Yamaha CL5 - звукорежиссерский тест
Дмитрий Сухин
До сегодняшнего дня компания Yamaha, при всем моем уважении к ней, не присутствовала в списке любимых разработчиков цифровых пультов. Однако недавнее знакомство с консолью CL5 заставило меня изменить свое мнение.
Первые впечатление издали – знакомый традиционный дизайн! Рядом – два рэковых блока внешних входов-выходов, без которых теперь никуда не деться - их придется докупать отдельно, передача данных происходит по протоколу Dante. Впечатление вблизи – аккуратный стильный микшер (стоящая рядом консоль M7CL выглядит, на мой взгляд, несколько угловато). Удобный ли? А вот это мы и проверим...
Включаю... Появился знакомый экран и против каждого фейдера загорелись табло, ярко засветились кнопки. Первое желание – отрегулировать яркость кнопок и экрана. Здесь для этого есть регуляторы, причем отдельные для экрана и для энкодеров с кнопками. И тут невольный укор DiGiCo, которые выпустили уже больше десятка моделей, а об этом удобстве для звукорежиссера не озаботились...
Секция Centralogic осталась на своем месте, но претерпела некоторые изменения функций и расположения органов управления, повысивших интуитивность. Теперь дисплей лучше прорисован, заметно повышена его чувствительность и точность отклика, он не торчит инородным телом, а "влит" в одно целое с изящно изогнутой передней панелью. Большинство параметров экрана, вплоть до настройки отображения цветов, можно регулировать. На старшей модели рядом с дисплеем разместился встроенный блок индикаторов уровня. На младших это опция и крепится отдельно сверху. Там же четыре назначаемых энкодера, три из них могут быть диммерами ламп подсветки, кнопок и информационных табло. Рядом с четырьмя кнопками сохранения и вызова сцен появилась пятая — undo.
Заглянем с тыла. На самой консоли расположились еще восемь дополнительных аналоговых входов-выходов на разъемах XLR, цифровой выход AES, порты primary и secondary сети Dante, порт обычного Ethernet, входы-выходы внешней синхронизации, MIDI и знакомые по предыдущим моделям три слота карт Mini-YGDAI. Кстати, вышла карта с процессором Lake – теперь PA-систему можно построить без применения внешнего процессора.
Еще одним результатом дружбы, на сей раз с Audinate и Steinberg, явилась возможность многодорожечной записи и, соответственно, воспроизведения для проведения виртуального саундчека. Впрочем, эта возможность была и раньше с выходом карт Audante, однако теперь это все комплектуется программой Nuendo Live, специально оптимизированной для записи живого концерта версией Nuendo. Еще одно новшество – USB Recorder, дающий возможность записывать звук на USB-флешку и воспроизводить с нее запись. К сожалению, рекордер пишет только в MP3 и с битрейтом не более 196 кБ/с. Воспроизводится тоже MP3, правда, с любым битрейтом.
Углубимся дальше и посмотрим, что нового. Надо признать, часть этого нового давно уже есть у конкурентов, но тут следует заметить, что многие из них въехали в цифровую эру на плечах Yamaha...
Изрядно возросшая мощность процессоров позволила "утяжелить" рэки эффектов и эквалайзеров. Отныне два рэка эквалайзеров содержат 16 третьоктавных графических эквалайзеров (или, в режиме Flex EQ, 32 канала той же третьоктавной эквализации, но с возможностью регулировки только 15 выбранных полос), причем все способны работать одновременно. В рэк эффектов, общее число которых превышает 50, можно поместить 8 одновременно работающих виртуальных приборов. Помимо этих трех рэков имеется четвертый, так называемый Premium Rack. Это продукт развития технологий виртуального цифрового моделирования старых "винтажных" аналоговых приборов, к чему приложили руки и программисты Yamaha, назвав это незатейливо VCM (Virtual Circuitry Modeling). Здесь имеются виртуальные компрессоры и эквалайзеры Руперта Нива серии Portico, динамический эквалайзер, лимитер, моделирующий легендарный UAD, модель ленточного магнитофона, очень похожего на Studer, и другое.
Всякого звукорежиссера интересует, как решен вопрос совместной работы FOH и мониторной консоли, а именно – возможность независимой или не полностью зависимой регулировки входного уровня Gain. Не секрет, что до недавнего времени приходилось прибегать к аналоговым сплиттерам для независимой раздачи сигналов на разные потребители. Не скажу, что Yamaha решила этот вопрос идеально, но регулировка полностью независима, а само решение вполне работоспособно и даже удобно, а для идеального решения на каждый канал потребуется по два преампа и по два АЦП, что будет дороговато. Единственное условие – вменяемый человек за FOH-пультом, и согласитесь, это условие в реальной жизни не всегда выполняется...
В новых пультах серии CL применен аналоговый gain, цифровой gain и кнопка gain compensation. Работает это так: если кнопка не нажата, то один звукорежиссер регулирует аналоговый gain, а второй, если его этот уровень почему-либо не удовлетворяет, подправляет его в ту или другую сторону цифровым регулятором. Если включить систему gain compensation, то при увеличении аналогового усиления на одной консоли второй входной уровень остается стабильным. Примерно так решили этот вопрос некоторые производители цифровых пультов.
Ввиду отсутствия второго пульта серии CL мы с коллегой-представителем Yamaha, решили во время теста "зацепить" имеющийся CL5 со стоявшим рядом M7CL, причем последний использовать в качестве мониторного, и посмотреть, как это все работает. Для соединения использовали обычный "бытовой" интернет-роутер, управляющую программу Dante Controller на компьютере, подключенном к блоку внешних преампов Rio. Подключили, назначили входы-выходы – и все получилось! Поскольку на консоли M7CL нет цифрового gain, то она была "пассивным" получателем сигнала. При активированной функции gain compensation на "активной" CL5 изменение усиления в большую сторону не вызывало никаких изменений уровня на "пассивной" M7CL.
Что оставлено привычного и удобного? Как я уже упоминал, это секция Centralogic. Осталась привычной логика назначения маршрутизации сигнала, patch. Не претерпела больших изменений и функция Sends On Fader.
Появились и новые приятные мелочи. Так, задержку теперь можно включать и регулировать не только на выходах, но и на входах, что будет положительно сказываться на работе с большими оркестрами. В канальном параметрическом эквалайзере отныне можно выключить легким движением любой из четырех фильтров, оставив включенными нужные. На поле фейдеров рядом с энкодерами появилась кнопка, переключающая их функции. Есть два пресетных значения - gain и панорама, а третья свободно назначается. Можно туда назначить, например, регулирование частоты обрезного фильтра (здесь привет фирме AVID).
Да, чуть не забыл! На волне всеобщего айпадового энтузиазма, впрочем, вполне оправданного, на новой консоли появилось гнездо для любимого гаджета.
Напоследок одно небольшое сожаление. Я так и не нашел, как сохранить на флешку и, соответственно, загрузить с нее не все сцены, а только одну или несколько выбранных. Возможно, для этого надо поколдовать с новой функцией Focus, по идее и предназначенной для подобных действий, но это уже выходило за рамки времени, отведенные мне для первого беглого знакомства...
Что касается главного - звука - то мне показалось, что новая консоль будет поинтереснее PM5D, даром, что та может работать на 96 кГц, и уж точно поинтереснее M7CL. После ознакомления с этой консолью представляется, что при разумной ценовой политике серия CL станет таким же хитом, как и M7CL много лет назад.