M-Audio M3-6 трехполосные мониторы с коаксиальным динамиком
Компания M-Audio представила новые модели трехполосных мониторов M3 еще в 2013 году, однако в продаже новинки появились только сейчас. Напомним, речь идет о двух моделях M3-6 и M3-8, отличающихся между собой габаритами корпуса, мощностью усилителя и размерами низкочастотных динамиков.
Появившиеся модели интересны, в первую очередь, тем, что являются трехполосными. В студийной акустике трехполосные системы появляются очень редко. И если какой-то производитель все же решил выпускать такие колонки, их стоимость получается очень высокой. Чего нельзя сказать про мониторы M-Audio. На нашем рынке стоимость одного монитора M3-6 составляет порядка 15 тыс. рублей и M3-8 - 18 тыс. рублей. Таким образом данные мониторы являются самыми доступными, среди студийных трехполосных систем.
Еще одной любопытной особенностью новых мониторов M-Audio является использование коаксиальной конструкции: твитер располагается в центре СЧ-динамика. Такое решение позволяет уменьшить размер корпуса колонки. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что размеры акустики не получились слишком уж компактным. Габариты мониторов M-Audio существенно превосходят двухполосные системы с аналогичным размером НЧ-динамика. В таком случае возникает вопрос: был ли смысл использовать коаксиальную конструкцию динамиков? Если производитель ставил цель создать оригинальные мониторы - у него это получилось. Повлияло ли такое исполнение на звучание, узнаем в ходе нашего тестирования.
К нам на тесты попала младшая модель M3-6. Как мы писали вначале, различия преимущественно в НЧ-динамике. Цифры в названиях моделей характеризуют размер используемого вуфера. В мониторах M3-6 используется динамик с 6 дюймовым диффузором. Размер диффузора по подвесу составляет 14,5 см. Размер диффузора среднечастотника составляет 11,5 см. У обоих динамиков диффузор изготовлен из кевлара. В качестве твитера используется классическая тканевая купольная пищалка.
Производитель отдельно акцентирует внимание на декоративной передней панели, задекорированной под натуральное дерево. Этот элемент является отличительно особенностью данных мониторов, призванной радовать глаз пользователя, разместившего колонки в интерьере.
Корпуса колонок выполнены из MDF. Акустическим оформлением мониторов является схема "фазоинвертор", щелевой порт ФИ выведен назад. Ножек снизу корпуса не предусмотрено, однако в комплекте идут самоклеющиеся резиновые подкладки. Габариты монитора M3-6 составляют 23,5 х 39 х 23 см.
На передней панели предусмотрен светодиодный индикатор питания. При включении он ярко горит синим светом.
В мониторах предусмотрено балансное подключение посредством отдельных разъемов XLR и TRS. Кроме этого, имеется RCA вход для небалансного подключения. Среди доступных настроек - уровень громкости, подстройка отдельно низких, средних и высоких частот. Также предусмотрен обрезной фильтр, работающий на 80 Гц и 100 Гц. Есть и общий тумблер, отключающий все настройки эквализации.
Усилитель в мониторах M3-6 и M3-8 выполнен в классе A/B. Для отвода тепла предусмотрены большие выведенные наружу ребра радиатора. Среднечастотный динамик и твитер располагаются в изолированной камере. Плата усилителя расположена в одном корпусе с НЧ-динамиком.
Для низкочастотного динамика используется усилитель, собранный на базе двух мощных SMPS MOSFET транзисторов B31N20D. Для усиления сигнала на ВЧ и СЧ-динамики используется две микросхемы TDA 2052.
Измерения АЧХ
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер: 9291C
- чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
положении всех регуляторов
Измерения показывают, что рабочий диапазон мониторов составляет 50 Гц - 30 кГц. Показатели неравномерности не самые выдающиеся, однако резких пиков и провалов нет.
регулятора HIGH
Заявленные значения фильтра ±6 дБ соответствуют действительности. Регулировка ВЧ-диапазона осуществляется с 3 кГц.
Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора MID
Регулятор MID эквализует диапазон 500 Гц - 3 кГц. Заявленные значения совпадают с нашими измерениями.
регулятора LOW
Изменения уровня в низкочастотной области также соответствуют указанным значениям в ±6 дБ. Регулировка осуществляется на частотах ниже 300 Гц.
переключателя LOW CUT
На этих измерениях можно наглядно видеть, каким образом работает low cut фильтр. Два режима работы фильтра воздействуют на нижнюю границу и в области 60 Гц подавляют уровень на 5 дБ и на 8 дБ.
Звучание
Качество звучания мониторов M-Audio M3-6 находится на хорошем уровне. Однако не стоит ожидать от данной акустики какого-то особенного звучания. Оно скорее типичное для многих удачных моделей недорогой студийнной акустики и лишено откровенных недостатков. В M-Audio M3-6 нельзя отрицать преимущество использования дополнительного среднечастотного динамика. Вероятно, в старшей модели M3-8 это оправданно в большей степени, так как 8 дюймовому НЧ-динамику полноценно озвучить верхнюю область средних частот будет намного сложнее. Тем не менее, и в тестируемой модели M3-6 СЧ-динамик пригодился - верхняя область среднечастотного диапазона прослушивается полноценно.
Перед прослушиванием мониторов у нас были опасения относительно равномерности звукового поля из-за необычной коаксиальной конструкции динамиков. К счастью, каких либо отрицательных эффектов и зон интерференции в звуке нет. При отклонении от оси ВЧ-динамиков тембр звучания не изменяется, лишь уменьшается насыщенность в высокочастотной области, что является типичным поведение для подавляющего большинства акустики.
Основные претензии к звучанию мониторов M-Audio M3-6 заключаются в недостаточно качественных высоких частотах и акценте в области 3 кГц. Пожалуй, это наиболее ощутимые недостатки, на которые следует обратить внимание. В остальном звучание достаточно сбалансированное и ровное.
На наш взгляд, имеющиеся регулирировки лучше не использовать без нужды, так как звучание получается оптимальным при нулевом положении эквалайзера. Единственное, что можно посоветовать, так это добавить высоких частот на пару дБ для лучшей разборчивости.
Что касается низкочастотного диапазона, то для своих достаточно больших габаритов корпуса низких частот немного. В тоже время, нижняя граничная частота в 60 Гц охватывается полноценно и в режиме Flat звучание сбалансированно. Хорошо, что в данных мониторах не стали делать ставку на максимальное расширение НЧ-диапазона. Как правило, это приводит к ненужному бубнению, которое можно убрать лишь отрезав низкие частоты полностью. В M3-6 никаких признаков неудачно спроектированного фазоинвертора нет.
Выводы
В целом, мониторы M-Audio M3-6 следует считать удачной моделью. Среди доступной студийной акустики рассматриваемые мониторы выглядят в числе фаворитов. На наш взгляд, использование дополнительного СЧ-динамика в мониторах M3-6 является полностью оправданным. В тоже время, необходимо понимать, что проблемы в звучании недорогих мониторов достаточно масштабны и их не решить лишь только одним использованием дополнительного среднечастотника. Однако мы всячески приветствуем производителей, развиващихся в направлении построения трехполосных мониторов по доступной цене. Делать двухполосные мониторы, более-менее звучащие, научились все производители. Пора двигаться дальше, тем более, что на рынке мониторов есть, с кого брать пример.
Напомним, что колонки M-Audio M3-6 на сегодняшний момент являются самыми доступными трехполосными мониторами. На нашем рынке стоимость M3-6 составляет порядка 15 тыс. рублей за один монитор. Это лишь немногом дороже стоимости недорогих 8" двухполосных мониторов. В то время как трехполосные мониторы от других производителей либо не представляют интереса, либо стоят слишком дорого. Так держать, M-Audio!
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU