EVE SC207 — активные мониторы ближнего поля

Мы продолжаем знакомится с активной студийной акустикой компании EVE Audio. На очереди семидюймовая модель мониторов EVE SC207.

Подробное описание мониторов вы найдете в статье, посвященной младшей модели EVE SC205. Все двухполосные мониторы EVE Audio отличаются лишь мощностью и размерами НЧ-динамиков. Поэтому мы не будем повторяться, а заострим внимание лишь на наиболее интересных особенностях тестируемой модели.

В мониторах EVE SC207 используется НЧ-динамик c диффузором диаметром 14 см. Внешне материал диффузора немного отличается от того, что используется в пятидюймовой модели. Однако по информации с сайта производителя в SC207 используется аналогичный диффузор SilverCone, имеющий сотовую структуру и покрыт стекловолокном.

По просьбе читателей мы приводим фотографию внутренностей монитора и более подробно поговорим о начинке. Мы полностью разобрали все элементы усилителя, отчистили термопасту и проследили дорожки на печатных платах.

На входе усилителя стоит микросхема АЦП PCM1804 (24 бит, 192 кГц, DR: 112 дБ, THD+N: -102 дБ), далее цифровой ИКМ сигнал поступает на специализированный DSP D2-41051, имеющему продвинутые возможности. Именно в этом процессоре осуществляется обработка сигнала цифровыми многополосными EQ, использующийся в фильтрах кроссовера и фильтрах подстройки (High, Low, Desk). С процессора выходят сразу несколько сигналов. На усилитель ВЧ-динамика TDA7264, мощностью 50 Вт, подаётся аналоговый сигнал, предварительно подготовленный в DSP. А вот усилитель НЧ-динамика очень необычный: он работает в классе D и воспринимает готовый "цифровой" PWM сигнал с процессора. Тем самым, смысл от применения АЦП на входе и цифровой обработки резко повышается - ведь сигнал остаётся цифровым и переводится в аналог уже внутри редкой мощной усилительной микросхемы TAS5162. Её применение позволяет достить 100 Вт паспортной мощности. При этом, рассеиваемое тепло составляет лишь малую часть потраченной энергии - первое преимущества класса D. Это позволило снизить размеры радиатора и убрать все внутренности в корпус монитора. Однако такая непростая начинка мониторов, расположенная аж на 4 печатных платах, повышенная энергоэффективность и расширенные функции управления - дело весьма затратное. То есть как раз это объясняет недешевую цену мониторов. Понятно, что цена никак не может быть ниже, чем у конкурентов, даже с учётом полностью самостоятельного производства динамиков. Как нам известно, одно из принципиальных разногласий между EVE Audio и ADAM Audio именно в идеологии построения мониторов. Основатель ADAM, Клаус Хайнц, настроен очень консервативно и никак не хочет инноваций, в то время как его бывший партнёр по бизнесу Роланд Штенц, глава EVE Audio, как раз апологет новой цифровой техники и нестандартных решений в усилительной части. Мы считаем, что всё решает не идеология, а реализация, а от конкуренции производителей мониторов в конечном итоге должен выиграть потребитель.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ, измеренные с расстояния 1 м на акустической оси мониторов

График АЧХ, измеренные на оси ВЧ-динамика на расстоянии менее 1 м

Как можно видеть, выбор точки измерения сильно очень влияет на итоговую АЧХ. При размещении ближе к монитору, становятся ровнее НЧ-диапазон, и наоборот, при отдалении ровнее ВЧ-диапазон. Нужно понимать, что, в отличие от микрофона, ухо человека не является точечным приёмником звукового давления, генерирующего напряжение в катушке. Строение уха сложнее микрофона. Восприятие звука от выбора точки прослушивания меняется не сильно. Это происходит благодаря суммированию и осреднению всех приходящих волн, включая отражённые. Таким образом, график АЧХ по звуковому давлению - это справочная информация, не отражающая ничего, кроме диапазона воспроизводимых частот.

График АЧХ, измеренные на оси ВЧ-динамика на расстоянии менее 1 м

Мы приводим также измерения АЧХ этой модели мониторов производителем EVE Audio, выполненные в безэховой камере. Графики получены методом MLS, без применения сглаживания, без пристыковки диапазона порта ФИ. Из этих графиков ясно, что неравномерность сглаженной АЧХ мониторов является средним между нашим первым и вторым графиком. Провал в области 3 кГц возникает при смещении от акустической оси. Акустический центр показан на фотографии красным крестиком. Из всех этих исследований следует простая практическая рекомендация - ответственно подходить к размещению мониторов в помещении. Особенно нежелательно сильное отклонение слушателя по высоте.

Звучание

При тестировании EVE SC207 мы подключали мониторы к профессиональной звуковой карте высшей категории LynxTWO-B по балансному подключению, через разъёмы XLR "родным" трёхметровым кабелем карты. Так же как и у младшей модели SC205, при балансном подключении в рассматриваемых мониторах наблюдается перегрузка входа. Даже при выставленном линейном уровне -10dBV индикатор на мониторах оповещал о перегрузке, а в звуке появлялись искажения. Только при снижении выходного уровня звуковой карты ещё на 2 дБ в микшере, индикатор перегрузки мониторов перестаёт мигать. При небалансном подключении через RCA при стандартном уровне сигнала перегрузки не наблюдается. Данная недоработка не является существенной.

Как правило, если в одной линейке мониторов насчитывается три и более моделей, то звучание промежуточных моделей получается менее удачным. Подобная закономерность наблюдается в популярных линейках мониторов KRK и ADAM, где старшие и младшие модели в линейках звучали лучше 7-дюймовых. Мониторы EVE SC207 не стали исключением и по сравнению с пятидюймовой моделью SC205 звучат, на наш взгляд, не так хорошо, как могли бы.

Явных проблем в звучании SC207 не наблюдается, однако есть определенные особенности о которых следует упомянуть. В первую очередь следует отметить специфическое звучание в высокочастотной области, характерное ленточным пищалкам EVE. Если у младшей модели SC205 эта особенность была не так сильно выражена, то у SC207 этот характер звука прослушивается чуть в большей степени. Выявленная особенность не столь критична и вряд ли скажется на работу со звуком. Детальность и разборчивость ВЧ-области у SC207 остается по прежнему высокой, и превосходит звучание традиционных тканевых купольных твитеров.

Провал в переходной зоне на слух отсутствует. Есть небольшие потери в насыщенности в данном диапазоне, однако для 7-дюймового монитора звучание на верхней середине хорошее. В любом случае, окрашенности тембра на средних частотах не наблюдается.

Что касается звучания в нижней середине, то лучше воспользоваться регулятором Desk и ослабить звучание в области 150 Гц. Это позволит ослабить резонанс в указанном диапазоне и уменьшить подвывание. Увы, в колонках не предусмотрен обрезной фильтр low cut с резким спадом. Низкие частоты у SC207 все же являются компромиссными и для полноценного охвата низкочастотного регистра необходимо использовать сабвуфер, а имеющегося подавления НЧ может быть не достаточно.

Выводы

В целом мониторы EVE SC207 следует считать удачными, но, на наш взгляд, не настолько, насколько удачна младшая модель SC205. Вместе с тем стоит напомнить, что сама по себе двухполосная акустика с семидюймовыми диффузором обречена быть неким компромисным и переходным вариантом между 5" и 8" со всеми вытекающими последствиями. Средние частоты в верхней области уже не такие проработанные, по сравнению с диффузором меньшего размера, но и еще не такие полноценные по сравнению с 8-дюймовой моделью в нижней области средних частот. Однако даже учитывая все сказанное, мониторы SC207 являются одними из лучших представителей данного класса двухполосных систем.

Стоимость SC207 в нашей стране составляет порядка 30 тыс. рублей за один монитор.

Дополнение 14.07.2014

Мы провели дополнительное расследование перегрузки балансного XRL входа мониторов, которая возникла во время тестирования. После контактов с производителем выяснилось, что у XLR входа мониторов EVE Audio паспортная чувствительность составляет +8dBu, что с запасом соответствует всем стандартам на подключение любых источников сигнала: бытовых -10dBV и профессиональных +4dBU. Производитель предложил нам измерить амплитуду сигнала на выходе устройств LynxTWO-B и E-MU 1616M. Мы использовали высокоточный цифровой осциллограф OZ Digital, измеряющий переменное напряжение по форме волны. Мы получили следующие результаты: даже при выставлении пресета -10 dBV, звуковые карты выдают сигнал около 2 Vrms. В переводе на относительные единицы это означает более +6 dBV и более +8 dBu, что существенно превосходит стандартные уровни. В пресете -10dBV максимальный уровень по паспорту +6dBV, в пресете +4dBu максимальный уровень целых +20dBu. Переключение уровней производится реле, установленным на печатной плате. Названия пресетов -10dBV и +4dBu вводят в заблуждение, так как не отражают уровень сигналов на выходе. Производителями LynxStudio и E-MU повышение напряжения выходов сделано сознательно, для улучшения характеристик карты.

Однако уровень 2 Vrms не является проблемой для тех моделей мониторов, с которыми мы сталкивались. Поэтому мы передали производителю EVE Audio своё пожелание, чтобы у мониторов была немного снижена чувствительность, а лучше введена подстройка чувствительности XLR входа, так как звуковые карты типа E-MU являются вполне массовыми, а размах сигнала хотя бы 2 Vrms позволил бы подключить мониторы к карте без цифровой регулировки громкости средствами микшера звуковой карты и без потери разрядности сигнала. Производитель обещал подумать над этой функцией, но не в ближайшее время, поскольку служба поддержки пользователей EVE Audio пока не получили ни одного нарекания или пожелания от реальных владельцев мониторов.

 

 


Мониторы EVE SC207 предоставлены на тестирование,
официальными представителями EVE Audio StudioMonitors.ru