Тестируем сценические мониторы REC
Дмитрий Сухин
Когда компания Арис предоставила на тестирование сценические 15" мониторы украинской компании REC, мы в Концертном зале Академии им. Гнесиных нарушили нами же установленное правило – работать по возможности на собственном оборудовании, благо оно позволяет. Житомирская компания REC ведет свою историю еще с советских времен и уже тогда продукция отличалась качеством, несопоставимым с тем, чего могли достигнуть тогдашние государственные предприятия при всей их кажущейся мощи и инженерно-интеллектуальном потенциале. Привезенные мониторы мы решили поставить на концерт-фестиваль польского джаза: ведь реальная работа на сцене, да еще с польскими джазменами, по праву считающимися одними из лучших если не в мире, то уж в Старом Свете точно, лучший тест. К тому же с иностранцами гораздо легче работать: они более адекватно воспринимают происходящее...
Наш человек, прежде чем что-то включить, должен это развинтить и поглядеть, что там внутри. Это мы и сделали, сняв верхнюю крышку прилагаемого усилителя. Это оказалось не так просто, поскольку некоторые винты были ввернуты с перекосом и пришлось расслаблять боковой крепеж. Внутри увидели мощный "тор"-трансформатор традиционного блока питания, по бокам туннели радиаторов выходных транзисторов, снабженные парой вентиляторов каждый, батареи конденсаторов большой емкости – словом, добротная аналоговая машина.
Внутренний монтаж сделан тщательно, чисто, совершенно "по-западному". На задней панели полный набор необходимых разъемов. Выходные: Speakon и клеммы под голые провода (такие лучше использовать только в стационарных условиях инсталляции), входные: универсальные XLR, параллельные: джеки и XLR-М. Присутствуют переключатели режимов - Stereo, Mono и Bridge, выключатели встроенных лимитеров и необходимый в таком оборудовании ground lift. Нарисована даже подсказка распайки входных и выходных разъемов. Передняя панель ничем особенным не отличается и содержит минимальный "джентльменский набор": выключатель сети, регуляторы уровня и по три светодиода на каждый канал - Signal, Clip и индикатор срабатывания защиты.
Нам достался усилитель серии CS3400, выдающий по 1700 Вт на канал на нагрузку 4 Ома. Включив по одному монитору на каждый канал, мы были удивлены сильным воем вентиляторов охлаждения, хотя сигнал еще не был подан и усилитель стоял в холостом режиме. Подождали некоторое время, надеясь, что вентиляторы успокоятся, но этого не случилось и пришлось усилитель унести далеко за кулисы, чтобы не выл на весь наш акустический академический зал...
Сами мониторы REC по размерам и внешне оказались почти клонами имеющихся у нас немецких фирмы Kling&Freitag Scena, логично с ними и сравнивать. Совпали угол наклона, форма решетки (хотя здесь сложно придумать что-то новое), даже форма и расположение ручек для переноски... Однако, расположение гнезд подключения – другое, и, подозреваю, более удобное. Не предусматривается включение мониторов в режиме biamp, это нельзя считать недостатком, однако, многие современные 15'' мониторы имеют такую возможность. С другой стороны – это плюс, поскольку отсутствуют переключатели режимов, следовательно, исключена ошибка персонала. Судя по описанию, конструкция коаксиальная – вскрывать мы не стали.
Лабораторного оборудования для полноценного тестирования на физическом уровне у нас не было, поэтому все происходило на уровне ощущений, но ведь музыка – это больше чувства, не так ли? Поскольку Kling&Freitag работают через процессор, а REC напрямую, то любое сравнение кажется не очень корректным. Более того, процессор Kling&Freitag – с обратной связью, а это означает лучшую отработку низов и низкой середины и лучшую импульсную характеристику. Однако, посмотрим, как себя поведут аппараты в реальных музыкально-полевых условиях.
Для начала оценили звучание на фонограммах. REC кажутся заметно ярче, несколько задраны верхняя середина и верха, на что сразу обратили внимание музыканты, но низ и низкая середина этим же и маскировались, что также было заметно. Разгон на максимальную мощность был не очень корректным с технической точки зрения, поскольку усилители разной мощности, а процессор Kling&Freitag оснащен компаратором, отслеживающим поведение динамика на различных нагрузках, чего у аппаратов REC нет. Однако, по достижении уровня, близкому к клипу усилителя (примерно -5-3 дБ), поведение мониторов меняется – у REC появляются слышимые искажения, Scena же держится вплоть до реального клипа.
Теперь поговорим в микрофон. Усиление микрофонного канала – 5 дБ, мастер AUX – 0 дБ по индикаторам пульта на обоих выходах (каждый монитор со своим усилителем был подключен к отдельному AUX-выходу). Микрофон стоит на стойке в положении "к артисту", а наименее чувствительной тыльной стороной – к монитору. Монитор REC кажется значительно ярче, чувствительнее и здесь, но только до тех пор, пока не просвистели первые признаки обратной акустической связи. К сожалению, наш подопытный засвистел гораздо раньше Kling&Freitag: тот держался еще примерно 6-7 дБ – это немало. В положении "микрофон к монитору", то есть когда артист опускает руку с микрофоном вниз и тот "смотрит" прямо в монитор оба подопытных держатся примерно одинаково, может быть, REC сдается на децибел-другой раньше, но это без точных измерений недоказуемо.
В целом, предоставленный нам на пробу комплект оставил хорошее впечатление. Аппарат вполне рабочий, собран крепко, качественно, дизайн продуман. Музыканты, а это, как уже сказано, звезды европейского класса, работающие с самой лучшей аппаратурой, остались довольны звучанием на сцене.
Пожелание к производителю у нас одно: хотелось бы уменьшить шум, издаваемый вентиляторами усилителя, ведь не всегда представится возможность спрятать шумящий усилитель так далеко, как это смогли сделать мы.