Микшерный пульт Yamaha MGP 24X — гибрид аналоговых и цифровых технологий
Анна Павлюк
Yamaha может похвастаться богатой историей создания аналоговых и цифровых микшерных пультов. Поэтому, когда компания берется за разработку пульта, совмещающего и аналог, и цифру, нас непременно ожидают интересные технические решения.
После выпуска в 2003 году первых пультов серии MG Yamaha продолжила развивать линейку доступных микшеров вплоть до 2012 года, когда на NAMM были впервые представлены младшие модели новой линейки: MGP12X и MGP16X.
Через год, на Musikmesse во Франкфурте, состоялась премьера MPG24X и MGP32X. Предлагаем ознакомиться с видеороликом производителя:
В пресс-релизе Yamaha позиционировала эти модели как «идеальные для использования в малых и средних залах, в образовательных учреждениях и церквях, а также, во время гастролей».
Казалось бы, зачем продолжать разрабатывать и выпускать аналоговые консоли, когда мир активно переходит на «цифру»? Когда уже за 1000$ на рынке есть устройства не только превосходящие традиционный «аналог» по функциональности, но и полностью управляемые с планшета через Wi-Fi?
Ответов может быть несколько, но самое главное то, что эргономика аналоговых пультов пока превосходит эргономику пультов цифровых. В своём ценовом диапазоне, разумеется.
В аналоговых пультах все элементы управления мгновенно доступны пользователю, всё видно сразу. Ему не нужно лихорадочно искать, на каком слое меню он забыл активировать нужную функцию.
Немаловажны и тактильные ощущения от регуляторов и фейдеров. Если пульт привычен, то можно работать, не глядя на него, ориентируясь только на слух и осязание. С тачскрином планшета это пока невозможно, приходится использовать зрительный канал восприятия. При этом внимание неизбежно рассеивается, что может повлиять на результат работы.
В данной статье мы остановимся на пульте Yamaha MGP24X, цены на который, при покупке в российских интернет-магазинах, колеблются в пределах 57000-64000 руб.
Внешне пульт мало отличается от обычной аналоговой консоли. Элементы управления выделены разными цветами по функциям, что удобно при первом знакомстве с пультом.
В верхнем правом углу, над мастер-секцией расположен встроенный монохромный ЖК-дисплей с кнопками и регуляторами управления цифровыми функциями пульта.
Панель под фейдерами деревянная, а массивный, ударопрочный корпус — из металла с порошковым покрытием. Очевидно, он готов к испытаниям на прочность в турах и на оупен-эйрах. Вес пульта — 15.5 кг, его размеры — 819х565х169 мм.
Если говорит о надёжности, то MGP24X выглядит крепким. Производитель заявляет, что все органы управления расположены так, что энергия удара или давления поглощается корпусом, а наиболее уязвимые электронные части пульта не страдают.
Система охлаждения, призванная продлить срок жизни внутренних компонентов — конвекционная.
По заявлениям производителя, во избежание помех схемы электропитания отделены от сигнальных схем. Встроенный блок питания — импульсный, со стандартным разъёмом. Это позволяет подключать микшер в любой точке земного шара, где есть электрическая розетка с напряжением 100-240 В, даже в потенциально опасных условиях с нестабильным питанием.
В MGP24x, как и в других моделях линейки, количество микрофонных входов несколько меньше, чем общее число входов: их 16, остальные входы — линейные. Общее количество линейных входов действительно 24, если считать левый и правый каналы стерео-входов по отдельности. Консоль содержит два гибридных стереоканала «Stereo Hybrid», о которых мы расскажем чуть ниже.
В MGP24X есть 2 встроенных процессора эффектов.
На каждом моноканале имеется полупараметрический эквалайзер. Есть 8 компрессоров, управляемых одной ручкой. Они присутствуют только на восьми моноканалах с 9 по 16.
Есть и кое-что совсем необычное: гибридные стереоканалы со встроенной динамической обработкой (дакером и левелером) и переключателем стереопанорамы. Всё это реализовано с помощью цифровой обработки.
C помощью DSP реализованы: графический эквалайзер и многополосный компрессор на мастер-шине. Встроенные графические эквалайзеры на мастере — не новинка. Раньше они широко применялись в компактных микшерах, но это были аналоговые приборы. А вот использование встроенного цифрового многополосного компрессора в пультах подобного класса — новшество.
Управление настройками процессоров эффектов, дакера, левелера, графического эквалайзера и компрессора мастер-шины удобнее производить через подключенный кабелем по USB iPhone/iPad. Специальное приложение MGP Editor бесплатно скачивается из Apple Store.
Удалённое управление пультом с iPhone/iPad по Wi-Fi не предусмотрено.
Полная спецификация пульта:
Модель |
Yamaha MGP24X
|
|
Функции микшера |
Каналы |
24 линейных входа (16 моно, 4 стерео) |
Групповые шины |
4 + стерео мастер-шина |
|
AUX |
6 AUX (из них — 2 FX) |
|
Матричные вых. |
1 |
|
Проц. эффектов |
FX1:REV-X(8 программ с контролем параметров)/ FX2:SPX(16 программ с контролем параметров) |
|
Входы/выходы |
Микрофонные вх. |
16 (ФВЧ: 100Гц, 12дБ/окт) |
Фантомное питание |
48В |
|
Линейные входы |
LINE: 16 моно + 4 стерео, CH INSERT: 16 RETURN: 1 стерео |
|
Цифровые вх./вых. |
USB Device, iPod / iPhone |
|
Общие характеристики |
MGP24X |
|
Кг |
0.02% (20Гц-20кГц@ +14dBu) |
|
Частотный диапазон |
+0.5/-1.0dB 20Гц — 20кГц |
|
Собственные шумы |
Эквив. вх. шум |
-128 dBu |
Остаточный вых. шум |
-94 dBu |
|
Перекрёстные искажения |
-74дБ @ 1кГц |
|
Требования к электропитанию |
100-240V 50Гц/60Гц |
|
Потребляемая мощность |
86Вт max |
|
Габариты |
ширина |
819мм (32.2") |
высота |
169мм (6.7") |
|
глубина |
565мм (22.2") |
|
Вес без упаковки |
15.5кг |
Каждый канал имеет 6 посылов на AUX-шины, 5 и 6 посылы предназначены для шины эффектов, хотя, их можно использовать как обычные посылы, используя находящийся рядом с регуляторами AUX5/6 переключатель. Увы, в этом режиме нет возможности выбора PRE/POST, сигнал идёт post fade как на шины эффектов, так и на AUX-шины.
Подсвеченная кнопка включения канала находится над 60 мм фейдером, рядом располагаются светодиоды индикации наличия сигнала и перегрузки.
Светодиодные измерители уровня на мастер-шине могут показывать уровни PFL/AFL и уровень сигнала на групповых шинах.
Каналы 17/18 и 19/20 — «двойного назначения», они могут использоваться как линейные стерео. На этих каналах эквалайзер упростили, убрав регулятор частоты в среднечастотном диапазоне. Компрессор тоже отсутствует, зато посылы на шины такие же, как и на «нормальных» каналах.
Крайняя пара стереоканалов, 21/22 и 23/24 — выделенные каналы Hybrid Stereo. Как и на обычных моноканалах, здесь есть полноценный эквалайзер среднего диапазона, но зато нет ФВЧ на входе. На этих каналах есть кнопки активации дакера и левелера.
Оба процессора эффектов оснащены собственными мастер-регуляторами уровня посыла. Обработанный сигнал возвращается на каналы FX1/2 RTN c фейдерами для регулирования уровня обработанного сигнала. Эти каналы тоже оснащены кнопками включения «подслушки»-PFL и отправки сигнала на групповые и/или мастер-шины. На каналах эффектов имеются полноценные посылы на AUX-шины, что может пригодится, если, например, музыкантам необходимы эффекты в их мониторных миксах.
Выходы AUX-шин оснащены разъёмами XLR, что очень удобно в ситуации с живым звуком, так как усилители мощности и активные сценические мониторы чаще имеют именно такие разъёмы.
Четыре групповые шины контролируются четырьмя фейдерами. Над каждым фейдером есть кнопка отправки сигнала на мастер-шину. Выходы групповых шин оснащены TRS-разъёмами на задней панели, а выходы мастер-шины — как TRS, так и XLR-разъёмами.
Старшие линейки отличаются от младших моделей не только количеством каналов, но и наличием матричной стереошины, на которую сигнал можно подавать с групповых шин и мастер-шины, выход с матричной шины — на разъёмах TRS.
В старших моделях появилась моно-шина, на которую приходит сумма правого и левого каналов с мастер-шины. Производитель предполагает, что моно-шина будет использоваться для подключения сабвуфера или массива сабвуферов, поэтому в меню, доступном только через встроенный экран, на вход шины можно включить ФНЧ с регулируемой частотой среза. Выход с моно-шины — на разъёме XLR.
Отдельно рассмотрим функции, которые являются в той или ной мере новшествами и которые производитель стремится подчеркнуть особо:
D-PRE
На входе каждого моноканала — дискретный микрофонный предусилитель А-класcа c кнопкой включения фантомного питания, фильтром ВЧ 12дБ/окт и аттенюатором/pad на 26 дБ. Для данного вида предусилителей Yamaha использует маркетинговое название D-PRE. В них использована схема с инвертированной парой Дарлингтона. Изначально подобные схемы применялись Yamaha в профессиональной звукозаписывающей аппаратуре Hi-End.
Инвертированная пара Дарлингтона — популярный способ каскадирования биполярных транзистров для использования в ситуациях, где требуется увеличить коэффициент усиления по току: коллекторы двух транзисторов соединены, а с эмиттера первого транзистора ток подаётся на базу второго. Yamaha утверждает, что благодаря использованию этой схемы достигается «мягкое, «ровное» звучание, которое дает серии MGP преимущество по сравнению с любым другим микшером своего класса».
Такие же предусилители устанавливаются в новые пульты MG (третьего поколения), а также в новые аудиоинтерфейсы Steinberg UR-серии.
D-PRE уже успели обзавестись как противниками, так и сторонниками: первые утверждают, что предусилители заметно «окрашивают» звук, и им это не нравится. Вторые, напротив, довольны «окраской» и считают, что она придаёт звуку музыкальность.
Предусилители добавляют сигналу до 60дБ (канальные фейдеры — еще 10дБ, и мастер-фейдеры — еще 10дБ).
Компрессор с одной «ручкой»
Компрессоры, управляемые единственной ручкой, впервые были применены в серии микшеров Yamaha MG и EMX. Сейчас их уже можно найти в консолях начального уровня других производителей. Широкого распространения эта функция пока не получила, благо цены на компрессоры с возможностью настройки всех параметров начинаются от €100.
Компрессоры в MGP24х встроены не во все канальные линейки, а только с 9 по 16. Видимо, всё с той же целью — максимально удешевить продукт. Очевидно, Yamaha предполагает, что первые 8 каналов будут отведены под ритм-секцию с использованием внешних приборов динамической обработки, подключенных через insert'ы.
Одноручечные компрессоры могут стать спасением для новичков или непрофессионалов, не очень понимающих что и зачем они делают, ведь отпадает необходимость устанавливать и настраивать дополнительное оборудование. Но и опытным специалистам, в случае отсутствия времени или ресурсов, они вполне могут пригодится.
На микшерах серии MGP используется новая модификация компрессора: теперь рядом с ручкой компрессора есть светодиодный индикатор, сообщающий о его срабатывании.
Настройками канальных компрессоров нельзя управлять ни через меню пульта, ни c iPad/iPhone через MGP-editor.
Эквалайзер X-pressive EQ
Идея создания эквалайзеров «X-pressive» для аналоговых пультов появилась у Yamaha во время разработки цифровых консолей серии СL. Исследуя характеристики эквалайзеров, завоевавших мировую славу в музыкальной индустрии, специалисты Yamaha пришли к выводу, что «теплоту» и «музыкальность» им придаёт специфическая форма АЧХ.
По заявлениям Yamaha эквалайзеры «X-pressive» воссоздают характеристики своих «винтажных» собратьев.
Эквалайзер — полупараметрический, трёхполосный, «середина» 250Гц-5 кГц настраиваемая, с усилением или ослаблением до 15дБ. ВЧ и НЧ-фильтры — полочные, до 125 Гц и от 8 кГц, соответственно.
Действительно ли эти эквалайзеры звучат лучше, чем обычные, в пультах подобного класса, мы судить не берёмся. Предлагаем вам послушать их и сделать выводы самостоятельно.
Цифровые функции
Гибридный канал
Рассмотрим функции канала Stereo Hybrid Channel
- Priority Ducker
Позволяет автоматически снижать громкость других источников звука при появлении сигнала на микрофонном входе. По завершении речи диктора уровень остальных сигналов возвращается к изначальному значению. Уровень ослабления сигнала может настраиваться. В MGP24X сигнал для дакера можно подать либо с 16-го микрофонного входа, либо с выхода 1-й групповой шины — для выбора источника сигнала в начале гибридного канала имеется переключатель. - Leveler
Интеллектуальный компрессор автоматически выравнивает уровни сигналов, поступающих с различных источников, отличающихся по громкости, что делает прослушивание более комфортным. Эта функция идеальна для небольших мероприятий, где нет звукорежиссера. Можно воспроизводить разноплановый музыкальный материал с внешнего источника, не беспокоясь, что разные уровни громкости будут отвлекать слушателей. - Stereo Image
Функция контроля стереобазы (Stereo Image) позволяет изменять панорамирование стереоисточников звука. Особенно полезна она в стационарных условиях, когда необходима фоновая музыка. Используя опции MONO и BLEND, можно подобрать такую стереобазу, при которой микс будет звучать лучше.
Встроенные процессоры эффектов Advanced REV-X и Classic SPX
Микшерные консоли серии MGP имеют два отдельных процессора эффектов. Ревербератор REV-X имеет три эффекта реверберации: Hall, Room и Plate с возможностью подстройки параметров по вкусу.
Дополнительные эффекты для серии MGP были позаимствованы из знаменитого процессора Yamaha SPX. Это 16 разных цифровых эффектов с частично или полностью редактируемыми параметрами.
Оба процессора могут использоваться одновременно!
Для управления Delay-эффектами на пульте предусмотрена кнопка tap tempo.
Увы, использование подключаемой педали для управления эффектами невозможно.
MGP Editor
MGP Editor — бесплатное программное обеспечение, которое позволяет дополнительно контролировать параметры микшеров MGP-серии при помощи iPhone, iPod touch или iPad.
Интерфейс приложения прост и интуитивно понятен, но не поддерживает функцию поворота экрана в iPhone/iPad. Это несколько затрудняет использование графического эквалайзера. Надеемся, этот недостаток будет исправлен в следующих версиях приложения.
MGP Editor позволяет детально контролировать параметры процессоров эффектов REV-X и SPX, функции гибридного канала (Hybrid Channel): Priority Ducker, Leveler и Attenuator. Для соединения с микшером используется входящий в комплект с iPhone, iPod touch или iPad USB-кабель.
Графический эквалайзер
Управление графическим эквалайзером мастер-шины доступно через встроенный дисплей и MGP Editor.
Эквалайзер работает в двух режимах: 14-полосном и 31-полосном. В 31-полосном режиме для редактирования доступны только 9 полос единовременно.
Настройками для правого и левого канала можно управлять по отдельности.
Можно сохранить в памяти системы до 8 вариантов пользовательских настроек эквалайзера.
Многополосный компрессор
Настройки компрессора, как и эквалайзера, регулируются через встроенный дисплей или MGP Editor. Доступны компрессоры двух типов: стандартный (COMP) и трехполосный (Multi-band).
Мастер-компрессор позволяет уменьшить динамический диапазон сигнала, адаптировав его для воспроизведения в различных условиях, а также защитить акустические системы от перегрузки.
В настройках имеется переключатель точки включения компрессора — Pre Fade или Post Fade.
В памяти системы сохраняется 8 различных настроек компрессора.
Воспроизведение и запись цифровых сигналов
Микшеры MGP серии оснащены встроенным USB-портом для подключения iPod или iPhone в качестве воспроизводящего устройства. Прямое цифровое соединение позволяет убрать лишнее ЦАП, что позитивно сказывается на качестве сигнала. Осуществляется зарядка подключенного устройства.
Функция записи позволяет записывать сигнал с пульта на запоминающее USB-устройство (флеш-накопитель). В качестве источника сигнала можно выбрать выход мастер-шины Stereo Out или Matrix Out 1 / 2. Запись доступна в формате WAV или MP3. Можно воспроизводить аудиофайлы с USB-устройств, направив сигнал в гибридный канал или на мониторный выход. К сожалению, запись с пульта через USB на iPhone/iPad производителем не предусмотрена.
Выводы
Несмотря на хитроумные гибридные технологии «под капотом», Yamaha MGP24x ведёт себя, как типичный аналоговый пульт, готовый к работе после включении кнопки питания.
Организация его контрольной поверхности ясна сразу: нет лишних, смущающих пользователя органов управления в мастер-секции, а простые выделенные цветом регуляторы помогают быстро сориентироваться.
Мы рекомендуем этот пульт для использования в небольших залах с не очень опытным персоналом и ограниченным бюджетом на оборудование.