Tannoy Gold 7 — активные мониторы новой серии c коаксиальными излучателями Dual Concentric

Григорий Лядов

Компания Tannoy представила свои легендарные коаксиальные динамики Dual Concentric еще в 1947 году. Их ключевой особенностью является особая совмещенная конструкция твитера и вуфера, с двойным рупором. Выдающееся по тем временам звучание сразу привлекло внимание общественности и сделало колонки культовыми. На протяжении десятилетий многие ведущие студии звукозаписи работали на мониторах, построенных на коаксиальных излучателях Tannoy. Интересно, что конструкция современных динамиков Dual Concentric практически не изменилась. И хотя производитель постоянно усовершенствует их, используя новые материалы, передовые средства производства и современные исследования, концепция остается неизменной.

Наиболее широкое применение излучатели Dual Concentric получили в Hi-Fi и High-End направлении. В студийной акустике Tannoy коаксиальные динамики использовались реже, так как двухполосные системы с раздельным расположением динамиков было легче производить. Новая серия Gold возвращает легендарную технологию Dual Concentric в массовые модели активных мониторов Tannoy.

Серия мониторов Tannoy Gold представлена тремя моделями. Все они двухполосные, относятся к ближнеему полю и имеют коаксиальные динамиками Dual Concentric. Отличия заключаются в размере динамиков и мощности усилителя. Цифра в названии модели означает диаметр используемого НЧ-динамика. Нам на тесты попали семидюймовые мониторы Tannoy Gold 7, которые стоят посередине между массивными Gold 8 и компактными Gold 5.

Мониторы Gold выглядят эффектно. Узнаваемость внешнему виду придают золотистые твитеры коаксиальных динамиков, в точности как у пассивных Hi-End колонок Tannoy высокой стоимости. Порт фазоинвертора необычно декорирован панелью управления. Корпуса мониторов изготовлены из MDF, ламинированы виниловой пленкой.

Технические характеристики монитора Tannoy Gold 7

Общие
Акустическое оформление фазоинвертор
Корпус MDF
НЧ-динамик 6,5", полимерный диффузор
ВЧ-динамик 1", титановая мембрана
Частотный диапазон 65 Гц – 20 кГц (±3 дБ)
Дисперсия 90°, конической формы
Максимальный пиковый SPL, пара мониторов 110 дБ
Усилитель
Тип класс AB
Мощность 300 Вт
Кроссовер 1,5 кГц
Подключение
Балансное TRS и XLR
Небалансное 1/8" TRS
Прочее
Габариты 357 x 221 x 288 мм
Вес 9,4 кг

Давайте разберемся, в чем особенность уникальной коаксиальной конструкция динамика и что это даёт для звука. Основное преимущество соосного расположения динамиков перед использованием обычных двухполосных систем заключаются в более слитном и сфокусированном звучании, а также более равномерной диаграмме направленности. В привычном многим коаксиальном излучателе твитер расположен, как правило, перед НЧ-динамиком. В таком случае соблюдается лишь соосность излучателей, позволяющая сэкономить место при проектировании корпуса колонки.

В конструкции Dual Concentric купольный твитер расположен глубоко внутри, за магнитной системой НЧ-динамика. Такое расположение твитера позволяет использовать удлиненный рупор уникальной конструкции. Свое начало он берет от мембраны высокочастотника, продолжается внутри магнитной системы низкочастотника и плавно переходит в диффузор НЧ-динамика, который своей профилированной формой конуса продолжает рупорное оформление твитера. То есть рупорная система состояит из двух частей. Именно по этой причине коаксиальные динамики Tannoy называются Dual Concentric.

Так как рупор имеет определенную геометрию, внутри него могут образовываться резонансы в узкой области частот. Для устранения таких недостатков внутри рупора есть дополнительные цилиндры разного диаметра и профиля, позволяющие убрать "эффект мегафона" и сделать АЧХ ровной. Фирменная конструкция волноводов внутри рупора напоминает цветок тюльпана, поэтому производитель назвал эту технологию Tannoy HF Tulip Waveguide и получил на своё изобретение патент.

По словам производителя, конструкция Dual Concentric позволяет достичь низких фазовых искажений и равномерной диаграммы направленности. Для студийной акустики направленность звука менее критична, чем для бытовой, так как ее использование уже подразумевает правильное расположение мониторов, направленных строго на одного слушателя. Важнее, чтобы при этом звучание мониторов было более информативным, сбалансированным и ровным.

Мембрана самого твитера изготовлена из титана. В рассматриваемой модели диаметр излучателя составляет 25,4 мм, как и в старшей восьмидюймовой модели. У самых младших мониторов Gold 5 размер мембраны чуть поменьше, 20 мм. Диффузор низкочастотного динамика выполнен из полимерного материала, его размер по подвесу составляет 13,5 см. Кроссовер в Gold 7 работает на частоте 1,5 кГц.

Акустическим оформлением мониторов серии Gold является схема фазоинвертор. Порт ФИ выведен вперед, что позволяет использовать мониторы в непосредственной близости от стены.

На выходе фазоинвертора расположена панель управления, позволяющая регулировать чувствительность входа эквализацию на высоких частотах. Чувствительность настраивается плавно в диапазоне от -24 дБ до 0 дб. Регулировка высоких частот производится фиксировано в пределах ±2 дБ. Кроме этого, вперед выведен светодиодный индикатор питания, загорающийся в режиме работы зеленым цветом и красным в режиме энергосбережения.

Подключение мониторов производится как через балансное соединение, посредством TRS и XLR разъемов, так и небалансное, через разъем миниджек. При подключении через миниджек вторую колонку необходимо соединить с первой дополнительным проводом, который входит в комплект. И с помощью переключателя выбрать канал, соответствующий расположению мониторов. Среди настроек сзади монитора также предусмотрено подавление низких частот и выключение режима энергосбережения.

Очень импонирует, что усилитель мощности мониторов Gold спроектирован в классе A/B. Все больше современной активной акустики оснащаются усилителями в классе D, что на наш взгляд, не всегда идет на пользу качеству звука, особенно это заметно в недорогих моделях.

Усилитель мониторов Gold 7 создан на базе двух мощных микросхем TDA7293, традиционно применяемых в усилителях студийной акустики. Их паспортные значения мощности составляют 70 Вт при напряжении питания ±29В и менее 0,1% искажений. Этого более чем достаточно для мониторов ближнего поля.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ монитора Tannoy Gold 7, измеренный
на оси динамиков

АЧХ мониторов Tannoy Gold 7 выглядит довольно ровной. В рабочей области неравномерность не превышает ±3 дБ. Исключение составляет самый верхний диапазон, где наблюдается небольшой всплеск выше 10 кГц. Низкочастотный диапазон у мониторов уверенно начинается с 50 Гц, что для семидюймовой акустики является очень хорошим результатом.

Графики АЧХ монитора Tannoy Gold 7, измеренные
в разных положениях регулятора TRIM HF

Регулировка высоких частот осуществляется в заявленном диапазоне ±2 дБ на частотах от 1 кГц и выше.

Графики АЧХ монитора Tannoy Gold 7, измеренные
в разных положениях регулятора BASS ADJUST

Настройка BASS ADJUST позволяет снизить насыщенность низких частот при использовании мониторов в акустически неподготовленном помещении. На измерениях можно наглядно увидеть, что подавление производится от 200 Гц и ниже на -2 дБ и -4 дБ.

Звучание

При взгляде на необычную конструкцию коаксиальных динамиков кто-то может подумать, что Gold 7 звучат как-то совсем иначе или имеют специфический окрас. В реальности же, мониторы Tannoy Gold 7 обладают традиционным характером звука. В дополнение к этому в них наиболее хорошо прослушивается сфокусированность и целостность звучания. Наиболее отчетливо это проявляется на средних частотах, которые получились у Tannoy Gold 7 лучше всего. Хорошая детальность и слитность позволяет точно слышать все нюансы пространственной обработки и перемещение источников при панорамировании, а неплохие переходные характеристики НЧ-динамика, способствуют формирования четкой и ясной атаки.

По своему опыту мы знаем, что одной из наиболее сложной задачей для семидюймовой акустики является тембральная достоверность и нейтральность звучания. Обычно большой НЧ-динамик играет верхнюю середину уже не так проработано, как в пятидюймовых колонках, а нижнюю середину еще не так полноценно, как восьмидюймовая акустика. В этом отношении мониторы Tannoy Gold 7 ломают стереотипы и выглядят убедительно. Их звучание находится ближе 8" мониторам, с преобладанием разборчивости в нижней середине, но и верхняя область средних частот тембрально не провалилась. Это позволяет работать полноценно со звуком во всем среднечастотном диапазоне, будь то эквализация или согласование различных тембров в миксе.

Что касается направленности звучания от использования рупорного оформления, то в мониторах Tannoy Gold 7 этого практически не ощущается. По крайней мере в ближнем поле при правильном расположении никаких провалов нет. Если сильно не отклоняться от оси динамиков, то насыщенность на ВЧ устойчивая. В этом отношении направленность мониторов Tannoy ничем особенным не отличается от акустики с раздельным расположением динамиков.

Следует отметить также и работу нижнего регистра. Недостатка по низу в Tannoy Gold 7 не ощущается. Мониторы обеспечивают хороший контроль низкочастотного диапазона, информативно охватывая самые нижние ноты. Судя по измерениям, порт фазоинвертора настроен на частоты в районе 50 Гц. Фазоинвертор хорошо озвучивает самые нижний диапазон, без слышимых артефактов. Не слышно никакого бубнения или резонансного подвывания. В наших условиях использования даже пришлось уменьшить насыщенность с помощью регулятора на задней панели.

По качеству звука мониторы получились удачными во всех отношениях. Из пожеланий, нам бы хотелось слышать в Tannoy Gold 7 чуть большую детальность в высокочастотной области. Пожалуй, это единственный момент, к которому удалось придраться. Высокие частоты на общем фоне выглядят довольно сбалансированными и на разных уровнях громкости остаются разборчивыми. Но для полного счастья им немного недостаёт детальности.

Выводы

В целом, мониторы Tannoy Gold 7 произвели положительное впечатление и заслуживают внимания при выборе активных мониторов как для студии, так и для прослушивания музыки на ПК. Они эффектно выглядят и хорошо звучат. Tannoy Gold дороже, чем модели студийной акустики начального уровня, но и играют заметно лучше их.

Что касается использования в мониторах коаксиальной конструкции динамиков, то она не придаёт какую-то особенную специфику звуку и не ограничивает их сферу применения. Мониторы Tannoy Gold 7 без всяких оговорок обладают профессиональным звуком, позволяющим успешно решать самые разнообразные студийные задачи. Приятно видеть, что на рынке появляется все больше достойных активных мониторов.

Ориентировочная стоимость Tannoy Gold 7 составляет 27  тыс. рублей за один монитор.

 

Мониторы Tannoy Gold 7 предоставлены
официальным представителем Tannoy в России OKNO-AUDIO