Обзор и тест Audeze MM-500 – планарно-магнитные наушники для студии и дома

Максим Лядов

Американцы Audeze не нуждаются в представлении. Их продукты прочно ассоциируются с понятием эталонных планарно-магнитных наушников. Однако компания и не думает почивать на лаврах и активно развивает сегодня сразу несколько направлений продуктов: для аудиофилов, для геймеров и для профессиональных пользователей. Ранее компания Audeze уже говорила, что их наушники хорошо подходят в том числе профессионалам, и даже представляла специализированную модель LCD-MX4 для студийной работы, с мощными магнитами и низким импедансом, как во флагманской модели LCD-4z. Но всё же цена таких наушников для профессионального рынка была непривычно высокой, а габариты и вес наушников оставались внушительными. Модель тогда больше заинтересовала аудиофилов, чем музыкантов.

С учетом сказанного, новинка MM-500 из профессиональной линейки MM Series выглядит гораздо более привлекательной и интересной. Цена всё ещё высоковата, но уже упала чуть ли не вдвое - а это очень серьёзное достижение. При этом, внешний вид наушников и материалы вполне соответствует уровню старших моделей LCD. Конструкция надёжная, полностью металлическая - все составляющие элементы состоят из стали и алюминиевого сплава.

Помимо данного текстового обзора, смотрите наш подробный видеообзор (ролик в 4К формате, рекомендуем полноэкранный просмотр).

По сравнению с видео, в текстовом обзоре мы не ограничены хронометражем, поэтому читайте далее более подробную информацию о продукте.

Что касается оригинальности дизайна и внешней красоты, то здесь полный порядок. У наушников весьма благородный серый цвет с легким металлическим отливом. На официальном американском сайте дизайнеры подсветили наушники тёплым источником света и создали впечатление желтоватого оттенка корпуса, в тон золотистому оттенку логотипа "MM SERIES". Конечно, талантливым мастерам фотошопа виднее, но, на самом деле, такого цвета нет. В жизни наушники выглядят гораздо лучше и интереснее.

Сперва кажется, что буквы MM в названии наушников - это явный намёк на music making, создание музыки. Но если изучить материалы производителя, то выясняется, что к их созданию и продвижению причастен Мэни Марокуин (Manny Marroquin). Это очень известный в профессиональном мире звукорежиссёр, получивший 14 наград Грэмми и работавший практически со всеми современными звёздами поп-музыки: Rihanna, Alicia Keys, Mariah Carey, Katy Perry, Anastacia, Linkin Park, 2Pac, Justin Bieber, Bruno Mars, и ещё сотня подобных имен.

Злые языки сразу же скажут, что Dr.Dre тоже получил много Грэмми и создал свою марку наушников Bits. Стоит ли бежать в магазин и покупать Beats на этом основании? Но давайте скажем честно, Dr.Dre в первую очередь артист, который многократно получал награды в номинациях "лучший текст песен", "лучший рэп-дуэт", "лучший видеоклип" и т.п. Также Dr.Dre - владелец собственного звукозаписывающего лейбла и безусловно талантливый коммерсант, раскрутивший модный цветной аксессуар Beats для молодёжной аудитории. По контрасту с ним Мэни Марокуин - это именно звукорежиссер, и все 100% премий он получил именно за его студийную работу, то есть за высокое качество звука. И наушники MM-500 имеют совсем другое назначение - они созданы для ответственного прослушивания музыки, а не как аксессуар к наряду модника.

Единственный уязвимый момент рекламной кампании Audeze в том, что когда Мэни получал свои премии в прошлом, он работал явно не в наушниках. Ему даже пришлось демонстративно позировать с Audeze MM-500 при записи последнего альбома, чтобы рассеять сомнения. С другой стороны надо понимать, что профессионал такого класса сможет обеспечить результат практически на любой аппаратуре, так что он может выбрать любой инструмент для решения своих профессиональных задач, какой ему лично больше нравится.

Интереснее то, что это вовсе не единичный случай. При отсутствии финансовых ограничений и широком выборе любой аппаратуры, топ-модели наушников Audeze действительно повсеместно используются в студиях. Об этом, например, говорится в ролике о Metropolis Studios, где сводились альбомы Queen, Michael Jackson, U2, Lady GaGa, Amy Winehouse, Adele, Rihanna и многих других. Вполне возможно, так происходит потому, что наушники других производителей серьёзно уступают Audeze по достоверности тембров и искажениям.

Но для нас интереснее именно тот вклад, который внёс Мэни Марокуин в создание MM-500. Судя по финальному результату такого сотрудничества, наушники стали ровнее по тембральному балансу, легче по весу и ближе к людям по цене. И даже если предположить изрядную долю маркетинга для продвижения продукта на рынок, мы всячески приветствуем такие изменения, ведь они очень на руку любому пользователю.

Технические характеристики Audeze MM-500

  • тип наушников: открытые, полноразмерные
  • тип мембраны: Ultra-Thin Uniforce
  • излучатель: планарно-магнитный, с Fazor
  • магниты: Fluxor, неодимовые N50
  • диапазон воспроизводимых частот: 5 Гц — 50 кГц
  • размер излучателей: 90 мм
  • чувствительность: 100 дБ/мВт
  • номинальный импеданс: 18 Ом
  • максимальная подводимая мощность: 5 Вт RMS
  • минимальные требования к усилителю: >100 мВт
  • рекомендуемая мощность усилителя: >250 мВт
  • максимальный SPL: >130 дБ
  • коэффициент гармоник: <0,1% при 100 дБ
  • вес 495 г
  • страница продукта: audeze.su/mm-500

В характеристиках мы не встретим ничего неожиданного. Фактически модель MM-500 не отличается от флагманов линейки LCD по ТТХ. Принцип работы излучателей всех планарно-магнитных моделей Audeze остаётся одинаковым. Тончайшая мембрана с нанесёнными дорожками помещена в магнитное поле, создаваемой с двух сторон магнитной системой. В старших моделях добавляется фазирующая накладка Fazor, призванная снизить аэродинамические шумы из-за турбулентности воздуха. Материал магнитов Fluxor означает, что внутри магниты состоят из тонких небольших брусков, нарезанных под 45 градусов. Это позволяет создать максимально сильное магнитное поле именно в месте прохождения проводников плоской катушки. Единственная разница - это 90 мм излучатель вместо 106 мм. Но не спешите расстраиваться, ведь в самой дорогой и совершенной модели LCD-5 мембрана точно такого же диаметра, а на звук LCD-5 пока никто не жаловался. Вполне вероятно, что это новый стандарт для всех последующих моделей американского производителя.

Пониженный до 18 Ом импеданс и высокая чувствительность в 100 дБ/мВт делают наушники на первый взгляд довольно всеядными к усилителю. И действительно, если сравнивать их с профессиональными высокоомными Beyerdynamic DT-770/990 PRO, то MM-500 играют громче на добрый десяток децибел. То есть громкость MM-500 примерно соответствует типичным динамическим наушникам 32 Ом, поэтому обычному пользователю громкости хватит с запасом. С другой стороны, при прослушивании в DAW необработанных компрессором и лимитером дорожек, чья громкость лежит сильно ниже уровня финального микса, хорошая чувствительность будет явно не лишней.

Но не стоит забывать, что счастье не только в высокой громкости. С учетом низкого импеданса 18 Ом, к MM-500 всё-таки желателен такой усилитель для наушников, который способен выдавать высокий ток без роста искажений. К сожалению, на подобное не способна половина звуковой аппаратуры. То есть, хотя наушники можно подключать к смартфону и интегрированному звуку ПК, весь потенциал наушников раскроется только с высококачественной аппаратурой.

Наушники Audeze являются открытыми, то есть они не подойдут на замену закрытым AKG K240 Studio или SONY MDR-7506 для подачи минусовки артисту при записи. MM-500 рассчитаны на более критический этап работы со звуком, на стадии обработки и сведения фонограммы. И здесь открытая схема позволяет добиться более ровного и сбалансированного звучания, без акцента на басах и без намёка на бубнение.

Новая более лёгкая мембрана (Ultra-thin Uniforce) с низким импедансом появилась у Audeze со времен премьеры LCD-4z. И здесь применена именно такая наработка. Что это даёт звуку? В первую очередь улучшается передача средних и высоких частот. Если ранее у планаров был выбор между сильно проваленными ВЧ и изрезанными с торчащими пиками, то сейчас, с современными мембранами, ситуация существенно улучшилась. При сопоставлении с большинством динамических наушников Audeze MM-500 можно назвать приглушенными на ВЧ, но в сравнении с классическими планарами они покажутся достаточно яркими.

В конструкции акценты явно сделаны в сторону комфорта использования и практичности, насколько это возможно для планарно-магнитных наушников. Больше никаких статусных деревянных чашек из ценных пород дерева, никакого углеволокна и крокодиловой кожи. Только сталь и легкий алюминиевый сплав. Благодаря этому вес снижен до 495 г.

Это всё ещё довольно много, поэтому должное внимание уделено комфорту ношения. У наушников обилие регулировок по положению на голове и очень широкие возможности по вращению чашек в двух плоскостях. Даже на большой голове наушники сидят как надо - не давят и не доставляют дискомфорта. Кожаные амбушюры со специальной ассиметричной формой действительно хороши. Амбушюры несъемные, по той причине, что Audeze специально крепит их максимально герметично. На официальном сайте имеется отдельный материал на эту тему и все необходимые графики. Так как это положительно сказывается на равномерности характеристики, вероятно, стоит доверится производителю в данном вопросе.

Кстати, под решеткой находится не ткань, как можно было бы подумать, а металлическая сетка. Таким образом, мембрана надёжно защищена от любых внешних посягательств.

Разъёмы на чашках - стандартные для Audeze трехконтактные miniXLR. В комплекте идёт стандартный плетеный кабель с полноразмерным разъёмом TRS, такой же, как для всей серии LCD. Именно такой разъём чаще всего встречается как в профессиональной, так и в бытовой аппаратуре. Прочие варианты кабелей доступны опционально, среди которых стоит отметить официальный существенно более дорогой Audeze Premium кабель, который произвел на нас сильное впечатление при тестировании LCD-4.

Измерения АЧХ

При измерениях использовался программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Применялся измерительный стенд Brüel & Kjær 4153 – Artificial Ear/Ear Simulator (IEC 60318-1), Made in Denmark, стоимость около 5000 евро.

Данные изменения приводятся в качестве справочных, не стоит по ним угадывать звучание модели. Стенд Brüel & Kjær эффективно эмулирует акустический импеданс уха до частоты 16 кГц.

График АЧХ показывает полный охват всего частотного диапазона, что важно как для профессиональной работы, так и при обычном прослушивании музыки. Среднечастотный диапазон исключительно ровный.

Измерений MM-500 достаточно в интернете. Независимо от стенда, все они показывают ровную линию и следование целевой кривой Harman для наушников, которая соответствует восприятию звука в колонках в помещении. Подъём целевой кривой Harman на басах можно игнорировать. Его добавили сравнительно недавно, внеся статистическую поправку на ощущения молодёжной аудитории, которая воспринимает усиленные басы как современную норму. Ещё интереснее, что MM-500 практически копирует график LCD-5. Что ещё раз подтверждает сильное сходство мембран обеих моделей.

По словам Audeze, график АЧХ является важной характеристикой, но не определяет звучание наушников. То есть может быть ситуация, что одни наушники имеют более красивую АЧХ, но играют гораздо хуже, чем другие, потому что график отображает только громкость на частоте, но не качество передачи музыки.

Звучание

Чтобы понять потенциал модели, мы подключали Audeze MM-500 к самым лучшим ЦАП и усилителям, которые были в нашем распоряжении. Включая Ferrum ERCO, это внешний ЦАП с мощным усилителем для наушников, который, конечно, играючи справился с такой простой нагрузкой и выдал интересный энергичный саунд.

С первых секунд прослушивания понимаешь, что звучание Audeze MM-500 исключительно комфортное и сбалансированное. Низкие частоты практически идеальные. Они воспроизводятся слитно и мощно, но без каких-то либо намёков на бубнение. По сравнению с другими моделями наушников Audeze LCD кому-то может не хватить инфранизких частот и саббаса, сотрясающего тело. Но у Audeze MM-500 не стоит задача поражать слушателя своей особенной трактовкой, а скорее доносить запись максимально нейтрально. Впрочем, совсем безэмоциональным звук назвать не получится. Audeze MM-500 преподносит слушателю атмосферу очень дорогой породистой Hi-End акустики в хорошо подготовленном помещении. Это чем-то похоже на электростаты, когда всё хорошо прослушивается, но не утомляет резкими пиками или повышенными искажениями.

По высоким модель MM-500 является скорее яркой, по сравнению с типовыми планарами, в то же время гораздо более спокойной, по сравнению с любыми динамическими наушниками. На наш взгляд, в профессиональной работе лучше всего ориентироваться на передачу НЧ и СЧ диапазона, а ВЧ потом всё равно лучше проконтролировать на полночастотных студийных мониторах. Что касается переносимости микса, то здесь нельзя полагать ни на какой самый совершенный тракт. Звукорежиссеру неизбежно придётся перепроверять сведённую композицию и на бытовых колонках, и на типичных динамических наушниках, с выпиливающими слух пиками на ВЧ, и даже на динамике смартфона - это уже обязательное требование современных правообладателей и распространителей контента к студиям звукозаписи. То есть помимо обладания наушниками Audeze MM-500 нужны ещё опыт и знания профессии - квалификацию работников студий пока никто не отменял, об этом можно не беспокоиться.

По нашему мнению, существующее разделение аппаратуры на профессиональную и бытовую очень условное. Обычно профессионалы рассуждают так: вы сперва сделайте нам хорошо звучащую аппаратуру, а мы дальше сами разберёмся, где и как нам её применять. Вспоминается Боб Клирмаунтин со своими Yamaha NS10, которые изначально были чисто бытовыми колонками, но потом стали NS10 Studio, когда в них исправили перекос АЧХ в области ВЧ. Примерно такая же ситуация с Audeze. Попробовав использовать линейку LCD в студии, профессионалы попросили выровнять ещё сильнее АЧХ и убрать всякие ценные породы дерева бубинга из материалов чашек и уменьшить вес, оставив всё хорошее, что было. Так получились отлично звучащие наушники Audeze MM-500, которым каждый пользователь найдёт достойное применение, если почувствует, что это "его" звук.

Выводы

По результатам нашего тестирования мы пришли к выводу, что Audeze MM-500 является эволюционным развитием линейки LCD. Фактически, производитель предлагает самые последние наработки и технологии из своих топ-моделей в более утилитарном исполнении и по более интересной цене. Высочайший комфорт и прекрасный внешний вид отлично сочетаются с фирменным звуком Audeze, который стал ещё на один шаг ближе к идеалу. Мы уверены, что модель MM-500 гарантированно понравится и аудиофилам, и музыкантам в студиях.



Наушники Audeze MM-500 предоставлены на тестирование
официальным представителем в России audeze.su