EVE SC205 — активные мониторы ближнего поля

Компания EVE Audio является брендовым производителем профессиональной студийной акустики с отделом разработки в Германии и производством в КНР. Компанию EVE Audio основал Роланд Штенц (Roland Stenz) в 1999 году. Внешнее сходство мониторов EVE Audio с акустикой ADAM Audio объясняется прошлыми партнерскими отношениями Роланда с Клаусом Хайнцом - они вместе основали компанию ADAM, но из-за разногласий Роланд Штенц ушел и основал свою компанию EVE Audio. Если ADAM намекает на библейское имя Адам, то EVE - переводится именем Ева, созданной из ребра Адама. Так EVE Audio остроумно обыграли своё название, и намекнули на родство с изначальной компанией.

В настоящее время акустика EVE Audio имеет целую серию активных мониторов, в общей сложности насчитывающую 14 различных моделей. Среди них есть небольшие двухполосные системы, трехполосная акустика среднего поля, а также четыре разных сабвуфера. Наиболее примечательным в акустике EVE является использование ленточных твитеров, которые внешне очень похожи на излучатели, используемые в мониторах ADAM. На примере модели SC205 мы попытаемся выяснить, что собой представляет акустика EVE Audio и развеем мифы относительно этого загадочного производителя.

Двухполосные мониторы EVE Audio насчитывают четыре модели, отличающиеся между собой только размерами НЧ-динамика. Цифра в названии той или иной модели характеризует размер диффузора используемого динамика. Таким образом, в мониторах SC205 используется 5-дюймовый НЧ-динамик. Среди двухполосной акустики производителя есть также системы с четырех-, семи- и восьмидюймовыми динамиками.

Изготовленные из MDF корпуса мониторов EVE имеют традиционную форму. Акустическим оформлением колонок является схема "фазоинвертор". Щелевой порт ФИ выведен назад и расположен в вехней части корпуса. Снизу и сзади предусмотрены отверстие с резьбой для установки колонок на специальные кронштейны. Для настольного расположения мониторов в комплекте идут маленькие самоклеящиеся резиновые ножки. Габариты монитора SC205 составляют 17,5 х 27,5 х 23,3 см.

Используемые в колонках EVE твитеры внешне очень похожи на твитеры X-ART, используемые в мониторах ADAM серии АХ. Производителя EVE называет свои пищалки Air Motion Transformer, более подробной информации не приводится. Однако, учитывая совместную работу производителей в прошлом, мы не исключаем того, что пищалки могут иметь полностью аналогичную конструкцию. Здесь важно отметить, что данные твитеры используются практически во всех моделях мониторов EVE.

В комплекте с мониторами идут специальные металлические решетки для защиты твитеров от механических повреждений. Любопытно то, что никаких средств для их установки не требуется. Они просто примагничиваются к корпусу твитера - достаточно приложить решетку к к твитеру в правильном положении.

Размер диффузора НЧ-динамика SC205, включая подвес, составляет 11,5 сантиметров. Материал диффузора имеет сотовую структуру и покрыт стекловолокном. Также, как и в случае с твитерами, все НЧ-динамики в акустике EVE имеют данные диффузоры, называемые производителем SilverCone.

На передней панели расположен многофункциональный регулятор, управляющий всеми настройками мониторов. Расположенные вокруг светодиодные индикаторы позволяют видеть регулируемый уровень в различных режимах.

Нажатие на регулятор переключает по кругу различные режимы. Здесь доступна отдельная регулировка на высоких, средних и низких частотах, а также имеется два варианта индикации уровня громкости. Поначалу процесс регулировки кажется немного запутанным, однако уже через несколько минут изменение настроек становится привычым. Индикатор уровня можно выключить совсем или оставить подсвечивающимися лишь две точки. Так как точек индикатора недостаточно, они имеют по 4 варианта интенсивности подсветки, на каждое положение регулятора. Регулятор выполнен дискретным, шаг регулировки 0.5, 1 и 2 дБ в зависимости от диапазона, 0..-20, -20..-48, -48..-80.

Для того, что бы случайно не сбить настроенные параметры, на задней панели имеются специальные переключатели, блокирующие изменения уровня громкости или фильтров.

В мониторах предусмотрено балансное подключение через XLR разъемы, для небалансного есть RCA разъем.

Усилитель в мониторах EVE SC205 собран по уникальной схеме. Мало того, что он работает в классе D, но ещё и с DSP на него поступает зараннее подготовленный PWM сигнал. В качестве АЦП используется 24 бит 192 кГц преобразователь PCM1804 (DR: 112 дБ, THD+N: -102 дБ). В качестве DSP используется процессор D2-41051, который имеет обработку 24 бит с фиксированной точкой, с конфигурируемыми многополосными EQ. Эти возможности цифровой обработки используются в фильтрах кроссовера и фильтрах подстройки (High, Low, Desk). Из аналоговых фильтров имеется только цепь Цобеля на НЧ-динамике. Она стабилизирует импеданс нагрузки и облегчает режим работы усилителя. Отметим, что диапазон мониторов выше 20 кГц обрезан фильтром - это совершенно необходимое действие при использовании усилителя в классе D, чтобы отсечь помехи в УВЧ диапазоне.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер: 9291C
  • чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ, измеренные на оси ВЧ-динамика, при нулевом
положении всех регуляторов

Измеренный график АЧХ нам наглядно показывает, что рабочий диапазон монитора SC205 составляет 80 Гц - 20 кГц. График АЧХ имеет хорошие показатели неравномерности, составляющие ±3 дБ. Высокочастотный диапазон резко обрывается после 20 кГц - это следствие цифровой фильтрации используемого DSP. Ленточные твитеры ADAM аналогичной конструкции имеют диапазон до 40 кГц.

Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора High

Заявленная регулировка +3/-5 дБ на высоких частотах соответвует действительности.

Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора Low

Изменения в низкочастотном диапазоне немного не соответствуют заявленным +3/-5 дБ. Причина заключается в том, что регулировка низких частот в используемом DSP универсальная для всей линейки мониторов и фильтрация начинается с отметки в 300 Гц. Таким образом заявленные значения +3/-5 дБ будут заметны лишь на 20 Гц. Так как диапазон мониторов SC205 в НЧ области ограничен, имеющаяся регулировка позволяет изменять уровень в диапазоне ±2 дБ.

Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора Desk

Регулировка Desk работает на разных частотах. При уменьшении значений регулятора происходит подавление уровня в районе 180 Гц. При увеличении - уровень повышается на 80 Гц..

Звучание

Качество звучания мониторов EVE SC205 находится на высоком уровне. Как мы уже не однократно говорили в статьях о мониторах, основные требования к звучанию акустики с небольшим диффузором - это бескомпромиссные средние и высокие частоты. Мониторы SC205 в указанном диапазоне имеют высококачественное звучание, лишенное очевидных недостатков. Достовереное звучание позволяет избежать ошибок при работе с тембрами и эквализации микса, а низкий уровень искажений дает возможность услышать даже минимальные изменения в звучании, а это крайне необходимо при любой профессиональной работе со звуком. Что касается низкочастотного диапазона мониторов SC205, то он получился довольно удачным. Используемый щелевой порт ФИ в достаточной степени озвучивает нижний регистр и по отношению к среднечастотному диапазону звучит достаточно сбалансировано. При этом какого либо резонанса или подвывания в звучании не ощущается. Избыток НЧ на 100 и 200 Гц, который зафиксировали измерения, на слух также ощущается, но это решается гибкими настройками мониторов, в частности полезным регулятором Desk.

При тестировании EVE SC205 мы подключали мониторы к профессиональной звуковой карте высшей категории LynxTWO-B ($1000) через балансное подключение, через разъём XLR "родным" трёхметровым кабелем карты. При данном соединении в мониторах SC205 обнаружилась перегрузка входа у обоих мониторов. Вероятно, в мониторах EVE неправильно расчитан балансный вход: даже при выставленном линейном уровне -10dBV индикатор на мониторах оповещал о перегрузке, а в звуке появлялись искажения. (Такая ситуация была со всеми профессиональными устройствами, например с E-MU 1616M, где так же есть возможность вывода стандартного уровня +4 dBu/-10 dBV). Только при снижении выходного уровня звуковой карты ещё на 2 дБ в микшере, индикатор перегрузки мониторов перестаёт мигать. При небалансном подключении через RCA при стандартном уровне сигнала перегрузки не наблюдается. Проблема с XLR входами несущественная и, если это не дефект тестируемого экземпляра, она будет поправлена в следующих партиях мониторов.

Основной вопрос, интересующий большинство наших читателей: как звучат данные мониторы по сравнению с ADAM A5X? У нас была возможность прямого сравнения с несколькими моделями ADAM Audio. Это позволилось сделать достаточно точную оценку. На наш взгляд, звучание конкурирующих моделей ADAM и EVE находится на одном уровне. Есть небольшие отличия на средних частотах, однако практически невозможно отдать кому-то предпочтение, так как в целом возможности мониторинга у мониторов SC205 и A5X абсолютно одинаковые. Нужно понимать, что мониторы - это в первую очередь рабочий инструмент, позволяющий решать определенные задачи. В случае с SC205, их высококачественное звучание позволяет полноценно работать на средних и высоких частотах.

Выводы

На наш взгляд, мониторы EVE SC205 являются очень удачной моделью, заслуживающей пристального внимания. Теперь можно с полной уверенностью говорить, что альтернатива мониторам ADAM в своей ценовой категории существует, и это акустика EVE. Существует мнение, что мониторы EVE звучат значительно лучше, чем ADAM. На примере модели SC205 мы видим, что использование совсем другого подхода, с цифровой обработкой в DSP и с использованием оригинального усилителя мощности, никакого преимущества в звуке не дало.

Так как во всей линейке двухполосных мониторов EVE Audio используется одинаковые твитеры, качество ВЧ-диапазона должно быть таким же высоким, как в рассматриваемой модели SC205. При этом, низкие и средние частоты у остальных мониторов EVE сильно зависят от НЧ-динамика. Таким образом, не стоит экстраполировать звучание одной модели какого-либо производителя для всех остальных мониторов. Мы надеемся, что вскоре у нас появится тестирование и других моделей активных мониторов EVE.

Стоимость EVE SC205 в нашей стране составляет 21 тыс. рублей на один монитор. Интересно, что цена на ADAM A5X, производство которых налажено в Германии, а не в КНР, точно такая же, как и у EVE SC205. В отсутствии явного лидера по звучанию, выбор мониторов остаётся сложной и неоднозначной, но вместе с тем интересной проблемой.

Дополнение 14.07.2014

Мы провели дополнительное расследование перегрузки балансного XRL входа мониторов, которая возникла во время тестирования. После контактов с производителем выяснилось, что у XLR входа мониторов EVE Audio паспортная чувствительность составляет +8dBu, что с запасом соответствует всем стандартам на подключение любых источников сигнала: бытовых -10dBV и профессиональных +4dBU. Производитель предложил нам измерить амплитуду сигнала на выходе устройств LynxTWO-B и E-MU 1616M. Мы использовали высокоточный цифровой осциллограф OZ Digital, измеряющий переменное напряжение по форме волны. Мы получили следующие результаты: даже при выставлении пресета -10 dBV, звуковые карты выдают сигнал около 2 Vrms. В переводе на относительные единицы это означает более +6 dBV и более +8 dBu, что существенно превосходит стандартные уровни. В пресете -10dBV максимальный уровень по паспорту +6dBV, в пресете +4dBu максимальный уровень целых +20dBu. Переключение уровней производится реле, установленным на печатной плате. Названия пресетов -10dBV и +4dBu вводят в заблуждение, так как не отражают уровень сигналов на выходе. Производителями LynxStudio и E-MU повышение напряжения выходов сделано сознательно, для улучшения характеристик карты.

Однако уровень 2 Vrms не является проблемой для тех моделей мониторов, с которыми мы сталкивались. Поэтому мы передали производителю EVE Audio своё пожелание, чтобы у мониторов была немного снижена чувствительность, а лучше введена подстройка чувствительности XLR входа, так как звуковые карты типа E-MU являются вполне массовыми, а размах сигнала хотя бы 2 Vrms позволил бы подключить мониторы к карте без цифровой регулировки громкости средствами микшера звуковой карты и без потери разрядности сигнала. Производитель обещал подумать над этой функцией, но не в ближайшее время, поскольку служба поддержки пользователей EVE Audio пока не получили ни одного нарекания или пожелания от реальных владельцев мониторов.

 

 


Мониторы EVE SC205 предоставлены на тестирование,
официальными представителями EVE Audio StudioMonitors.ru