M-Audio Code — новая серия MIDI-клавиатур с aftertouch и X/Y контроллером
Григорий Лядов
Компания M-Audio на ежегодной выставке NAMM Show 2015, проходящей в Анахайме, представила новую линейку MIDI-клавиатур Code. Характерными особенностями новых устройств является необычный дизайн, большое количество разнообразных контроллеров и обновленная механика с функцией aftertouch.
Традиционно линейка состоит из нескольких моделей, отличающихся количеством клавиш. Серия Code включает в себя три модели с 25, 49 и 61 полноразмерными клавишами. Производитель заявляет об использовании в появившихся клавиатурах совершенно новой механики. Кроме переработанного механизма самой механики в клавиатурах Code была добавлена функция aftertouch, которая ранее применялась лишь в дорогих клавиатурах производителя.
Важно отметить, что все три модели являются полнофункциональными. Даже двухоктавная клавиатура имеет все возможности старшей модели, но с оговоркой. Количество кнопок, фейдеров и поворотных регуляторов у Code 25 сокращено вдвое.
MIDI-клавиатуры Code оснащены целой группой различных контроллеров. Многие из которых, так или иначе, используются в ранних моделях M-Audio. Что действительно нового в серии, так это X/Y тачконтроллер. Сам по себе X/Y контроллер далеко не новое изобретение,однако до этого не встречался ни в одном другом устройстве M-Audio.
Основные характеристики MIDI-клавиатуры M-Audio Code:
Технические характеристики M-Audio Code | |
Клавиатура | полноразмерные клавиши |
Контроллеры | колеса pitch bend/modulation |
Разъемы | USB-разъем MIDI-вход, MIDI-выход разъем для Sustain педали разъем для Volume педали |
Особенности | большой LCD-дисплей поддержка протокола Mackie Control богатые возможности назначения |
Комплектация | USB-кабель |
Клавиатуры M-Audio Code имеют большой экран с крупным символами, отображающий настройки и изменяемый параметр в текущий момент времени. Основные кнопки управления сосредоточены удобно под дисплеем.
Из наиболее интересного следует отметить отдельно выведенные кнопки управления зонами. Здесь предусмотрена возможность разделения клавиатуры на 4 зоны. Подсвечивающиеся кнопки с цифрами указывают на задействованный режим. Каждую из зон, можно назначить на определенный MIDI канал, для управления несколькими виртуальными инструментами, моментально переключаться между ними или играть одновременно. Кроме этого для каждой зоны отдельно можно указать октавное и хроматическое смещение.
Для управления секвенсором и различными параметрами виртуальных инструментов предусмотрено 9 фейдеров, 9 подсвечивающихся кнопок и 8 безупорных регуляторов. Каждая группа контроллеров может работать в нескольких режимах, которые по кругу переключаются специальными подсвечивающимися кнопками FADER MODE, BUTTON MODE и ENCODER MODE.
В клавиатуре имеется три режима MIDI, HID и MACKIE/HUI, позволяющие управлять совершенно различными функциями. При этом можно мгновенно переключаться из одного режима в другой. Для удобства работы кнопки в разных режимах подсвечиваются разными цветами.
Например в режиме MACKIE/HUI кнопками управляются функции микшера, в режиме MIDI - параметрами виртуального инструмента, а в режиме HID - графическим интерфейсом и различными клавишными макросами и командами (вырезать, скопировать, вставить, удалить). В дополнение к этому в режимах MIDI и HID предусмотрено по четыре пресета с предустановленными настройками.
К примеру, для секвенсора Cubase кнопки в первом пресете соответствуют функциям транспортной панели (старт, стоп, пауза, панч, метроном, открытие окна микшера, окна видеоплеера), второй пресет управляет режимами курсора (ластик, ножницы, клей, рука, зум), третий пресет позволяет редактировать поле треков (выделить, деактивировать, копировать, удалить), а в четвертом изменяется графический интерфейс секвенсора (масштаб и положение окон, микшера и прочее).
На первый взгляд такие богатые возможности выглядят излишними, а управление несколько запутанным, однако в последствии подобная гибкость может очень пригодиться в сложных сетапах и живом исполнении.
Более подробно хочется рассказать про X/Y контроллер. В данном случае контроллер представляет собой тачпад, позволяющий изменять значение параметров в двух направлениях по осям X и Y. Управление возможно как в одном из направлений, так и одновременно в двух. Безусловно тачпад X/Y является наиболее применимым в сценическом использовании при живом исполнении. Можно назначить различные параметры эффекта, фильтра, эквалайзера и эффектно ими управлять.
Любопытно, что данный тачконтроллер имеет три режима работы. Режим MIDI изменяет значение назначенного параметра. В режиме NOTE перемещение по разным осям будет изменять высоту ноты и шаг перемещения. Режим HID предполагает управление курсора мыши. Здесь необходимо отметить, что в клавиатурах M-Audio Code используется резистивный тачпад и для точного срабатывания приходится прикладывать определенное усилие. К сожалению, ничего общего с работой тачпадов ноутбука у X/Y контроллера нет, его точность оставляет желать лучшего.
Одной из характерных особенностей всей серии клавиатур является нетрадиционное расположение пэдов. В отличии от многих других MIDI-клавиатур пэды находятся с левой стороны. Кроме этого они достаточно крупные и расположены с краю корпуса, а не над клавишами. На наш взгляд такое расположение пэдов является идеальным решением, во всех отношениях. Теперь они находятся близко, с удобной стороны и никаких перекрестий или смены рук при одновременной игре на пэдах и клавиатуре.
В настройках чувствительности пэдов предусмотрено 10 режимов: 4 вида кривых велосити, 3 варианта с фиксированным значением, а также режимы в которых доступно лишь по два, три и четыре значения.
К сожалению, пэды в клавиатурах Code не такие, как в контроллере M-Audio Trigger Finger Pro. Во всяком случае ощущения от игры отличаются. В клавиатурах Code пэды более тугие и менее чувствительные. И хотя пэды достаточно больших размеров процент срабатывания при нажатии выше там, где удар приходится ближе к центру. Мы опробовали все варианты настроек чувствительности и к ощущениям аналогичным Trigger Finger Pro не приблизились. Однако, это не значит что пэды MIDI-клавиатур Code плохие, они большие и удобные, хотя немного отличаются.
Все без исключения MIDI-клавиатуры Code оснащены полноразмерной клавиатурой с синтезаторной механикой и функцией Aftertouch. Для удобства игры предусмотрено 4 вида кривых велосити и три режима с фиксированным значением на выбор, 64, 100 и 127.
На наш взгляд, для синтезаторного типа механика клавиатур Code получилась достаточно хорошей. Клавиши сравнительно легкие и имеют быстрый возврат.
Подключение MIDI-клавиатуры к компьютеру осуществляется через USB-порт. При таком подключении питание берется от шины USB. Для использования Code с внешними MIDI-устройствами понадобиться блок питания, который в комплект не входит.
Клавиатуры Code предназначены для работы в наиболее распространенных музыкальных программах, в первую очередь, с виртуальными инструментами AIR Hybrid и AIR Loom. Для корректной работы набортных контролеров с данными плагинами предусмотрено 12 предустановленных пресетов:
- General ASCII - General MIDI
- Ableton Live - Hybrid
- Ableton Live - Loom
- Pro Tools - Hybrid
- Pro Tools - Loom
- Cubase - Hybrid
- Cubase - Loom
- Logic Pro - Hybrid
- Logic Pro - Loom
- Bitwig Studio - Hybrid
- Bitwig Studio - Loom
- Ableton Live - Hybrid, Loom
Разумеется можно создать свой пресет с индивидуальными настройками, такая возможность в клавиатурах Code также имеется.
В комплекте с устройством идут программа Ableton Live Lite и два полноценных виртуальных синтезатора от производителя AIR Music Technology.
Инструмент Hybrid 3.0 представляет собой синтезатор с шестью осцилляторами субтрактивного и табличноволнового синтеза. Насчитывает порядка 1200 пресетов различных тембров, отсортированных по типу звучания. Примеры звучания можно послушать на официальной странице производителя в разделе аудиодемо.
Инструмент Loom является мощным модулярным аддитивным синтезатором с управлением морфинга, удобно осуществляемым тачконтроллером MIDI-клавиатуры Code. В специальном поле можно запрограмировать поведение курсора или управлять им в реальном времени с помощью тачпада. Примеры звучания синтезатора Loom доступны на официальной странице в разделе аудиодемо.
Вывод
На первый взгляд рассматриваемые клавиатуры M-Audio Code выглядят обычными клавишами с большим количеством контроллеров. Однако при более пристальном рассмотрении они представляются нам очень интересным устройствами с большим потенциалом и скрытыми возможностями. Производителем упор сделан явно на удобство и простоту работы в секвенсорах прямо с MIDI-клавиатуры. Богатые возможности и гибкая настройка позволяют с равным успехом использовать устройство как в студии, так и при живом исполнении. Оперативная смена режимов работы контроллеров существенно расширяет возможности MIDI-клавиатуры, благодаря чему может быть использована в самых разных и неожиданных сетапах.
Стоимость MIDI-клавиатур Code в нашей стране составляет порядка 22 тыс. рублей за Code 25, 28 тыс. рублей за Code 49 и 33 тыс. за старшую модель Code 61.