймеров разъём наушников выполнен 4-контактным. То есть в наушниковый выход спокойно включается игровая гарнитура, и её разъём микрофона будет прекрасно работать! В отличие от огромного списка конкурентов, где "USB ЦАП" всегда означает только выход на наушники, но не вход для микрофона. Отдельный вход для микрофона у карт Creative тоже имеется, но интересен именно выход на наушники. Помимо микрофонного входа на картах Creative имеется ещё и аппаратный шумодав, и всякие обработки, типа изменения тембра голоса или аппаратная виртуализации 7.1 в наушниках.

Некоторые вопросы, собранные из нашего форума:

Правда ли, что к серии карт AE-5, AE-7, AE-9 приложили руку российские инженеры?

Это правда, но не вся правда. Также к картам приложили руку сингапурские и американские инженеры, а также индусские программисты. Все лавры и гнилые помидоры отсылайте напрямую в адрес компании Creative, через форму обратной связи. Многие недоработки были успешно устранены, на удивление, именно таким образом.

Что делает карты AE-5, AE-7, AE-9 уникальными?

Впервые качество ЗВУКА не плетётся сзади причуд и вывертов корпоративного маркетинга. Карты разработаны вокруг качественной звуковой части, а не "как обычно". Функций по цифровой обработке звука в картах по-прежнему хоть отбавляй, но все они отключаются одной кнопкой Direct.

Какие новаторские технические решения впервые применены в AE-5, AE-7, AE-9?

Современный ЦАП ESS Sabre 32 впервые обеспечивает воспроизведение сигнала 32 бит 384 кГц с максимальным качеством, а в старших моделях AE-7 и AE-9 поддерживается формат DSD64. Но эти усилия пропали бы даром без качественного питания и отличной электронной начинки. Аналоговая схема на четырёх дорогих ОУ реализует преобразователь ток-напряжение и раздельные фильтры, с передачей балансного сигнала на наушниковый усилитель. С последним ещё интереснее. Вместо негодного интегрированного наушникового усилителя TI TPA6120A, который применялся в старых картах, в новом семействе AE реализован настоящий дискретный наушниковый усилитель. В схеме 26 транзисторов, развиваемая мощность около 1 Вт, импеданс 1 Ом, искажения 0.0001%. Такой усилитель ранее встречался лишь в аудиофильской аппаратуре с большим ценником. Он способен играючи справиться с любыми массовыми наушниками. Звук с линейного выхода карт не менее хорош и готов для подключения самой хорошей аппаратуры.

Почему же AE-5 стоит так дешево? Бесплатный сыр только в мышеловке.

Главный минус карты AE-5 в том, что она стоит дёшево. Она, фактически, идёт по себестоимости. Это мешает как рынку, так и другим продуктам Creative. Решение о цене в $150 было принято по той причине, что Creative не очень волнует прибыль. Им важнее охват рынка и минимизация рисков. Непроданный (невостребованный рынком) товар намного хуже для крупного бизнеса, чем более низкая маржа. Владелец компании Creative, г-н Сим Вонг Ху, является самым молодым мульти-миллиардером Сингапура. Он неоднократно заявлял, что денег он уже заработал, теперь ему интересно предлагать покупателям новаторские устройства. Отсутствие явной обратной связи с рынком явно имеет как положительные, так и отрицательные стороны для продуктов компании Creative. У компании есть возможность делать что угодно по любой цене, но также она может сильно оторваться от потребностей пользователя. Так, количество недоработок в ПО заставило многих удивиться. Хорошо, что процесс допиливания контрольной панели идёт довольно активно, подавляющее большинство проблем в настоящий момент успешно решено.

Как можно охарактеризовать AE-9 в сравнении с ближайшими конкурентами?

Карта AE-9 получилось удачной. Она весьма конкурентоспособна. Потребуется затратить приличную сумму денег, чтобы найти продукт, хотя бы такого же по уровню звука. И если даже кратно поднять цену и поискать варианты, AE-9 держится уверенно и не "сливает" более дорогим продуктам. Скорее речь идёт о вкусовщине. Вообще, рынок дорогих Hi-End ЦАП не решает задачу получения "самого лучшего звука", а, скорее, удовлетворяет персональные "хотелки" слушателей. Говорить о серьёзном преимуществе одного дорогого продукта над конкурентами очень сложно. Большинство производителей намеренно делает упор именно на конкретную "фишку" в звуке, чтобы зацепить избалованного покупателя. Никто не хочет производить унылый безликий продукт. Если сравнивать AE-9 с более дорогими продуктами, то можно выделить чистые высокие частоты и улучшенный комфорт звучания. Если требуется звук поплотнее на СЧ, поагрессивнее или с какой-то особой "перчинкой", в стиле R-2R ЦАПов, то AE-9 не про это. Карта AE-9 - массовый продукт, под вкусы и потребности 90% типичных пользователей. Для своей ценовой категории у AE-9 необычайно сильные позиции по звуку и уникальный набор функций. Надо понимать, что в звуковой аппаратуре ВСЕГДА идёт переплата В РАЗЫ за каждый самый маленький процент прироста качества. Это нормально. Микросхемка ЦАП среднего уровня стоит $2. Топовая микросхема стоит $75. Разница в звуке нельзя сказать, чтобы была сопоставима разнице в цене.

Для подавляющего большинства пользователей ценник AE-9 против AE-5 либо G6 просто не будет привлекательным, даже если AE-9 звучит лучше младших моделей.

Для подавляющего большинства в мечтах и в приоритете покупка недвижимости, нового автомобиля, поездка на отдых к морю, приобретение престижной одежды и обуви, обновление смартфона и т.п. что требует несравнимо более высоких денежных затрат. Что касается ценника AE-9, то основной конкурент карты - это не младшие модели Creative, а внешние USB ЦАП с Алиэкспресса, по стоимости, часто превышающей AE-9. Это даже никакие не известные бренды, а именно нонейм, который автопереводчик часто переводит как "Лихорадка Придёт". И она уже пришла. По факту, оборот между Алиэкспрессом и РФ составил 212 миллиардов рублей в 2018 году. Покупки там регулярно делают 20 млн россиян. По финансовому обороту с Алиэкспрессом Россия стоит на втором месте в мире, сильно обходя все развитые страны, при том, что цены не всегда низкие. Это положительный ответ на вопрос: "есть ли у Россиян деньги на покупку AE-9". Итого, даже в условиях непростого российского рынка стоимость AE-9 остаётся очень привлекательной, не говоря о странах с высоким уровнем жизни.

Звук в наушниках с внешнего модуля AE 9 получается будет не хуже, чем у АЕ 5?

Звук в наушниках у AE-9 возможен ТОЛЬКО с внешнего модуля, больше никаких выходов на наушники у карты нет. Усилитель в AE-9 тот же самый, как в 5 и 7, так что параметры запаса по мощности в точности те же. 5,3 Vrms при переключателе HIGH. Однако, в AE-9 повышенная цена позволила сделать всё дороже и качественнее. Установлен более новый ЦАП ESS Sabre 32 ES9038Q2M и сильно улучшено питание. Характер звука в наушниках тот же самый - всё что все так нравилось в AE-5, понравится и в AE-9, но топ-модель играет более деликатно и чисто. Звук у G6, например, совсем другой. Он более заурядный, чем у AE-9.

По паспорту карта AE-9 неплоха. Сможете замерить в RMAA петлю?

Измерение в режиме loopback сильно упирается в ограничение по характеристикам линейного входа карты. Мы проводили измерения линейного выхода AE-9 на внешнее устройство, с заведомо более высокими параметрами. Получили высокие результаты 120 дБА сигнал/шум, Кг 0.001% во всех режимах работы и оценку "Отлично" по каждому параметру.

Следует учитывать, что измерения - это такая отдельная тема, где "разгон" паспортных параметров, как самоцель, чаще всего вредит звуку, так как улучшает одно за счёт ухудшения другого. Бывают и обратные примеры, когда устройство с хорошими цифрами звучит отлично. На текущем витке научно-технического прогресса никакие самые мудрёные цифры и графики не могут заменить прослушивание устройства. Это мнение большинства специалистов. Есть люди с альтернативной точной зрения: "Предположим, музыка звучит хорошо. Ну а синусы как? В музыке я не особо смыслю, скрипочки всякие, гармония, мелодия... непонятно... Другое дело синус - он всегда стабилен, и что главное - объективен! Можно померяться в форуме - у кого больше, тот и выиграл!" На этом можно привести пример, что измерение температуры, веса и габаритов не менее объективно, но польза от них именно для экспертизы музыкальных способностей примерно нулевая. Ждём развития науки, чтобы объективность измерений перешла в достоверность, то есть чтобы измеряемый параметр имел прямую связь с исследуемым явлением.

Не вредит ли звуку AE-9 аналоговый провод длиной 1 метр?

Межблочные кабели в звуковой аппаратуре являются привычной вещью. В реальности, звук AE-9 лучше, чем у AE-5 и AE-7, где нет такого провода. Можно ли было спроектировать AE-9 как-то умнее? Безусловно. Например, дать возможность пользователю выбора кабеля для соединения. Но дело в том, что передача идёт по симметричной линии (балансный сигнал), для вычитания помех на приёмной стороне, таким образом, понадобились бы профессиональные провода с разъёмами TRS. Это уменьшило бы элегантность кабеля, усложнило конструкцию и увеличило цену.

Не лучше ли будет купить G6, она дешевле чем AE-9

USB карта G6 имеет меньшую мощность, из-за ограничения по питанию. Что ещё? У внешнего блока AE-9 намного более удобная крутилка, есть экранчик, есть человеческие разъёмы подключения. Звук у AE-9 получше будет, чем у G6. Хотя ни одна из этих причин не решающая, но в целом к настольному компьютеру внутренняя карта AE-9 полностью имеет смысл. Зато G6 для ноутбука не имеет никаких альтернатив.

Внутреннюю карту сложно установить в компьютер

Внутренняя карта может работать в любом PCI Express, включая слоты вплотную к видеокарте. PCIe 1x слотов в компьютере более чем хватает, обычно аж 3 штуки.

Нельзя сказать, что с USB разъёмами нет проблем. В USB3.0 и в разъёмах на контроллерах VIA, NEC, ETRON с большой вероятностью могут быть глюки у любого звукового устройства - нормально там работают только флэшки, прочее не тестировалось. Ещё одна проблема - карта будет теряться при засыпании компьютера. USB вариант не безгрешен, вполне может доставить головной боли, как повезёт.

Современному покупателю не нужны звуковые карты

Никто не знает ничего про этого мифического "покупателя". Вся подобная "аналитика" - не более, чем досужие домыслы. На самом деле, никто ничего не знает. 20 лет идёт постоянный вой о смерти звуковых карт, но звуковые карты всё никак не исчезают. Также как и постоянный вброс о том, что будущее за блютус колонками и наушниками. Хотелось бы увидеть малейшее тому подтверждение, но его нет. Как выпускаются продукты на рынке? Ощущение, что "на удачу". В 1989 году неизвестный сингапурец Сим Вонг Ху, решил сделать звуковые карты для ПК. Все вокруг только посмеялись: "IBM PC - это же ПК для бухгалтеров, Вася, а им не интересен звук! Это же очевидно!" Теперь мистер Сим Вонг Ху мультимиллиардер, а "аналитики" продолжают строчить прогнозы, что звук на ПК никому не нужен. Более того, ПК тоже больше не нужны никому. Стив Джобс не смог выйти на рынке ПК по доли своих яблочных десктопов и рабочих станций из стат.погрешности, поэтому постоянно сообщал своим акционерам о смерти ПК и о победе iPad над ним. Отсюда вывод: не надо никому желать плохого, карма - жестокая штука. Больше радуют люди, которые принимают важные решения, не анализируя КТО говорит и ПОЧЕМУ. Вспоминается легендарное высказывание самого богатого человека на планете, Билла Гейта: "Персональные компьютеры никогда не будут нуждаться в оперативной памяти свыше 640 килобайт. Этого объёма хватает для любых задач." А ведь этого человека нельзя обвинить в том, что он не разбирается в теме. Возвращаясь к звуковым картам. За прошедшие полтора года было продано несколько десятков тысяч звуковых карт AE-5. Всё потому, что они "никому не нужны", это "очевидно".

Мне больше нравится марка ASUS, почему вы её не советуете? Какой-то Sound Blaster, вы серьёзно?

ASUS внёс большой вклад и поддержал рынок звуковых карт в 2008 году. Но жизнь так устроена, что если ты остановился, то, считай, умер. Нужно постоянно совершенствоваться, вкладывать деньги в разработку новых моделей.

Почему вы критикуете китайских разработчиков, которые разработали ЦАП XMOS+ESS+OPA?

Спасибо английской компании XMOS, за то что они выложили готовую схему XMOS+ESS+OPA и прошивку под это дело. Теперь 50 ближайшие лет мы будем видеть копи-паст этой разработки от всех деревень и сёл Китая, в разных корпусах и с разными ручками и ножками. Только схема то у англичан была так себе. За хорошую платить надо...

Не могли бы Вы для несведущих пройтись по последним новинкам ЦАПов, отметив особенность их звучания? AKM, Sabre, CS.

Постановка вопроса неверная. В хорошем устройстве разница будет вкусовая, но звук вам точно понравится. В плохом - ЦАП тоже влияет, наверное, но этого не слышно, так как в первую очередь прут ошибки проектирования и реализации. Как сделать всё правильно? Нужно многое знать и упорно трудиться. Нужны инженеры и деньги на проектирование. Тяп-ляп ничего хорошего не будет.

За что вы постоянно критикуете TPA6120A? Как мне кажется, нужно не рассматривать вообще усилитель отдельно и наушники отдельно, важна их связка!

TPA6120A - это вообще не усилитель и не должен применяться в таком качестве. Это буфер для дифференциальной линии, для схем ADSL, а также для разветвителей видеосигнала. В звуковую аппаратуру идёт отбраковка. Ни один производитель не смог заставить играть 6120 без искажений на низкоомной нагрузке (100 Ом и ниже). Кроме того, если не поставить на выход 10-20 Ом резистор, получается самовозбуд схемы. Итого, использование TPA6120A крайне нежелательно. Самый лучший вариант - специализированный наушниковый усилитель. Да, это требует квалификации от разработчиков. Ну а кому сейчас легко?

Можно ли доверять обзорам экспертов?

Экспертное мнение - это экспертное мнение. Его интересно послушать и принять во внимание, но ориентироваться нужно на свой вкус, развивать собственный опыт и свои эстетические потребности.


Если у вас ещё остались вопросы, ответы на них можно найти в форуме Creative Sound BlasterX AE-5, AE-7, AE-9 карты на ESS Sabre 32 с дискретным наушниковым усилителем