ADAM S3H — трехполосные активные мониторы среднего поля

Максим Лядов

Новая флагманская S серия активных мониторов ADAM существенно отличается от всех предыдущих моделей. Тут впервые был применён аппаратный DSP, что позволило устранить несовершенство АЧХ и ФЧХ динамиков и точно согласовать все полосы в цифровом кроссовере.

Технические характеристики новой линейки сразу же показывают различия между моделями. В каждой применены новые свои собственные динамики. Различается и мощность усилителя, и зона действия - ближняя, средняя, дальняя. А общее между ними - литой металлический корпус и AMT твитер с фирменным названием S-ART.

S2V S3V S3H S5V S5H
Басовый ELE динамик          
Количество 1 1 2 1

2

Диаметр крепления 182 мм (7") 223 мм (9") 182 мм (7") 320 мм (12") 223 мм (10")
Диаметр катушки 39 мм 
(1.5")
50 мм
 (2")
39 мм 
(1.5")
76 мм
 (3")

76 мм 
(3")

Материал диффузора Hexacone Hexacone Hexacone Hexacone Hexacone
Среднечастотный DCH динамик          
Количество   1 1 1

1

Диаметр крепления   100 мм (4") 100 мм (4") 100 мм (4") 100 мм (4")
Диаметр катушки   60 мм (2.4") 60 мм (2.4") 60 мм (2.4") 60 мм (2.4")
Материал диффузора   Carbon-
Composite
Carbon-
Composite
Carbon-
Composite
Carbon-
Composite
Высокочастотный динамик S-ART          
Количество 1 1 1 1

1

Площадь излучателя 4" 
(2420 мм²)
4"
(2420 мм²)
4"
(2420 мм²)
4"
(2420 мм²)

4"
(2420 мм²)

Эквивалентный размер купольного 56 мм (2.2") 56 мм (2.2") 56 мм (2.2") 56 мм (2.2") 56 мм (2.2")
Ускорение воздуха 4:1 4:1 4:1 4:1

4:1

Усилитель          
Басовый усилитель 1 1 2 1

2

Тип Класс Д Класс Д Класс Д Класс Д Класс Д
Мощность 300 Вт 500 Вт 500 Вт (x2) 700 Вт 700 Вт (x2)
Среднечастотный усилитель   1 1 1

1

Тип   Класс Д Класс Д Класс Д Класс Д
Мощность   300 Вт 300 Вт 300 Вт 300 Вт
Высокочастотный усилитель 1 1 1 1

1

Тип Класс A/Б Класс A/Б Класс A/Б Класс Д Класс Д
Мощность 50 Вт 50 Вт 50 Вт 100 Вт 100 Вт

У мониторов штатно присутствует цифровой вход AES у всех моделей. Также сохранился и аналоговый балансный XLR вход.

  S2V S3V S3H S5V S5H
Настройки          
Чувствительность входа Настраиваемая Настраиваемая Настраиваемая Настраиваемая Настраиваемая
Параметрический EQ 6x 6x 6x 6x 6x
Обрезной ФНЧ 1x 1x 1x 1x 1x
Обрезной ФВЧ 1x 1x 1x 1x 1x
Пресетов 5x 5x 5x 5x 5x
Задержка 0 to 5 мс 0 to 5 мс 0 to 5 мс 0 to 5 мс 0 to 5 мс
Разъёмы          
Аналоговый вход XLR XLR XLR XLR XLR
Импеданс 48 кОм 48 кОм 48 кОм 48 кОм 48 кОм
Максимальный уровень на входе +24 dBu +24 dBu +24 dBu +24 dBu +24 dBu
Цифровой вход AES3 AES3 AES3 AES3 AES3
Общие данные          
АЧХ 35 Гц –  50 кГц 32 Гц –  50 кГц 32 Гц –  50 кГц 26 Гц –  50 кГц 24 Гц –  50 кГц
Кг выше 100 Гц <0,4% <0,4% <0,4% <0,3% <0,3%
Максимальный пиковый SPL с 1 м, пара мониторов ≥ 120 dB ≥ 124 dB ≥ 126 dB ≥ 128 dB ≥ 131 dB
Кроссовер 3 кГц 250 Гц /  3 кГц 250 Гц /  3 кГц 250 Гц /  3 кГц 250 Гц /  3 кГц
Вес 11 кг 25 кг 26.6 кг 52 кг 72.6 кг
Габариты 346 x 222  x 338 мм 536 x 293  x 380 мм 280 x 585  x 380 мм
698 x 390  x 520 мм
430 x 885  x 500 мм

В сегодняшнем обзоре мы рассмотрим профессиональную модель ADAM S3H, с двумя 7" низкочастотными динамиками. Данная модель охватывает и ближнее, и среднее поле. Если необходимо мониторить самые низкие частоты, рекомендуется дистанция до слушателя не менее 3 метров.

Мощный усилитель обязательно необходим в помещении контрольной комнаты студии, которое имеет акустическую обработку - басовые ловушки, звукопоглощение и отражатели на стенах. В таком случае половина звуковой энергии уходит в поглощающие материалы, чтобы исключить ранние и поздние отражения. Таким образом, запас по громкости - очень важен. Обычные мониторы в проф. студии не прозвучат полноценно, будут надрываться и играть с искажениями.

Корпус мониторов - литой металлический, поэтому вес одного монитора - внушительные 26 кг. При этом конструкция очень крепкая и хорошо задемпфирована. Никаких призвуков нет даже на очень высокой громкости. Максимальный SPL у S3H составляет 126 дБ, что намного выше, чем у обычных активных мониторов.

Далее мы приводим перевод с английского информации с сайта производителя:


Новый твитер S-ART также делается вручную на фабрике в Берлине, как и X-ART в предыдущих мониторах ADAM. Из отличий - изменена технология сборки, усилена стадия тестирования. Твитер даёт натуральный звук и динамикой, и правильной передачей резких изменений сигнала.

СЧ динамик 100 мм (4 дюйма) разработан инженерами ADAM Audio для серии S как гибрид из купольного и конического диффузора. Сверхжесткий целиковый излучатель сочетает чистое затухание и линейную АЧХ вплоть до 200 Гц вниз купольного излучателя с преимуществами большого хода конического диффузора, что дает ощутимое улучшение прозрачности в ответственном среднечастотном диапазоне, без искажений даже на высокой громкости.

Материал диффузора в DCH динамике (Dome - купольный, Cone - конический, Hybrid - гибридный) это особый ламинированный композитный углеволоконный материал. До 8 кГц динамик работает в поршневом режиме, не производя изгибных колебаний, даже на высокой громкости. Исключены нежелательные призвуки и резонансы, что позволяет динамику чисто играть во всем диапазоне частот. Сам динамик сдвинут ближе к твитеру S-ART. Часть технологий в DCH динамики взяты из низкочастотного ELE, что касается подвеса диффузора, центрирующей шайбы, магнитной системы, вентиляции, анодирования корзины и большой 65 мм (2,5") катушки. Есть и отличия, например, подвес диффузора сделан из пенистого материала.

НЧ динамик выполнен по технологии ELE, сокращение от Extended Linear Excursion, "расширенный линейный ход". Это фирменная разработка инженеров компании ADAM специально для мониторов S серии. В мониторах были одновременно разработаны 3 компонента: динамик, корпус и ФИ. Динамик был рассчитан инженерными методами и последними технологиями компьютерного моделирования, что дало оптимальное соотношение между его малым весом, внутренним демпфированием и очень жестким сотовым конусом. Корзина была разработана для устранения нежелательных резонансов и искажений. В результате получился басовый динамик, который предлагает профессионалам четкость и прозрачность даже при высоком уровне звукового давления.

Другой важной особенностью излучателя ELE является его центрирующая шайба, которая имеет линейный ход при больших отклонениях в любом направлении, что позволяет воспроизводить низкие частоты без искажений при высоких SPL. Низкочастотная энергия не ограничена, как в аналогичных системах, и динамика исходного звука сохраняется в полной объеме. Если сделать центрирующую шайбу мягкой, то это приведёт к неконтролируемому смещению при высоких SPL. Поэтому в серии S она контролирует движение диффузора при высоком уровне выходного сигнала и возвращает его в исходное положение. Центрирующая шайба чрезвычайно прочная и обеспечивает воспроизведение звука без искажений по всему спектру частот.

Разработанный инженерами компании подвес диффузора также сделан более эластичным, чем многие современные решения. Это увеличивает зону возвратно-поступательного движения диффузора, улучшает динамику и снижает искажения. И наконец, корзина анодирована, что позволяет эффективно отводить тепло, оставляя динамик холодным.

В басовых динамиках также применена фирменная технология SMA (Symmetrical Magnet Assembly), которая расширяет линейную зону магнитного поля, в которой движется катушка, втрое по сравнению с предыдущими динамиками. Таким образом диффузор движется более линейно на бОльшем участке и перемещает бОльшие объемы воздуха, развивая более высокое звуковое давление. Это позволяет динамику точнее воспроизводить низкочастотные колебания без искажений, даже при большем ходе диффузора. Для снижения турбулентности и шумовых призвуков вентиляционные отверстия закруглены.

В моделях S2V, S3H и S3V параболическая форма частей магнитов предотвращает нежелательную модуляцию магнитного поля, существенно снижая гармонические искажения, в то время как противомодуляционные кольца позволяют магнитному полю оставаться симметричным и минимизируют интермодуляционные искажения.

В мониторах имеется цифровая обработка на базе современного DSP. Помимо управления с OLED экранчика цифровым регулятором с нажатием существует и бесплатное приложение ADAM Audio S Control, которое управляет настройками по USB.

Есть подстройка под особенности помещения, его пиков, провалов, перекосов звукопоглощения студии в подавлении разных частот. Имеется 8 полностью настраиваемых параметрических эквалайзеров, обрезные по бокам диапазона и с настраиваемой добротностью в середине. Все настройки можно сохранить в отдельные пресеты.

Прослушивание

Нас смело можно назвать апологетами марки ADAM. Если на момент обзора S3V мы имели всего 3 модели, купленных в личное пользование, то теперь у нас уже 5 всевозможных моделей мониторов ADAM. Это явно нельзя списать на случайное совпадение и говорит об осознанном выборе. Также мы подолгу имели возможность слушать все модели ADAM, от компактных трехдюймовых вариантов с сабвуфером до огромных тяжёлых мейн-мониторов, которые пришлось заносить в помещение впятером.

ADAM S3H является безусловным фаворитом по качеству звука. Они понравились нам намного больше, чем S2V и S3V новой линейки. Высокие частоты по чистоте звука одинаковые во всей линейке, но середина у S3H проработана намного лучше. Также у нас сложилось ощущение, что именно в этой модели полосы согласованы наиболее удачно. В моделях S2V и S3V совсем другой корпус, усилитель и другие динамики. Возможно, что дело ещё в том, что кроссоверы у мониторов полностью цифровые и в свежих прошивках фильтры были улучшены, тогда как младшие модели мы слушали ещё с прошивкой 1.0 на самом раннем старте продаж, поэтому впечатление было не таким позитивным. Не исключено, что в S3H и корпус, и начинка ещё более высококлассные, так как высокий ценник уже позволяет не идти на компромисс по качеству в данной модели. Баса в S3H нам показалось не больше, чем у прочих 7" мониторов. Плюсы баса в том, что он быстрый. Любителям саб-баса строго показан сабвуфер, так как S3H его не заменяют и это не их задача. Если требуется ещё более расширенный диапазон, у производителя есть 10" и 12" динамики в моделях S5V и S5H.

Пресеты производителя имеют довольно большой смысл. Режим Pure, полученный выравниванием АЧХ в безэховой камере, звучит хуже всего. Непонятно, зачем он нужен. Возможно, для тех пуристов, кто слушает не ушами, а измерительными приборами и шумомерами. Но по приборам получается самый унылый звук. Зато UNR, который получен подстройкой звука в реальных студиях, даёт самый лучший вариант, и он же в нашем помещении показал самую ровную АЧХ в точке прослушивания. Ещё один режим, который эмулирует S3A, подойдёт тем, кто привык к характеру классических моделей ADAM. Если же у пользователя будет желание подстроить звучание под свои условия, то все настройки для этого есть.

Измерения

При наших измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:

  • серийный номер микрофона: 92901C
  • чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

Мы измеряли АЧХ мониторов в режиме второго пресета UNR в акустически подготовленном помещении, с басовыми ловушками и акустическими панелями. Так как динамиков 4 штуки и они разнесены в пространстве, то микрофон неизбежно смещён от оси динамиков. Вид АЧХ существенно меняется со сменой положения микрофона. Интересно то, что при смещении слушателя в тех же пределах тембр звука не меняется. Ухо человека очень отличается от измерительного микрофона. Ухо направлено не напрямую на источник звука и существенно осредняет приходящие волны, включая значительную часть отражённой энергии. Поэтому субъективное восприятие тембра не совпадает с графиками из-за несовершенства (методических особенностей) измерений. Тем не менее, мы убедились, что в серии измерений по всему звуковому полю осреднённая АЧХ мониторов ADAM S3H является прямой линией и подтверждает паспортные цифры. Официальный график, полученный в безэховой камере с расстояния 4 метра приводится ниже:

Осталось только пожелать, чтобы для таких крупных мониторов среднего поля у пользователя была соответствующего уровня подготовленная студия. Иначе диапазон до 30 Гц в произвольно взятом помещении приведёт лишь к проблемам со стоячими волнами и не даст мониторам раскрыть свой потенциал.

Также не менее интересен график фазовой линейности, в форме групповой задержки в миллисекундах. До 100 Гц это абсолютно прямая линия, что говорит о хорошем согласовании всех трёх полос. Если не идти на технические компромиссы и требовать ровную линию для всего диапазона, то для достоверного мониторинга неизбежно требуются мейн-мониторы с 12" динамиками и выше, что ещё сильнее накладывает требования к помещению. Таким образом ADAM S3H имеют удачное соотношение массогабаритных параметров к возможностям, ну а совершенству, как и росту цены мониторов, нет предела.

Выводы

Мониторы ADAM S3H понравились нам гораздо больше, чем модели S2V и S3V. На наш взгляд, динамики 7" более удачно перекрывают наиболее важный диапазон частот и дают там хорошую разборчивость, а самые низкие частоты, ниже 50 Гц, всё равно придётся контролировать либо на мейн-мониторах, либо на сабвуфере.

Главное достоинство модели ADAM S3H - очень качественные средние и высокие частоты, высокое звуковое давление в средней зоне. Поэтому мониторы лучше всего подходят в профессиональную звукозаписывающую студию, в контрольную комнату с акустической отделкой. По меркам трехполосной студийной акустики такого класса цена на мониторы является адекватной и интересной.

 


Мониторы ADAM S3H предоставлены на тестирование,
официальными представителями ADAM Audio в России
дистрибьюторским центром PROAUDIO.RU