RCF AYRA PRO 8 — флагманская модель новой серии мониторов AYRA PRO

Григорий Лядов

Первое поколение мониторов RCF AYRA появилось еще в 2012 году. Данная серия представляла собой мониторы начального уровня, рассчитанные на массового покупателя. При всех своих достоинствах их основным преимуществом была невысокая стоимость.

В прошлом году компания RCF представила новое поколение мониторов AYRA PRO. Появившиеся мониторы в названии уже получили приставку PRO, характеризующую возросшее качество по сравнению с предыдущим поколением. Впрочем, несмотря на то что новые мониторы имеют прежнее название, ничего общего c предыдущими моделями акустика AYRA PRO уже не имеет. Мониторы AYRA PRO были переработаны полностью. В них используется совсем другие динамические головки, корпуса и конструкция фазоинвертора. Усилитель теперь спроектирован в классе D, а встроенный DSP позволяет не только выровнять АЧХ, но и скорректировать фазочастотную характеристику. Фирменные алгоритмы FiRPHASE успешно применяемые в PA системах RCF теперь используются в студийной акустике, как и было обещано производителем ранее. Суть технологии FiRPHASE заключается в использовании специальных алгоритмов на этапе разработки, направленных на коррекцию фазы и амплитуды в зависимости от слабых мест используемых излучателей, всевозможных резонансов, влияния корпуса. Это позволяет выровнить тембральную составляющую и достичь хорошего согласования динамиков во всем частотном диапазоне.

Новая серия мониторов RCF AYRA PRO представляет собой недорогую студийную акустику. Стоимость мониторов немного выше бюджетных моделей, но все еще является доступной для широкого круга пользователей. Поэтому RCF AYRA PRO позиционируется как для студий, так и использования музыкантами, в видеопродакшене, озвучивании рабочего места и других подобных целей.

Серия состоит из трех двухполосных моделей: AYRA PRO5, AYRA PRO6, AYRA PRO8, и активного сабвуфера AYRA PRO10 SUB. Цифра в названии модели, традиционно, характеризует размер используемого НЧ-динамика. Мы начнем знакомство с самой старшей моделью серии AYRA PRO8.

Технические характеристики мониторов RCF AYRA PRO 8

Общие
Акустическое оформление фазоинвертор
Корпус MDF
НЧ-динамик 8", композитное стекловолокно
ВЧ-динамик 1", купольный тканевый твитер
Частотный диапазон 45 Гц – 20 кГц
Максимальный SPL 111 дБ
Дисперсия 110° по горизонтали, 70° по вертикали
Усилитель
Тип класс D
Мощность 140 Вт (100 Вт на НЧ + 40 Вт на ВЧ)
Кроссовер 2 кГц
Защита от перегрузки Soft Limiter
Подключение
Балансный вход XLR и 1/4 TRS
Небалансный вход RCA
Управление
Регулировка чувствительности -∞ дБ ... -6 дБ ... 0 дБ
Высокие частоты -1 дБ, 0 дБ, +1 дБ
Низкие частоты -2 дБ, 0 дБ, +2 дБ
Прочее
Вес 8, 6 кг
Габариты 410 × 253 × 320 мм

Дизайн новой серии RCF AYRA PRO получился куда более интересней и привлекательней предыдущего поколения. Благодаря огромным рупорным волноводам в облике мониторов появилась своя изюминка, узнаваемая черта.

Акустическим оформлением мониторов AYRA PRO по-прежнему является схема фазоинвертор. Но вместо щелевого порта теперь используются порты трапециевидной формы. Преимуществом выведенных фазоинверторов вперед является более прогнозируемая отдача на НЧ и возможность установки мониторов в непосредственной близости от стены. В этом отношении мониторы AYRA PRO неприхотливы и могут быть использованы, где угодно.

Корпус мониторов изготовлен из MDF и имеет ламинированное покрытие. Для визуального определения включения питания на передней панели предусмотрен индикатор, расположенный под логотипом. К сожалению, режима энергосбережения у мониторов нет, поэтому индикатор будет гореть постоянно.

В мониторах серии AYRA PRO используется большой волновод рупорной формы. Такая конструкция позволяет заметно улучшить равномерность звукового поля и уменьшить направленность звучания. Твитер у всех моделей серии одинаковый - это купольная тканевая пищалка. Снаружи твитер оснащен дополнительным металлическим кольцом, защищающим излучатель от механических повреждений.

Используемый низкочастотный динамик имеет диффузор из композитного стекловолокна и мягкий резиновый подвес. Диаметр диффузора включая подвес составляет 18 см.

Сзади монитор выглядит традиционно для студийной акустики. Здесь нет никаких выступающих элементов, все радиаторы расположены внутри корпуса.

Балансное подключение мониторов производится через разъемы XLR и TRS. Для небалансного соединения предусмотрен разъем RCA.

Управление управления включают в себя регулировку чувствительности и эквализацию на высоких и низких частотах с фиксированными значениями. Во избежание случайного переключения регуляторы немного утоплены внутрь. На высоких частотах регулировка производится с шагом в 1 дБ, в низкочастотной области - 2 дБ. Наши измерения позволят наглядно увидеть частотные диапазоны, в которых производится регулировка.

Усилитель мониторов RCF серии AYRA PRO спроектирован в классе D. В рассматриваемой модели PRO8 он создан на основе микросхемы TPA3221 от TI. Ее паспортная мощность в двухканальном режиме составляет 88 Вт при нагрузке 4 Ом и 1% КНИ. В качестве эффектпроцессора используется DSP ADAU1701 c характеристиками АЦП: динамический диапазон 100 дБ; Кг+шум 83 дБ и ЦАП: динамический диапазон 104 дБ; Кг+шум 90 дБ.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ, измеренный на оси ВЧ-динамика

Наши измерения полностью подтверждают заявленные производителем параметры. Частотный диапазон мониторов составляет 45 Гц - 20 кГц. При этом график очень ровный, а неравномерность составляет всего -+3 дБ.

Графики АЧХ, измеренные в разных режимах high frequency trim

Регулировка на высоких частотах производится от 5 кГц в диапазоне ±1 дБ.

Графики АЧХ, измеренные в разных режимах low frequency trim

Настройка низких частот осуществлятся на частотах ниже 300 Гц в пределах ±2 дБ.

Звучание

Звучание мониторов RCF AYRA PRO8 можно охарактеризовать как достаточно хорошее. По сравнению с предыдущими моделями серии AYRA образца 2012 года качество звука новых мониторов улучшилось существенно. Мониторы AYRA PRO8 уже без каких-либо оговорок обладают полноценным звучанием, позволяющим всецело решать студийные задачи.

Звук у RCF AYRA PRO8 получился довольно интересный и никак не ассоциируется с возможностями обычных бюджетных мониторов. На наш взгляд, применение алгоритмов коррекции FiRPHASE пошло мониторам на пользу. С одной стороны, мы видим использование недорогих типовых излучателей и не очень высокие характеристики преобразователей, с другой - довольно яркое и натуральное звучание с хорошей атакой и проработкой, особенно в низкочастотной области.

Как правило, недорогая студийная акустика, особенно с большим НЧ-динамиком, имеет достаточно специфический пустоватый звук с характерными призвуками и преобладающим гулообразным оттенком в низкочастотной области. У мониторов AYRA PRO8 ничего подобного нет. Середина не провалена, нижний регистр получился вообще на загляденье: звучание сбалансированное и на общем фоне не доминирует, имеет хорошую детальность и лишено всякого резонансного подвывания. Мониторы в использовании дополнительного сабвуфера не нуждаются.

Звучание на высоких частотах, по причине использования недорогих тканевых купольных твитеров, не такое детальное как хотелось бы. Однако благодаря хорошей согласованности ВЧ-диапазон выглядит на должном уровне. Рупорное оформление помогает снизить направленность звучания и избежать эффекта точечных излучателей.

Как и подавляющее большинство 8 дюймовой акустики, мониторы AYRA PRO8 рассчитаны на сравнительно высокий уровень громкости и достаточное удаление друг от друга. В противном случае средние частоты немного проваливаются в общем балансе и не получается сформировать полноценную стереокартину. Таким образом, если на рабочем месте недостаточно свободного места для правильной расстановки мониторов, лучше присмотреться к моделям меньшего размера.

Выводы

Новая серия мониторов RCF AYRA PRO выглядит намного более совершенной по сравнению с первым поколением бюджетной студийной акустики RCF. Производитель проделал серьезную работу и в результате мы увидели совершенно другие мониторы. На примере старшей модели AYRA PRO8 можно уже определенно точно сказать, что использование технологии FiRPHASE оправданно даже в недорогой студийной акустике. Качество звучания у AYRA PRO8 получилось довольно хорошим, со своим фирменным почерком.

Ориентировочная стоимость RCF AYRA PRO8 составляет 30 тыс. руб за один монитор.

 

Мониторы RCF AYRA PRO 8 предоставлены
предоставлены на тестирование
дистрибуторской компанией ARIS